Конспект урока по математике для 4 класса
план-конспект урока по математике (4 класс)

Хайбулина Анастасия Равильевна

Тема урока: "Приемы письменного вычитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_matematike_4_klass_khaybulina_a_pnk_42.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Математика Дата: 16.09.2020

Класс:  Учитель: Павлова Л. И.

Студент: Хайбулина Анастасия Равильевна

Технологическая карта

Тема урока

Приемы письменного вычитания

Тип  урока

открытие новых знаний

Образовательные  цель и задачи

Цель урока:

познакомить учащихся с письменными приемами вычитания.

Задачи: 

  1. Образовательные: Закрепить умение читать, записывать многозначные числа.
  2. Развивающие: Развивать вычислительные навыки, навыки устного счета, внимание, математическую речь, логическое мышление.
  3. Воспитательные: Воспитывать дисциплинированность, взаимопонимание, умения работать друг с другом, интерес к предмету.

Планируемые результаты

Познавательные:

– строить речевое высказывание в устной и письменной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

Коммуникативные:

– формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнера;

Регулятивные:

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия;

Личностные  результаты

 – умение формировать собственное мнение и позицию, оценивать свою деятельность, развивать межличностные отношения.

Ресурсы  урока

Учебник М. И. Моро, ч.2, стр. 14; электронная презентация; раздаточный материал; проектор;

Межпредметные связи

Литература,  математика, русский язык.

Организация пространства

Фронтальная, индивидуальная, самостоятельная; частично – поисковый.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотиваия к учебной деятельности

- Здравствуйте ребята, меня зовут Анастасия Равильевна, сегодня урок математики у вас проведу я.

- Ребята, а вы любите математику?

- Это хорошо, ведь математика — это очень интересный предмет.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок

Предлагаю подружиться

И всем вместе потрудиться.

- Я прошу вас, ребята, быть внимательными и активными.

Приветствие.

Да

Лич:

- Имеют мотивацию к учебной деятельности.

Рег.:

- Формулируют учебную задачу урока.

2. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

- Записывайте в тетрадях только ответы.

1. 25 увеличить в 100 раз.

2. Чему равно второе слагаемое, если первое слагаемое- 60, а сумма- 310?

3. Найди частное 360 и 4.

4. 500 без 59.

5. На сколько надо увеличить 25, чтобы получить 170?

6. Сколько килограммов в 8 т?

7. Сколько дней в 3 неделях?

8. Найди произведение 7 и 400.

9. 2000 г сколько это кг?

10. Отцу 36 лет, сын в 4 раза моложе отца. Сколько лет сыну?

- А сейчас давайте проведем взаимопроверку. Поменяйтесь тетрадями со своим соседом по парте и проверьте друг друга.

2500, 250, 90, 441, 145, 8000 кг, 21, 2800, 2кг, 9лет.

- А сейчас каждый сам себя оценит, но только должно быть честно.

Критерии оценок:

Кто не допустил ни одной ошибки «5».

У кого 1 ошибка «4»

У кого 2, 3 ошибки «3».

Записывают правильные ответы

Меняются тетрадями, проверяют работы.

Оценивают свои работы.

Рег.:

-Использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий.

Позн.:

- Строить речевые высказывания в устной форме.

Ком.:

- Слушать и понимать друг друга;

- высказывать свое мнение при обсуждении задания.

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

3.  Выявление места и причины затруднений. Открытие новых знаний.

Построение проекта выхода из затруднения.

- Марина и Петя решили вот такие примеры.

Марина: 578+367=945

Петя: 463- 285=278

- Объясните, приём вычисления и проверьте, нет ли у них ошибок.

- Марина и Петя пользовались алгоритмом письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел.

- Кто помнит алгоритм письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел?

- Правильно, молодцы.

- У нас в классе в предметах спрятались цифры. Кто их сможет отыскать?

- Назовите и запишите 6 цифр.

(6 ламп, 2 окна, 1 доска, 4 стенда, 3 горшка на стене.)

- Используя эти цифры, запишите самое большое число.

- Обсудите в парах.

- Запишите самое маленькое число.

- Как называются такие числа?

(многозначные)

- Почему?

(Много знаков)

- Кто сможет найти сумму этих чисел?

- Что значит найти сумму?

(Сложить)

- Как называются числа при сложении?

- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно составить алгоритм решения.

- Что такое алгоритм?

(Ход наших действий, шаги)

- Сейчас вы самостоятельно попробуете его составить. 

- У вас на партах карточки, на которых напечатаны разные действия алгоритма. Работая и обсуждая в парах, составьте алгоритм для сложения и вычитания многозначных чисел. Определите последовательность действий, пронумеруйте по порядку.

(Один у доски решает и комментирует)

- Что изменилось в алгоритме сложения многозначных чисел, по сравнению с трехзначными числами?

(появились разряды 2 класса)

- Кто сможет найти, на сколько, одно число больше другого?

(один комментирует у доски)

- Что изменилось в алгоритме вычитания многозначных чисел по сравнению с трехзначными числами?

(Появились разряды 2 класса)

- Проанализируйте только что проведенную нами работу и попытайтесь определить тему нашего урока.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

Марина все вычисления выполнила верно. Петя допустил ошибку. Правильный ответ: 178.

1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.

2. Складываю единицы.

3. Складываю десятки.

4. Складываю сотни.

5. Читаю ответ.

«Письменное сложение и вычитание многозначных чисел».

 Научиться выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.

Рег.:

-Использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений.

Ком.:

- Высказывать свое мнение при обсуждении задания.

4.  Первичное закрепление с проговариванием внешней речи

1. Повторение приема вычитания

— Запишите пример. 405 -136 (269)

— Можно ли из 5 единиц вычесть 6 единиц? 

— Что будем делать? 

— Отдельных десятков нет. Что делать? 

— Что это значит? 

— Из 10 десятков возьмем 1 десяток. Сколько десятков останется?

 — Замените 1 десяток единицами. 

— А сколько единиц уже есть в числе 405? 

— Таким образом, сколько единиц стало?  Вычитаем. Получаем 9 единиц, 6 десятков, 2 сотни, т. е. 269.

Нельзя.

Занимать 1 десяток.

Занять 1 сотню.

Мы займем 10 десятков.

9.

10.

5

15.

Рег.:

- Учить  самооценке самоконтролю  выполняемой  работы.

5.  Реализация построенного проекта

Работа по учебнику.
- Обратите внимание на с. 60 № 262

- Прочитайте задание.

 - Сейчас давайте прочитаем 1 строку примера вместе.

- А 2 строку попробуйте выполнить, работая в парах.

 -Только ли в примерах могут быть многозначные числа?

-А может ли встретиться задача с многозначными числами?

- Послушайте интересную информацию и запишите числа цифрами в столбик:

  В 2016 году в России собрали 232тыс тонны зерновых культур, бобовых культур – 40 тонн, овощей собрано 92тыс тонны, картофеля 229тыс тонн.

- Внимание на доску правильные ответы.

232 000, 40 000, 92 000, 229 000

А на самоподготовке посчитать - сколько тонн урожая собрали в 2016 году?

 Молодцы хорошо посчитали!!!

Вычисли записывая решение столбиком, и проверь сложение вычитанием, а вычитание сложением.

Нет

Да

Рег.:

- Осознают качество и уровень усвоения.

Ком.:

- взаимно контролируют деятельность друг друга.

Позн.:

- создают алгоритм деятельности;

- строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы.

6.  Физминутка (20 – 25 мин. провести)                                                                                      

- А сейчас давайте немного отдохнем, а затем продолжим урок.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

 Ручками похлопали,

 Покружились, повертелись,

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Выполняют упражнения

7.  Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону.

  1. – Вот мы отдохнули, а сейчас продолжаем работать.
  2. – Сейчас вы будете работать самостоятельно.
  3. – Первый ряд вы будете первый вариант, второй ряд – второй. Первый вариант будет решать задачу под номером 263 на странице 60. А второй вариант будет решать задачу под номером 264 на той же странице. А затем мы проверим как вы решили задачи. Внимательно читайте условие задачи.
  4. – Первые кто решит задачи, получат оценку в журнал.
  5. – Время вышло, давайте проверим что вы решили.
  6. – Кто озвучит в первом варианте решение задачи?
  7. – Сколько действий у тебя получилось?
  8. – Что ты узнал в первом действии?
  9. – Назови первое действие. Сколько получилось?

- Правильно. А что ты узнал во втором действии?

- Назови второе действие. Сколько получилось?

- Правильно. А что ты узнал в третьем действии?

- Назови третье действие. Сколько получилось?

- Назови ответ полностью.

- Поднимите руки у кого получился такой же ответ. Вы молодцы ставьте себе на полях оценку.

- А кто озвучит варианте решение задачи во втором варианте?

– Сколько действий у тебя получилось?

- Что ты узнал в первом действии?

– Назови первое действие. Сколько получилось?

- Правильно. А что ты узнал во втором действии?

- Назови второе действие. Сколько получилось?

- Правильно. Назови ответ полностью.

- Поднимите руки у кого получился такой же ответ. Вы молодцы ставьте себе на полях оценку.

Каждый решает задачу, которую сказал учитель.

3 действия

Сколько всего человек было в семьях, состоящих из 3 – х человек.

18 * 3 = 54 (ч.)

Сколько всего человек было в семьях, состоящих из 4 – х человек.

16 * 4 = 64 (ч.)

Сколько всего человек.

54 + 64 = 118(ч.)

118 человек всего.

2 действия

Сколько книг осталось

327 – 246 = 81(кн.)

Сколько книг было в библиотеке

327 + 81 =408(кн.)

408 книг всего было в библиотеке.

Рег.:

-Использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений при выполнении учебных заданий;

Ком.:

- слушать и понимать друг друга;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.

8.  Включение в систему знаний.

-Мне понравилось, с каким интересом вы работали на уроке, как рассуждали, делали выводы.

 - Подведём итоги урока. Закончите мои высказывания.

- Тема нашего урока……

- Мы учились….

(Учились выполнять сложение и вычитание многозначных чисел)

- Назовите самое большое из них число, которое получилось сегодня на уроке?  

- Назовите самое маленькое из них число, которое получилось сегодня на уроке?

-Как выполняется письменное сложение и вычитание многозначных чисел? (строго по алгоритму)

-Какое задание было интересным?

-Какое задание было сложным?

 Отвечают на поставленные вопросы учителя

Ответы детей

Рег.:

- учить  самооценке самоконтролю  выполняемой  работы.

9. Рефлексия деятельности.

-  На доске вы видите предложения, сейчас начиная с первой парты вы встанете и ответите на них. С места не выкрикиваем. Итак;

«Я научился...»,

«Я сегодня узнал…»,

«Мне было интересно…»,

«Мне было трудно…».

- Урок окончен. До свидания!

Оценивают свою работу на уроке.

Прощаются.

Лич.:

- оцените собственную учебную деятельность.

Методист: Гринченко М. П.  _____________                            Учитель: Павлова Л. И.      _____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по математике, 3 класс. Тема: " Математика в мире профессий"

Цель урока: рассказать детям о значении математики в жизни человека, и как математика испольуется в разных профессиях....

Конспект урока по математике. 4 класс. Тема урока: свойства диагоналей прямоугольника.

Тип урока: изучение нового материала. конспект урока разработан по учебнику "Математика", 4 класс, М.И. Моро....

конспект урока по математике 4 класс "Олимпийские игры по математике"

конспект урока по математике 4 класс "Олимпийские игры по математике" ...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...