Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 класса
методическая разработка по математике (1 класс)

Чернова Ольга Викторовна

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по математике для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий

по математике для 1 класса

Тема

Содержание

Зачем нужна математика.

Цель: формирование интереса к предмету, развитие логического мышления:

Задания

Расскажите по картинкам для чего необходимо изучать математику, дополните своими примерами.

Работа в тетради

- Прочитай стихотворение, подчеркни строки, где говорится о том, зачем нужна математика.

- Обведи в кружок картинки с профессиями, для которых необходимо хорошо знать математику, назови их.

- Найди лишний предмет, объясни, почему он лишний.

- Нарисуй узор по клеточкам.

Формирование пространственных представлений.

Цель: развитие пространственных представлений, формировать умение работать по инструкции

Задания

- Игра «Логические концовки». Учащимся предлагается закончить фразы.

Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).

Если 2 больше одного, то один... (меньше двух).

Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры).

Если правая рука справа, то левая... (слева).

-Выкладывание узора по образцу из счетных палочек

Работа в тетради

- Продолжи узор по клеточкам.

- Повтори рисунок по клеточкам и раскрась его.

- Дополни вторую половину узора по клеточкам.

Формирование пространственных представлений.

  Цель: формирование пространственных представлений.

  Задания

- Игра «Найди клад». Учитель прячет какую-нибудь вещь и ученик, двигаясь по инструкции учителя (влево, вправо, вперед, назад) должен её найти.

Работа в тетради

-- Считай клеточки и рисуй, не отрывая карандаш от бумаги, раскрась то, что у тебя получилось.

 - Рассмотри картинку, расскажи, что где расположено, нарисуй в правом верхнем углу цветок, в левом нижнем углу солнышко.

 - Раскрась ракеты разными карандашами в зависимости от направления полета.

 - Нарисуй  яблоко, справа от него нарисуй конфету, а слева чашку.

Учимся считать.

Решение примеров и задач в пределах десяти.

Формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Игра «Математический мячик». Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например, 8. Играющий должен поймать мяч и назвать смежные числа — 7 и 9 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

- Решение задач в стихах

Работа в тетради

- «Помоги ежику собрать грибы в корзину» решение примеров

- Какие числа пропущены? Вставь нужные числа

- Проведи стрелки к числу, большему, чем предыдущее

- Соедини примеры с ответами

Нахождение неизвестного числа.

Цель: формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Игра «По порядку номеров» Две команды располагаются лицом к классу. У ведущего — два комплекта карточек разного цвета с числами числового ряда. Перед началом игры ведущий перемешивает карточки каждого комплекта и по одной прикрепляет на спины играющих. Ни один из играющих не знает, какое число на его карточке. Узнать это каждый может лишь у своего соседа. По сигналу игроки команд должны построится так, чтобы числа на их карточках были расположены по порядку.

- Решение шуточных задач.

Работа в тетради

- Найди  две одинаковые картинки и раскрась их.

- Назови по порядку все числа, раскрась число, которое называют при счете за числом 7; перед числом 4, между числами 6 и 8.

- Реши цепочку примеров.

- Соедини линией  пример и ответ.

Составление и решение математических выражений.

Цель: формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

 -Игра «Цепочка». Учитель бросает мяч ученику и составляет пример на прибавление или вычитание 1. Ученик, получивший мяч, называет ответ примера и возвращает мяч учителю и т. д.

- Решение задач в стихах

- Работа с игрой  «Танграм».

Работа в тетради

- Найди лишний предмет и раскрась его, назови одним словом оставшиеся примеры.

- Реши примеры, вставь нужные числа.

- Составь и реши примеры по картинкам.

- Впиши в кружки нужные числа.

Решение математических  выражений.

Цель: формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Игра «Цепочка» Учитель, бросая мяч, называет число 10, затем 9 и т. д. Поочередно он дает ученикам задание: «Назвать число на 1 меньше». Каждый, получивший мяч, называет нужное число.

- Составление узора по образцу из геометрических фигур

Работа в тетради

- Соедини картинку с нужным примером.

- «Змейка».Выполни действия, запиши ответы в кружках.

- Реши задачи, впиши ответы в пустые клеточки.

- Дорисуй в таблице круг, треугольник, квадрат, чтобы они не повторялись ни в строках, ни в столбиках.

Счет в пределах десяти.

Цель: формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

-Игра «Знают все свои места!». Учащиеся получают карточку с примером, расходятся по классу, по команде учителя необходимо как можно быстрее подойти к карточке с ответом.

- «Математическое лото».

Работа в тетради

- Впиши пропущенные числа.

- «Лабиринт» запиши результаты вычислений.

- Найди закономерность и впиши числа.

-«Математические бусы» Расставь недостающие знаки арифметических действий.

Сравнение математических выражений.

Цель: формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Математическое домино «Больше, меньше и равно».

- Игра «Больше-меньше». Двум учащимся раздаются карточки с числами. Задача третьего ученика встать между ними, подобрав карточку с нужным знаком.

Работа в тетради

- Нарисуй фигуры по точкам

- «Крокодил» Подобрать необходимые числа к данным знакам

- Дорисуй картинку, допиши недостающие числа

- Сравни числа

Знаки арифметических действий.

Цель: формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Игра «Передай кубик». По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по очереди, с названием чисел по порядку, пока не возвратится обратно на первую парту. Затем точно так же передают кубик с названием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.

- Решение задач в стихах

Работа в тетради

- Дополни пример нужными числами

- Расставьте необходимые знаки арифметических действий

- Разделите поровну  шоколадки для близнецов: раскрасьте их разными цветами.

- Опустите письма в нужные почтовые ящики: соедините примеры с ответами.

Компоненты сложения и вычитания.

Цель: формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Игра «Поезд». На доске - иллюстрация поезда, вагоны расставлены в беспорядке. Детям объявляют, что числа заблудились. Дети расставляют цифры, обозначающие числа второго десятка.

- Игра «Узнай, как называется и вычисли». Учитель бросает ученикам мяч, называя компоненты действий, учащиеся должны вычислить и вернуть мяч учителю.

- «Математическое лото.

Работа в тетради

- От цепочек отсоединились звенья: впиши числа и знаки действий, вычисли.

- «Помоги машине доехать до своего гаража» соедини пример и ответ.

- Составь и реши примеры по рисунку.

- Посмотри на рисунки и составь соответствующие примеры, назови компоненты действий.

Решение примеров и задач.

Цель: формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Игра «Живые числа». Ученики получают таблички с числами. Каждый крепит свою табличку на грудь. Учитель дает команду: «Числа, встаньте по порядку!». Участники игры становятся в шеренгу, лицом к классу и пересчитываются (прямой и обратный счет).

- Решение задач в стихах.

Работа в тетради

- Составь и запиши примеры по картинкам.

- Вставь в примеры  пропущенные числа.

- Соедините линиями примеры, у которых одинаковые ответы.

- Соедините линиями числа, чтобы в сумме получилось 10.

Решение задач.

Учимся решать задачи.

Цель: формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Решение задач в стихах.

- «Кто больше?»: составь задачу по сюжетной картинке.

Работа в тетради

- Составьте задачу по картинке и решите её.

- Придумай задачу по краткой записи и реши её.

- Реши задачи, раскрась рисунок.

- Расставьте знаки «больше», «меньше,», «равно».

Составление и решение задач.

Цель: формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Придумай задачу по картинке и реши её.

- Игра «Собери ромашку». Соединить примеры с ответом.

-Загадка про белку. Учитель делит класс на две команды, первая команда составляет задачу про белку, вторая команда решает её, затем меняются местами.

- Работа в тетради

- Придумай задачу по картинке и реши её.

- Дополни краткую запись подходящими числами и реши задачу.

- Расставь недостающие знаки арифметических действий.

- Реши задачу. Измени вопрос задачи, чтобы она решалась действием сложения.

Простые и составные  задачи.

Цель: формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Решение  шуточных задач.

- Составление задач по сюжетным картинкам.

Работа в тетради 

- Выберите вопрос задачи, чтобы она решалась в два действия. Решите задачу.

- Выберите из двух задач составную задачу. Составьте план ее решения.

- Составь  задачу по схеме  и реши её.

- Составь задачу по картинке и реши ее.

Решение задач в два действия.

Цель: формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Игра «Веселый счет». Учитель бросает  ученику - мяч и называет пример, задача ученика решить пример и вернуть мяч.

- Игра «Придумай задачу». Работа в паре. Один ученик придумывает задачу, а второй решает её, потом они меняются ролями.

- Игра «Веселый счет». Учитель бросает ученику мяч и называет пример, задача ученика решить пример и вернуть мяч.

Работа в тетради

- Дополните схему числами, составьте и решите задачу.

- Дополните задачи вопросами и решите их.

- Решите цепочку примеров.

- Составьте задачу по картинке и решите её.

Задачи по сказкам.

Цель: формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Игра «Назовите числа». Учащиеся называют по очереди числа от 1 до 20 , через один ( например 1,3,5 и т.д)

- Решение задач про сказочных героев.

Работа в тетради

- Впиши пропущенные числа.

- Расставь подходящие числа.

- Соедини рисунок по точкам и раскрась его.

- Математическая раскраска».

Решение математических выражений.

Цель: формирование счетных навыков, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Игра «Составь из палочек». Нужно составить изображение по образцу, сосчитать количество палочек.

- Игра «Сколько лет». Учитель прикрепляет к доске контурный рисунок человека или животного, состоящий из одних чисел. Дети дают ему какое-то имя. Учитель спрашивает: «Знаете ли вы, сколько лет человечку (животному)? Назовите, из каких чисел состоит рисунок, сложите их и узнайте, сколько ему лет».

Работа в тетради

- Заполни числами таблицу.

- «Какие числа загадали ребята? Вставьте пропущенные числа.

- Вычислите значения выражений, расставьте числа  в нужном порядке и отгадайте слово.

- «Математическая раскраска».

Мир геометрии.

Геометрические фигуры.

Цель: формирование пространственных представлений, развитие произвольного внимания ,логического мышления.

Задания

- Составить узор по образцу из геометрических фигур; назвать фигуры и сосчитать их.

Работа в тетради

- Нарисуй фигуры по точкам.

- Посчитай и запиши название и количество геометрических фигур.

- Вставь в квадраты пропущенные числа и назови их по порядку.

- Раскрась те геометрические фигуры, из которых состоит рисунок.

Конструирование из геометрических фигур.

Цель: формирование пространственных представлений, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Игра «Повтори узор». Необходимо справа выложить такой же узор,  как слева.

- Отгадывание загадок о геометрических фигурах. 

-- На эту фигуру ты посмотри:
У нее углов лишь три. 
Ты назвать ее, наверное, готов 
По количеству углов. (Треугольник.)
-- Имею я три стороны,
Имею три угла.
Меня ты быстро назовешь,
Об этом знаю я.
Ведь знает каждый школьник, 
Меня - я… (треугольник).
-- Я фигура – хоть куда,
Очень ровная бываю всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я… (квадрат).
-- Не треугольник и не круг, 
И овалу я не друг. 
Прямоугольнику я брат, 
Ведь зовут меня ...(квадрат).
-- Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И всё же, похож на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны, две - покороче. (Четырехугольник.)
-- Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…(четырехугольник).

Работа в тетради

- Посчитай количество фигур  в рисунке и запиши.

- Раскрась геометрические фигуры нужным цветом.

- «На что похоже?». Дорисуй  изображение на основе геометрических фигур.

- Раскрась геометрические фигуры, из которых составлена «Рыбка».

Конструирование из геометрических фигур.

Цель: формирование пространственных представлений, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

Работа с  игрой «Танграм».

Работа в тетради

- Соедини точки по порядку. Какие фигуры у тебя получились. Сосчитай у них углы.

- Поставь точки и черточки в фигуру по образцу.

- Нарисуй в пустых клеточках такие же фигуры.

- Назови и раскрась нужную геометрическую фигуру.

Многоугольник.

Цель: формирование пространственных представлений, развитие произвольного внимания, логического мышления

Задания

- Игра «Чудесный мешочек». Учащиеся должны на ощупь определить и назвать геометрическую фигуру.

- Конструирование многоугольников из счетных палочек

Работа в тетради

- Назови геометрические фигуры, запиши в клеточках количество углов.

- Объемные фигуры раскрась красным цветом, плоские – синим.

- Дорисуй вторую половину салфетки, назови  и раскрась геометрические фигуры.

- Помоги собрать разрезанные фигуры, соедини их линиями, назови, какие фигуры получатся.

Отрезки.

Цель: формирование пространственных представлений, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Игра «Угадай, что спрятали». На столе перед учащимися карточки  с изображением геометрических фигур. Учитель предлагает ученикам закрыть глаза и прячет одну карточку. После условного знака ученики открывают глаза и говорят, что спрятано.

- Конструирование из счетных палочек.

Работа в тетради

- Обведи отрезки красным карандашом, а линии синим.

- Дорисуй отрезок по точкам, измерь и подпиши его длину.

- Рассмотри отрезки, обведи самый длинный отрезок красным цветом, самый короткий - коричневым, а два одинаковых зеленым

- Рассмотри ломаные линии, запиши количество звеньев в каждой их них.

Занимательная математика.

Математические головоломки.

Цель: формирование представлений об окружающем мире, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Решение задач  в стихах.

- «Математическое домино».

Работа в тетради

-  Отгадайте ребусы и запишите ответ.

- Догадайтесь, какие числа пропущены в «Математическом квадрате».

- Вычислите сумму чисел и догадайтесь,  какой лев рычит громче всех?

- Вычислите  примеры и расшифруйте слова.

Играем в магазин.

Цель: формирование представлений об окружающем мире, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Игра «Магазин».

Работа в тетради

- Запишите в пустых клеточках, какая сумма получится, если сложить монетки.

- Сравни цены и расставь знаки «больше», «меньше», «равно».

- «Сравниваем кошельки» Раскрась монеты разными цветами.

- Раскрась столько монет, сколько денег тебе потребуется на покупку того или иного предмета.

Формирование временных  представлений.

Цель: формирование представлений об окружающем мире, развитие произвольного внимания, логического мышления

Задания

- Игра «Когда это бывает?». Учитель показывает ученикам карточки с разными временами суток, просит их назвать, затем разложить по порядку

Работа в тетради

- Пронумеруй картинки по порядку, что было раньше, а что позже, составь рассказ по серии картинок.

- Соедини картинки стрелочками по образцу.

- Пронумеруй картинки и расскажи о режиме дня зайчика.

- Рассмотри картинку, определи, что было раньше,  выбери нужную картинку.

Учимся определять время.

Цель: формирование представлений об окружающем мире, развитие произвольного внимания, логического мышления.

Задания

- Игра «Что вы делали». Выбирается один ведущий ребенок, которому дается  задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают и называют его.

- Определение времени по макету часов.

Работа в тетради

- Расставь числа на циферблате.

- Нарисуй на картинке стрелки часов, чтобы они показывали нужное время.

- Какое время показывают часы, напиши числа.

- Реши задачу.

Дни недели.

Цель: формирование представлений об окружающем мире, развитие произвольного внимания, логического мышления.

- Игра «Неделька, стройся!». На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с цифрами. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. выстраиваются по порядку в ряд, и называют свой день недели» «Первый – понедельник, второй – вторник….).

- Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй».

Дети образуют круг. Педагог встаёт в середину круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч и говорит: «Какой день недели сегодня?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник». Затем педагог  бросает мяч другому ребенку и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» или «Назови день недели после четверга?», «Назови день недели между четвергом и пятницей» и т.д.

Работа в тетради

- Запиши под каждой картинкой букву, прочитай слова, которые у тебя получились.

- Впиши в кроссворд названия дней недели по порядку.

- Соедини линиями и раскрась одним цветом порядковый номер и название дней недели.

- Какого дня недели в каждом ряду не хватает, допиши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-х классов с ФН, ФФН.

Планирование разработано на основе программы Бекшиевой З.И. по профилактике и коррекции нарушений письменной речи....

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 1 классе по формированию познавательных УУД у младших школьников с задержкой психического развития...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)

Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 1 класса

Тематическое планирование коррекционно- развивающих занятий по русскому зыку для 1 класса...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий 1 класс

Данная программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляет...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий 2 класс

Данная программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляет...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий 3 класс

Данная программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляет...