Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 1 класса
методическая разработка по русскому языку (1 класс)

Чернова Ольга Викторовна

Тематическое планирование коррекционно- развивающих занятий по русскому зыку для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое планирование

 коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 1 класса

Тема

Содержание

Развитие мелкой моторики

Цель: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук:

- пальчиковая гимнастика

- лепка «Ежик» по образцу

Работа в тетради:

- закончи узор по точкам;

- нарисуй картинки по клеткам;

- письмо слогов и слов по образцу.

Развитие артикуляционной моторики

Как образуются звуки

 Цель: корректировка звукопроизношения, упражнение в определении и сравнении звуков:

-артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Маятник»;

- дыхательная гимнастика;

Работа в тетради:

- рассмотрите картинки, назови и запиши первый звук каждого слова;

- определите по артикуляции, какие звуки произносят дети;

- рассмотрите картинки, назови первые звуки;

- рассмотрите картинки, назови последние звуки;

- раскрасьте картинки, начинающиеся с одного звука.

Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов

Ориентация в пространстве листа

 Цель: развитие пространственных представлений:

- игра «Вверх, вниз, вправо, влево»;

- гры на ориентацию в пространстве своего тела;

Работа в тетради:

- нарисуйте по образцу схему пути по клеточкам;

- раскрасить нужным цветом предметы, расположенные слева, справа, сверху, снизу;

- соотнести схему с картинкой.

Сравнение предметов по форме и величине

Цель: развитие восприятия и формирование представлений о форме и величине предметов:

- игра «Рассортируй по величине, цвету или форме»;

- игра «Высокий-низкий»;

Работа в тетради:

- дорисуй фигуры;

- продолжи узор и раскрась;

- измени цвет, измени форму, измени величину.

Развитие фонетико-фонематических представлений

Удивительные невидимки звуки

Цель: совершенствование фонетико-фонематических представлений:

- артикуляционная гимнастика;

- игра «Определи звук»;

Работа в тетради:

- определить предметы в группе, назвать последний звук каждого слова, найти и раскрасить лишний предмет;

- назвать предметы, определить с какого звука они начинаются, обвести и обозначить цветом твердые и мягкие согласные;

- назвать предметы одним словом и написать его;

- разделить линией шары с гласными буквами от шаров с согласными буквами.

Гласные и согласные звуки

Цель: совершенствование фонетико-фонематических представлений:

- артикуляционная гимнастика;

- игра «Гласный–согласный».

Работа в тетради

- раскрасить кружки с гласными буквами;

- сосчитать и написать количество согласных и гласных в словах;

-провести от букв линии к нужным домикам, раскрасить нужным цветом;

- составить схему слова

Звонкие и глухие звуки

Цель: совершенствование фонетико-фонематических представлений:

- артикуляционная гимнастика;

-дыхательные упражнения;

-Игра «Звонкий-глухой».

Работа в тетради:

- вставить нужный согласный, понаблюдать, как изменилось значение слова;

- расставить буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово;

- ставить в слово нужный слог с звонким или глухим согласным.

Твердые и мягкие согласные

Цель: совершенствование фонетико-фонематических представлений:

- артикуляционная гимнастика;

-дыхательные упражнения;

-Игра «Твердый-мягкий»;

Работа в тетради:

- раскрасить картинки, которые начинаются с мягкого звука

- раскрасить буквы в словах в свои цвета (синий- твердый, зеленый- мягкий, гласный-красный);

- соединить стрелочкой звуки, парные по твердости-мягкости.

Работаем со слогом

Цель: совершенствование фонетико-фонематических представлений, развитие произвольного внимания:

- игра «Посчитаем слоги» учащиеся ударами в ладоши отсчитывают количество слогов в предлагаемых словах;

- игра «Кто больше?» Учащиеся придумывают слова из одного, двух, трех, четырех слогов.

Работа в тетради

- соедините линией слоги, так, чтобы получилось слово;

- «Цепочка» необходимо найти и прочитать все слова цепочки и раскрасить три любых слова;

- составить слова из первых слогов, предложенных слов и записать слова;

- составить из кубиков и записать имена детей.

Работаем со словом

Цель: совершенствование фонетико-фонематических представлений, произвольного внимания:

- отгадывание загадок;

- игра «Добавь полсловечка»;

- игра «Один-много».

Работа в тетради:

- восстанови слова из букв, запиши их, выдели лишнее слово;

- из данных слов «убежало одно животное», догадайся какое, восстанови и запиши полученные слова;

- раздели слова на две части так, чтобы получилось два новых слова, прочитай их;

- среди буквенного текста «спрятаны» слова, найди и подчеркни их.

Развитие навыков каллиграфии

Пиши красиво

Цель: развитие каллиграфических навыков, развитие мелкой моторики:

- пальчиковая гимнастика;

- выкладывание узора по образцу из мелких предметов (пуговиц, фасоли и т.д).

Работа в тетради:

- заштрихуй по образцу;

- закончи узор по образцу;

- пропиши по образцу.

Учимся писать красиво

Цель: развитие каллиграфических навыков, развитие мелкой моторики:

- пальчиковая гимнастика;

-лепка по образцу «Овощи».

Работа в тетради:

- закончи узор по образцу;

- соедини узор по точкам;

- пропиши соединения букв по образцу;

- пропиши слова и предложения по образцу.

Работаем со словом

Цель: развитие зрительного восприятия, произвольного внимания:

- упражнение "Геометрические фигуры". Детям предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур

 Необходимо определить, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.;

- работа с разрезными картинками;

-упражнение «Выложи из палочек».

Работа в тетради:

- «Наложенная картинка» рассмотри картинку, определи, что тут изображено, запиши слова, обозначающие эти предметы;

- соедини точки по образцу;

- подумайте, какую букву нужно исключить, чтобы получить слова с новым значением, запиши эти слова;

- прочитайте текст, найдите слова, в написании которых допущены ошибки, выпишите их правильно.

Работаем со словом

Цель: развитие зрительного внимания, логического мышления:

- игра «Слушай команду» учащиеся выполняют команды взрослого;

- игра «Найди 10 различий»;

- игра «Найди одинаковое».

Работа в тетради:

- рассмотрите рисунок, из каких букв он составлен, запиши эти буквы;

- составьте и запишите слова из рассыпанных букв;

- в каждом буквосочетании уберите лишние буквы, чтобы получились слова

Работа со словом

Цель: развитие зрительного внимания

- игра «Танграм»;

- игра «Найди тень».

Работа в тетради:

- «Дорожка» провести линию по извилистому лабиринту к нужному предмету;

- отделите друг от друга слова в сплошном тексте, составьте  и запишите пословицу;

- «Расшифруйте слова» расставьте буквы в словах в нужном порядке, запишите эти слова, найдите и подчеркните лишнее слово.

Работа со словом и текстом

Цель: развитие зрительного внимания:

- игра «Разноцветная лесенка». Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов, затем повторить его;

-игра «Опиши картинку» ребенок в течение 30 секунд рассматривает картинку, затем картинка убирается, а ребенок должен максимально точно рассказать, что на ней изображено.

Работа в тетради:

- «Узнай слово» и впиши, какие буквы пропущены;

- посмотри на картинку, постарайся запомнить как можно больше предметов, запиши их по памяти;

- рассмотри картинку, определи, что изменилось, запиши, какие предметы поменялись местами;

- письмо по памяти.

Работа со словом и текстом

Цель: развитие наглядно-образного мышления, логического мышления:

- разгадывание загадок;

- игра «Распредели по группам».

Работа в тетради

- «Доскажи словечко» и впиши недостающее слово;

- «Звук заблудился» Прочитай, определи, какой звук заблудился, исправь ошибку;

- «Выбывание слов» Прочитай, найди и подчеркни лишнее слово.

Работа со словом и текстом

Цель: развитие произвольного внимания:

- игра «Сравни». Учитель показывает детям предмет, ребята называют предмет, сходный с данным по какому-либо признаку, но называют и отличие этих предметов. (Цвет, размер - длина, ширина, высота, глубина; форма, масса, материал);

- игра «Продолжи ряд» Учитель называет одно, два, три слова. Задача учащихся - продолжить ряд слов, который начал учитель и выделить признак.

Работа в тетради:

- «Волшебный ряд букв» назови буквы и распредели их но группам;

- «Грамматическая арифметика» составь и запиши слова;

- замените выражение одним словом, соедините стрелочками.

Работа со словом и текстом

Цель: развитие наглядно-образного мышления, логического мышления, развитие речи:

- игра «Одно слово». Учитель называет несколько слов одной тематической группы, например, стол, стул, кровать, шкаф, ребенок должен назвать предметы одним словом.

- игра на ассоциации. Учитель говорит любое слово, например «дом», и ребенок должен назвать все предметы и явления, которые у него ассоциируются с этим словом. 

Работа в тетради:

- прочитайте текст, найдите в нем имена детей, распределите их в два столбика;

- отгадайте и запишите название предмета по его характеристикам;

- прочитайте слова, раздели их на две группы, первую подчеркни красным цветом, вторую  зеленым.

Слова наоборот

Цель: развитие наглядно-образного мышления, логического мышления, развитие речи:

- игра «Скажи наоборот» учитель называет слово, кидает ученику мяч и предлагает подобрать слово наоборот;

- игра «Найди пару» Ученик соединяют в пару карточки с изображением противоположными изображениями.

Работа в тетради:

- к данным словам подбери и запиши слова с противоположным значением;

- прочитай предложение, вставь в него подходящее слово с противоположным значением;

- прочитайте и соедините линиями слова с противоположным значением.

Слова, с похожим значением

 Цель: развитие наглядно-образного мышления, логического мышления, развитие речи:

- разгадывание загадок, подбор к отгадкам слов с похожим значением;

- игра «Поиграем с слова» Ребята становятся в круг, один называет предмет, другой называет любое другой предмет связанный с ним по смыслу.

Работа в тетради:

- прочитайте слова двух столбиков, соедините стрелочками слова с похожим значением;

- прочитайте стихотворение выделите одним цветом, слова с похожим значением;

подберите и запишите к данным словам, слова с похожим значением.

Поиграем с предложением

Цель: развитие наглядно-образного мышления, логического мышления, развитие речи:

-игра «Соединяемся и меняемся». Ребята по трое выходят к доске, получают карточки со словами, их задача, прочитать слова, и перестраиваясь составить предложение;

- игра «Кто больше придумает» Дети рассматривают сюжетную картинку. Задача придумать как можно больше предложений по этой картине;

- игра «Угадай». К доске вызывается группа из трех-четырех детей. Одного из них просят на некоторое время выйти за дверь, остальные получают карточки со словами предложения, которые они должны произнести по сигналу учителя одновременно - каждый свое слово. Задача "отгадчика" - понять и произнести предложение целиком. 

Работа в тетради:

- из данных слов составь и запиши предложение;

- дополни предложения подходящими по смыслу словами, запишите их;

-соедините подходящие по смыслу слова. Прочитайте предложения;

вставьте в предложение подходящие по смыслу названия животных.

Развитие пространственных представлений и ориентации

Где находится?

Цель: развитие пространственных представлений и ориентации, выполнение заданий по инструкции:

- игра «Дорога в школу». Ученик выполняет путь по классу в соответствии с командами учителя;

- игра «Где находится» Да доске расположены предметы, задача ученика наиболее точно описать его расположение;

- игра «Найди игрушку». Задача ученика найти игрушку по указаниям учителя.

Работа в тетради:

- раскрась стрелочки, которые направлены влево желтым цветом, вправо красным;

- раскрась котят подпиши, как их зовут;

- раскрась одежду мальчикам, подпиши, как их зовут.

Формирование умения работать по словесной инструкции

Скажи правильно

Цель: развитие навыков самоконтроля, умения работать по словесной инструкции, произвольного внимания:

- игра «Да и нет не говорите»;

- игра «Репка». Учащиеся рассказывают сказку по одному предложению, друг за другом, при этом заменяют названия и имена главных героев (хлопками, словами «кхе-кхе», «ой-ой», «ля-ля», «гав-гав», «мяу-мяу», «пи-пи»).

Работа в тетради:

- «Пословицы шутят» Исправьте в пословицах ошибки;

- зачеркните все буквы О, и запишите полученную фразу;

- прочитайте цепочки слов, вставьте пропущенные буквы, найдите и зачеркните лишнее слово;

- замени гласную букву и запиши полученное новое слово

Формирование умения работать по словесной инструкции

Повторяй

Цель: развитие навыков самоконтроля, умения работать по словесной инструкции, произвольного внимания:

- игра «Танграм»;

- «Запрещенное движение». Учитель показывает какое движение делать нельзя. Выполняет разные движения, а учащиеся повторяют. Кто повторил запрещенное движение становится ведущим придумывает и добавляет свое запрещенное движение.

Работа в тетради:

- игра «Внимательный сыщик» На листе текста обведите все буквы «А» красным цветом;

- игра «Зашифрованное слово» Составить и записать слова из первых, вторых, третьих слогов предложенных слов;

- игра «Найди слово в слове» Запиши полученные слова.

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

Секреты общения

 Цель: коррекция нарушений эмоционально- личностной сферы, формирование навыка культурного поведения, коммуникативных навыков:

- игра «Клеевой ручеек». Ребятам предлагается взять друг друга за плечи и выполнять всем вместе команды учителя( н-р пробраться через лес, спрятаться от диких животных).

Работа в тетради:

- рассмотрите картинку, какие чувства испытывает девочка, какой совет вы могли бы ей дать?

- рассмотрите картинку, что делают люди? Что помогает им общаться? Разгадайте ребус и запишите слово-разгадку;

- рассмотрите картинку. Разыграйте диалог героев, обведите картинку, где люди общаются правильно;

игра «Кто больше» По очереди назовите друг другу как можно больше добрых и вежливых слов или пожеланий.

Учимся общаться

Цель: коррекция нарушений эмоционально- личностной сферы, формирование навыка культурного поведения, произвольного внимания:

- игра «Запомни внешность» Два ученика становятся спина к спине и по очереди по вопросам описывают внешность друг друга.

Работа в тетради:

- спишите два первых предложения. Какие правила диалоговой речи вы использовали? Какие слова помогли бы сделать диалог более вежливым. Запишите эти слова;

- рассмотрите рисунки, составьте и запишите диалог из двух предложений. Какие правила общения вы использовали?

- прочитай, найди и выдели диалог;

- прочитайте разговор двух героев, расставьте недостающие знаки препинания.

Волшебные слова

Цель: коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы, формирование навыка культурного поведения, навыков коммуникации:

- игра «Менялки». Ученики разбиваются на пары. Учитель дает различные команды участникам пары: рука к руке, нога к ноге, ухо к уху, голова к голове, спина к спине, плечо к плечу. Но когда он скажет: «Сосед к соседу», участники меняются партнерами. 

Работа в тетради:

- подберите к стихотворным строкам подходящие вежливые слова, соедините линиями;

- раскрасьте разными цветами слова приветствия и прощания, назовите их;

- рассмотрите иллюстрации, разыграйте эти ситуации друг с другом. Какое вежливое слово вы использовали, запишите его;

- рассмотрите иллюстрации в каких ситуациях подойдут данные виды приветствия, соедините картинки со словами при помощи линий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Начальная школа XXI века": русский язык, 2 класс

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века", 2 класс....

Тематическое планирование по обучению грамоте и русскому языку 1 класс Школа России ФГОС

Материал содержит тематическое планирование по обучению грамоте и русскому языку в 1 классе по программе "Школа России", автор Канакина В.П. Соответствует федеральным государственным образовательным с...

календарно - тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку 1 класс

календарно - тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку 1 класс...

календарно- тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"

календарно- тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)

Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...

Календарно-тематическое планирование УМК " Школа России" по русскому языку 4 класс

Рабочая программа  по Русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...