Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 1 класса
методическая разработка по русскому языку (1 класс)
Тематическое планирование коррекционно- развивающих занятий по русскому зыку для 1 класса
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 1 класса
Тема | Содержание |
Развитие мелкой моторики | Цель: развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук: - пальчиковая гимнастика - лепка «Ежик» по образцу Работа в тетради: - закончи узор по точкам; - нарисуй картинки по клеткам; - письмо слогов и слов по образцу. |
Развитие артикуляционной моторики Как образуются звуки | Цель: корректировка звукопроизношения, упражнение в определении и сравнении звуков: -артикуляционная гимнастика «Чашечка», «Маятник»; - дыхательная гимнастика; Работа в тетради: - рассмотрите картинки, назови и запиши первый звук каждого слова; - определите по артикуляции, какие звуки произносят дети; - рассмотрите картинки, назови первые звуки; - рассмотрите картинки, назови последние звуки; - раскрасьте картинки, начинающиеся с одного звука. |
Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов Ориентация в пространстве листа | Цель: развитие пространственных представлений: - игра «Вверх, вниз, вправо, влево»; - гры на ориентацию в пространстве своего тела; Работа в тетради: - нарисуйте по образцу схему пути по клеточкам; - раскрасить нужным цветом предметы, расположенные слева, справа, сверху, снизу; - соотнести схему с картинкой. |
Сравнение предметов по форме и величине | Цель: развитие восприятия и формирование представлений о форме и величине предметов: - игра «Рассортируй по величине, цвету или форме»; - игра «Высокий-низкий»; Работа в тетради: - дорисуй фигуры; - продолжи узор и раскрась; - измени цвет, измени форму, измени величину. |
Развитие фонетико-фонематических представлений Удивительные невидимки звуки | Цель: совершенствование фонетико-фонематических представлений: - артикуляционная гимнастика; - игра «Определи звук»; Работа в тетради: - определить предметы в группе, назвать последний звук каждого слова, найти и раскрасить лишний предмет; - назвать предметы, определить с какого звука они начинаются, обвести и обозначить цветом твердые и мягкие согласные; - назвать предметы одним словом и написать его; - разделить линией шары с гласными буквами от шаров с согласными буквами. |
Гласные и согласные звуки | Цель: совершенствование фонетико-фонематических представлений: - артикуляционная гимнастика; - игра «Гласный–согласный». Работа в тетради - раскрасить кружки с гласными буквами; - сосчитать и написать количество согласных и гласных в словах; -провести от букв линии к нужным домикам, раскрасить нужным цветом; - составить схему слова |
Звонкие и глухие звуки | Цель: совершенствование фонетико-фонематических представлений: - артикуляционная гимнастика; -дыхательные упражнения; -Игра «Звонкий-глухой». Работа в тетради: - вставить нужный согласный, понаблюдать, как изменилось значение слова; - расставить буквы в нужном порядке, чтобы получилось слово; - ставить в слово нужный слог с звонким или глухим согласным. |
Твердые и мягкие согласные | Цель: совершенствование фонетико-фонематических представлений: - артикуляционная гимнастика; -дыхательные упражнения; -Игра «Твердый-мягкий»; Работа в тетради: - раскрасить картинки, которые начинаются с мягкого звука - раскрасить буквы в словах в свои цвета (синий- твердый, зеленый- мягкий, гласный-красный); - соединить стрелочкой звуки, парные по твердости-мягкости. |
Работаем со слогом | Цель: совершенствование фонетико-фонематических представлений, развитие произвольного внимания: - игра «Посчитаем слоги» учащиеся ударами в ладоши отсчитывают количество слогов в предлагаемых словах; - игра «Кто больше?» Учащиеся придумывают слова из одного, двух, трех, четырех слогов. Работа в тетради - соедините линией слоги, так, чтобы получилось слово; - «Цепочка» необходимо найти и прочитать все слова цепочки и раскрасить три любых слова; - составить слова из первых слогов, предложенных слов и записать слова; - составить из кубиков и записать имена детей. |
Работаем со словом | Цель: совершенствование фонетико-фонематических представлений, произвольного внимания: - отгадывание загадок; - игра «Добавь полсловечка»; - игра «Один-много». Работа в тетради: - восстанови слова из букв, запиши их, выдели лишнее слово; - из данных слов «убежало одно животное», догадайся какое, восстанови и запиши полученные слова; - раздели слова на две части так, чтобы получилось два новых слова, прочитай их; - среди буквенного текста «спрятаны» слова, найди и подчеркни их. |
Развитие навыков каллиграфии Пиши красиво | Цель: развитие каллиграфических навыков, развитие мелкой моторики: - пальчиковая гимнастика; - выкладывание узора по образцу из мелких предметов (пуговиц, фасоли и т.д). Работа в тетради: - заштрихуй по образцу; - закончи узор по образцу; - пропиши по образцу. |
Учимся писать красиво | Цель: развитие каллиграфических навыков, развитие мелкой моторики: - пальчиковая гимнастика; -лепка по образцу «Овощи». Работа в тетради: - закончи узор по образцу; - соедини узор по точкам; - пропиши соединения букв по образцу; - пропиши слова и предложения по образцу. |
Работаем со словом | Цель: развитие зрительного восприятия, произвольного внимания: - упражнение "Геометрические фигуры". Детям предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур Необходимо определить, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов, прямоугольников и т.д.; - работа с разрезными картинками; -упражнение «Выложи из палочек». Работа в тетради: - «Наложенная картинка» рассмотри картинку, определи, что тут изображено, запиши слова, обозначающие эти предметы; - соедини точки по образцу; - подумайте, какую букву нужно исключить, чтобы получить слова с новым значением, запиши эти слова; - прочитайте текст, найдите слова, в написании которых допущены ошибки, выпишите их правильно. |
Работаем со словом | Цель: развитие зрительного внимания, логического мышления: - игра «Слушай команду» учащиеся выполняют команды взрослого; - игра «Найди 10 различий»; - игра «Найди одинаковое». Работа в тетради: - рассмотрите рисунок, из каких букв он составлен, запиши эти буквы; - составьте и запишите слова из рассыпанных букв; - в каждом буквосочетании уберите лишние буквы, чтобы получились слова |
Работа со словом | Цель: развитие зрительного внимания - игра «Танграм»; - игра «Найди тень». Работа в тетради: - «Дорожка» провести линию по извилистому лабиринту к нужному предмету; - отделите друг от друга слова в сплошном тексте, составьте и запишите пословицу; - «Расшифруйте слова» расставьте буквы в словах в нужном порядке, запишите эти слова, найдите и подчеркните лишнее слово. |
Работа со словом и текстом | Цель: развитие зрительного внимания: - игра «Разноцветная лесенка». Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов, затем повторить его; -игра «Опиши картинку» ребенок в течение 30 секунд рассматривает картинку, затем картинка убирается, а ребенок должен максимально точно рассказать, что на ней изображено. Работа в тетради: - «Узнай слово» и впиши, какие буквы пропущены; - посмотри на картинку, постарайся запомнить как можно больше предметов, запиши их по памяти; - рассмотри картинку, определи, что изменилось, запиши, какие предметы поменялись местами; - письмо по памяти. |
Работа со словом и текстом | Цель: развитие наглядно-образного мышления, логического мышления: - разгадывание загадок; - игра «Распредели по группам». Работа в тетради - «Доскажи словечко» и впиши недостающее слово; - «Звук заблудился» Прочитай, определи, какой звук заблудился, исправь ошибку; - «Выбывание слов» Прочитай, найди и подчеркни лишнее слово. |
Работа со словом и текстом | Цель: развитие произвольного внимания: - игра «Сравни». Учитель показывает детям предмет, ребята называют предмет, сходный с данным по какому-либо признаку, но называют и отличие этих предметов. (Цвет, размер - длина, ширина, высота, глубина; форма, масса, материал); - игра «Продолжи ряд» Учитель называет одно, два, три слова. Задача учащихся - продолжить ряд слов, который начал учитель и выделить признак. Работа в тетради: - «Волшебный ряд букв» назови буквы и распредели их но группам; - «Грамматическая арифметика» составь и запиши слова; - замените выражение одним словом, соедините стрелочками. |
Работа со словом и текстом | Цель: развитие наглядно-образного мышления, логического мышления, развитие речи: - игра «Одно слово». Учитель называет несколько слов одной тематической группы, например, стол, стул, кровать, шкаф, ребенок должен назвать предметы одним словом. - игра на ассоциации. Учитель говорит любое слово, например «дом», и ребенок должен назвать все предметы и явления, которые у него ассоциируются с этим словом. Работа в тетради: - прочитайте текст, найдите в нем имена детей, распределите их в два столбика; - отгадайте и запишите название предмета по его характеристикам; - прочитайте слова, раздели их на две группы, первую подчеркни красным цветом, вторую зеленым. |
Слова наоборот | Цель: развитие наглядно-образного мышления, логического мышления, развитие речи: - игра «Скажи наоборот» учитель называет слово, кидает ученику мяч и предлагает подобрать слово наоборот; - игра «Найди пару» Ученик соединяют в пару карточки с изображением противоположными изображениями. Работа в тетради: - к данным словам подбери и запиши слова с противоположным значением; - прочитай предложение, вставь в него подходящее слово с противоположным значением; - прочитайте и соедините линиями слова с противоположным значением. |
Слова, с похожим значением | Цель: развитие наглядно-образного мышления, логического мышления, развитие речи: - разгадывание загадок, подбор к отгадкам слов с похожим значением; - игра «Поиграем с слова» Ребята становятся в круг, один называет предмет, другой называет любое другой предмет связанный с ним по смыслу. Работа в тетради: - прочитайте слова двух столбиков, соедините стрелочками слова с похожим значением; - прочитайте стихотворение выделите одним цветом, слова с похожим значением; подберите и запишите к данным словам, слова с похожим значением. |
Поиграем с предложением | Цель: развитие наглядно-образного мышления, логического мышления, развитие речи: -игра «Соединяемся и меняемся». Ребята по трое выходят к доске, получают карточки со словами, их задача, прочитать слова, и перестраиваясь составить предложение; - игра «Кто больше придумает» Дети рассматривают сюжетную картинку. Задача придумать как можно больше предложений по этой картине; - игра «Угадай». К доске вызывается группа из трех-четырех детей. Одного из них просят на некоторое время выйти за дверь, остальные получают карточки со словами предложения, которые они должны произнести по сигналу учителя одновременно - каждый свое слово. Задача "отгадчика" - понять и произнести предложение целиком. Работа в тетради: - из данных слов составь и запиши предложение; - дополни предложения подходящими по смыслу словами, запишите их; -соедините подходящие по смыслу слова. Прочитайте предложения; вставьте в предложение подходящие по смыслу названия животных. |
Развитие пространственных представлений и ориентации Где находится? | Цель: развитие пространственных представлений и ориентации, выполнение заданий по инструкции: - игра «Дорога в школу». Ученик выполняет путь по классу в соответствии с командами учителя; - игра «Где находится» Да доске расположены предметы, задача ученика наиболее точно описать его расположение; - игра «Найди игрушку». Задача ученика найти игрушку по указаниям учителя. Работа в тетради: - раскрась стрелочки, которые направлены влево желтым цветом, вправо красным; - раскрась котят подпиши, как их зовут; - раскрась одежду мальчикам, подпиши, как их зовут. |
Формирование умения работать по словесной инструкции Скажи правильно | Цель: развитие навыков самоконтроля, умения работать по словесной инструкции, произвольного внимания: - игра «Да и нет не говорите»; - игра «Репка». Учащиеся рассказывают сказку по одному предложению, друг за другом, при этом заменяют названия и имена главных героев (хлопками, словами «кхе-кхе», «ой-ой», «ля-ля», «гав-гав», «мяу-мяу», «пи-пи»). Работа в тетради: - «Пословицы шутят» Исправьте в пословицах ошибки; - зачеркните все буквы О, и запишите полученную фразу; - прочитайте цепочки слов, вставьте пропущенные буквы, найдите и зачеркните лишнее слово; - замени гласную букву и запиши полученное новое слово |
Формирование умения работать по словесной инструкции Повторяй | Цель: развитие навыков самоконтроля, умения работать по словесной инструкции, произвольного внимания: - игра «Танграм»; - «Запрещенное движение». Учитель показывает какое движение делать нельзя. Выполняет разные движения, а учащиеся повторяют. Кто повторил запрещенное движение становится ведущим придумывает и добавляет свое запрещенное движение. Работа в тетради: - игра «Внимательный сыщик» На листе текста обведите все буквы «А» красным цветом; - игра «Зашифрованное слово» Составить и записать слова из первых, вторых, третьих слогов предложенных слов; - игра «Найди слово в слове» Запиши полученные слова. |
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы Секреты общения | Цель: коррекция нарушений эмоционально- личностной сферы, формирование навыка культурного поведения, коммуникативных навыков: - игра «Клеевой ручеек». Ребятам предлагается взять друг друга за плечи и выполнять всем вместе команды учителя( н-р пробраться через лес, спрятаться от диких животных). Работа в тетради: - рассмотрите картинку, какие чувства испытывает девочка, какой совет вы могли бы ей дать? - рассмотрите картинку, что делают люди? Что помогает им общаться? Разгадайте ребус и запишите слово-разгадку; - рассмотрите картинку. Разыграйте диалог героев, обведите картинку, где люди общаются правильно; игра «Кто больше» По очереди назовите друг другу как можно больше добрых и вежливых слов или пожеланий. |
Учимся общаться | Цель: коррекция нарушений эмоционально- личностной сферы, формирование навыка культурного поведения, произвольного внимания: - игра «Запомни внешность» Два ученика становятся спина к спине и по очереди по вопросам описывают внешность друг друга. Работа в тетради: - спишите два первых предложения. Какие правила диалоговой речи вы использовали? Какие слова помогли бы сделать диалог более вежливым. Запишите эти слова; - рассмотрите рисунки, составьте и запишите диалог из двух предложений. Какие правила общения вы использовали? - прочитай, найди и выдели диалог; - прочитайте разговор двух героев, расставьте недостающие знаки препинания. |
Волшебные слова | Цель: коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы, формирование навыка культурного поведения, навыков коммуникации: - игра «Менялки». Ученики разбиваются на пары. Учитель дает различные команды участникам пары: рука к руке, нога к ноге, ухо к уху, голова к голове, спина к спине, плечо к плечу. Но когда он скажет: «Сосед к соседу», участники меняются партнерами. Работа в тетради: - подберите к стихотворным строкам подходящие вежливые слова, соедините линиями; - раскрасьте разными цветами слова приветствия и прощания, назовите их; - рассмотрите иллюстрации, разыграйте эти ситуации друг с другом. Какое вежливое слово вы использовали, запишите его; - рассмотрите иллюстрации в каких ситуациях подойдут данные виды приветствия, соедините картинки со словами при помощи линий. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Начальная школа XXI века": русский язык, 2 класс
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка по системе учебников "Начальная школа XXI века", 2 класс....
Тематическое планирование по обучению грамоте и русскому языку 1 класс Школа России ФГОС
Материал содержит тематическое планирование по обучению грамоте и русскому языку в 1 классе по программе "Школа России", автор Канакина В.П. Соответствует федеральным государственным образовательным с...
календарно - тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку 1 класс
календарно - тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку 1 класс...
календарно- тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"
календарно- тематическое планирование к рабочей программе по русскому языку 2 класс "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с учащимися 4 классов, имеющих нарушения письменной речи (дизорфография)
Планирование предназначено для учителей-логопедов, работающих с детьми, имеющими нарушения письменной речи-дизорфография. Также, может использоваться учителями начальных классов, планирующих работу с ...
Календарно-тематическое планирование УМК " Школа России" по русскому языку 4 класс
Рабочая программа по Русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...