Открытый урок по математике Доли 3 кл
план-конспект урока по математике (3 класс)

Задание на смекалку

ЛИСТ самооценки

Мой урок ДОЛИ

МОЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_urok_doli.doc118 КБ
Файл zadanie_na_smekalku.docx10.8 КБ
Файл list_samootsenki.docx15.12 КБ
Файл moya_prezentatsiya_k_uroku1.pptx2.1 МБ

Предварительный просмотр:


                                                                      Урок математики                                                                22.12.15
3 класс УМК «Школа России»

Тема урока: Доли

Тип урока: Урок открытия  нового знания

Место урока в курсе: урок по теме «Числа от 1 до 100»

Цель урока: познакомить  с понятием «доля»,   учить называть,   сравнивать доли с опорой на рисунок, способствовать развитию умений находить заданную долю числа,  решать практические задачи на определение доли числа и числа по его доле, уравнения на основе взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий.

Инновационность: использование информационных технологий

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

 познавательные: УУД -  формировать представление учащихся о делении на  равные части (доли) предметов, геометрических фигур, учить называть,   учить сравнивать доли одного и того же предмета, воспитывать интерес к предмету, продолжить формирование математических навыков вычислений;

 регулятивные УУД: - развивать умение ставить цели, выдвигать гипотезы, определять методы достижения цели, контролировать и оценивать деятельность;

личностные УУД:  развитие памяти, логического мышления, воображения, внимания, речи, аккуратности, наблюдательности, обобщить жизненный опыт учеников.

коммуникативные УУД: развитие способности ученика осуществлять коммуникативную деятельность, организация речевой деятельности, использование правил общения в учебных ситуациях, воспитание чувства ответственности, коллективизма, взаимопомощи, самостоятельности, дисциплины, воспитание понимания самоценности  и значимости окружающих.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы: Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); универсальное мультимедийное пособие к учебнику М. И. Моро «Математика. 3 класс»; http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/otkrytyi-urok-po-temedoli-3-klass-2-chetvert

  • Оборудование:  Экран,  компьютер, проектор,  ноутбуки  для работы в парах,

фрукты,   (яблоко, апельсин), мультфильм «Апельсин» («Веселая карусель» № 8), полоски  из цветной бумаги

Основные  понятия  и  термины:  доли;  образование  и  сравнение долей.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  • Приветствие.
  • Подготовка рабочих мест.
  • Позитивный настрой на  работу.

  1. Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.
  • Актуализация опорных знаний. Устный счет. Мультфильм.
  • Формулирование темы и целей урока.

  1. Изучение новых знаний и способов действий.
  • Постановка проблемы, введение нового понятия.
  • Практическая работа  с полосками бумаги. Образование и название долей.

  1. Первичная проверка понимания изученного.
  • Упражнения в образовании  и названии  долей, решение  практических задач на определение доли числа и числа по его доле. Фронтальная работа по слайдам ( самопроверка).

 

  1. Применение знаний и способов действий.
  • Создание проблемной ситуации для сравнения долей. Поиск путей решения.
  • Практическая работа в сравнении долей полосок. Формулирование алгоритма сравнения.
  • Первичное закрепление умения сравнивать доли. Фронтальная работа по слайдам,  самопроверка).
  • Решение проблемы с делением тортов с опорой на правило сравнения долей.
  • Работа в парах (соединить доли в порядке убывания, самопроверка; творческая работа, коллективная проверка).

  1. Подведение итогов.
  • Домашнее задание.

  1. Рефлексия деятельности.
  • Зафиксировать новое знание.
  • Организовать рефлексивный анализ деятельности. Самооценка деятельности.

Технологическая  карта  урока

Этап

 урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

( 2 мин)

Настроить учащихся на продуктивную работу, обратить внимание на готовность рабочего места.

- А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Я желаю всем удачи –
За работу в добрый час!

- Ребята!  Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте  поприветствуем их. Повернулись, улыбнулись, тихо сели.

 

- Откройте  тетради , запишите  число,  классная работа

Самопланирование учебной деятельности.

Запись числа и классной работы в тетради

Личностные (Действие смыслообразования)

Познавательные УУД

формулирование познавательной цели
Личностные УУД

Жизненное самоопределение.

Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

2. Подготовка уч-ся к активной деятельности на основном этапе урока.

5- 6 мин 

 

- В математике  любая  работа не обходится без устного счёта.

1)   Актуализация   знаний учащихся. Устный счет.

 

  • Индивидуальная  работа  (У доски 2 человека решают задачу  на площадь и задачу по краткой записи)

4 ветки – 24 птички                           Дл        - 6 см

2 ветки - ? птич                                Ш       - 3 см. S -? Р - ?          

 

  • Фронтальная работа:  Математический диктант  в тетради. Учитель читает высказывания. Если уч-ся согласны, ставят знак + , если нет – знак - .

  1. Произведение чисел 5 и 8 равно 48. (-)
  2. Частное чисел 32 и 4 равно 8. (+)
  3. Если 6 увеличить в 4 раза, получится 24. (+)
  4. В числе 42 содержится 6 раз по 7. (+)
  5. 5 больше 10 в 2 раза. (-)
  6. Если 6 разделить на 6, получится 36.(-)
  7. 8 умножить на 0 – получится 8. (-)  

(  Проверка в парах.  Взаимооценка.  Лист самооценки)

  ответы математического диктанта записаны на доске, закрыты

Проверка индивидуальной работы у доски. Оценивание

 

-  Ребята, отгадайте слово, которое спряталось в   уравнении.  Подберите  значения  х , расположив ответы  в порядке возрастания. 

х*12=0 (Д)    х:6=2 (Л)    35:х=1 (И)    х *10=10 (О)

х = 0              х =12            х = 35           х = 1

- Что такое  доли?

 - Давайте  узнаем.  А   поможет  нам…

Фрукт оранжевого цвета –

     Словно солнце жарким летом!

Сходим с мамой в магазин,

                      Купим сочный … апельсин      (показать)

2) Формулирование темы и целей урока.

   -Странно. Почему апельсин? Зачем он на уроке математике?   Сейчас мы посмотрим  мультфильм, где звери угощались этим фруктом,  вы попробуете сами определить тему и цель нашего урока. - Смотрим м/ф!   (0:58).        Слайд 1

- Что пришлось делить героям мультфильма? Почему? 

- Как в песенке называлась каждая часть апельсина?

 

- Где в жизни вы встречали это слово?

Дети приводят свои примеры. (Долька мандарина, лимонная долька и т.д.)

 

 В математике такие части от целого называются доли. 

Формулирование цели и темы урока

- Ребята, так какая  тема нашего урока?    Слайд 2

- Что вы хотите узнать на уроке по этой теме? 

  «Узнать», «Учиться», «образовывать и называть», «сравнивать»)

- Учиться образовывать и называть …           

- Учиться  сравнивать ….

- Выполнить задания

-Доли

Ответы детей

 

- Апельсин

Просмотр уч-ся м/ф «Апельсин»

- Апельсин только один, а их много
-Долька

-Доли.

- Доли.

-Узнать,  что такое доля.

- ДОЛИ

Познавательные (общеучебные)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: умение сотрудничать в совместном решении проблемы, уметь оформлять свои мысли в устной форме.

 

Регулятивные (целеполагание):

принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи.

3.Изучение новых знаний и способов действий

 

Физкультминутка

 

 

1) Постановка проблемы, введение нового понятия.

-А как это разделить на доли? Что такое доля?

- Постараемся  сегодня  найти путь решения этой проблемы. 

Беру яблоко и говорю:

-С  апельсином легко, он с дольками, а что делать с яблоком?

-Я взрослая, отрежу себе побольше, а вы маленькие, вам можно поменьше.

-Правильно я поступила?

-Получились  равные доли?

-Почему?

-А как правильно разрезать?

-Какой вывод можно сделать?

На доске: http://festival.1september.ru/articles/559930/3.gif     Слайд  3

-Как второе яблоко правильно разрезать на доли?

 Держу в руках две половинки и спрашиваю:

 -На сколько равных долей разрезано яблоко?

 -А если я возьму одну из двух долей, как назвать эту долу?(вторая)

- Можно сказать, что половина яблока – это одна вторая доля яблока.

-  Я возьму и каждую долю яблока разрежу пополам.  На сколько частей теперь разрезано яблоко?

    - Какую долю я отдала Паше? (Одну четвёртую). Хорошо. Молодцы!

- А записывают это так:

На доске дети видят следующую запись:  ½       ¼     Слайд  4

 

- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак (:) .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -- и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. 

   Более подробно с дробными числами вы познакомитесь в старших классах.

 

- А теперь мы  немного отдохнем.      Слайд  5 «Две сестрицы – две руки»

2) Практическая работа  с полосками бумаги. Образование и название долей. Фронтальная работа     Все действия учитель выполняет одновременно с детьми

- У вас на партах  лежат две полоски.

- Разделите одну полоску на две доли.

- Как сделаем?

-  Разверните. Сколько равных частей получили? (2.)

- Возьмите ножницы и разрежьте полоску пополам. Не забываем о ТБ. Работаем на своих местах, ножницы без надобности не берём.

- Покажите одну часть.   

 

- Как назовем одну часть полоски?  (Половина, вторая часть). Молодцы!

  – На сколько частей разделили полоску? (2.)

– Сколько частей взяли? (1.)  Молодцы!

 

- Возьмите вторую полоску.

- Как получить четвёртую часть?

- Сложите и разрежьте  полоску на 4 части.  

 

- Покажите  одну  часть  полоски.

-Как будет называться одна часть полоски?

 

- Посмотрите на 1/2 и 1/4.  

- Как вы думаете, какая доля  больше?

- Давайте сравним. Как будем сравнивать?

-Какой вывод можно сделать?

 

- Вывод: чем больше частей, тем доля меньше. Молодцы!

Ответы детей

-

-Разрезать.

-Нет.

-Нет.

-Части не равные.

-Части должны быть равные.

-Доля-это равная часть.

-Сначала разрезать пополам

-На две доли.

- Одна доля из двух,

- Вторая.

- На четыре.

- Четвертую

 

 

 

 - Перегнем полоску пополам.

-Две

Дети показывают

 -Одна вторая

½

- На две

-Одну

 

 

 - Сложить пополам, а затем еще раз пополам.

Дети выполняют

показывают

-Одна четвертая

¼

 

--Одна вторая

Накладываем одну долю на другую

  

 Чем больше частей, тем доля меньше

Ответы детей

коммуникативные:

умение сотрудничать в совместном решении проблемы, уметь оформлять свои мысли в устной форме.

познавательные:

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя,  умение наблюдать и делать простые выводы.

4. Первичная проверка понимания изученного

1) Самостоятельная работа по учебнику с опорой на полученные знания. Стр  92, №1 (2)

2) Решение задач на слайде   6, 7

Одна задача разбирается коллективно,   а другая - самостоятельно с проверкой по слайду. Решение задач записывается в тетрадь

 

3)   Создание проблемной ситуации для сравнения долей .

Работа в группе.  Задание из учебника с. 92, №1 (2)   (раздать 3 листа)

 - Молодцы, хорошо поработали

 

 

 

Самопроверка по слайду

Работа по карточке.

 

Регулятивные (контроль, коррекция) 

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные: управление поведением партнёра- контроль, коррекция.

 

 6.   Рефлексия.

7. Подведение итогов.

  Формирование соотносить цель и результат.

«Проверь себя».    Практическая работа в парах на ноутбуках. Выполнение задания №18 из мультимедийного пособия к учебнику Моро «Математика. 3 кл»

 

 - Мы с вами хорошо потрудились.

-Понравился ли вам урок?

-Что нового узнали сегодня на уроке?

- Какие задания вы выполняли с удовольствием?

- А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

- Оцените свою активность на уроке?

Листок оценки

Фамилия, имя

Индивидуальная работа

Работа в паре

Работа в группе

Математический диктант

Итог

3) Домашнее задание по выбору:

 Решить  геометрическую  задачу - с.93, №10  

 Найти значение выражения –  пт, с. 67, № 181, 183

 Решить  задачу про доли на смекалку – задание на карточке

 

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

 

 

 

 

 

 

 

   

 Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

-оценивание  правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

  

 

 

6. Подведение итогов.

7. Рефлексия

1) Домашнее задание: с. 34 -35, № 2, 3, 7

2)- Вернемся теме и целям нашего урока. Все цели выполнены?

- Что такое доля?

- Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?

 

- Что обозначают числа в записи дробей?

- Как сравнить доли?

Урок целей достиг.

- Где вы можете использовать полученные новые знания?

Вернемся к м/ф «Апельсин».

- На сколько долей волку надо разделить апельсин, чтобы никого не обидеть?

Слайд 22

- Какие это будут части?

 Самооценка успешности

Равные части.

- В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равных частей (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.

Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля

При угощении, делении поровну.

Равные

Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.



Предварительный просмотр:

Задание на смекалку

На чаепитии подали 5 пряников, которыми захотели угоститься 6 гостей. Как вы разделите пряники поровну, чтобы гостей не обидеть? Условие: делить каждый пряник на 6 частей нельзя.

Задание на смекалку

На чаепитии подали 5 пряников, которыми захотели угоститься 6 гостей. Как вы разделите пряники поровну, чтобы гостей не обидеть? Условие: делить каждый пряник на 6 частей нельзя.

Задание на смекалку

На чаепитии подали 5 пряников, которыми захотели угоститься 6 гостей. Как вы разделите пряники поровну, чтобы гостей не обидеть? Условие: делить каждый пряник на 6 частей нельзя.

Задание на смекалку

На чаепитии подали 5 пряников, которыми захотели угоститься 6 гостей. Как вы разделите пряники поровну, чтобы гостей не обидеть? Условие: делить каждый пряник на 6 частей нельзя.

Задание на смекалку

На чаепитии подали 5 пряников, которыми захотели угоститься 6 гостей. Как вы разделите пряники поровну, чтобы гостей не обидеть? Условие: делить каждый пряник на 6 частей нельзя.

Задание на смекалку

На чаепитии подали 5 пряников, которыми захотели угоститься 6 гостей. Как вы разделите пряники поровну, чтобы гостей не обидеть? Условие: делить каждый пряник на 6 частей нельзя.



Предварительный просмотр:

Листок самооценки

Фамилия, имя

Индивидуальная работа

Математический диктант

Работа в паре

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

Индивидуальная работа

Математический диктант

Работа в паре

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

Индивидуальная работа

Математический диктант

Работа в паре

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

Индивидуальная работа

Математический диктант

Работа в паре

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

Индивидуальная работа

Математический диктант

Работа в паре

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

Индивидуальная работа

Математический диктант

Работа в паре

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

Индивидуальная работа

Математический диктант

Работа в паре

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

Индивидуальная работа

Математический диктант

Работа в паре

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

  Работа в паре

Работа в группе

Проверочная работа

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

Работа в паре

Работа в группе

Проверочная работа

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

Работа в паре

Работа в группе

Проверочная работа

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

Работа в паре

Работа в группе

Проверочная работа

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

  Работа в паре

Работа в группе

Проверочная работа

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

Работа в паре

Работа в группе

Проверочная работа

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

Работа в паре

Работа в группе

Проверочная работа

Итого

Листок самооценки

Фамилия, имя

Работа в паре

Работа в группе

Проверочная работа

Итого


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1

Слайд 2

ТЕМА УРОКА ДОЛИ

Слайд 3

3 ЧТО ТАКОЕ «ДОЛЯ»? ЧАСТЬ РАВНАЯ ДОЛЯ

Слайд 4

1 2 1 4

Слайд 5

5

Слайд 6

Применяем новые знания Масса арбуза 8 кг. Одну вторую долю арбуза съели. Сколько кг арбуза съели? Одна вторая доля 1) 8 : 2 = 4(кг) – съели 4кг

Слайд 7

Применяем новые знания У продавца было 28 воздушных шариков. Одну четвёртую часть он продал. Сколько шариков он продал? 1) 28 : 4 = 7(ш.) – продал Одна Четвертая часть

Слайд 8

Работа в группе Начерти квадрат со стороной 6 см. Разбей его на 6 равных частей. Раздели каждую из них еще на 2 равные части. Закрась одну двенадцатую часть большого квадрата.

Слайд 9

Домашнее задание по выбору: Решить геометрическую задачу - с.93, №10 Найти значение выражения – пт , с. 67, № 181, 183 Решить задачу про доли на смекалку – задание на карточке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике. Тема:"Доли"

Цели:Дать общее представление о доле числа.Познакомить с их записью и чтением.Учить называть, записывать и сравнивать доли.Развивать самостоятельность, логическое мышление.Развивать навыки устных вычи...

Открытый урок по математике. Тема:"Доли"

Цели:Дать общее представление о доле числа.Познакомить с их записью и чтением.Учить называть, записывать и сравнивать доли.Развивать самостоятельность, логическое мышление.Развивать навыки устных вычи...

Открытый урок по математике Тема: «Нахождение нескольких долей числа».

Программа «Начальная школа XXI века». Урок для учащихся 2 класса....

Открытый урок по математике "Доли"

12 декабря был проведен открытый урок по математике  в 3 «В» классе учителем Ваниевой И.Ю.   МБОУ СОШ №46                         ...

Открытый урок по математике "Доли"

12 декабря был проведен открытый урок по математике  в 3 «В» классе учителем Ваниевой И.Ю.   МБОУ СОШ №46                         ...

Конспект открытого урока по математике по теме: «Доли» 3 класс

Тема урока: Доля. Сравнение долей.Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: первичное знакомство с понятием «Доля», учить называть, записывать, сравнивать доли; закреплять знание...

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей".

Конспект открытого урока по математике, 4 класс. Тема урока "Сравнение долей"....