Тема урока "Периметр прямоугольника"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Богданова Эльвира Сергеевна

Конспект урока по математике по программе "Школа России" 2 класс "Периметр прямоугольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ХОД  УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель. Создать условия для мотивации обучающихся  к учебной деятельности.

- Вот  книжка на столе,

А вот тетрадка,

Не хочется играть         

Сегодня в прятки.

И недосуг дуть

На корабль бумажный –

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

-Спасибо. Урок действительно очень важный. И чтобы нам всему научиться и всё понять, давайте вспомним наши правила урока.

Посмотрите на слайд. Расскажите, что обозначают данные картинки.

-Мы должны слушать и слышать

- Смотреть и видеть

-Думать и задумываться.

   ?

- Всё верно.  Я желаю вам успехов в освоении новых знаний.

- Начнём наш урок как всегда с устного счёта. Сосчитайте цепочку.

-Какой ответ получился? (спросить несколько учеников)

-Проверим. А сейчас увеличте каждое число на 3. (Опрос по поднятой руке)

- Молодцы.

   2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель. Подготовить учащихся к усвоению нового знания и создать условия для возникновения проблемной ситуации.

-Ребята, с каким новым арифметическим действием мы познакомились на прошлых уроках??

-Что такое умножение?

-У меня на доске был изображен рисунок. Но он рассыпался. Для того чтобы узнать, какой у меня был рисунок, нужно решить примеры. Посмотрите на доску. Кто догадался, что необходимо сделать?

5+5+5+5=              7+7+7=

3+3+3=                   4+4=

2+2+2+2+2=          6+2+6+3=

Верно. Откройте тетрадочки. Запишите сегодняшнее число и кл.работу.

Выполните решение в тетради заменив сложение на умножение.

-Все ли примеры вы смогли заменить умножением?

-Какой пример вы не смогли заменить умножением? Почему?

-Поднимите руки, кто справился с этим заданием?

-Молодцы!

-Что бы вы посоветовали тем ребятам, которые не справились с этим заданием?

- Так как мы справились с этим заданием, теперь мы можем увидеть, какой у меня был рисунок.

(после проверки по слайду учитель собирает замок)

Из каких геометрических фигур состоит замок? На какие две группы можно разделить все эти фигуры?

(учитель убирает круги)

Как теперь можно разделить фигуры на две группы?

(Учитель убирает треугольники.)

- Как назвать одним словом оставшиеся фигуры?

- На какие две группы их можно разделить?  Обратите внимание на углы.

(Учитель убирает трапецию.)

- с умножением.

-Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.

 

- Заменить приемы сложения на умножение.

-нет

- последний пример. В этом выражении слагаемые не одинаковые.

- повторить тему умножения, слушать внимательно учителя….

- круги, треугольники, квадраты, четырёхугольники.

-на фигуры с углами и без углов.

- Треугольники и четырехугольники. 

- Четырехугольники.

- Фигуры с прямыми углами и без прямых углов.

3. Выявление места и причины затруднения.

- Какие фигуры остались? 

- Докажите, что оставшиеся фигуры прямоугольники.

- Сколько пар одинаковых сторон у прямоугольника? 

(Учитель убирает квадрат)

Что можно узнать, зная длину сторон прямоугольника? 

- Прямоугольники.

- 4стороны, 4 угла. Все углы прямые. Противоположные стороны  равны.

- 2

- периметр.

  4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель. Организовать работу по постановке цели урока, формулированию темы урока (постановке учебной проблемы), построению плана достижения цели.

-Кто назовет тему урока?

-Какова цель нашего урока?

- А я вам скажу, что в математике есть ещё другие способы нахождения периметра прямоугольника. И о них мы сегодня узнаем.

- «Периметр прямоугольника»

-Научиться вычислять периметр прямоугольника.

…но мы ведь уже умеем вычислять периметр…

5.Реализация построенного проекта.

- Положите перед собой тетрадку. Возьмите линейку и карандаш.

- Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 2 см. Чертим по линеечке. Начинаем чертить от 0. Подпишите длины сторон.

- Сколько сторон подписали?

-Почему?

-Найдите периметр прямоугольника. Какой буквой обозначается периметр?
(выполняют в тетради). Вызываю ученика к доске для записи Р.

Как нашли периметр прямоугольника?

- Этот способ нахождения периметра нам с вами известен.

- Вернемся на начало урока и ещё раз и вспомним что такое умножение:

-Посмотрите на нашу запись. Есть ли у нас одинаковые слагаемые?

- Значит что мы можем сделать?

- Какие числа повторяются?

- Как их можно заменить умножением?

- Замените. Что получится?

- Это второй способ нахождения периметра.

- Есть ещё третий способ нахождения периметра.

- Посмотрите на свой прямоугольник. Сколько разных сторон у него? 

- Запишите их сумму. (2+5)

- Сколько раз в прямоугольнике повторяется эта сумма? 

-Раз эта сумма повторяется 2 раза, значит, мы сложение этих сумм можем заменить умножением. Вычисляем.

 (Учитель на доске, а учащиеся — в тетрадях.)

Р=(2 + 5)*2 = 14 (см)

-Посмотрите на доску. Сколько способов нахождения периметра мы теперь знаем?

-Верно. А сейчас немного отдохнем. Тихонечко встали. По классу рассыпались числа. Я буду читать задания, а вам необходимо их выполнять. Приготовились.

Физкультминутка

1.Найдите сумму чисел 43 и 7. Кто нашел, топните ногой. (50)

2.На сколько 7 меньше 14? Кто нашёл это число, сделайте 2 прыжка. (на 7)

3.Уменьшите 48 на 40. Кто нашёл поднимите обе руки вверх. (8)

4.Сколько получится, если число 3 взять по 3 раза? Кто нашёл сделайте 3 приседания. (9)

5.Увеличьте 11 на 17. Кто нашёл моргните глазами 5 раз. (28)

6.Найдите число в котором 3 десятка и 6 единиц. Кто нашёл хлопните в ладоши 3 раза. (36)

7.Сколько получится, если 2 умножить на 5. Кто нашёл погладьте себя по голове. (10)

8.Уменьшаемое 74, вычитаемое 20. Найдите разность. Кто нашёл, то может тихонечко сесть за парту, положив руки перед собой. (54)

-Теперь давайте откроем учебник на стр.52 задание №2.

-Начертите прямоугольник со сторонами 3см и 4см. Вычислите его периметр.

(работа в парах)

 Выбор лучшей пары . Объясняют.

-Молодцы.

Промежуточная рефлексия:

- Что нового вы узнали?

-Где пригодятся эти знания?

                   5

                               2

-2

-Потому что у прямоугольника противоположные стороны равны.

Р=  

- сложили все стороны.

Р= 5+2+5+2=14 (см).

-Умножение – это сумма одинаковых слагаемых.

-Да.

- Заменить их умножением.

- 2 и 5

- 2*2 и 5*2

- Р =(2*2)+(5*2) = 14 (см)

-2

(2+5)

-2

Р =(2 + 5)*2 = 14 (см)

-3

1. Сложили все стороны прямоугольника.

2. У прямоугольника противоположные стороны равны. Две стороны по 3см и две стороны по 4см, значит, мы 3*2 и 4*2, результаты складываем.

3. Сложили длину и ширину (две стороны)  и умножили на 2.

- способы нахождения периметра прямоугольника 3мя способами.

- при  нахождении  периметра прямоугольника

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Ребята, как вы думаете, пригодится ли нам в жизни знание формул периметра прямоугольника? Периметр чего можно найти? Что имеет прямоугольную форму?

А сейчас посмотрите на слайд.

-Расскажите все, что вы видите.

- Ребята, в прошлом году ученики 2 класса другой школы пробовали найти периметр этого прямоугольника.

Ваша задача посмотреть и показать знак + в том случае, если верно нашли и знак – если неверно.

 

3+3+3+3= 12 (см)

(3+6)*2=18 (см)

- Почему? Каким способом находили?

(3*2) +(6*1) = 12 (см)

3+6+3+6=18 (см)

- Каким способом находили?

(3+6)* 3 = 27 (см)

(3*2) + (6*2)= 18 (см)

-Молодцы, я надеюсь, что  вы не будете совершать таких ошибок.

-Посмотрите в учебнике задачу под  №4. Прочитайте ее.

(читают про себя, потом один ученик в слух)

- О чем и о ком говорится?

- Что такое 32?

- Что такое 30?

- Что такое 3?

- Что нужно узнать в задаче?

- Что нам поможет решить задачу? Что нужно составить?

- Какие слова возьмём для краткой записи?

- Кто пойдёт к доске и запишет краткую запись?

- Как обозначим маму?

- Что известно про маму?

- Запишем.

- Что пишем дальше? Какой буквой обозначим дедушку?

- Нам известно сколько лет дедушке?

-Но что сказано?

- Как запишем это в краткой записи?

- Верно. Старше – это значит больше.

- Что сказано про бабушку? Как это запишем в краткой записи?

- Верно. Моложе – это значит меньше.

- Какой главный вопрос в задаче?

- Сможем мы это узнать сразу?

- Что найдём сначала?

-Как это найдем?

-Запишем первое действие.

- Хорошо. Зная сколько лет дедушке, можем ли мы ответить на вопрос задачи?

-Запишем второе действие.

-Нашли мы ответ на вопрос задачи? Запишем его.

- дома нужно поставить новую дверь, для этого нужно измерить периметр входа.

- Эта фигура прямоугольник, со сторонами 3 см и 6 см.

- неверно, т.к. 4 раза указали лишь 1 сторону.

-верно

Сложили две стороны и умножили 2.

- неверно, т.к. 6 раз нужно взять 2 раза, т.к. 2 стороны по 6 см.

- верно

Сложили все 4 стороны прямоугольника.

- неверно, т.к. нужно было умножить на 2, т.к. стороны с длинами 3 и 6 см повторяются 2 раза.

- верно

Одну сторону умножили на 2 и другую умножили на 2 и результаты сложили.

- О маме, дедушке и бабушке.

- Возраст мамы. Ей  32 года.

- На 30 лет дедушка старше мамы.

- На 3 года бабушка моложе дедушки.

-Сколько лет бабушке.

- Краткая запись.

- Мама, дедушка, бабушка.

-…

- буквой М.

- Маме 32 года.

- буквой Д.

-Нет.

- Что дедушка старше мамы на 30 лет.

- Д.-?, на 30 лет б., чем мама.

-Б.-?, на 3 г. м.,чем дедушка.

-Нужно узнать сколько лет бабушке.

-Нет.

- Сначала нужно найти, сколько лет дедушке.

- Зная, что маме 32 года, а дедушка старше мамы на 30 лет, мы к 32 прибавим 30.

1)32+30=62 (г) – дедушке.

-да

2)62-3= 59(л)

Ответ: бабушке 59 лет.

7. Рефлексия деятельности.

  • Какое открытие вы сделали на уроке?
  • Сколько способов нахождения периметра прямоугольника существует?

-Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

-У вас на партах есть карточка.

-На ней вам нужно отметить, как вы работали на уроке, довольны ли вы своей работай, какое у вас настроение.

На уроке я:

  • Работал  
  • Не работал

Своей работай на уроке я:

  • Доволен
  • Не доволен

Урок мне показался:

  • Длинным
  • Коротким

За урок я:

  • Устал
  • Не устал

Мое настроение

  • Стало лучше
  • Стало хуже

-Кто расскажет, как оценил свою работу?

- Кто расскажет, как работал на уроке?

-Кто расскажет, доволен ли своей работай на уроке?

- Кто расскажет, о своем настроении на уроке?

- Мне понравилось, как вы работали на уроке. Урок окончен.

- узнали способы нахождения периметра прямоугольника

- 3 способа.

-ответы учеников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вот книжка на столе, А вот тетрадки. Не хочется играть сегодня в прятки. Недосуг дуть На корабль бумажный- Сегодня у ребят Урок уж больно важный!

Слайд 2

Слушать и слышать Смотреть и видеть Думать и задумываться

Слайд 3

Устный счёт. 39 1.Сосчитайте «цепочку» 90 - 45 -9 + 14 -12 +6 – 8 + 3 = 2.Увеличь каждое число на 3. 39 42 45 48 51 54 57 60

Слайд 4

Замените сложение умножением 5+5+5+5= 5∙4=20 3+3+3= 3∙3=9 2+2+2+2+2= 2∙5=10 7+7+7= 7∙3=21 4+4= 4∙2=8 6+2+6+3

Слайд 5

Задание. Постройте прямоугольник со сторонами 5 см на 2 см. 5 см 2 см Р=

Слайд 6

6 см 3 см Р= 3+3+3+3=12(см) Р= (3+6)∙2=18(см) Р= (3∙2)+(6∙1)=12(см) Р= (3+6)∙3=27(см) Р= (3∙2) + (6∙2)=18(см) Р= 3+6+3+6=18(см) -верно -неверно -неверно -верно -неверно -верно

Слайд 7

Оцените свою работу на уроке. На уроке я: Работал Не работал Своей работай на уроке я: Доволен Не доволен Урок мне показался: Длинным Коротким За урок я: Устал Не устал Мое настроение Стало лучше Стало хуже


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе по теме " Площадь прямоугольника"

Урок дан  по УМК "Школа России" ТЕМА  УРОКА:  Площадь  прямоугольника. Цель:знакомство с алгоритмом  нахождения  площади     прямоугольника. З...

Конспект и презентация к уроку математики в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Площадь прямоугольника" с применением ИКТ в рамках внедрения ФГОС НОО

Данный урок был разработан на конкурс уроков с применением ИКТсреди учителей школ Нефтеюганского района "Переходим на ФГОС: достижение образовательных результатов на личностном, метапредметном и предм...

Тест по математике по теме: "Периметр прямоугольника, треугольника" 4 класс.

В работе предлагаются задания для повторения нахождения периметра прямоугольника и треугольника, по вариантам, составлен по учебнику М.И. Моро....

Конспект и презентация к уроку по математике.Тема «Площадь прямоугольника» 2 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)

Конспект урока математики по теме "Площадь прямоугольника" 2 класс (УМК "Начальная школа 21 века")...

Конспект урока по математике с мультимедийным приложением в 3 классе на тему:"Площадь прямоугольника"

Данный урок разработан для учащихся 3 класса по программе "Школа России"  М.И.Моро...

Урок математики в 3 классе ПО ТЕМЕ "ПЛОЩАДЬ ПРЯМОУГОЛЬНИКА"

Как найти площадь прямоугольника и с помощью этой формулы вывести формулу нахождения площади квадрата....

Презентация открытого урока по математике в третьем классе на тему«Площадь прямоугольников»

Презентация открытого урока по математике в третьем классе  на тему«Площадь прямоугольников»...