Урок математики по теме "Дроби" 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

Новикова Юлия Николаевна

Урок рефлексии, проведённый в 4 классе по теме "Дроби" 4 класс "Школа 2100" с самоанализом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Конспект урока математики, проведённого в 4 классе.

Тема: «Закрепление изученного материала по темам: нахождение части от числа, нахождение числа по его части, сравнение дробей»

Тип урока: урок рефлексии (урок обобщения и систематизации знаний).

Урок составила: Новикова Юлия Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №2 с углублённым изучением английского языка

Г. Сосновый Бор».

Цель урока: организовать деятельность учащихся совместную и самостоятельную, направленную на выявление ошибок и их коррекцию по теме «Дроби».

Задачи:

I. Личностные

-совершенствовать умение не создавать конфликтных ситуаций при работе в паре; формировать навыки сотрудничества

II. Метапредметные

1. Познавательные

-совершенствовать умение осуществлять рефлексию способов и условий действий;

2. Регулятивные:

- совершенствовать умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок;

3. Коммуникативные:

- учить учащихся обращаться за помощью, формулировать затруднения.

III. Предметные:

-совершенствовать умение использовать опорные конспекты для решения практических задач по теме «Дроби».

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА*

Этап урока

Содержание деятельности учителя

(подробно)

Содержание деятельности ученика

(подробно)

Формируемые УУД

(конкретизировать УУД, ориентироваться на планируемые результаты по теме)

Время

(в мин.)

1

Самоопределение к деятельности

-Знаете ли вы, дети, что великий русский поэт М.Ю. Лермонтов был большим любителем математики и всегда возил с собой учебник математики?

А автор сказки «Алиса в стране чудес» Льюис Керолл был профессором математики.

А Пётр 1 издал указ: «Учить всех дворянских детей «цифири и геометрии», а тем, кто не усваивал этих премудростей, он запрещал жениться.

Математику, друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень точная наука,

Очень строгая наука,

Интересная наука – эта математика!

-Кто согласен с этими строками, поднимите руку.

Ну что же, продолжаем изучать интересную науку математику.

1 мин.

1I.

Актуализация знаний

–Посмотрите на задания, записанные на доске. С какой темой связано выполнение этих заданий? (Дети называют темы: «Сравнение дробей», «Нахождение части от числа», «Нахождение числа по его части»)

На доске записаны задания.

1) Сравните 2/9 и 5/9, 6/23 и 6/50

2) Найдите30% от числа 300.

3) Найдите число, 7/9 которого равны 56.

-Подберите подходящий способ действий, чтобы выполнить задание №1. ( Чтобы сравнить дроби, нужно определить
что у них одинаковое: числители или знаменатели, затем вспомнить правило и выбрать нужный знак.)

-Как сравнить дроби с одинаковыми числителями?

(Из 2 дробей с одинаковыми числителями больше та дробь, у которой знаменатель меньше).

-Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

(Из 2 дробей с одинаковыми знаменателями больше та дробь, у которой числитель больше).

--Чем интересно 2 задание? Что нужно вспомнить для его выполнения? (Во 2 задании даны проценты. 1% -это 1/100часть, значит 30%- это 30/100. Чтобы найти часть от числа, нужно это число разделить на знаменатель и умножить на числитель).

-Что нужно вспомнить, чтобы выполнить 3 задание?  (Чтобы найти число по его части, нужно это число поделить на числитель и умножить на знаменатель).

-Когда мы делим число на числитель, что мы узнаём? (Мы находим, чему равна 1 часть, а потом умножаем на знаменатель, на количество частей).

Дети называют темы: «Сравнение дробей», «Нахождение части от числа», «Нахождение числа по его части».

Учащиеся, используя опорные конспекты, проговарива

ют способ действий при сравнении дробей с одинаковыми

числителями, затем с одинаковыми знаменателя

ми.

4/7 <5/7, т.к. 5>4

8/10 >8/12, т. к. 10<12

a/n от числа b равна b:n×a

Учащиеся используют опорные конспекты.

Если а/n равна b, то всё число b:а×n

Регулятивные УУД

Познаватель-

ные УУД

применяют правила, используют знаково-символические средства

4 мин

III

Определение темы урока

-Дети, определите тему нашего урока.

-Какие цели у нас стоят на уроке?

Сегодня будем повторять то, что узнали по теме «Дроби».

Будем тренироваться в сравнении дробей, в нахождении части от числа; числа по его части. Обобщим полученные знания, выявим причины ошибок, проведём коррекцию ошибок.

Дети формулируют цель своей работы.

Познаватель-

ные УУД

определяют цель

IV

Самос

тоятель

ная работа

-Сейчас вы выполните самостоятельную работу, состоящую из 3 заданий по изученным темам. Затем мы проверим работу, и каждый из вас определит причины своих ошибок и расскажет о том, как их устранить. А кто-то  похвалит себя за то, что хорошо усвоил материал и не сделал ни одной ошибки.

-Проверьте посадку и приступайте к выполнению работы.

(Для детей, которые быстро ра- ботают, готовлю карточки.)

Каждый учащийся получает самостоятель-

ную работу и выполняет её.

Предметные УУД

6 мин

V

Физкульми-

нутка

Физминутка на снятие эмоционального напряжения с грецкими орехами.

1) Сделайте 2 грецкими орехами круговые движения в каждой ладони

2) Слегка помассируйте кончики  пальцев

3) Поместите орех на ладони, а второй ладонью делайте круговые движения, слегка надавливая.

1 мин

VI

Проверка самостоятель-

ной работы.

-Приготовьте сигнальные карточки, проверяем работу по эталону, записанному на доске.

(Сильные уч-ся пишут за доской образец).

1) 8/11>8/15, 3/16<9/16

2) 120:4*3=90, 1000:100*2=20

3) 56:4*7=68, 20:5*100=400

-Давайте подведём итог нашей работы.

-Перед вами лежат таблицы, в которых вы должны отметить результаты выполнения работы и указать причины своих ошибок. Кому нужна помощь?

-Кто без ошибок выполнил 1 задание?

-Кто хочет объяснить, в чём причина ошибки в 1 задании. (Неправильно определил, что в дроби одинаковое: числители или знаменатели, из-за этого выбрал не то правило).

-Как можно исправить? (Вспомнить подсказку про дроби Ч/З –человек ходит по земле, числитель пишется сверху, знаменатель снизу)

- Также проверяем 2 и 3 задание.

-Как же можно исправить ошибки? (Потренироваться в решении  подобных заданий).

-

Уч-ся проверяют работу, с помощью сигнальных карточек показывают + или - и вносят результаты проверки в таблицу, проставляют после обсуждения причины ошибок, выбирают из предложенно-

го списка.

Дети ещё раз проговарива-

ют правила, способы действий,

способы коррекции ошибок.

Дети обращаются за помощью к учителю или к помощникам

(сильным детям)

Регулятивные УУД

Контроль и самоконтроль

Регулятивные: контроль и самоконтроль,

коррекция

Предметные УУД

Коррекция

Коммуникативные УУД

8 мин

VII

Включение в систему знаний, повторение.

1. -На страницах 91 и 92 выберите для себя несколько заданий для коррекции ошибок и выполните их. Посовещайтесь с соседом по парте о том, какие задания выбрать для коррекции ошибок. Если вы сомневаетесь, поднимите карточку с вопросом.

-Проверьте посадку и решите задания.

Решение заданий.

-Подведём итог нашей работы.

-Кто справился без ошибок? Кто улучшил свой результат?

Кто справился сам, без помощи учителя, одноклассников?

2. –Скажите, пожалуйста, где нам могут пригодиться умения находить часть от числа, число по его части? (При решении задач).

Сейчас мы решим задачу.

-Прочитайте задачу №5 стр. 91.

(В аквариум налили 6 л воды, заполнив 2/5 его объёма. Сколько литров воды вмещает аквариум?)

-Что известно в задаче? Что неизвестно? Построим схему к задаче.

_Кто может сам решить задачу? Кому нужна помощь?

-Определим вид этой задачи.

(Это задача на нахождение числа по его части.)

 Какое правило надо вспомнить? (Чтобы найти число по его части, нужно эту часть разделить на числитель и умножить на знаменатель)

-Запишите решение задачи и ответ.

-Подведём итог работы.

Дети выбирают и решают задания на коррекцию ошибок ( №3, №4, №10) Обращаются за помощью, совещаются с соседом по парте. Проверяют задания по карточкам

( №3

а) 16:8×2=4

б) 33:113=9

в)600:100×7=42

г)30000:100×12=3600

№4

А) 8:2×7=28

Б) 24:4×7=42

В) 35:5×100=700

г)36:18×100=200

№10

32/65< 49/65

7/96 <7/12

14/23 >14/37

18/19>16/19
Проверяют решение задачи, исправляют ошибки.

Познаватель-

ные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Предметные УУД

Коммуникативные УУД

10 мин -

15 мин

VIII

Рефлексия деятельности

-Какая цель стояла на уроке?

-Оцените свою работу на уроке.

-Какие задания получилось выполнить без ошибок?

- Какие задания вызывают затруднения?

-Поставьте цель своей дальнейшей работы на уроках математики.

-Скажите, ребята, а в жизни нам могут пригодиться полученные знания?

Дети оценивают свою работу на уроке, ставят цель своей дальнейшей работы.

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Готовность к саморазвитию, самооценка

4мин -6 мин

IX

Домашнее задание

-На стр. 91-93 выберите несколько заданий на ваше усмотрение и выполните их.

Личностные УУД

Принятие образа «хорошего ученика (Выбери сам)

2 мин

Карточка  для учёта ошибок

№ задания

Результаты выполнения +, -, ?

Причины ошибок

Исправлено

1 а

 Причины ошибок:

1. Сравнение дробей с одинаковым знаменателем.

2. Сравнение дробей с одинаковым числителем.

3. Нахождение части числа

4.Нахождение числа по его части.

5. Вычислительные ошибки

6.Не понимаю проценты

Задания для самостоятельной работы

1. Сравни:

А) 8/11 и 8/15

Б) 3/16 и 9/16

2. а) Найди ¾ от 120

Б) Найди 2% от 1000

3. а) Найди число, если 5% этого числа составляют 20

 Б) Найди число, если 4/7 равны 56

Самоанализ урока математики.

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Дроби».

 На уроке использовала деятельностный подход, личностно-ориентированное обучение. На данном  уроке работали по учебнику, т. к. на страницах учебника содержится достаточное количество  разнообразных заданий на отработку материала по теме «Дроби», а также распечатала самостоятельную работу и таблицу для результатов проверки.

 Характеристика класса: в классе 11 мальчиков и 16 девочек. По результатам медицинского обследования выявлено, что 1 группу здоровья имеют 3 человека, 2 группу -15 человек, 3 группу-8, 4 группу – 1 человек. Пониженное зрение у 2 человек, в особом внимании нуждаются Баукина С. , Кортелайнен Д., Петрова Д., Силина М, Соломаха В. (следить за осанкой). Имеют проблемы в поведении 4 человека. Испытывают трудности в овладении материалом 4 человека.  Высокий уровень развития у 5 учащихся, выше среднего у 10, низкий у 2 человек, средний у 10.

Цель урока: организовать деятельность учащихся совместную и самостоятельную, направленную на выявление ошибок и их коррекцию по теме «Дроби».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи

I. Личностные

-совершенствовать умение не создавать конфликтных ситуаций при работе в паре; формировать навыки сотрудничества

  Эта задача решалась на этапе выбора заданий для самостоятельной работы, учащиеся совещались с соседом по парте, т. е. работали в паре, обращались за помощью к учителю. Сильные дети оказывали помощь тем, кто испытывал трудности.

II. Метапредметные

1. Познавательные

-совершенствовать умение осуществлять рефлексию способов и условий действий;

  Данная задача решалась на этапе решения самостоятельной работы, на этапе проверки и этапе включения в систему знаний.

  Учащиеся проверяли самостоятельную работу, выявляли причины своих ошибок, определяли, как исправить ошибки, какие условия и способы действий необходимо соблюдать для решения конкретного задания. В помощь детям выданы карточки, где прописаны причины ошибок. Был показан высокий уровень активности и самостоятельности при решении данной задачи.

2. Регулятивные:

- совершенствовать умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта сделанных ошибок;

  Следующая задача решалась на этапе включения в систему знаний, на этапе рефлексии деятельности и домашнего задания.

  На основе оценки и учёта сделанных ошибок, дети сами выбирали для себя задания на страницах учебника для самостоятельной работы, а также дома они выполнят задания, которые сами выберут. На этапе рефлексии дети отметили, с какими заданиями они справляются , а какие вызывают затруднения. Учащиеся определили цель своей дальнейшей работы.

3. Коммуникативные:

- учить учащихся обращаться за помощью, формулировать затруднения.

  Коммуникативная задача решалась на протяжении всего урока. Дети постоянно обращались за помощью, учились формулировать свои затруднения; сильные учащиеся оказывали помощь, вступали в диалог с теми, кто испытывал затруднения.

III. Предметные:

-совершенствовать умение использовать опорные конспекты для решения практических задач по теме «Дроби»

 Предметная задача решалась на протяжении всего урока. Дети постоянно проговаривали правила, обращались к опорным конспектам. Был выполнен достаточный объём заданий для формирования предметных умений. Дети проявляли активность, самостоятельность.

 Считаю, что цель урока достигнута. Задачи выполнены в полном объёме. Дети на уроке находились в психологически комфортной обстановке. Урок был проведён в соответствии с требованиями Сан Пин. До начала урока класс был проветрен, проведена физкультминутка, направленная на снятие эмоционального напряжения. Учитель следил за посадкой детей на протяжении всего урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...

Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа» (авт. Петерсон Л. Г. Математика 2 класс , часть 2, урок 15)

Проект урока математики во 2 классе «Вычитание суммы из числа»  Цель: познакомить с новым правилом вычитания;развивать внимание, речь, мыслительные и коммуникативные способности при работе в паре...

Методическая разработка «Повышение качества образования на уроках математики путем использования программы mimio". Открытый урок математики в 1 классе с использованием ИКТ.

Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой учащимися в рамках обучения информации, чт...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...