В мире математики
календарно-тематическое планирование по математике (4 класс)

Бокина Ангелина Игоревна

В данном разделе представлены материалы для внеурочной работы по математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный план кружка

"Математика- Царица науки"

3 класс

malchik-pishet-uchenik

Составитель: Бокина Ангелина Игоревна

Кол-во часов в год:34 часа

В неделю: 1 час

2021-2022 уч. г.

Цель: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи :

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развитие краткости речи;
  • умелое использование символики;
  • правильное применение математической терминологии;
  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
  • умение делать доступные выводы и обобщения;
  • обосновывать свои мысли.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями  и  правилами;
  • включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,  высказывать собственное мнение и аргументировать его;
  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное  затруднение в пробном действии;
  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные  мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
  • контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в

разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»)

Принципы:

  • Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
  • Коллективизм;
  • Креативность (творчество);
  • Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;  
  • Научность;
  • Сознательность и активность учащихся;
  • Наглядность.

Формы: Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, игры, конкурсы и др.

Методы:

  • Взаимодействие;
  • Поощрение;
  • Наблюдение;
  • Коллективная работа;
  •  Игра.

Приемы:  анализ и синтез;  сравнение;  классификация;  аналогия;  обобщение.

Место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в

неделю, продолжительность занятия 40-45 минут

Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной

деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся

дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает

реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

Требования к результатам освоения:

  • Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.
  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
  • Решать логические задачи.
  • Работать в коллективе и самостоятельно.
  • Расширить  свой математический кругозор.
  • Пополнить свои математические знания.
  • Научиться работать с дополнительной литературой.

Универсальные учебные действия

  • Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
  • Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
  • Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать

соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

  • Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
  • Воспроизводить способ решения задачи.
  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
  • Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
  • Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
  • Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
  • Конструировать несложные задачи.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Учебно-тематический план

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю.

№ п/п

Тема

К-во часов

1

В стране математики

7

2

Самый быстрый счетовод

4

3

Логическая игра

10

4

Энциклопедия задач

4

5

Озеро знаний

2

6

Твоя математическая газета

1

7

Математическая олимпиада.

5

8

Итоговое занятие

1

Итого

34

Содержание плана

  1. В стране математики ( 7 часов)

Великий математик. ( 2 часа)

Высказывания великих людей о математикеИнформация об ученых,

Решение интересных задач. Веселая викторина.

Мир чисел. (2 часа)

Арабская и римская нумерация чисел и действия с ними.

Математические игры. ( 1 час)

Игра «Самый внимательный». Игра «Великий счетовод!»  

Четные и нечетные числа. (2 часа)

Свойства. Решение задач.

 Самый быстрый счетовод ( 4 часа)

Задачи-с подвохом, задачи-загадки(2 часа) 

Решение задач.

Задачи, решаемые с конца. (1 час)

Задачи на взвешивания( 1 час)

  1. Логическая игра. (10 часов)

Истинностные задачи. (1 час)

Несерьезные задачи.  (1 час)

Логика и рассуждения(1 ч.)

Задачи с подвохом.(1 час)

Задачи на разрезания и складывание фигур. (4 часа)

  1. Упражнения на быстрый счет. (4 часа)

Вычисли наиболее удобным способом.

Умножение на 9 и на 11.

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

Использование изменения порядка счета.

  1. Озеро знаний.(2 часа)
  1. Твоя математическая газета ( 1 час)
  1. Математическая олимпиада. (5 часов)

Подготовка и участие в математических олимпиадах «Кенгуру», «Точные науки», «Шаги в науку» и др.

Конкурс «Лучший математик». Знатоки математики.

  1. Итоговое занятие


Предварительный просмотр:

Викторина «Знатоки времени»

4 класс

Для участия в викторине участники делятся на три команды по 5-10 человек в каждой. Команда выбирает капитана и название. У каждой команды табличка определенного цвета.

I тур «Блиц-опрос»

В этом туре принимают участие самые маленькие представители команды. Участники отвечают на скорость. Чья команда первой поднимет карточку, той и предоставляется право ответа. В случае ошибки, право ответа переходит команде, поднявшей табличку второй. За каждый правильный ответ 1 балл.

Что такое двенадцать месяцев? (год)

Сколько минут в одном часе? (60)

Какое бывает время? (летнее, зимнее, московское)

Сколько секунд в одной минуте? (60)

Сколько дней в одной неделе? (7)

Какой день недели «тяжёлый»? (понедельник)

Что такое день и ночь? (время суток)

Назови начало дня. (утро)

Что такое световой день? (промежуток времени между восходом Солнца и его заходом)

Какие часы используют в спорте? (секундомер)

Назови «главные» часы Москвы (часы на Спасской башне)

Назови «главные» часы Англии (Биг Бен)

Сколько недель в месяце? (4 недели +-2 дня)

Какой год называется високосным? (в котором 366 дней)

Кто такой часовщик? (мастер по изготовлению и ремонту часов)

II тур «Музыка времени»

В этом туре командам придётся угадать песни о времени. Команды прослушивают отрывок композиции и через минуту должны дать ответ. Каждая команда озвучивает название песни и желательно исполнителя. Команда, давшая правильный ответ, получает 2 балла

«А время не убавляет ход» Валентина Толкунова.

«Голубой вагон бежит, качается» из м/ф «Чебурашка и Крокодил Гена»

«Делу - время, потехе – час» Алла Пугачева

«Тики-тики-тики-так» Фиксики

«Пять минут» Людмила Гурченко

«Пеня про время» из м/ф «Маша и Медведь»

III тур «Простые вопросы, на которые сложно ответить»

В 3 туре ребятам задаются сложные вопросы. Задача команды, прослушав ответ, посовещаться, записать на бланке и ответ, в течение минуты сдать жюри. После того, как все команды сдали листочки с ответами, судья оглашает правильный ответ. Каждый правильный ответ – 1 балл.

Герой рассказа Рэя Брэдбери "И грянул гром" с помощью машины времени очутился в далеком прошлом и случайно изменил весь дальнейший ход истории, наступив на... (бабочку)

Как называется геологический период, в конце которого вымерли динозавры?

(Меловой)

Кто выполнил первый чертеж человекоподобного робота? (Леонардо да Винчи)

В каком году в космос отправился первый турист? (2001)

Чему равнялся в России час — старинная путевая мера? (5 километров)

IV тур «Твоя игра»

В туре «Твоя игра» на экране появляются картинки из фильмов или мультфильмов, связанных со временем. Командам за 5 минут, нужно написать в специальных бланках названия мультфильмов и кинофильмов. Каждый отгаданный кинофильм – 2 балла.

«Хранитель времени»

«Назад в будущее»

«Сказка о потерянном времени»

«Машина времени»

«Время»

V тур «Искатели времени»

В этом туре командам в течение 5 минут необходимо сосчитать количество часов, находящихся на втором этаже лагеря. Команда, назвавшая точное количество часов, получает 5 баллов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по окружающему миру, математике, литературному чтению и русскому языку для 2 класса. Система Л.В.Занкова

В данном материале представлены рабочие программы с календарно-тематическим планированием, включающим возможные виды деятельности обучающихся на уроке....

Рабочие программы по окружающему миру, математике, литературному чтению, русскому языку и информатике для 3 класса. Система Л.В.Занкова

Рабочие программы содержат развернутое КТП с указанием возможных видов деятельности обучающихся на уроке. Планирование по литературному чтению к учебнику В.Ю.Свиридовой. Русский язык - программа Н.В.Н...

Тематическое планирование по окружающему миру, математике 2 класс УМК "Перспектива"

Предлагаю вниманию коллег тематическое планирование по УМК "Перспектива" для 2 класса. Предметы: окружающий мир и математика....

Олимпиадные задания по окружающему миру, математике

Олимпиадные задания по предматам в начальных классах...

Конспект занятия по внеурочной деятельности с одаренными детьми "В мире математики"

Тема занятия: Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операцийЦель: развивать познавательные способности учащихся  на основе системы развивающих занятий.Задачи:...