Занимательная математика
рабочая программа по математике (1, 3, 4 класс)

Бельцина Наталья Геннадьевна

Материалы для кружка "Занимательная математика"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерный плана кружка «"Занимательная математика» для 4 класса

Составила: обучающаяся 33-шк. группы, Бельцина Наталья Геннадьевна

Количество часов: 34

Количество занятий: 34

№ занятия

Дата

Тема

Краткое содержание

1

Сентябрь

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол (это единица со ста нулями)?

3

Мир занимательных задач

Задачи со всеми возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство

4

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

5

Октябрь

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

6

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

7

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста»,  «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

8

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

9

Ноябрь

Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

10

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

11

«Спичечный» конструктор

12

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

13

                            Декабрь

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

14

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10;

12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

15

Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

16

Занимательное моделирование

17

Январь

Занимательное моделирование

18

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

19

Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 × 9) слов, связанных с математикой.

20

Февраль

«Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

21

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

22

В царстве смекалки

Сбор  информации  и   выпуск   математической   газеты  (работа в группах).

23

В царстве смекалки

24

Март

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

25

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.  Задачи  на  доказательство:  найти  цифровое  значение  букв   в условной записи

26

Мир занимательных задач

27

Апрель

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

28

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

29

Интеллектуальная разминка

30

Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

31

Май

Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

32

Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 2 ×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

33

Математический лабиринт

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

34

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».



Предварительный просмотр:

Математическая викторина «Знатоки времени»

Подготовила: Бельцина Наталья Геннадьевна

Класс: 4

        Для участия в викторине участники делятся на три команды по 5-10 человек в каждой. Команда выбирает капитана и название. У каждой команды табличка определенного цвета.

I тур «Блиц-опрос»

        Участники отвечают на скорость. Чья команда первой поднимет карточку, той и предоставляется право ответа. В случае ошибки, право ответа переходит команде, поднявшей табличку второй. За каждый правильный ответ 1 балл.

1. Что такое двенадцать месяцев? (год)

2. Сколько минут в одном часе? (60)

3. Сколько секунд в одной минуте? (60)

4. Сколько дней в одной неделе? (7)

5. Какой день недели «тяжёлый»? (понедельник)

6. Что такое день и ночь? (время суток)

7. Назови начало дня (утро)

8. Что такое световой день?

(промежуток времени между восходом Солнца и его заходом)

9. Какие часы используют в спорте? (секундомер)

10. Назови «главные» часы Москвы (часы на Спасской башне)

11. Назови «главные» часы Англии (Биг Бен)

12. Сколько недель в месяце? (4 недели +-2 дня)

13. Какой год называется високосным? (в котором 366 дней)

14. Кто такой часовщик? (мастер по изготовлению и ремонту часов)

II тур «Музыка времени»

        В этом туре командам необходимо угадать песни о времени. Команды прослушивают отрывок композиции и через минуту должны дать ответ. Каждая команда озвучивает название песни и желательно исполнителя. Команда, давшая правильный ответ, получает 2 балла

1. «А время не убавляет ход» Валентина Толкунова.

2. «Голубой вагон бежит, качается» из м/ф «Чебурашка и Крокодил Гена»

3. «Делу - время, потехе – час» Алла Пугачева

4. «Тики-тики-тики-так» Фиксики

5. «Пять минут» Людмила Гурченко

6. «Пеня про время» из м/ф «Маша и Медведь»

III тур «Простые вопросы, на которые сложно ответить»

        В 3 туре ребятам задаются сложные вопросы. Задача команды, прослушав ответ, посовещаться, записать на бланке и ответ, в течение минуты сдать жюри. После того, как все команды сдали листочки с ответами, судья оглашает правильный ответ. Каждый правильный ответ – 1 балл.

1. Герой рассказа РэяБрэдбери "И грянул гром" с помощью машины времени очутился в далеком прошлом и случайно изменил весь дальнейший ход истории, наступив на... (бабочку)

2. Как называется геологический период, в конце которого вымерли динозавры? (Меловой)

3. Кто выполнил первый чертеж человекоподобного робота? (Леонардо да Винчи)

4. В каком году в космос отправился первый турист? (2001)

5. Чему равнялся в России час — старинная путевая мера? (5 километров)

IV тур «Твоя игра»

        В туре «Твоя игра» на экране появляются картинки из фильмов или мультфильмов, связанных со временем. Командам за 5 минут, нужно написать в специальных бланках названия мультфильмов и кинофильмов. Каждый отгаданный кинофильм – 2 балла.

1. «Хранитель времени»

2. «Назад в будущее»

3. «Сказка о потерянном времени»

4. «Машина времени»

5. «Время»

V тур «Искатели времени»

        В этом туре командам в течение 5 минут необходимо сосчитать количество часов, находящихся на втором этаже школы. Команда, назвавшая точное количество часов, получает 5 баллов.

Подведение итогов

Награждение



Предварительный просмотр:

Сценарий математического утренника для 1 класса "Праздник чисел первого десятка"

Подготовила: Бельцина Наталья Геннадьевна

Цель: организация деятельности обучающихся по закреплению знаний цифр и чисел первого десятка.

Задачи:

Образовательные: закреплять навыки устного счёта, порядковый номер цифр и чисел первого десятка.

Развивающие: развивать интерес обучающихся к математике, их математические способности, память, речь, внимание, наблюдательность, воображение, творческие способности.

Воспитательные: воспитывать интерес к процессу познания, уважительное отношение к одноклассникам, умение работать в коллективе.

Ход утренника:

У: - Ребята, я рада приветствовать вас на математическом празднике чисел первого десятка. Начинаем наше необычное путешествие в сказочную страну. А в какую, отгадайте сами:

Очень мудрая страна, дружит с числами она.

В ней так много неизвестного, в ней так много интересного.

Ну-ка, дети вы скажите, ее имя назовите!  

О: - Страна Математика.

У: - Итак, праздник начинается. Нам предстоит нелегкий путь. Чтобы попасть в страну Математики все числа первого десятка должны собраться вместе! Пригласила нас на этот праздник королева Математики.

Звучит песня «Учат в школе».

У: - Ребята, числа очень любят прятаться. Ты видишь предметы, а числа нет. Они прямо невидимки какие-то! Но всегда можно догадаться, где какое число спряталось. Для этого надо всего лишь посчитать предметы.  Чтобы сделать числа видимыми, люди к ним приклеили волшебные значки цифры. Цифр мало – всего десять. А чисел так много, что просто не сосчитать. Давайте отгадаем загадки о цифрах, которые приготовили наши ребята.

Сотня лун появилась –

И тогда бы осветилась

Ночь как день!

Но жаль, луна

Светит нам всегда…(одна)

 

Людям всем дано от бога

По одной лишь голове!

Ну, а руки что, а ноги?

Их у каждого по…(две)

 

Вот так чудо! Ну-ка, ну-к5а,

Ты получше посмотри –

Это вроде бы и буква,

Но еще и цифра…(три)

 

Я у бабушки была, -

У нее в квартире

Три огромные стола,

Ног у каждого…(четыре)

 

На руке малышка Лена

Любит пальчики считать!

У нее на удивленье

Каждый раз выходит…(пять)

 

А моей подруге Тоне

Довелось на пони сесть,

И у Тони вместе с пони

Стало ножек сразу…(шесть)

 

Есть пословица у нас

И она известна всем-

Отрезаешь только раз,

А отмерить надо…(семь)

Сколько ты имеешь ножек?-

Осьминога тихо спросим.

Тот ответить нам не сможет,

Но и так мы знаем…(восемь)

 

Вот так циферка, взгляни,

У нее и фокус есть –

Ты ее переверни,

И получишь цифру шесть! (девять)

 

Сколько вместе будут весить

Две гантели с цифрой пять?

Да, не надо и гадать-

Не кило, а целых…(десять)

У: - Молодцы, ребята.

У: - Наш праздник числа продолжается, и сказка «Теремок» начинается!

У: - Стоит в поле теремок, теремок  

Он не низок, не высок, не высок.  

Вот по полю бежит единица,  

Очень тонкая, как спица.  

Цифра 1: Кто, кто в теремочке живёт?  

Кто, кто в невысоком живёт?  

Нет никого! Зайду в теремок и стану там жить.  

У: -   Бежит по полю двойка,

Видит теремок, стучит.

Цифра 2: Кто, кто в теремочке живёт?  Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица. А ты кто?  

Цифра 2: А я – цифра 2,  

Полюбуйся какова!  

С полукруглой головой  

Волочится хвост за мной.  

Пусти меня к себе жить.  

Цифра 1: Я пущу, если ты отгадаешь, что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты?  

Цифра 2 отгадывает и Цифра 1 впускает её в теремок.

У: -   Бежит по полю тройка,

Видит теремок, стучит.

Цифра 3: Кто, кто в теремочке живёт?  Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – цифра 2, полюбуйся какова! А ты, кто?  

Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,  

Состою из трёх крючков. Пустите меня к себе жить!  

Цифра 2: Хорошо, пустим, но сначала ты реши задачу.  Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов?

Цифра 3 отвечает и её впускают в теремок.

У: -   Бежит по полю четверка,

Видит теремок, стучит.

К теремку подбегает Цифра 4, стучит в дверь.  

Цифра 4: Кто, кто в теремочке живёт?  Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – цифра 2, полюбуйся какова!  

Цифра 3: А я – тройка, третий из значков,  

Состою из двух крючков. А ты кто?  

Цифра 4: А я – четыре, острый локоть оттопырил.  

Пустите меня к себе жить!  

Цифра 3: Сначала ответь на вопрос: Сколько ушей у двух мышей?  

Цифра 4, ответив на вопрос, присоединяется к тем, кто в теремке.

У: -   Бежит по полю пятерка,

Видит теремок, стучит.

К теремку подбегает Цифра 5, стучит в дверь.  

Цифра 5: Кто, кто в теремочке живёт?  Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.  

Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,  

Состою из двух крючков.  

Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил. А ты кто?  

Цифра 5: А я – цифра пять,  

Очень люблю плясать.  

Руку вправо протянула,  

Ножку круто изогнула.  

Пустите меня к себе жить!  

Цифра 4: Мы тебя пустим, если отгадаешь загадку:  

«Что стоит в конце страницы,  

Украшая всю тетрадь?  

Чем вы можете гордиться?  

Ну, конечно цифрой …» (пять)  

Цифры впускают Пятёрку в теремок.

У: -   Бежит по полю шестерка,

Видит теремок, стучит.

К теремку подбегает Цифра 6, стучит в дверь.  

Цифра 6: Кто, кто в теремочке живёт? Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.  

Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,  

Состою из двух крючков.  

Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.  

Цифра 5: А я – цифра пять,  

Очень люблю плясать.  

Все вместе: А ты кто?  

Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:  

Сверху крюк, внизу – кружочек.  

Пустите меня к себе жить!  

Цифра 5: Мы тебя пустим, если решишь задачу:  

«Пять щенят плюс мама-Лайка, сколько будет, сосчитай-ка!»

Цифру 6 впускают в теремок.

У: -  Бежит по полю семерка,

Видит теремок, стучит.

К теремку подбегает Цифра 7, стучит в дверь.  

Цифра 7: Кто, кто в теремочке живёт ?  Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.  

Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,  

Состою из двух крючков.  

Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.  

Цифра 5: А я – цифра пять,  

Очень люблю плясать.  

Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:  

Сверху крюк, внизу – кружочек.  

Цифра 7: Я – семёрка кочерга,  

У меня одна нога. Пустите меня к себе жить.  

Цифра 6: Выполнишь задание – пустим. Назови число, которое есть в названии сказки о Белоснежке и гномах.

Цифра 7 выполняет задание  и входит в теремок.

У: -  Бежит по полю восьмерка,

Видит теремок, стучит.

К теремку подбегает Цифра 8, стучит в дверь.  

Цифра 8: Кто, кто в теремочке живёт ?  Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.  

Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,  

Состою из двух крючков.  

Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.  

Цифра 5: А я – цифра пять,  

Очень люблю плясать.  

Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:  

Сверху крюк, внизу – кружочек.  

Цифра 7: Я – семёрка кочерга,  

У меня одна нога.  

Все вместе: А ты кто?  

Цифра 8: Я – восьмёрка, два кольца,  

Без начала и конца.  

Пустите меня к себе жить.  

Цифра 7: Хорошо, только сначала скажи, сколько ног у двух котов?  

После решения задания Цифру 8 пускают в теремок.

У: -  Бежит по полю девятка,

Видит теремок, стучит.

К теремку подбегает Цифра 9, стучит в дверь.  

Цифра 9: Кто, кто в теремочке живёт ?  Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.  

Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,  

Состою из двух крючков.  

Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.  

Цифра 5: А я – цифра пять,  

Очень люблю плясать.  

Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:  

Сверху крюк, внизу – кружочек.  

Цифра 7: Я – семёрка кочерга,  

У меня одна нога.  

Цифра 8: Я – восьмёрка, два кольца,  

Без начала и конца. А ты кто?

Цифра 9: Я – цифра 9, иначе девятка –  

Цирковая акробатка:  

Если на голову встану  

Цифрой 6 тогда я стану.  

Пустите меня к себе жить.  

Цифра 8: Хорошо, только сначала назови число, которое на 1 больше 8.  

Цифра 9 выполняет задание и заходит в теремок.

У: -  Стали цифры дружно жить,

Пока не постучал к ним 0.

К теремку подбегает Цифра 0, стучит в дверь.  

Цифра 0: Кто, кто в теремочке живёт?  Кто, кто в невысоком живёт?  

Цифра 1: Я – единица, очень тонкая как спица.  

Цифра 2: А я – Цифра 2, полюбуйся какова.  

Цифра 3: Я – тройка, третий из значков,  

Состою из двух крючков.  

Цифра 4: Я – четыре, острый локоть оттопырил.  

Цифра 5: А я – цифра пять,  

Очень люблю плясать.  

Цифра 6: А я – шесть, дверной замок:  

Сверху крюк, внизу – кружочек.  

Цифра 7: Я – семёрка кочерга,  

У меня одна нога.  

Цифра 8: Я – восьмёрка, два кольца,  

Без начала и конца.  

Цифра 9: Я – цифра 9, иначе девятка –  

Цирковая акробатка.

Все вместе: А ты кто?  

Цифра 0: Я – цифра вроде буквы 0,  

Что значит ноль иль ничего.  

Цифра 9: Ты хоть и число,

Но ничего не значишь!

Не пустим тебя к себе жить. Уходи!

Цифра 0: Вы ничего не понимаете!

Вот единица, с тобою рядышком

Позволь стоять мне на странице!

Цифра 1: Ты ноль, не стоишь ничего.  

Не стой со мною рядом!

Цифра 0: Я признаю, что ничего не стою.

Но можешь стать ты десятью,

Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,

Мала и худощава,

Но будешь больше в 10 раз,  

Когда я встану справа!

У: -  Стали цифры все дружить,

В теремочке вместе жить!

Просто цифры мало значат.

Их используют иначе.

Их, то складывают вместе,

Чтобы получить число,

Вычитают, умножают, делят –

Цифрам повезло!

Цифры в жизни так важны!

Потому они нужны.

 

У: - Вам песни пели мы, читали вам стихи,

Про числа рассказать вам многое хотели.

Вся в числах наша жизнь, считать умеют все,

Без чисел не прожить нам и недели.

Окончен праздник наш, пора идти домой,

Нам чисел всех не счесть, не перепеть всех песен.

Учитесь! Мир так интересен!

У: - Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру. Она называется «Веселые задачи».

1. Ежик по лесу шел, на обед грибы нашел:

Два — под березой, один — у осины,

Сколько их будет в плетеной корзине?

2. Три ромашки-желтоглазки, два веселых василька

Подарили маме дети. Сколько же цветов в букете?

3. К серой цапле на урок прилетело семь сорок.

А из них лишь три сороки приготовили уроки.

Сколько лодырей-сорок прилетело на урок?

4.У пенечков пять грибочков и под елкой три.

Сколько будет всех грибочков? Ну-ка, говори!

У: - Какие молодцы, вы справились с решением всех веселых задач.

У: - Вот и закончилось наше путешествие в математическую страну. Вам понравилось? Нам пора возвращаться. До новых встреч в этой чудесной стране!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...