Перестановка слагаемых
план-конспект урока по математике (1 класс)

Кужагильдина Гульназ Рамилевна

конспект открытого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ochen_horoshiy_konspekt.docx52.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: перестановка слагаемых

цели и задачи

Цель:  помочь  учащимся  сформулировать  и  осознать   правило  о  том,  что  от  перестановки  слагаемых  сумма       не  изменяется.

  Задачи урока:

1.         Образовательные:

- познакомить с правилом перестановки слагаемых;

- научить применять правило перестановки слагаемых на практике;

- совершенствовать вычислительные навыки  при нахождении значения  

  выражения в 1 - 2 действия;  

- отрабатывать умения обучающихся в решении задач в 1 действие.

2.         Развивающие:

- развивать коммуникативные способности (через высказывания);

- развивать логическое мышление (через операции анализа, синтеза,

  сравнения, через решение логических задач);

- развивать самостоятельность и  творческие способности (через дифференцированную   самостоятельную  работу);

- развивать познавательную активность обучающихся;

- развивать внимание (через разные виды деятельности);

- развивать память (оперативную, зрительную, произвольную и

  др.виды);

- развивать саморегуляцию (через самоконтроль и самооценку).

3.         Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, потребность в

  знаниях;

- воспитывать интерес к урокам математики и математике как науке;

          - Воспитывать   моральные  нормы  поведении.

          - Воспитывать  чувство сострадания и сопереживания.

- Воспитывать  интерес к устному народному творчеству.

Задачи урока по формированию УУД:

Личностные:
Воспитывать трудолюбие, чувство локтя, взаимопомощь, правильное поведение. Умение делать выбор, как поступить в предложенной ситуации.
Регулятивные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; отслеживание собственных учебных успехов на уроке;
отслеживание правильности работы товарища.
Познавательные:
Воспитывать интерес к учению, применять базовые знания для решения конкретной проблемы; использовать алгоритм в практической деятельности, продолжение обучения учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.

Коммуникативные:
Приобретения навыков учебного сотрудничества в процессе работы в паре и в группе,   умение правильно оформлять свою устную речь, слушать, понимать и контролировать речь других.

Прогнозируемые  результаты

Учащиеся:

1.        научатся сложению с опорой на переместительный закон;

2.        проверят знания таблицы  сложения          + 1, 2, 3, 4;

3.        отработают умения в решении задач в 1 действие.

У обучающихся будут формироваться и развиваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Этапы  урока

Содержание урока, деятельность учителя

I. Оргмомент

               


Всем, всем добрый день! (слайд 1)
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

Тренинг

Возьмите в руки карандаш). Покатайте его по ладоням.

-Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты!

- Молодцы, садитесь.
Мы с вами отправляемся  
в  гости  к сказкам.

  Задания  для  нас  сегодня  приготовили  сказочные  герои.  

Актуализация знаний.  

Учитель: Посчитать устно нам поможет следующий сказочный герой.

Отгадайте загадку. (слайд 3)

Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом.(Колобок.)

-Ребята, а как вы думаете, почему колобок  попал в такую ситуацию?

-Чему учит он нас?

Дети:  Разговаривал с незнакомцами.

Учитель: Правильно ребята! Никогда не разговаривайте с незнакомцами и не ходите  далеко  от  дома!

 Учитель: А  теперь  задания  от  колобка..

- Ребята, приготовьте цифровой веер. 

  1. Покажите число, которое при счете идет за числом 7.
  2. – Покажите число, которое при счете идет перед числом 6.
  3. – Покажите число, которое при счете стоит между числами 8 и 10.
  4. – Первое слагаемое 5 второе 2. Покажитете сумму.
  5. - Увеличь 3 на 3 .
  6. – Уменьши 8 на 2.

Молодцы.

- А теперь задача, слушаем внимательно!

  1. Задача:   (слайд 5)  

3 ромашки – желтоглазки,

2 весёлых василька

Подарили бабе Капе.

Сколько же цветочков в вазе?

  Покажите ответ на цифровом веере. 

 (Обратная связь)

Учитель: Как узнали? (Надо  3+ 2=5 (л.)) 

 Учитель: Следующее задание  колобка.

  1. Геометрическое задание    (слайд 6)
  2. (Развитие логического мышления )

- Можно ли связать эти геометрические  фигуры со сказкой Колобок?

  • Оказывается окно напоминает геометрическую фигуру.

- Из  каких  геометрических  фигур  составлено  окно?

 (треугольник,  квадрат, прямоугольник)

- Сколько треугольников,   прямоугольников  в   окне.

- А здесь еще, ребята.  спрятался четырехугольник. А какая эта фигура мы с вами будем говорить на следующем уроке.

Учитель: Молодцы, ребята!  Колобок  вами  очень  доволен ! (слайд 7) (Поставить портрет колобка на доску)

Сообщение темы и постановка задач урока.  

Проведем следующий эксперимент:

К доске приглашаю (ИМЕНА ) детей.

Сколько  мальчиков?1+3=4

Сколько девочек?

Сколько всего детей вместе?

- Составим выражение

Как называется число  при сложении? (Первое слагаемое). Как называется число 3 при сложении? (Второе слагаемое). Как называется число 4 (Значение суммы).

Поменяйтесь местами.

 Изменилось ли количество детей? (Нет.)

Сколько девочек?1+3=4

Сколько мальчиков?

Сколько всего детей вместе? 4

Как получили 4?

1+3=4

3+1=4

ВЫВОД------ Сравните выражение: чем они похожи и чем отличаются? (Слагаемые одни и те же только поменяли местами, результат остается тот же)

Учитель: Как вы думаете, чему будем учиться на уроке?           

Дети: Мы должны  научиться решать примеры с помощью  перестановки  слагаемых.

Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые.

Это и будет темой нашего урока.

В МАТЕМАТИКЕ  ЕСТЬ ПРАВИЛО : ГДЕ МЫ МОЖЕМ ЕГО ПРОЧИТАТЬ?

В УЧЕБНИКЕ

ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИК С.14

ХОРОМ ЧИТАЕМ. ВОТ ЭТО ПРАВИЛО ЗАПОМНИТЕ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

 Начиная с сегодняшнего дня, мы часто будем пользоваться правилом перестановки слагаемых. Оно понадобится вам даже в старших классах 

Чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю провести исследование. Согласны?

Практическая работа.

Ученики работают в паре

Выложите слева 4 синих  квадратов. Добавьте к 4 синим квадратам  2 зеленых квадрата.

 Сколько всего получилось? (6)

Как получили число 6

(к 5 прибавили 1)

Как запишем сумму? (4+2=6. (Вешаю карточку с примером на доску)

Как называется число 4 при сложении? (Первое слагаемое). Как называется число 2 при сложении? (Второе слагаемое). Как называется число 6? (Значение суммы).

А теперь поменяйте фигуры местами.

Слева положите 2 зеленых квадрата, а справа – 4 синих квадрата.

 Сколько всего фигур? (6).

Как получили число ? (К 4 прибавили 2).

 Как запишем сумму? (4+2=6). (Вешаю карточку с примером на доску)

Как теперь называются числа? (4 – первое слагаемое, 2 – второе слагаемое, 6 – значение суммы).

 Что произошло со слагаемыми? ( Они поменялись местами)

Изменилось ли значение суммы после перестановки слагаемых? (Нет)

 Какой можем сделать вывод? (ХОРОМ От перестановки слагаемых сумма не изменилась

- Ребята,скажите : какое выражение легче и быстрее сложить, решить? (к большему прибавить меньшее)

-МОЛОДЦЫ! УБЕРИТЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ .

ФИЗМИНУТКА

IV.Работа по теме урока

Вы, наверное, устали?                          

Настало время отдыхать.                      

Предлагаю вам усталость

                    Физкультминуткой снять

КОЛОБОК

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)

то с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке,

и попал ко мне в ладошки.(ХЛОПОК)

-КОЛОБКУ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ КАК В Ы РАБОТАЕТЕ И ПОЭТОМУ РЕШИЛ ОСТАТЬСЯ С НАМИ НА УРОКЕ. (ПОРТРЕТ)

Учитель: А  мы  с  вами  встречаем  следующих  сказочных  героев.

Они тоже  приготовили  для  нас  задания  для  закрепления  нашей  новой  темы.

Ждали маму с молоком, (слайд 12)

А пустили волка в дом...

Кем же были эти

Маленькие дети?

                                (Семеро козлят.)

Учитель:  Ребята, что же случилось с козлятами? (ответы  детей)

                   Почему  их  съел  волк? (открыли дверь незнакомцу)

А как они должны были поступить? (слайд 13)

Учитель:  Ребята, чтобы  освободить козлят мы с вами должны выполнить  несколько  заданий.

Решение  примеров:  Вычислите   примеры  применяя  правило перестановки слагаемых. (слайд 14)

     (работа в тетрадях)

3+7  =            2+6=            

3+5 =            4+6   =

3+7= 10

7+3=10          

(Какой пример легче решить :  легче  к  большему  числу  прибавить меньшее,  т.к. от перестановки  слагаемых  сумма  не  изменяется.) ПРОВЕРКА ПО ДОСКЕ.

  1. Обучающая самостоятельная работа    
  • –А сейчас вы поработаете в парах.
  • А какое задание надо выполнить , подумайте.
  • Нужно вместо пустой клеточки вставить неизвестное слагаемое.
  • –Кто закончит выполнять задание даём сигнал о завершении.(вместе поднимаю руки)  

Проверка: У кого в первом равенстве стоит число 6? Поднимите руки…..

Учитель: Я  очень  рада,  что  мы  с  вами  смогли  спасти  козлят,  не  оставили  их  в  беде. (Поставить картинку)

VIII. Упражнения для повторения   

Упражнения для повторения    (Фронтальная работа)

Учитель:  А  мы  с  вами  отправляемся  в  гости  к  следующим  сказочным  героям.  (Слайд 25)

             Чтобы вырвать этот овощ,

        Не хватило деду сил.

        Но пришли ему на помощь

        Все, кого он попросил.

                                         («Репка»)

Учитель:  Ребята,  но  репка  попалась  такая  большая,  что  без  нас  они  её  никак  не  вытащат.   Мы  сможем им  помочь,  если  выполним  следующие  задания.

       Задача № 2 с. 14  

  1. Чтение задачи №2 (1)  учителем;
  2. Определение частей задачи: условие, вопрос;
  3. Составление краткой записи;    (слайд 26)

                                     

                                     Вчера – 4 с.

                                                                             

                                     Сегодня - ?, на 1 с. м.

  1. Анализ и решение задачи;

- Что  известно  в  задаче?

- Можем  ли  мы  узнать сколько  страниц  Дима  прочитал  сегодня?

- Каким  действием  будем  решать  задачу? Почему?

- Запишите  решение   (4-1=3 (с.))    - (запись решения в тетрадях)

- Назовите  ответ.

- Молодцы!   С задачей  мы  справились.

Учитель: Молодцы  ребята!  Помогли  героям  сказки вытянуть  репку.

Что одному трудно дается, то коллективом легко берется.  Если  дружно  всем  вместе  взяться  за  дело,  то  любая  работа  по  плечу.                                             

IX. Обобщение. Рефлексия учебной деятельности.

Рефлексия работы на уроке. 

- Что нового узнали на уроке?

-КАКОЕ ОТКРЫТИЕ СДЕЛАЛИ ДЛЯ СЕБЯ?

- А для чего надо нам это уметь?

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ:

   - Кто хорошо работал на уроке и не делал ошибок? Поднимите красный сигнал.

ПОЧЕМЫ ТЫ СЕБЯ ТАК ОЦЕНИЛ. Я С ТОБОЙ СОГЛАСНА.   Молодцы!

- Кто хорошо работал, но все – таки иногда допускал ошибки?

  Поднимите жёлтый сигнал.

- Вы тоже молодцы, но в следующий раз будьте внимательнее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перестановка слагаемых и её применение для случаев вида [ ]+5, [ ] +6, [ ] + 7, [ ] +8, [ ] +9.

Сюжетный урок математики в 1 классе по сказке "Колобок". Сочетание игровой формы с учебным содержанием знаний  позволяют преодолеть трудности в решении учебных задач и в полной мере освоить довольно с...

Урок математики в 1 классе по теме " Перестановка слагаемых"

Урок математики " Перестановка слагаемых", 1 класс. Конспект урока с героями учебника Машей и Мишей....

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс (тех. карта, презентация, разоаботка урока)...

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс

Урок "Перестановка слагаемых" 1 класс (тех. карта, презентация, разоаботка урока)...

Урок математики в 1 классе по теме"Перестановка слагаемых"

Урок по программе "Школа России" с применением приёмов гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили"...

Открытый урок математики 1 класс. тема: "Перестановка слагаемых"

Тема: Перестановка слагаемых.Цели:Вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма           не   изменяется.Планируемые результат...

урок математики в 1 классе по теме: "Перестановка слагаемых"

Во время урока ученики встреваются со сказочными героями, становятся исследователями ит.д....