Рабочая программа учебного предмета "Математика" с 1-4 классы
рабочая программа по математике

Рабочая программа учебного предмета "Математика" с 1-4кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx180.26 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету математика составлена на основе Федерального государственного образова-тельного стандарта начального общего образования, утвержденного 6 октября 2009 года №373, приказа ГлавУО Кур-ганской области от 11.06.2008 № 1052 «Об утверждении новой редакции регионального базисного учебного плана для общебразовательных учреждений Курганской области, реализующих общеобразовательные программы общего образо-вания» №1297 от 01.07.2009 года, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы по математике и на основе УМК по математике, разработанным М.И.Моро, М.А.Бантовой. Г. В. Бельтюковой, С. И. Волко-вой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.

Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определенные обобщенные знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой фор-мирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего ус-пешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников. Формирование системы начальных математических знаний. Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального мате-матического образования:

2

- формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными матема-тическими методами познания окружающего мира (умений устанавливать, описывать, моделировать и объяснять коли-чественные и пространственные отношения);

  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;

  • развитие математической речи;

  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;

-формирование критичности мышления;

  • развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов по-знания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с дру-гими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Общая характеристика учебного предмета

Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нем объединен арифметический, геометриче-ский и алгебраический материал.

Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».

Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметические действия (сложение, вычитание). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счета, о принципе образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся будут учиться выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах 20; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компо-нент арифметического действия по известным компонентам; усвоят связи между сложением и вычитанием. Программа

3

курса предусматривает ознакомление с величинами, их измерением, соотношением между см, дм, кг, литр; включение элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой).

Особое место в содержании занимают текстовые задачи. Система подбора задач, определение времени и последо-вательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. Работа

  • текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Ре-шение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к ее изучению.

При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отно-шений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметиче-ских действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий; осознанному использованию действий.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, пря-мую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертежными инструментами (линейка, чертежный угольник).

Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учеб-ных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи.

Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поис-ка новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изу-чения других школьных дисциплин.

Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создает хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоя-тельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершен-ствования универсальных учебных действий.

4

Описание места учебного предмета в учебном плане

На изучение математики в 1 классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего — 132 часа (33 учебные не-дели), во 2 классе – 136 ч., в 3 классе – 136 ч., в 4 классе – 136 ч. (34 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошѐл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять актив-ную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный за-каз системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благо-состояние общества;

— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнѐра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учѐтом позиций всех участников; развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманиз-ма:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

5

– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия еѐ самоактуализации:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и от-стаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

– формирование целеустремлѐнности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познава-тельного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщѐнных способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

Ведущие целевые установки предмета «Математика»

использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов,

явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математиче-

ской речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполне-

ния алгоритмов;

приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учеб-

но-практических задач;

умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометри-ческие фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.

6

Результаты изучения предмета

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

- Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание роли своей страны в мировом разви-тии; уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

  • Целостное восприятие окружающего мира.

  • Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расши-рении знаний и способов действий; творческий подход к выполнению заданий.
  • Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
  • Навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
  • Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты

- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы еѐ осуществле-ния.

  • Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

  • Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условия-ми еѐ выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучае-мых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

  • Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуни-кативных и познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном про-странстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуника-тивными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью

7

клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своѐ выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна-кам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесение к известным поняти-ям.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения.

  • Определение общей цели и путей еѐ достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совмест-ной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное пове-дение и поведение окружающих.
  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учѐта интересов сторон и сотрудничества.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Предметные результаты

  • Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.

  • Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерений, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

  • Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

  • Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать тексто-вые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интер-претировать данные.

  • Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с «меню», на-ходить информацию по заданной теме, распечатывать ее на принтере).

8

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий

Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Ценить и принимать

1. Организовывать свое

1. Ориентироваться в

1. Участвовать в диалоге

следующие базовые

рабочее место под руко-

учебнике: определять уме-

на уроке и в жизненных

ценности:  «добро»,

водством учителя.

ния, которые будут сфор-

ситуациях.

«терпение», «родина»,

2. Определять цель вы-

мированы на основе изу-

2. Отвечать на вопросы

«природа», «семья».

полнения заданий на

чения данного раздела.

учителя, товарищей по

2. Уважать к своей се-

уроке, во внеурочной

2. Отвечать на простые

классу.

мье, к своим родствен-

деятельности, в жиз-

вопросы учителя, находить

2. Соблюдать простейшие

никам, любовь к роди-

ненных ситуациях под

нужную информацию в

нормы речевого этикета:

телям.

руководством учителя.

учебнике.

здороваться, прощаться,

3. Освоить  роли  уче-

3. Определять план вы-

3. Сравнивать предметы,

благодарить.

ника; формирование

полнения заданий на

объекты: находить общее

3. Слушать и понимать

интереса (мотивации) к

уроках, внеурочной дея-

и различие.

речь других.

учению.

тельности, жизненных

4. Группировать предметы,

4. Участвовать  в паре.

4. Оценивать  жизнен-

ситуациях под руково-

объекты на основе суще-

ные ситуаций  и по-

дством учителя.

ственных признаков.

ступки героев художе-

4. Использовать в своей

5. Подробно пересказы-

ственных текстов с

деятельности простей-

вать прочитанное или про-

точки зрения общече-

шие приборы: линейку,

слушанное; определять

ловеческих норм.

треугольник и т.д.

тему.

2 класс

1. Ценить и принимать

1. Самостоятельно ор-

1. Ориентироваться в

1.Участвовать в диалоге;

следующие базовые

ганизовывать свое ра-

учебнике: определять уме-

слушать и понимать дру-

ценности:  «добро»,

бочее место.

ния, которые будут сфор-

гих, высказывать свою

«терпение», «родина»,

2. Следовать режиму

мированы на основе изу-

точку зрения на события,

«природа», «семья»,

организации учебной и

чения данного раздела;

поступки.

«мир», «настоящий

внеучебной деятельно-

определять круг своего не-

2.Оформлять свои мысли

друг».

сти.

знания.

в устной и письменной

2. Уважение к своему

3. Определять цель

2. Отвечать на простые  и

речи с учетом своих

народу, к своей родине.

учебной деятельности с

сложные вопросы учителя,

учебных и жизненных ре-

3. Освоение личностно-

помощью учителя и са-

самим задавать вопросы,

чевых ситуаций.

9

го смысла учения, же-

мостоятельно.

находить нужную инфор-

3.Читать вслух и про себя

лания учиться.

4. Определять план вы-

мацию в учебнике.

тексты учебников, других

4. Оценка жизненных

полнения заданий на

3. Сравнивать  и группи-

художественных и науч-

ситуаций  и поступков

уроках, внеурочной дея-

ровать предметы, объекты

но-популярных книг, по-

героев художественных

тельности, жизненных

по нескольким основани-

нимать прочитанное.

текстов с точки зрения

ситуациях под руково-

ям; находить закономер-

4. Выполняя различные

общечеловеческих

дством учителя.

ности; самостоятельно

роли в группе, сотрудни-

норм.

5.  Соотносить выпол-

продолжать их по уста-

чать в совместном реше-

ненное задание  с об-

новленном правилу.

нии проблемы (задачи).

разцом, предложенным

4. Подробно пересказы-

учителем.

вать прочитанное или про-

6. Использовать в рабо-

слушанное;  составлять

те простейшие  инстру-

простой план .

менты и более сложные

5. Определять,  в каких ис-

приборы (циркуль).

точниках можно  найти

6. Корректировать вы-

необходимую информа-

полнение задания в

цию для  выполнения за-

дальнейшем.

дания.

7. Оценка своего зада-

6. Находить необходимую

ния по следующим па-

информацию,  как в учеб-

раметрам: легко выпол-

нике, так и в  словарях в

нять, возникли сложно-

учебнике.

сти при выполнении.

7. Наблюдать и делать са-

мостоятельные  простые

выводы

3 класс

1. Ценить и принимать

1. Самостоятельно ор-

1. Ориентироваться в

1. Участвовать в диалоге;

следующие базовые

ганизовывать свое ра-

учебнике: определять уме-

слушать и понимать дру-

ценности:  «добро»,

бочее место в соответ-

ния, которые будут сфор-

гих, высказывать свою

«терпение», «родина»,

ствии с целью выполне-

мированы на основе изу-

точку зрения на события,

«природа», «семья»,

ния заданий.

чения данного раздела;

поступки.

«мир», «настоящий

2. Самостоятельно оп-

определять круг своего не-

2.Оформлять свои мысли

друг», «справедли-

ределять важность или

знания; планировать свою

в устной и письменной

10

вость», «желание по-

необходимость выпол-

работу по изучению не-

речи с учетом своих

нимать друг друга»,

нения различных зада-

знакомого материала.

учебных и жизненных ре-

«понимать позицию

ния в учебном  процессе

2. Самостоятельно пред-

чевых ситуаций.

другого».

и жизненных ситуациях.

полагать, какая  дополни-

3.Читать вслух и про себя

2. Уважение к своему

3. Определять цель

тельная информация буде

тексты учебников, других

народу, к другим наро-

учебной деятельности с

нужна для изучения незна-

художественных и науч-

дам, терпимость к обы-

помощью самостоя-

комого материала;

но-популярных книг, по-

чаям и традициям дру-

тельно.

отбирать необходимые

нимать прочитанное.

гих народов.

4. Определять план вы-

источники информации

4. Выполняя различные

3. Освоение личностно-

полнения заданий на

среди предложенных учи-

роли в группе, сотрудни-

го смысла учения; же-

уроках, внеурочной дея-

телем словарей, энцикло-

чать в совместном реше-

лания продолжать свою

тельности, жизненных

педий, справочников.

нии проблемы (задачи).

учебу.

ситуациях под руково-

3. Извлекать информацию,

5. Отстаивать свою точку

4. Оценка жизненных

дством учителя.

представленную в разных

зрения, соблюдая правила

ситуаций  и поступков

5. Определять правиль-

формах (текст, таблица,

речевого этикета.

героев художественных

ность выполненного за-

схема, экспонат, модель,

6. Критично относиться к

текстов с точки зрения

дания  на основе срав-

а, иллюстрация и др.)

своему мнению

общечеловеческих

нения с предыдущими

4. Представлять информа-

7. Понимать точку зрения

норм, нравственных и

заданиями, или на осно-

цию в виде текста, табли-

другого

этических ценностей.

ве различных образцов.

цы, схемы, в том числе с

8. Участвовать в работе

6. Корректировать вы-

помощью ИКТ.

группы, распределять ро-

полнение задания в со-

5. Анализировать, сравни-

ли, договариваться друг с

ответствии с планом,

вать, группировать раз-

другом.

условиями выполнения,

личные объекты, явления,

результатом действий

факты.

на определенном этапе.

7. Использовать в рабо-

те литературу, инстру-

менты, приборы.

8. Оценка своего зада-

ния по  параметрам, за-

ранее представленным.

11

4 класс

1. Ценить и принимать

1. Самостоятельно

1. Ориентироваться в

Участвовать в диалоге;

следующие базовые

формулировать задание:

учебнике: определять уме-

слушать и понимать дру-

ценности:  «добро»,

определять его цель,

ния, которые будут сфор-

гих, высказывать свою

«терпение», «родина»,

планировать алгоритм

мированы на основе изу-

точку зрения на события,

«природа», «семья»,

его выполнения, кор-

чения данного раздела;

поступки.

«мир», «настоящий

ректировать работу по

определять круг своего не-

2.Оформлять свои мысли

друг», «справедли-

ходу его выполнения,

знания; планировать свою

в устной и письменной

вость», «желание по-

самостоятельно оцени-

работу по изучению не-

речи с учетом своих

нимать друг друга»,

вать.

знакомого материала.

учебных и жизненных ре-

«понимать позицию

2. Использовать  при

2. Самостоятельно пред-

чевых ситуаций.

другого», «народ», «на-

выполнения задания

полагать, какая  дополни-

3.Читать вслух и про себя

циональность» и т.д.

различные средства:

тельная информация буде

тексты учебников, других

2. Уважение  к своему

справочную литературу,

нужна для изучения незна-

художественных и науч-

народу, к другим наро-

ИКТ, инструменты и

комого материала;

но-популярных книг, по-

дам, принятие ценно-

приборы.

отбирать необходимые

нимать прочитанное.

стей других народов.

3. Определять самостоя-

источники информации

4. Выполняя различные

3. Освоение личностно-

тельно критерии оцени-

среди предложенных учи-

роли в группе, сотрудни-

го смысла учения;  вы-

вания, давать самооцен-

телем словарей, энцикло-

чать в совместном реше-

бор дальнейшего обра-

ку.

педий, справочников,

нии проблемы (задачи).

зовательного маршрута.

электронные диски.

5. Отстаивать свою точку

4. Оценка жизненных

3. Сопоставлять  и отби-

зрения, соблюдая правила

ситуаций  и поступков

рать информацию, полу-

речевого этикета; аргу-

героев художественных

ченную из  различных ис-

ментировать свою точку

текстов с точки зрения

точников (словари, энцик-

зрения с помощью фактов

общечеловеческих

лопедии, справочники,

и дополнительных сведе-

норм, нравственных и

электронные диски, сеть

ний.

этических ценностей,

Интернет).

6. Критично относиться к

ценностей гражданина

4. Анализировать, сравни-

своему мнению. Уметь

России.

вать, группировать раз-

взглянуть на ситуацию с

личные объекты, явления,

иной позиции и договари-

факты.

ваться с людьми иных по-

5. Самостоятельно делать

зиций.

12

выводы, перерабатывать

7. Понимать точку зрения

информацию, преобразо-

другого

вывать еѐ,  представлять

8. Участвовать в работе

информацию на основе

группы, распределять ро-

схем, моделей, сообщений.

ли, договариваться друг с

6. Составлять сложный

другом. Предвидеть  по-

план текста.

следствия коллективных

7. Уметь передавать со-

решений.

держание в сжатом, выбо-

рочном или развѐрнутом

виде

Характеристика планируемых результатов по математике в 1 классе

Раздел

Содержание учебного

Планируемые результаты освоения учебного предмета

курса

раздела

Предметные знания

Предметные умения

Универсальные учебные

действия

1.Числа и

Счет предметов. Чте-

Знать названия и по-

Читать, записывать,

величины

ние и запись чисел от 0

следовательность на-

сравнивать, упорядочи-

до 20.

туральных чисел

вать числа от 0 до 20.

Составление числовых

от 1 до 20

Уметь пересчитывать

последовательностей.

предметы и результат

Длина предмета в см,

выражать числом

дм, дм и см. Расстоя-

Измерять, строить и за-

ние между точками.

писывать величину

Длина отрезка

(длину – см, дм)

2.Арифмети-

Сложение, вычитание,

Знать состав числа.

Выполнять устно и

ческие

умножение и деление.

Знать названия и обо-

письменно сложение,

Регулятивные:

действия

Знаки действий (+,-, *,

значения действий

вычитание однознач-

-принимать учебную задачу

:). Таблица сложения.

сложения и вычита-

ных чисел без перехода

(услышать вопрос, задание);

Арифметические дей-

ния

через десяток способом

-действовать с учетом выде-

13

ствия (сложение и вы-

присчитывания и ис-

ленных учителем ориентиров

читание) с числами 0 и

пользуя знание состава

действия(использовать табли-

1. Взаимосвязь

числа; с переходом че-

цу, пошагово выполняет ин-

арифметических дей-

рез десяток,

струкцию);

ствий

используя знание таб-

- пошагово соотносить с

лицы сложения и вычи-

образцом (под руководством

тания

учителя, в паре)

с использованием заме-

Познавательные:

ны числа суммой удоб-

-проводить сравнения, клас-

ных слагаемых (допол-

сификацию по заданным при-

нение до 10)

знакам, обобщать;

Решение текстовой

Использовать действия

-пользоваться знаками, сим-

арифметической зада-

сложения и вычитания

волами, моделями, схемами,

чи с помощью модели

для решения текстовых

приведѐнными в учебнике;

(фишек).

арифметических задач в

-анализировать объекты, вы-

Запись решения задачи

одно действие;

делять главное;

Уметь записывать ре-

-выбирать способ проверки

шение задач с помощью

правильности вычислений;

математических знаков

-обосновывать свой выбор

Числовое выражение.

Порядок выполнения

Вычислять значение

Коммуникативные:

Нахождение значения

арифметических дей-

числового выражения,

-допускать существование

числового выражения.

ствий в выражениях

содержащего 2

различных точек зрения;

Установление порядка

со скобками

арифметических дейст-

-принимать другое мнение,

выполнения действий в

и без скобок

вия со скобками и без

договариваться, задавать во-

числовых выражениях

скобок.

просы;

со скобкой и без ско-

-строить понятное для

бок

партнѐра высказывание;

Способы проверки

Знать способы про-

Уметь применять спо-

-использовать речь для регу-

правильности вычис-

верки правильности

собы проверки вычис-

ляции своего действия

лений

вычислений.

лений

(с помощью линейки;

числового луча; при-

14

считыванием; пере-

считыванием фишек).

Отношения множеств

Знать способы срав-

«больше», «меньше»,

нения

«равно» «больше на..»,

множеств (способ од-

«меньше на…»

нозначного соответ-

ствия; по расположе-

нию чисел в нату-

ральном ряду: по ли-

нейке; по числовому

лучу; в виде графов с

цветными стрелками)

3.Геометри-

Форма предмета.

Уметь называть фигу-

ческие по-

Круг, квадрат, тре-

ру, изображѐнную на

нятия

угольник, пятиуголь-

рисунке:

ник.

точку, круг, квадрат,

Различие между шаром

треугольник, пяти-

и кругом, кубом и

угольник.

квадратом.

Уметь различать шар и

Точка и линия.

круг, куб и квадрат

Отрезок. Многоуголь-

ник

Содержание учебного предмета «Математика» в 1 классе

Название раздела

Кол-

Содержание раздела.

п/п

во ча-

сов

1.

Подготовка к изучению чисел.

8 ч

Сравнение предметов по размеру (больше – меньше, выше – ни-

Пространственные и временные

же, длиннее – короче) и форме (круглый, квадратный, треуголь-

представления

ный и др.)

15

Пространственные представления, взаимное расположение

предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее,

правее), перед, за, между, рядом.

Направления движения: слева направо, справа налево, сверху

вниз, снизу вверх.

Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше,

позже.

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, боль-

ше (меньше) на …  .

2.

Числа от 1 до 10. Число 0.

28 ч

Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10.

Нумерация

счет реальных предметов и их изображений, движений, звуков и

др. Получение числа прибавлением 1  к предыдущему числу, вы-

читаем 1 из числа, непосредственно следующего за ним при сче-

те.

Число 0. Его получение и обозначение.

Сравнение чисел.

Равенство, неравенство. Знаки «больше»,  «меньше», «равно».

Состав чисел 2,3,4,5. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 1 к., 5 к., 10 к.

Точка. Линии: кривая, прямая. Отрезок. Ломаная. Многоуголь-

ник. Углы, вершины, стороны многоугольника.

Длина отрезка. Сантиметр.

Решение задач в одно действие на сложение и вычитание (на ос-

нове счета предметов).

Простейшая вычислительная машина.

Задания творческого и поискового характера.

Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и

поговорках»

3

Числа от 1 до 10

56 ч

Конкретный смысл и названия действий сложения и вычитания (

Сложение и вычитание

их использование при чтении и записи числовых выражений).

Нахождение значений числовых выражений в 1-2 действия без

скобок.

Переместительное свойство сложения.

16

Приемы вычислений: а) при сложении – прибавление числа по

частям, перестановка чисел; б) при вычитании – вычитание числа

по частям и вычитание на основе знания соответствующего слу-

чая сложения.

Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вы-

читания.

Сложение и вычитание с числом 0.

Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или

меньше данного.

Решение задач в одно действие на сложение и вычитание.

Простейшая вычислительная машина.

Задания творческого и поискового характера.

3.

Числа от 1 до 20

12 ч

Название и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный со-

Нумерация

став чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Срав-

нение чисел.

Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7,17-10.

Сравнение чисел с помощью вычитания.

Единица времени: час. Определение времени по часам с точно-

стью до часа.

Единицы длины: сантиметр, дециметр. Соотношение между ни-

ми.

Единицы массы: килограмм.

Единицы вместимости: литр.

Задания творческого и поискового характера.

Числа от 1 до 20

22 ч

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше чем

Сложение и вычитание (продолже-

10, с использованием изученных приемов вычислений.

ние)

Таблица сложение и соответствующие случаи вычитания.

Решения задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.

Простейшая вычислительная машина.

Задания творческого и поискового характера.

Проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и

орнаменты».

17

4.

Итоговое повторение «Что узнали,

6 ч

Обобщение и повторение изученного материала (5 ч).

чему научились в 1 классе»

Проверка знаний (1 ч)

Содержание учебного предмета «Математика» во 2 классе

Название раздела

Кол-

Содержание раздела.

п/п

во ча-

сов

1.

Числа от 1 до 100. Нумерация

16 ч

Новая счетная единица – десяток. Счет десятками. Образование

и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел.

Числа  однозначные  и  двузначные.  Порядок  следования  чисел

при счете.

Сравнение чисел.

Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.

Соотношения между ними.

Длина ломаной.

Периметр многоугольника.

Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Оп-

ределение времени по часам с точностью до минуты.

Монеты (набор и размен).

Задачи  на  нахождение  неизвестного  слагаемого,  неизвестного

уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.

Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.

Практические работы:  Единицы длины.  Построение  отрезков

заданной длины. Монеты (набор и размен).

2.

Числа от 1 до 100. Сложение и вы-

70  ч

Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в

читание

пределах 100.

Числовое выражение и его значение.

Порядок  действий  в  выражениях,  содержащих 2  действия  (со

скобками и без них).

Сочетательное  свойство  сложения.  Использование  перемести-

18

тельного   и   сочетательного   свойств   сложения   для   ра-

ционализации вычислений.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вы-

читания).

Проверка сложения и вычитания.

Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.

Уравнение. Решение уравнения.

Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 – х = 20, х – 2 = 8 спосо-

бом подбора.

Углы  прямые  и  непрямые  (острые,  тупые).  Прямоугольник

(квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетча-

той бумаге.

Решение задач в 1 – 2 действия на сложение и вычитание.

Практические  работы:  Сумма  и  разность  отрезков.  Единицы

времени, определение времени по часам с точностью до часа, с

точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого

угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой

бумаге.

3

Числа от 1 до 100. Умножение и

39 ч

Конкретный смысл и названия действий умножения и деления.

деление

Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки).

Названия компонентов и результата умножения (деления), их ис-

пользование при чтении и записи выражений.

Переместительное свойство умножения.

Взаимосвязи между компонентами и результатом действия ум-

ножения; их использование при рассмотрении деления с числом

10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2,

3.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 – 3

действия (со скобками и без них).

Периметр прямоугольника (квадрата).

Решение задач в одно действие на умножение и деление.

19

Итоговое повторение

11 ч

Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, ум-

ножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.

Решение задач изученных видов.

Содержание учебного предмета «Математика» в 3 классе

Название раздела

Кол-

Содержание раздела.

п/п

во ча-

сов

1.

Числа от 1 до 100. Сложение и вы-

9 ч

Нумерация чисел в пределах 100. Устные и письменные приемы

читание

сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вы-

читания).

Уравнение. Решение уравнения.

Обозначение геометрических фигур буквами.

2.

Числа от 1 до 100. Табличное ум-

50 ч

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие слу-

ножение и деление

чаи деления.

Умножение числа 1 и на 1. Умножение числа 0 и на 0, деление

числа 0, невозможность деления на 0.

Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше

данного; сравнение чисел с помощью деления.

Примеры  взаимосвязей  между  величинами  (цена,  количество,

стоимость и др.).

Решение уравнений вида 58 – х =27, х – 36 = 23, х + 38 = 70 на

основе   знания   взаимосвязей   между   компонентами   и   ре-

зультатами действий.

Решение подбором уравнений вида х – 3 = 21, х : 4 = 9, 27 : х = 9.

20

Площадь. Единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный

дециметр, квадратный метр. Соотношения между ними.

Площадь прямоугольника (квадрата).

Практическая работа: Площадь; сравнение площадей фигур на

глаз, наложением, с помощью подсчета выбранной мерки.

3

Доли

9 ч

Нахождение доли числа и числа по его доле. Сравнение долей.

Единицы времени: год, месяц, сутки. Соотношения между ними.

Круг. Окружность. Центр, радиус, диаметр окружности (круга).

Практическая работа: Круг, окружность; построение окружно-

сти с помощью циркуля.

4

Числа от 1 до 100. Внетабличное

29 ч

Умножение суммы на число. Деление суммы на число.

умножение и деление

Устные приемы внетабличного умножения и деления.

Деление с остатком.

Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.

Выражения с двумя переменными вида а + b, а – b, а • b, c : d; на-

хождение их значений при заданных числовых значениях вхо-

дящих в них букв.

Уравнения вида х – 6 = 72, х : 8 = 12, 64 : х = 16 и их решение на

основе   знания   взаимосвязей   между   результатами   и   ком-

понентами действий.

5

Числа от 1 до 1000. Нумерация

12 ч

Образование и названия трехзначных чисел. Порядок следования

чисел при счете.

Запись и чтение трехзначных чисел. Представление трехзначного

числа в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение чисел.

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100 раз.

Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение между ними.

Практическая работа: Единицы массы; взвешивание предметов.

6

Числа от 1 до 1000. Сложение и

10 ч

Устные приемы сложения и вычитания, сводимых к действиям в

вычитание

пределах 100.

Письменные приемы сложения и вычитания.

21

Виды  треугольников: разносторонние,  равнобедренные  (равно-

сторонние); прямоугольные, остроугольные, тупоугольные.

Решение задач в 1 – 3 действия на сложение, вычитание в

течение года.

7

Числа от 1 до 1000. Умножение и

7 ч

Устные приемы умножения и деления чисел в случаях, сводимых

деление

к действиям в пределах 100.

Письменные приемы умножения и деления на однозначное чис-

ло.

Решение задач в 1 – 3 действия на умножение и деление в тече-

ние года.

8

Итоговое повторение

10 ч

Числа от 1 до 1000. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, ум-

ножение, деление в пределах 1000: устные и письменные прие-

мы. Порядок выполнения действий.

Решение уравнений.

Решение задач изученных видов.

Содержание учебного предмета «Математика» в 4 классе

Название раздела

Кол-

Содержание раздела.

п/п

во ча-

сов

1.

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

13 ч

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических дейст-

Четыре арифметических действия

вия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4

действия. Письменные приемы вычислений.

2.

Числа, которые больше 1000. Ну-

11 ч

Новая счетная единица — тысяча.

мерация

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и

т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление  многозначного  числа  в  виде  суммы  разрядных

слагаемых.

22

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Практическая работа: Угол. Построение углов различных ви-

дов.

3

Величины

18 ч

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, кило-

метр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный санти-

метр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный кило-

метр. Соотношения между ними.

Единицы  массы:  грамм,  килограмм,  центнер,  тонна.  Соот-

ношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век.

Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца

события, его продолжительности.

Практическая работа: Измерение площади геометрической фи-

гуры при помощи палетки.

4

Числа, которые больше 1000. сло-

11ч

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний):

жение и вычитание

задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычита-

ние с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сло-

жения  и  их  использование  для  рационализации  вычислений;

взаимосвязь  между компонентами  и  результатами  сложения  и

вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

Х+312=654+79,

729 – х = 217,

х – 137 = 500 – 140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к дей-

ствиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

5

Числа, которые больше 1000. Ум-

71ч

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): за-

ножение и деление

дачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с

числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0;

23

переместительное и сочетательное свойства умножения, распре-делительное свойство умножения относительно сложения; ра-ционализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; спо-собы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360

  • х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и ре-зультатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на

10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число. Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Практическая работа: Построение прямоугольного треугольни-ка и прямоугольника на нелинованной бумаге.

  • течение всего года проводится:

– вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;

–решение задач в одно действие, раскрывающих:

а) смысл арифметических действий;

б) нахождение неизвестных компонентов действий;

в) отношения больше, меньше, равно;

г) взаимосвязь между величинами;

–решение задач в 2 – 4 действия;

24

решение задач на распознавание геометрических фи-

гур  в составе  более  сложных; разбиение  фигуры на  заданные

части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построе-

ние фигур с помощью линейки и циркуля.

6

Итоговое повторение

12ч

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. По-

рядок выполнения действий.

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.

Величины.

Геометрические фигуры.

Доли.

Решение задач изученных видов.

Количество проверочных и творческих работ по изучаемым разделам математики в 1 классе

Раздел

Кол-во

Проверочные

Контрольные

Задания

Проектная

часов

работы

работы

творческого

деятельность

и поискового

характера

Подготовка  к  изучению  чисел.

8 ч

Пространственные и временные

представления

Числа от 1 до 10. Число 0.

28 ч

2

проект:

«Математика

Нумерация

вокруг нас. Числа в за-

Числа от 1 до 10

28 ч

7

гадках,

пословицах  и

Сложение и вычитание

поговорках»

Числа от 1 до 10

28 ч

1

Сложение  и  вычитание  (про-

должение)

Числа от 1 до 20

12 ч

1

1

Нумерация

25

Числа от 1 до 20

22 ч

2

проект:   «Математика

Сложение  и  вычитание  (про-

вокруг    нас.    Форма,

должение)

размер,  цвет.  Узоры  и

Итоговое повторение «Что узна-

6 ч

1

орнаменты».

ли, чему научились в 1 классе»

Итого:

132 ч

1

13

Количество проверочных и творческих работ по изучаемым разделам математики во 2 классе

Раздел

Кол-во

Практические

Контрольные

Задания творческого и поискового

часов

работы

работы

характера

Числа от 1 до 100. Нумерация

16 ч

Единицы дли-

Входная

2

ны.

Числа от 1 до

100.

Нумера-

ция.

1

Числа от 1 до 100. Сложение и

20 ч

Построение

от-

Единицы  вре-

вычитание

резков заданной

мени.

Число-

длины.

вые

выраже-

Монеты

(набор

ния

и размен).

Числа от 1 до 100. Сложение и

28 ч

Сумма

и

раз-

Устные

прие-

1

вычитание

ность отрезков.

мы

сложения

и вычитания

26

Единицы    вре-

Проверка

1

мени,

опреде-

сложения и

ление

времени

вычитания

по часам с точ-

ностью до часа,

с  точностью до

минуты.

Числа от 1 до 100. Сложение и

22 ч

Прямой угол,

Письменные

1

вычитание

получение мо-

приемы

сло-

дели прямого

жения  и

вы-

угла; построе-

читания

дву-

ние прямого уг-

значных

чи-

ла и прямо-

сел

угольника на

клетчатой бу-

маге.

Числа от 1 до 100. Умножение

18ч

и деление

Числа от 1 до 100. Умножение

21 ч

Умножение

и

1

и деление

деление

Табличное

умножение

и

1

деление

Итоговое повторение

11 ч

Итоговая кон-

1

трольная

ра-

бота

Итого:

136 ч

9

9

27

Количество проверочных и творческих работ по изучаемым разделам математики в 3 классе

Раздел

Кол-во

Практические

Контрольные

Задания

Проектная

часов

работы

работы

творческого

деятельность

и поискового

характера

Числа от 1 до 100. Сложение и

9 ч

входная

1

вычитание

Числа  от 1  до 100.  Табличное

50 ч

Площадь;

Таблица

ум-

1

умножение и деление

сравнение

ножения и де-

площадей

фи-

ления на 2 и 3

гур

на

глаз,

наложением,  с

Табличное

помощью  под-

умножения

и

счета

выбран-

деления

ной мерки.

Доли

9 ч

Круг, окруж-

Табличное

1

проект:   «Математика

ность; по-

умножение и

вокруг нас.

строение ок-

деление

ружности с

помощью цир-

куля.

Числа от 1 до 100. Внетаблич-

29 ч

Внетабличное

ное умножение и деление

умножение

и

деление.

Деление  с  ос-

татком.

1

Числа от 1 до 1000. Нумерация

12 ч

Единицы

мас-

Нумерация

в

1

28

сы;  взвешива-

пределах 1000

ние предметов.

Числа от 1 до 1000. Сложение и

10 ч

Приемы

1

вычитание

письменного

сложения

и

вычитания

трехзначных

чисел.

Числа от 1 до 1000. Умножение

7 ч

Приемы

1

проект:   «Математика

и деление

письменного

вокруг нас.

умножения

и

деления

в

пределах

1000.

Итоговое повторение

10ч

Итоговая  кон-

1

трольная   ра-

бота

Итого:

136 ч

9

7

Количество проверочных и творческих работ по изучаемым разделам математики в 4 классе

Раздел

Кол-во

Практические

Контрольные

Задания

Проектная

часов

работы

работы

творческого

деятельность

и поискового

характера

Числа от 1 до 1000. Нумера-

13 ч

Входная

1

ция. Четыре арифметических

действия

Числа, которые больше 1000.

11 ч

Угол. Построе-

Нумерация   чи-

1

Нумерация

ние углов раз-

сел больше 1000.

29

личных видов.

Величины

18 ч

Измерение

2

площади гео-

Нумерация

чи-

метрической

сел

больших

фигуры при

1000.

помощи палет-

ки.

Величины.

Сло-

жение и вычита-

ние

многознач-

ных чисел.

Числа, которые больше 1000.

11 ч

Арифметические

1

Cложение и вычитание

действия.

Пра-

вила

о

порядке

выполнения

действий.

Числа, которые больше 1000.

51 ч

Умножение

и

1

проект:   «Математика

Умножение и деление

деление

много-

вокруг нас.

значных

чисел

на однозначные.

Умножение

и

деление

на

чис-

ла,

оканчиваю-

щиеся нулями.

30

Письменное

ум-

ножение на дву-

значное  и  трех-

значное число.

Числа, которые больше 1000.

20

Построение

Умножение

на

1

проект:   «Математика

Умножение и деление

прямоугольного

двузначное

и

вокруг нас.

треугольника и

трехзначное

прямоугольника

число.

на нелинован-

ной бумаге.

Деление на дву-

значное  число.

1

Деление

на

трехзначное

число.

Итоговое повторение

12 ч

Итоговая

кон-

2

трольная работа

Итого:

136 ч

12

10

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу первого класса

Обучающиеся должны:

  • владеть общеучебными умениями:

  • выявлять общие признаки группы объектов; сравнивать объекты по выделенным признакам; классифицировать пред-меты и объекты;
  • устанавливать простейшие закономерности;
  • выделять информацию, содержащуюся в тексте или рисунке, работать с ней;

31

  • воспринимать и осмысливать звучащую речь;
  • выделять вопросы в речи и отвечать на них.

Обучающие должны знать:

  • названия и последовательность чисел от 0 до 20; названия и обозначения действий сложения и вычитания;
  • таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания на уровне автоматизированного навыка.

Обучающие должны уметь:

  • считывать предметы в пределах 20; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
  • находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 10 (без скобок);

  • решать задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного.

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса

Обучающиеся должны знать:

названия и последовательность чисел от 1 до 100;

названия компонентов и результатов сложения и вычитания;

– правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

–  названия и обозначение действий умножения и деления;

– таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне ав-томатизированного навыка.

Обучающиеся должны уметь:

–  читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;

–  находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных – письменно;

–  находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);

– решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;

–  чертить отрезок заданной длины и измерять длину данного отрезка;

–  находить длину ломаной, состоящей из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса

32

Обучающиеся должны знать:

–  названия и последовательность чисел до 1000; названия компонентов и результатов умножения и деления;

–  правила порядка выполнения действий в выражениях в 2—3 действия (со скобками и без них);

– таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления учащиеся должны усвоить на уровне ав-томатизированного навыка.

Обучающиеся должны уметь:

–  читать, записывать, сравнивать числа в пределах 1000; выполнять устно четыре арифметических действия в пределах

100;

–  выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000;

–  выполнять проверку вычислений;

–  вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 – 3 действия (со скобками и без них);

–  решать задачи в 1 – 3 действия;

–  находить периметр многоугольника и в том числе прямоугольника (квадрата).

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса

Нумерация

Обучающиеся должны знать:

– названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каж-дое следующее число в этом ряду);

– как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.

Обучающиеся должны уметь:

– читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);

–  представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия

–  понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Обучающиеся должны знать:

–  названия  и  обозначения  арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;

–  связь  между компонентами  и  результатом  каждого действия;

33

– основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);

–  правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;

–  таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.

Обучающиеся должны уметь:

записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);

находить числовые значения буквенных выражений вида а ± 3, 8 • r, b : 2, a ± b, c • d, k : n при заданных числовых зна-чениях входящих в них букв; выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;

решать уравнения вида х ± 60 = 320, 125 + х = 750, 2000 – х = 1450, х – 12 = 2400, х : 5 = 420, 600 : х = 25 на осно-ве взаимосвязи между компонентами и результатами действий решать задачи в 1 – 3 действия.

Величины

–  иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Обучающиеся должны знать:

– единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих вели-чин;

–  связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.

Обучающиеся должны уметь:

– находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата); – находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;

–  узнавать время по часам;

– выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и де-ление значении величин на однозначное число);

–  применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.

Геометрические фигуры

– иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, много-угольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, ок-ружность (центр, радиус).

Обучающиеся должны знать:

–  виды углов: прямой, острый, тупой;

34

– виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносто-ронний;

–  определение прямоугольника (квадрата);

–  свойство противоположных сторон прямоугольника.

Обучающиеся должны уметь:

–  строить заданный отрезок;

–  строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или мате-матического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.). Тематический контроль по математике

  • начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые во-просы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания таб-личных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока. Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу. При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основ-ными

КЛАССИФИКАЦИЯ ОШИБОК И НЕДОЧЕТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СНИЖЕНИЕ ОЦЕНКИ Письменные работы В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Ошибки:

вычислительные ошибки в примерах и задачах;

ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;

35

неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);

не решенная до конца задача или пример;

невыполненное задание;

незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; неправильный выбор действий, операций;

неверные вычисления в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;

пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного от-вета; несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;

несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам.

Недочеты:

неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;

неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков; нерациональный прием вычислений.

не доведение до конца преобразований. наличие записи действий;

неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Устные ответы

  • основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, само-стоятельность, полнота.

Ошибки:

неправильный ответ на поставленный вопрос;

неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя; при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;

при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;

36

неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;

медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; неправильное произношение математических терминов.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично»)  уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо»)  уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного мате-риала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 не-дочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерацио-нальных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно»)  достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкрет-ной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок или не бо-лее 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («неудовлетворительно»)  уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных по-ложений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного сужде-ния позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возмож-ности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных ха-рактеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

37

Наименование объектов и средств

материально-технического обеспе-

Примечания

чения

Книгопечатная продукция

Моро М.И. и др. Математика:

В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и

Программа: 1-4 классы.

результаты его освоения; представлены содержание начального обучения математике,

тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся,

описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Учебники

В учебниках представлена система учебных задач, направленных на формирование и по-

1. Моро М.И., Степанова С.В., Вол-

следовательную отработку универсальных учебных действий, развитие логического и ал-

кова С.И. Математика:  Учебник:

горитмического  мышления,  пространственного  воображения  и  математической  речи

1-4 класс: В 2 ч.: Ч.1.

учащихся.

2. Моро М.И., Степанова С.В., Вол-

Многие задания содержат ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам

кова С.И. Математика: Учебник: 1-

самостоятельно

4 класс: В 2 ч.: Ч.2.

ставить учебные цели, искать и

использовать необходимые средства

и способы их достижения, контролировать и оценивать ход и результаты собственной

деятельности.

Рабочие тетради

Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащих-

1. Моро М.И., Волкова С.И.  Мате-

ся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления полученных

матика: Рабочая тетрадь: 1 класс:

знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях располагаются

В 2 ч.: Ч.1.

в полном соответствии с содержанием учебников.

2. Моро М.И., Волкова С.И.  Мате-

Рабочие тетради предназначены для организации самостоятельной деятельности учащих-

матика: Рабочая тетрадь: 1 класс:

ся. В них представлена система разнообразных заданий для закрепления полученных

В 2 ч.: Ч.2.

знаний и отработки универсальных учебных действий. Задания в тетрадях располагаются

в полном соответствии с содержанием учебников.

Проверочные работы

Пособия содержат тексты самостоятельных проверочных работ и предметные тесты двух

1. Волкова С.И. Математика: Про-

видов (тесты с выбором правильного ответа и тесты-высказывания с пропусками чисел,

верочные работы: 1 класс.

математических знаков или терминов). Проверочные работы составлены по отдельным,

38

наиболее важным вопросам изучаемой темы. Тесты обеспечивают итоговую самопровер-

ку знаний по всем изученным темам.

Тетради

с  заданиями  высокого

Тетради имеют печатную основу и включают задания высокого уровня сложности. Вы-

уровня сложности

полнение таких заданий способствует формированию умений самостоятельно получать

1. Моро М.И., Волкова С.И.

новые знания, расширяет область применения знаний, полученных на уроках математи-

Для тех, кто любит математику: 1

ки, повышает интерес младших школьников к изучению предмета. Тетради содержат ма-

класс.

териал для организации дифференцированного обучения.

Методические пособия для учите-

В пособиях раскрывается содержание изучаемых математических понятий, их взаимосвя-

ля

зи, связи математики с окружающей действительностью, рассматривается использование

1.  Бантова  М.А.,  Бельтюкова  Г.В.,

математических методов для решения учебных и практических задач, дается психологи-

Степанова С.В. Математика: Мето-

ческое и дидактическое обоснование методических вопросов и подходов к формирова-

дическое пособие: 1 класс.

нию умения учиться. Теоретические выкладки сопровождаются ссылками на соответст-

вующие фрагменты учебников. Пособия содержат разработки некоторых уроков по от-

дельным темам.  Пособия для учителей содержат наиболее эффективные устные упраж-

нения к каждому уроку учебника. Выполнение включенных в пособия упражнений по-

вышает мотивацию, побуждает учащихся решать поставленные учебно-познавательные

задачи, переходить от известного к неизвестному, расширять и углублять знания, осваи-

вать новые способы действий.

Дидактические материалы

В пособии представлены задачи комбинаторного характера, которые по свом сюжетам

1. Волкова С.И. Математика:

приближены к конкретным жизненным ситуациям. Содержание пособия направлено на

Устные упражнения: 1 класс.

формирование умений ориентироваться в окружающей действительности и из предло-

женных вариантов решения задач выбирать наиболее оптимальный.

Пособия

для

факультативного

Содержание пособий для учащихся расширяет и углубляет геометрический материал ос-

курса

новного курса математики. Задания направлены на развитие пространственного вообра-

Волкова С.И., Пчелкина О.Л.

жения, элементов алгоритмического и конструкторского мышления, формирование гра-

Математика и конструирование: 1

фической грамотности, совершенствование практических действий с чертѐжными инст-

класс.

рументами.

Пособия для работы кружков

Пособие содержит исторические сведения о возникновении и развитии чисел, о происхо-

1.Останина  Е.Е.Секреты  великого

ждении единиц измерения величин; краткие методические рекомендации для организа-

комбинатора:

комбинаторика для

ции внеклассных занятий. Материал пособия в доступной и занимательной форме знако-

детей.

мит учащихся с элементами комбинаторики, логики, теории вероятностей.

39

Электронные учебные пособия: Электронное приложение к учебнику «Математика», 1 класс

(Диск CD-ROM), авторы С.И Волко-ва, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.

Печатные пособия

Разрезной  счѐтный  материал  по

Разрезной материал предназначен для организации самостоятельной практической рабо-

математике (Приложение к учебни-

ты детей, используется на протяжении всего первого года обучения. Включает карточки

ку 1 класса).

(цифры, математические знаки), наборы (предметные картинки, геометрические фигуры,

монеты, полоски для измерения длины), материал для математических игр («Круговые

примеры», «Домино с картинками и цифрами»), заготовки для изготовления индивиду-

ального наборного полотна.

Моро М.И., Волкова С.И., Степанова

Комплект охватывают большую часть основных вопросов каждого года обучения. Мате-

С.В.  Математика.  Комплект  таблиц

риал таблиц позволяет наглядно показать смысл различных количественных и простран-

для начальной школы: 1 класс.

ственных отношений предметов, приѐмы вычислений, зависимости между величинами,

структуру текстовых задач различной сложности, способы их анализа и др. В комплект

также включены таблицы справочного характера. Часть таблиц имеет съѐмные детали,

что повышает их методическую ѐмкость. Таблицы выполнены на листах с припрессовкой

плѐнки. Формат - 70х100см.

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

Диски для самостоятельной работы учащихся на уроках (если класс имеет компьютерное оборудование) или для работы в домашних условиях. Материал по основным вопросам начального курса математики представлен на дисках в трѐх аспектах: рассмотрение ново-го учебного материала, использование новых знаний в изменѐнных условиях, самокон-троль.

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
  2. Магнитная доска.
  3. Персональный компьютер с принтером.

  1. Ксерокс.
  2. Фотокамера.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Наборы счѐтных палочек.
  2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
  3. Набор предметных картинок.
  4. Наборное полотно.

40

  1. Строительный набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, ци-линдр.
  2. Демонстрационная оцифрованная линейка.
  3. Демонстрационный чертѐжный треугольник.

  1. Демонстрационный циркуль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа учебного курса "Математика", 3 класс, УМК "Школа России"...

Рабочая программа учебного предмета «Математика». 3 класс

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  примерной пр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс, по программе "Школа России", с учетом ФГОС

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, требованиями основ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» 3 класс на основе авторской программы М.И. Моро, С.И. Волкова образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП

Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по математике, соответствующей Федеральному государственному образовательному...

Рабочая программа учебного предмета "Математика" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...

Рабочая программа учебного предмета "Музыка" 1 класс на 2022-2023 учебный год по обновленным ФГОС НОО

Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы ФГОС НОО, используя конструктор рабочих программ https://edsoo.ru/constructor/...