«Календарь и часы», 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс)

Федоренко Татьяна Романовна

Конспект и презентация урока по математике «Календарь и часы», 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matem_28.03.doc114 КБ
Файл samostoyatelnaya_rabota_.docx22.95 КБ
Файл urok_matematiki.pptx1.04 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Математика

Класс: 4 «Г» класс

Тип урока: Получение новых знаний

Технологическая карта урока

Тема

«Календарь и часы»

Цель

Создать условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей времяисчисления, с основными типами календарей и часов

Задачи

 

Образовательные: формировать умения пользоваться единицами измерения времени, решать задачи, связанные с единицами времени;

Развивающие: Развивать логическое мышление, внимание, память;

Воспитательные: Воспитывать умение сотрудничеству в парах, в группах.

УУД

Формировать УУД:

- Личностные УУД:    развивать умение оценивать правильность выполнения решений текстовых задач и математических выражений

- Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: умение работать с учебной книгой.

- Коммуникативные УУД: развивать умение использовать речь для решения текстовых задач, задавать вопросы.

-Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные задачи; с помощью деятельностного метода исследования исследовать табличные случаи умножения однозначных чисел; развивать умение анализировать, и обобщать; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Планируемый результат

Предметные: повторить нумерацию многозначных чисел; совершенствовать вычислительные навыки; закреплять умение записывать длину в миллиметрах;

Уметь

 Личностные: формировать интерес к предмету, развивать психические процессы (воображение, внимание, память, мышление, речь), уважать мнение одноклассников

Метапредметные: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; планировать, контролировать и оценивать свои предметные действия; осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы:

Презентационный комплекс, интерактивная доска, учебник,  ручка, тетрадь.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1

Организационный момент.

1.Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь.

-Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы,

Будем думать и решать,

И друг другу помогать!

Приветствовать учителя, настраиваться на урок

Личностные: положительное отношение к уроку

2

Актуализация знаний.

Устный счет

  1. Правление российских императоров дома Романовых.

- Давайте посмотрим на слайд и посмотрим, сколько правило императоров.

- Сколько было императоров на престоле? (14)

- Сколько лет был на престоле Петр I? (4)

- Как вы посчитали это?

- Сколько лет была на престоле Екатерина I? (2)

- Сколько лет был на престоле Петр II? (3)

- Сколько лет была на престоле Анна? (10)

- Сколько лет был на престоле Иоанн VI? (1)

- Сколько лет была на престоле Елизавета? (20)

- Сколько лет был на престоле Петр III? (1)

- Сколько лет была на престоле Екатерина II? (34)

- Сколько лет был на престоле Павел I? (5)

- Сколько лет был на престоле Александр I? (24)

- Сколько лет был на престоле Николай I? (30)

- Сколько лет был на престоле Александр II? (26)

- Сколько лет был на престоле Александр III? (13)

- Сколько лет был на престоле НиколайII? (23)

- Кто из российских императоров правил 10 лет и более?

- Сколько лет длился общий срок правления российских императоров? (196)

     2. Отделение веков от следующих событий

- Чтобы сейчас нам было легче работать я задам вам вопрос.

1) 1 век сколько это лет? (100 лет)

- Какой сейчас у нас текущий год? (2017г.)

-Какой это век? (21в.)

- В каком году было основание Санкт-Петербурга? (1703г.)

- Какой был это век? (18в.)

- Сколько веков нас отделяет от этих событий? (3в.)

- В каком году было плавание Колумба? (1492-1504гг.)

- Какой это век? (15-16вв.)

- Сколько веков нас отделяет от этих событий? (2в.)

- В каком году было крещение Руси? (988г.)

- Какой это век? (10в.)

- Сколько веков нас отделяет от этих событий? (6в.)

- В каком году было извержение Везувия? (79 г.)

-Какой это год?(1в.)

- Сколько веков нас отделяет от этих событий? (9в.)

- В каком году было возведение Великой Китайской стены? (221г. до н.э)

- Какой это век? (3в. до н.э)

- Сколько веков нас отделяет от этих событий? (2в. до н.э)

- В каком году были походы Александра Македонского? (334-323г. до н.э)

-Какой это был век? (4в. до н.э)

- Сколько веков нас отделяет от этих событий? (1в. до н.э)

-Назовите год первых олимпийских игр? (776г. до н.э)

-В каком это было веке? (8в. до н.э)

- Сколько веков нас отделяет от этих событий? (4в. до н.э)

- Троянская война была в каком году? (1200г. до н.э)

- А какой был это век? (13в. до н.э)

- Сколько веков нас отделяет от этих событий? (5в. до н.э)

- В каком году было переселение евреев в Египте? 1600г. до н.э)

-Какой век это? (17в. до н.э)

- Сколько веков нас отделяет от этих событий? (4в. до н.э)

- Когда произошёл расцвет минойской цивилизации? (2500лет. до н.э)

- Какой это век? (26в. до н.э)

- Сколько веков нас отделяет от этих событий? (9в. до н.э)

Итог устного счета:

- На устном счете активно работали…

- Остальным желаю быть активнее!

Правление российских императоров дома Романовых.

- Чтобы найти, сколько на престоле был ПетрI, нам надо: 1725-1721=4.

- Чтобы найти, сколько лет была на престоле ЕкатеринаI, нам надо: 1727-1725=2.

- Чтобы найти, сколько лет был на престоле ПетрII, нам надо: 1730-1727=3.

- Чтобы найти, сколько лет была на престоле Анна, нам надо: 1740-1730=10.

- Чтобы найти, сколько лет был на престоле ИоаннVI, нам надо:1741-1740=1.

- Чтобы найти, сколько лет была на престоле Елизавета, нам надо: 1761-1741=20.

- Чтобы найти, сколько лет был на престоле ПетрIII, нам надо: 1762-1761=1.

- Чтобы найти, сколько лет была на престоле ЕкатеринаII, нам надо: 1796-1762=34.

- Чтобы найти, сколько лет был на престоле ПавелI, нам надо: 1801-1796=5.

- Чтобы найти, сколько лет был на престоле АлександрI, нам надо: 1825-1801=24.

- Чтобы найти, сколько лет был на престоле НиколайI, нам надо: 1855-1825=30.

- Чтобы найти, сколько лет был на престоле АлександрII, нам надо: 1881-1855=26.

- Чтобы найти, сколько лет был на престоле АлександрIII, нам надо: 1894-1881=13.

- Чтобы найти, сколько лет был на престоле НиколайII, нам надо: 1917-1894=23.

- Чтобы найти, сколько лет длился общий срок правления российских императоров, нам надо: 1917-1721=196.

Познавательные: общеучебные – выполняют самостоятельную работу

3

3.Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с календарем и часы.

-Что вы знаете о календаре?

Календарь — это система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности видимых движений небесных тел. Календари существовали уже 6000 лет назад. Само слово «календарь» пришло из Древнего Рима. Так назывались долговые книги, куда ростовщики ежемесячно заносили проценты. Это происходило в первый день месяца, который раньше называли «календ». Календари бывают: Лунные, солнечные, Юлианский, Григорианский и пришли к такому календарю, которыми мы сейчас пользуемся.

Что вы знаете о часах? Часы - прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки.

Слово «часы» появилось примерно 700 лет назад, в четырнадцатом веке.

Часы бывают солнечные, водные, механические, с кукушкой были еще часы где люди самостоятельно прокручивали стрелку.

Р: определяют тему и цели урока.

4

Изучение нового материала.

  1. Объяснение нового материала.
  2. Повторение соотношений между единицами времени.

-Давайте повторим известные вам единицы измерения времени

1 век = 100 лет

1 год = 365 (366) дней

1 месяц = 30 (31) день

1 неделя  = 7 дней

1 день = 24 часа

1 час = 60 мин

1 мин = 60 сек

  1. Решение задачи с единицами времени.

Стр. 75 №3

 - Прочитает задачу нам ….

Миши пришёл на автовокзал без десяти минут четыре и увидел, что нужный ему автобус отправляется в 17ч 55 мин. Сколько придётся Мише ждать отправление автобуса?

- О чем говорится в задаче?

- Во сколько пришёл Миша на автовокзал?

- Без десяти четыре это сколько времени?

- Во сколько отправляется нужный ему автобус?

- Что нам надо найти?

- Как мы это найдем?

- Какой ответ у нас получился?

4. Решение задачи с единицами времени Стр. 75 №4

- Прочитает нам задачу …

Алёша, придя домой, ест и отдыхает 50 минут, затем полтора часа гуляет и затем салится за уроки. Во сколько Алёша сел за уроки, если он вернулся из школы в 14ч 45мин?

- О чем говорится в задаче?

- Сколько времени понадобится Алёше, чтобы покушать и отдохнуть?

- А сколько времени гуляет Алёша?

- Полтора часа это сколько на часах?

- В одном часе сколько минут?

- Переведите 1ч 30 мин в минуты. Сколько это будет минут?

- Что нам надо найти в задаче?

- Как мы это найдем?

- Сколько минут получилось на то время когда он гуляет, отдыхает и ест?

- Как нам ответить на вопрос задачи?

- Молодцы, ребята! А теперь я вам предлагаю порешать примеры. Найдите:

  1. Решение задачи с единицами времени Стр. 75 №6

Первый пример идет нам решать к доске ….

306•185=56610

Второй пример решает ….

280•274=76720

-Молодцы, теперь в первом столбике два последних примера решаете самостоятельно, а 2е выходят к доске. Выходит … и ….

645•508=327660

725•460=333500

-Все справились с заданием? Давайте теперь проверим все вместе.

- Поднимите руки те, кто решил правильно?

- Молодцы, ребята! Теперь найдите 3 столбик.

- Первый пример в третьем столбике пойдёт решать ….

692000։800=865

Второй пример идет решать ….

252000։420=600

-Молодцы, теперь в третьем столбике два последних примера решаете самостоятельно, а 2е выходят к доске. Выходит … и ….

297110։370=803

235760։560=421

- Покажите посадкой кто готов, работать дальше. Теперь проверяем все вместе.

- Поднимите руки те, кто сделал ошибку в вычислении. В каком примере допущена ошибка? Исправьте свою ошибку.

- Теперь поднимите руки у кого все решено правильно.

- Молодцы, ребята! Вы все хорошо поработали.

       ×306              ×280       692000   800                 252000   420

         185                274      -64           865               - 252        600

       1530               1120         52                                  0

   +2448            +1960         - 48

     306                 560               40

     56610             76720        - 40

                                                  0

6. Самостоятельная работа на карточках.

-Сейчас я вам раздам самостоятельную работу, которую вы сейчас будете решать. А после я соберу работы и посмотрю кто усвоил материал, а кому еще надо будет поработать.

- Подпишите свои работы. И можете приступать к работе.

-С последних парт по вариантам передавайте на первые.

1 вариант

ФИ  _____________________________

  1. Вычисли:

30•2=

12•7=

96։3=

48։24=

300+5=

270+20=

600-90=

100-1=

  1. Вычисли:
  1. 30 – 28 • 10 + 33 127) ։ 63 • 36
  1. Решите задачу:

На дорогу от дома до школы Миша тратит 15 мин, Настя тратит на 4 мин меньше, чем Миша. А Арина тратит на дорогу на 4 мин больше, чем Миша. Сколько времени тратит на дорогу от дома до школы Арина?

        

2 вариант

ФИ  _____________________________

1)Вычисли:

15•6=

20•4=

84։4=

60։12=

400+3=

120+50=

700-70=

300-1=

2) Вычисли:

(14 231 – 196 + 1691 • 45 ։ 19) ։ 40

  1. Решите задачу:

На дорогу от дома до школы Миша тратит 15 мин, Настя тратит на 4 мин меньше, чем Миша. А Арина тратит на дорогу на 4 мин больше, чем Миша. Сколько времени тратит на дорогу от дома до школы Арина?

Стр. 75 №3

- В задаче говорится о прибытии автобуса.

- Миша пришёл на автовокзал без десяти минут четыре.

- Без десяти четыре это 15ч 50мин.

- Нужный для него автобус отправляется в 17ч 55мин.

- Нам надо найти, сколько придётся Мише ждать отправление автобуса.

- 17,55 – 15,50 =2,05

- 2ч 05мин.

Стр. 75 №4

- В задаче говорится о

- Алёше понадобится 50 мин. для того чтобы покушать и отдохнуть.

- Алёша гуляет по времени полтора часа.

- 1 ч 30мин.

- 60мин.

- 90 мин.

-Нам надо найти, во сколько Алёша сядет за уроки, если он вернулся из школы в 14ч 45мин.

- Чтобы ответить на вопрос задачи нам надо сложить сколько он ест и отдыхает с тем сколько гуляет. 1 час 30 мин + 50 мин = 1 час 80 мин = 2 часа 20 мин.

- 14 час 45 мин + 2 час 20 мин = 16 час 65 мин = 17 час 5 мин

Стр. 75 №6

- 306•185 записываем единицы по единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Теперь 5 единиц будем умножать на число 306. 5 умножить на 6 равняется 30, 0 записываем под единицами, а 3 запоминаем. Теперь 5 умножаем на 0 равняется 0, и еще запоминали 3. 3+0=3 записываем под десятками. Теперь 5 умножаем на 3 равняется 15, 5 записываем под сотнями, 1 записываем под ед. тысячами. Теперь десяток умножаем на число 306. 8 умножаем на 6 равняется 48, 8 записываем под десятками, 4 запоминаем. Теперь 8 умножаем на 0 равняется 0, а еще запоминали 4, 4+0=4, 4 записываем под сотнями. Теперь 8 умножаем на 3 равняется 24. 4 записываем под тысячами, а 2 записываем под ед.тыс.

Теперь 1 сотню умножаем на число 306. 1 умножаем на 6 равняется 6, 6 записываем  под сот. Теперь 1 умножаем на 0 получается 0, 0 записываем под тыс. Теперь 1 умножаем на 3 равняется 3, 3 записываем под ед.тыс. Затем мы все складываем 0 сносим в ед., 3+8=11,1 записываем под десятками и 1 запоминаем, 5+4+6=15 и еще запоминали один 15+1=16, 6 записываем под сот. а 1 запоминаем, 1+4+0=5 и еще запоминали 1, 5+1=6, 6 записываем под тыс. теперь 2+3=5, 5 записываем под тыс.ед.

- 280•274 записываем единицы по единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Теперь 4 единиц будем умножать на число 280. 4 умножить на 0 равняется 0, 0 записываем под единицами. Теперь 4 умножаем на 8 равняется 32, 2 пишу 3запоминаю. Теперь 4  умножаем на 2 равняется 8, еще 3 запоминали значит 8+3=11, 1 записываем под сот. и 1 записываем под тыс.. Теперь 7 десятков умножаем на число 280. 7 умножаем на 0 равняется 0, 0 записываем под десятками. Теперь 7 умножаем на 8 равняется 56, 6 записываем под сот. 5 запоминаем. Теперь 7 умножаем на 2 равняется 14, еще запоминали 5, 14+5=19, 9 записываем под тыс. 1 записываем под тыс.ед. Теперь 2 сотни умножаем на число 280. 2 умножаем на 0 равняется 0, 0 записываем  под сот. Теперь 2 умножаем на 8 получается 16, 6 записываем под тыс. а 1 запоминаем. Теперь 2 умножаем на 2 равняется 4, еще запоминали 1, 4+1=5, 5 записываем под тыс.ед. Затем мы все складываем 0 сносим в ед., 2+0=2,2 записываем в дес., 1+6+0=7, 7 записываем под сот., 1+9+6=16, 6 записываем под тыс. 1 запоминаем, 1+5=6 и еще запоминали 1, 6+1=7,7 записываем под тыс.ед.

 ×30      ×12         - 96  3

   2            7            9    32

   60        84           - 6

                                 6

                                 0

  - 48  24      +300    + 270

    48  2              5          20

      0              305        290

- 600      - 100

    90            1

  510          99

Задача:

15+4=19(мин)-тратит на дорогу Арина

Ответ: 19минут

×15       ×20      84  4

    6         4       -8    21

  90         80        4

                          -4

                           0

 60  12     +400    +120

-60   5            3        50

   0             403      170

-700    -300

   70          1

 630      299

Задача:

15+4=19(мин)-тратит на дорогу Арина

Ответ: 19минут

Наблюдают и делают самостоятельные выводы; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепочку рассуждений.

Р:умеют следовать режиму организации учебной деятельности; оценивают выполнения своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли трудности при выполнении.

К:оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций

7

Итог  урока

Рефлексия 

Что узнали на уроке?

Что на ваш взгляд показалось сложным?

Молодцы! Вы сегодня все хорошо работали и были активны. Спасибо вам за урок. До свидания!

Вспоминать цели

Отвечать на вопросы

Личностные: понимают значение математических знаний;



Предварительный просмотр:

1 вариант

ФИ  _____________________________

  1. Вычисли:

3

0

2

=

1

2

7

=

9

6

։

3

=

4

8

։

2

4

=

3

0

0

+

5

=

2

7

0

+

2

0

=

6

0

0

-

9

0

=

1

0

0

-

1

=

  1.  Вычисли:

(22 530 – 28 • 10 + 33 127) ։ 63 • 36

  1. Решите задачу:

На дорогу от дома до школы Миша тратит 15 мин, Настя тратит на 4 мин меньше, чем Миша. А Арина тратит на дорогу на 4 мин больше, чем Миша. Сколько времени тратит на дорогу от дома до школы Арина?

2 вариант

ФИ  ______________________________

1)Вычисли:

1

5

6

=

2

0

4

=

8

4

։

4

=

6

0

։

1

2

=

4

0

0

+

3

=

1

2

0

+

5

0

=

7

0

0

-

7

0

=

3

0

0

-

1

=

2) Вычисли:

(14 231 – 196 + 1691 • 45 ։ 19) ։ 40

  1. Решите задачу:

На дорогу от дома до школы Миша тратит 15 мин, Настя тратит на 4 мин меньше, чем Миша. А Арина тратит на дорогу на 4 мин больше, чем Миша. Сколько времени тратит на дорогу от дома до школы Арина?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 4 «Г» класс

Слайд 2

1721 – 1725 Пётр I 1762 – 1796 Екатерина II 1725 – 1727 Екатерина I 1796 – 1801 Павел I 1727 – 1730 Пётр II 1801 – 1825 Александр I 1730 – 1740 Анна 1825 – 1855 Николай I 1740 – 1741 Иоанн VI 1855 – 1881 Александр II 1741 – 1761 Елизавета 1881 – 1894 Александр III 1761 – 1762 Пётр III 1894 – 1917 Николай II

Слайд 3

Текущий год 2017 год 21 век

Слайд 4

Основание Санкт-Петербурга 1703 год 18 век

Слайд 5

Плавание Колумба 1492 – 1504 годы 15 - 16 века

Слайд 6

Крещение Руси 988 год 10 век

Слайд 7

Извержение Везувия 79 год 1 век

Слайд 8

Возведение Великой Китайской стены 221 год до н. э 3 век до н.э

Слайд 9

Походы Александра Македонского 334 – 323 годы до н.э 4 век до н.э

Слайд 10

Первые олимпийские игры 776 год до н.э 8 век до н.э

Слайд 11

Троянская война 1200 год до н.э 13 век до н.э

Слайд 12

Переселение евреев в Египет 1600 год до н.э 17 век до н.э

Слайд 13

Расцвет минойской цивилизации 2500 лет до н.э 26 век до н.э

Слайд 14

Лунный календарь

Слайд 15

Солнечный календарь

Слайд 16

Юлианский календарь

Слайд 17

Григорианский календарь

Слайд 18

Календарь

Слайд 19

Солнечные часы

Слайд 20

Водяные часы

Слайд 21

Механические часы

Слайд 22

Часы с кукушкой

Слайд 23

Часовщик Даниэль Куэйр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Природные часы, календарь, компас" (2 класс) по ОС "Школа 2100"

Работа представлена в форме тестовых заданий....

рабочая программа кружка "Православный календарь"для 1 класса

Программа разработана для учащихся 1 класса,с целью ознакомления с основными праздниками и традициями Православной культуры....

ВСЕЛЕННАЯ,ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ (16 часов) Мы – союз народов России Комбинированный урок.

Называть, находить и показывать на карте Россию, субъ­ект РФ, в котором находится город (село) и школа, историко-культурные достопримечательности.. Соотносить святыни России и своего края с тра­дицион...

Урок математики по теме: «Единицы времени. Календарь и часы».

Цель: Создать условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей времяисчисления, с основными типами календарей и часов....

Конспект урока окружающего мира "Народный календарь" для 2 класса.

Конспект урока ориентирован на учащихся 2-х классов общеобразовательных школ, чтобы познакомить учащихся с народными, религиозными и календарно-обрядовыми праздникам; помочь детям усвоить новое поняти...

Программа внеурочной деятельности "Народный календарь" 1-4 класс

Программа внеурочной деятельности "Народный календарь" 1-4 класс...