рабочая программа кружка по математике для 1 класса"Школа мудрецов"
рабочая программа по математике (1 класс)

 Дзахмишева Рузана Олеговна

рабочая программа кружка по математике для 1 класса"Школа мудрецов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_po_matem._1_kl_shkola_mudretsov.doc133 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа внеурочной деятельности кружка «Школа мудрецов» для обучающихся  1 класса.  Математика является составной частью естественного  цикла, которая  осуществляется в соответствии  с образовательной программой ФГОС НОО МКОУ «СОШ им.Х.Х. Долова с.п.Хатуей» на 2020- 2021 учебный год.

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.

Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Цель предлагаемой программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области математики, геометрии, а также в повышении уровня знаний учащихся.

Задачи:

-создание условий для формирования и развития практических умений    обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и   приемы;

-формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету;

-углубление и расширение знаний учащихся по математике;

-развитие математического кругозора;

-развитие логического мышления и математической речи;

-развитие числовой грамотности;

-расширение геометрических представлений;

-развитие логического мышления и пространственных представлений;

-формирование элементов конструкторского мышления;

-развитие деятельностных способностей;

-воспитание настойчивости, инициативы.

Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой обучения, но включает множество новых элементов, материалы повышенной трудности, требующих творческого подхода.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

 Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету.

 Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время без основных мыслительных операций, которые позволяют включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, не будет оказывать положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка.

 Особенности программы «Школа мудрецов» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы. Введение заданий такого характера способствует подготовке учащихся к  участию ребят в математических конкурсах, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в различных муниципальных, Всероссийских, дистанционных интернет – конкурсах.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-7 лет.

Сроки реализации образовательной программы - 1 год, 34 часов  - 3 группы

Программой предусмотрены методы исследовательской и проблемно-поисковой деятельности, а также словесные, наглядно-демонстрационные, что способствует достижению высоких результатов.

Формы организации – коллективная, групповая и индивидуальная  в зависимости от темы занятия. По особенностям коммуникативного взаимодействия -  викторины, олимпиады, игры, конкурсы.

Занятия проходят 2 раза в неделю.

Прогнозируемые результаты

учащиеся будут знать:

-свойства арифметических действий;

-названия геометрических фигур;

-способы решения головоломок, шарад, ребусов.

учащиеся будут уметь:

-устно выполнять вычислительные приемы;

-использовать знания для решения заданий;

-узнавать и изображать геометрические фигуры;

-ориентироваться в пространстве;

-проводить наблюдения, сравнивать, выделять свойства объекта, его существенные и несущественные признаки.

-собирать фигуру из заданных геометрических фигур или частей, преобразовывать, видоизменять фигуру (предмет) по условию и заданному конечному результату;

-анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;

-самостоятельно составлять и решать нестандартные задачи;

-осуществлять самостоятельный поиск решений;

-рассуждать, доказывать

Планируемые результаты изучения учебного предмета

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся в 1 классе являются формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУДГотовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта);

- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. -Проговаривать последовательность действий на уроке. - Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

- Способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

- Познавательный интерес к математической науке.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст. Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса «Математика» в 1-м классе являются формирование следующих знаний и умений. Учащиеся должны знать: - названия и обозначения действий сложения и вычитания, таблицу сложения чисел в пределах 20 и соответствующие случаи вычитания. Учащиеся должны уметь: - Оценивать количество предметов числом и проверять сделанные оценки подсчетом в пределах 20. - Вести счет, как в прямом, так и в обратном порядке в пределах 20. - Записывать и сравнивать числа в пределах 20. - Находить значение числового выражения в 1-2 действия в пределах 20 (без скобок). - Решать задачи в 1-2 действия, раскрывающие конкретный смысл действий сложения и вычитания, а также задачи на нахождение числа, которое на несколько единиц больше (меньше) данного. - Проводить измерение длины отрезка и длины ломаной. - Строить отрезок заданной длины. - Вычислять длину ломаной.

Учащиеся в совместной деятельности с учителем имеют возможность научиться: - использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения; (повышенный уровень) - использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины(сантиметр, дециметр), объёма (литр) и массы (килограмм); - выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал; - выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие); - производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию; - решать задачи в два действия на сложение и вычитание; - узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, - определять длину данного отрезка; - заполнять таблицу, содержащую не более трёх строк и трёх столбцов; (повышенный уровень) - решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие не более двух действий.

Содержание тем учебного предмета

1 класс (66 часов)

1.Введение.

Цель: познакомить с целью и задачами кружка, ТБ

Содержание:

Теория - математика-наука, задачи, решаемые математикой

Практика - инструктаж по ТБ

2.Из истории математики.

Цель:  Познакомить со старинными системами записи чисел. Развивать познавательный интерес к математике, её истории. Развивать память, речь, логическое мышление. Расширять кругозор учащихся, повышать их общую культуру

Содержание:

Теория – Старинные системы записи чисел.  Из истории чисел цифр. Как люди учились считать

Практика -  Игры: «Третий лишний», «Сядь первым», «Два мороза», «Восемь имён», «Семеро одного не ждут», «Две из трёх», «Четверо в комнате», «Тройной прыжок», «Наперегонки парами», Загадки и ребусы  с числами.

3.Игры с числами и предметами.

Цель: повторять названия чисел, их порядок, развивать умение соотносить цифру и число предметов; называть числа в прямом и обратном порядке;

Содержание

Теория –  натуральный ряд чисел   

Практика – игры с числами

4. Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания

Цель: учить отгадывать загадки, находить аналогии, внимательно слушать

Содержание:

Теория – сложение и вычитание

Практика – решение и составление задач, веселый счет, математические лабиринты

5. Головоломки.

Цель: развитие логического мышление и сообразительности; развитие усидчивости, терпения,  желания и умения  решать поставленную задачу.

Содержание:

Теория – задачи, требующие нестандартного решения

Практика – решение головоломок. Деревянные головоломки.

6.Ребусы. Шарады.

Цель: познакомить с шарадами, показать,  как составляются шарады, какие части слова составляют шараду

Содержание:

Теория – составляющие части шарады

Практика – решение и составление шарад

7.Кроссворды.

Цель  - развитие логики, логического мышления, эрудиции, зрительной памяти.                    Содержание

 Теория – правильное составление кроссвордов, написание слов

Практика – составление кроссвордов по определенной теме, разгадывание кроссвордов                                                                                                          

8.Задачи со спичками.

Цель: развитие в игровой форме логики и смекалки, а также пространственного  воображения и конструкторских навыков

  Содержание

  Практика – составление из спичек  различных фигур, решение конструкторских задач (напомнить правила ТБ)

9.Геометрические задачи.

Цель: развитие пространственного воображение, практического понимания и логического мышление

Содержание

Теория – геометрия – наука, геометрические фигуры и их использование

 Практика – решение геометрических задач, изготовление фигур, аппликация из геометрических фигур, игра «Танграм»  

10. Игровые логические задачи.

Цель: развитие логики, интеллекта, воображения, фантазии, абстрактного мышления

 Содержание

 Теория –

Практика – лабиринты, пазлы, задачи на мышление, задачи на быстроту            реакции

11. Задачи на упорядочивание множеств.

Цель: активизация познавательной деятельности, самостоятельности, инициативности.

 Содержание

Теория – правила упорядочивания, группирования и сортирования

 Практика - дидактические игры, упорядочивание чисел, кубиков и др., нахождение лишнего предмета, решение логических задач.

12.Задачи на сравнения.

Цель:  совершенствовать вычислительные навыки; закреплять и совершенствовать умение  решать задачи на сравнение; развивать мышление и внимание.

Содержание

Теория – задачи

  Практика – решение задач.

13.Задачи с величинами.

Цель: знакомить с различными величинами (длина, вес, емкость), с их применением

 Содержание

Теория – меры длины, веса, емкости; их обозначение

 Практика -  измерение, сопоставление, сравнение 

14.Математический КВН.

Цель: через занимательные упражнения содействовать повышению интереса детей к математике, расширению их кругозора; развитие коммуникативных способностей.

                   

        

Учебно- тематический план

Темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2-3

Из истории математики.

2

1

1

4-8

Игры с числами и предметами.

5

2

3

9-13

Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания

5

2

3

14-18

Головоломки.

5

2

3

19-23

Ребусы. Шарады

5

2

3

24-28

Кроссворды

5

2

3

29-33

Задачи со спичками

5

2

3

34-39

Геометрические задачи.

5

2

3

40-45

Игровые логические задачи

5

2

3

46-50

Задачи на упорядочивание множеств

5

2

3

51-55

Задачи на сравнения

5

2

3

56-60

Работа с величинами

5

2

3

61-62

Математический КВН

2

1

1

63-65

Игры мудрецов

3

1

2

66

Обобщение

1

1

Итого

66

27

39

Календарно- тематическое планирование

1класс

Темы

Количество часов

Дата

по плану

фактич.

1

Вводное занятие

1

2-3

Из истории математики.

2

4-8

Игры с числами и предметами.

5

9-13

Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания

5

14-18

Головоломки.

5

19-23

Ребусы. Шарады

5

24-28

Кроссворды

5

29-33

Задачи со спичками

5

34-39

Геометрические задачи.

5

40-45

Игровые логические задачи

5

46-50

Задачи на упорядочивание множеств

5

51-55

Задачи на сравнения

5

56-60

Работа с величинами

5

61-62

Математический КВН

2

63-65

Игры мудрецов

3

66

Обобщение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 2 класс

В файле представленна рабочая программа кружка "Занимательная математика"  для 2 класса...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Математика" 4 класс "Школа России"

Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по предмету "Математика" 3 класс "Школа России"

Материал служит в помощь при составлении программмы по данному предмету...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 4 класс

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 4 класс содержит и КТП ....

Рабочая программа кружка по математике 1 класс " Умники"

Данная программа направлена на обще-интелектуальное развитие учеников 1 класса....

Рабочая программа кружка " Занимательная математика" 3 класс , 34 часа

Программа кружка «Занимательная математика» относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Данная программа позволяет учащимся ...

Рабочая программа кружка "Занимательная математика" 1 класс

Рабочая программа кружка  "Занимательная математика" 1 класс...