Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.
план-конспект занятия по математике (4 класс)

План-конспекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_pism_umnozhenie_v_4_kl.docx32.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Тема: «Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».

Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- Формирование умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи; выполнять и строить алгоритмы и стратегии; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал (алгоритм умножения на карточках, карточки с примерами). Учебник: М.И.Моро « Математика» 4 класс, часть 2.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Давайте поздороваемся по структуре МЭНЭДЖ  МЭН

Предлагаю девиз нашего урока:  « С малой удачи начинается большой успех».

- Как вы понимаете данное высказывание? Итак, мы начинаем. Предлагаю отправиться в путешествие по стране «Математика». Для начала нужно подготовиться к путешествию.

Для этого проверим  Д.З. Проверь себя, с 12.(Устно спрашивать значения выражений).

С каким способом умножения вы воспользовались? (вычислили произведение и умножили на него число)

  1. Актуализация знаний.

1)  Минутка каллиграфии

- Откройте тетради, аккуратно запишите число, классная работа. ( На доске)

-  Прочитайте (вслух) пословицы и поговорки (лежат на парте жёлтенькие листочки) и скажите, что их объединяет? Какое число объединяет? (В каждой пословице присутствует число 9)

Уступив однажды, 9 раз останешься в выигрыше.  Девятый месяц на свет нарождает. Охотника девятая заря кормит.


-  Напишите у себя в тетради цифру 9, пропустите клеточку и образуйте двузначное число с помощью цифры  9 (99). Пропустите ещё одну клеточку и образуйте трёхзначное число (999). Добавьте ещё одну цифру, образуйте следующее число и так до конца строчки.

- Какое самое большое число у вас получилось? Проверьте свою запись.

На доске запись: 9  99   999   9999   99999  999999

2) Устный счет.  Математический диктант

Подготовились и начинаем работу. Первая остановка «СЧИТАЙ-КА»

-Ребята, я предлагаю написать математический диктант. Я диктую примеры, а вы записываете ответы у себя в тетрадях.

  • увеличьте 56 на 14;
  • найдите произведение  чисел 23 и 2;
  • уменьшите 35 на 9;
  • напишите число, которое больше 43 на 11;
  • уменьшите  99 в 3 раза;
  • найдите частное чисел 60 и 5;
  • напишите число, которое меньше 72 на 14;
  • на сколько 120 меньше 200;
  • во сколько раз 400 больше 100.

-  Проверьте свои ответы с записью на доске. ( на экране)

   70

  46

  26

  54

   33

    4

   12

   58

   80

    И

   Ж

   Н

   Е

   О

    У

    М

    Н

    Е

- Расположите ответы в порядке возрастания, и вы узнаете тему нашего урока.

- Итак, тема урока - «Умножение». Молодцы! Работаем дальше, остановка

«ЗНАЙ-КА»

3. Самоопределение к деятельности.

- Посмотрите внимательно и вычислите произведения чисел. Предлагаю прежде чем вы назовёте произведение, объяснить приём умножения.

6·5

24·2 

137·0

254·10 

72· 100     Индивидуальная работа ( карточка- 2 уч:-ся Сергек и Хуреш)

 532·300

- Почему вы затрудняетесь решить последний пример? (С этим приёмом умножения мы ещё не знакомы.)

У нас возникла проблема.

У кого есть предложение как можно его решить. ( можем решить устно, на калькуляторе)

532·300= 532·(3·100)= (532·3)·100            Сочетательное свойство

- Всегда ли устно можно быстро и правильно выполнить умножение многозначного числа.    (Нет)

- Какое свойство математики можно применить? ( Сочетательное свойство)

- Какой способ мы можем ещё использовать для решения таких примеров? ( Решение столбиком)

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока? Дайте более точную формулировку.

(Письменное умножение на числа оканчивающие нулями)

Какую задачу вы поставите перед собой? (Мы должны научиться письменно умножать многозначные числа /в столбик /на числа, которые оканчиваются нулями)

4. Работа по теме урока.

- Кто может предложить, как записать такой пример в столбик.

- Где мы можем проверить правильность наших рассуждений? (в учебнике)

- Откройте учебники на стр.13, внимательно рассмотрите образец, сравните с записью на доске. Правильно ли мы с вами записали?

Запишите пример столбиком  и объясните решение  532*300.

- Чтобы правильно решать такие примеры, нужно знать алгоритм решения.

- Что такое алгоритм?   Это Пошаговое выполнение действий.

(- Выполняем умножение, не глядя на нули, а затем к результату приписываем столько нулей, сколько содержится во втором множителе).

Алгоритм:

1.Второй множитель записываю так, чтобы нули остались в стороне.

2.Умножаю многозначное число на число, не обращая внимания на нули.

3.К полученному результату приписываю нули.

4.Читаю ответ.

Физкультминутка. Остановка «ОТДЫХАЙ-КА»

5. Первичное закрепление с проговариванием. Отправляемся к следующей остановке «УМЕЙ-КА»

1) Фронтальная работа с объяснением.

- Закрепим полученные знания, выполнив письменное умножение с объяснением на доске.     (№40, с 13. – 1 строчка) К доске вызываю сначала    « сильного» ученика, затем «слабого».

- Понятен ли вам этот вычислительный приём?

- Самостоятельное решение      (735 ·500=367500      6307 · 40=252280)

У каждого из вас имеется карточка. На ней записаны примеры.                                                                            ( 735 ·500    6307 · 40)

Предлагаю спрогнозировать предполагаемый результат:  в верхнем углу карточки вы видите круг.

Закрасьте его зелёным цветом, если вы уверены в своих силах. Красным цветом – если сомневаетесь, и вам нужна помощь. Кому нужна помощь, обращайтесь к алгоритму.  

- Передайте карточку соседу.

Вывожу ответы к заданию  на экран. 

- Если  нет ошибок, закрасьте нижний круг зелёным цветом, если есть ошибки – красным

- Верните карточку владельцу.

- Совпал ли ваш прогноз с результатом?

2) Следующий пункт нашего путешествия остановка «ЗАДАЧНАЯ»

- Вернёмся к учебнику. Задача № 42.

- Прочитайте задачу.      - О чём говорится в задаче?

- Что известно?

- Как звучит вопрос задачи?

- Удобнее записать условие задачи  в виде таблицы. (на доске)

/В ходе работы составляется таблица/                                                

Кол-во в 1 кор.

Кол-во кор.

Всего штук

Карандаши

12шт.

40 к.

 ?

?    560 шт.

Фломастеры

? шт.

10 к.

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Что нужно знать, чтобы узнать, сколько фломастеров в 1 коробке? (Сколько всего в 10 коробках)

- Что нужно сделать, чтобы у нас остались одни фломастеры? (Нужно убрать все карандаши)

- А мы знаем, сколько всего карандашей во всех коробках? (Нет)

- Как мы можем это узнать?

(Решение записать на доске)

3) Остановка «РЕШАЙ-КА»  

 Решение уравнений  №44 с. 13

1 ряд- 1 уравнение,  2 ряд- 2 уравнение,

Решаем самостоятельно. По одному человеку от каждого ряда у доски.

6. Рефлексия

-Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Какая тема нашего урока? Умножение многозначных чисел на числа, которые оканчиваются нулями.

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой? Научиться письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.

- Чему новому научились? Научились письменно умножать на числа, оканчивающиеся нулями.

Продолжите фразу…

1.  Сегодня я узнал…

2.  Было трудно…

3.  Теперь я могу…

Выставление оценок.

На память о нашем уроке, чтобы вы ничего не забыли - домашнее задание.

Провожу  инструктаж домашнего задания.

№ 46, с.13 – обязательное задание для всех

№ 45, с.13– предлагаю тем, кто не боится трудностей.

-Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Самоанализ урока математики 4 б класса

Тема урока: Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

Цель: формировать у учащихся умения овладеть письменным приёмом умножения на числа, оканчивающиеся нулями.

Предметные :Формировать умения устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; решать текстовые задачи

Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: представляют значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин

Здоровьесберегающие:

Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, физминутка.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

По способу выделения знаний: индуктивный, дедуктивный

По характеру познавательной деятельности: наглядный ,частично-поисковый.

По источнику знаний: словесный, практический.

Учащиеся работали: коллективно, индивидуально, в парах .

Виды контроля на уроке: ученик- ученик (при работе в парах, в группе) ,самоконтроль, ученик – учитель

Структура урока

-Организация учащихся к занятиям.

-Устный счёт.

-Организация разнообразных упражнений по формированию и совершенствованию практических умений и навыков.

-Рефлексия .

Урок начинается с организационного момента. Следующий этап –устный счёт, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать их познавательную деятельность.

Определив самостоятельно тему урока и поставив перед собой цель, мы приступили к работе, повторили правила умножения и приёмы, правила нахождения неизвестного множителя. Ребята осознают практическую значимость этого задания.

Была продолжена работа способствующая формированию умения решать уравнении.

Задача следующего этапа – закрепить умение решать задачи изученных видов . Учащиеся на этом этапе индивидуально и коллективно. Самостоятельно решали задачи, если возникала трудность ,то для помощи были использованы карточки помощники: схематический чертеж, самостоятельно оценивали правильность своего решения.   Применение проблемного  обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

Работа в паре позволила создать ситуацию успеха, способствовала развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций.

При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик    (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель.

На уроке был использован  дидактический материал(карточки для устного счёта) карточки-схематический чертеж.

Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.  

Урок был проведён в достаточном темпе. В конце урока были подведены итоги, ученикам, активно работающим на уроке, были поставлены оценки. Всё запланированное на данный урок было осуществлено. На этапе подведения итогов урока была проведена рефлексия.

Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели.   По моему мнению, урок прошёл на хорошем эмоциональном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Презентация к уроку математики 4-го класса...

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями

Учащиеся  путешествуют  по  стране  Математика.В ходе  урока  учащиеся  знакомятся   с  письменным  приемом умножения  на  числа, ...

«Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями».

«Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями»....

Урок+презентация математики в 4 классе по теме: Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями.

Урок+презентация математики в 4 классе по теме: "Письменное умножение на числа оканчивающиеся нулями"...