«Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Бревнова Дария Ивановна

«Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

 «Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Технологическая карта

Урока математики

                                                                                                                     

Выполнила:                                                                                                                                        

Студентка группы ПНК -  3.1                                                                                                                      

Бревнова Д.И.

                                                                                                           

Препадователь: Руднева Т.А.

(подпись)       

_______________                                                                                                        

Учитель: Хапсирокова Ж.В.

_______________

(подпись)

                                                                                                               

Отметка:________

Волгодонск,  2021

Технологическая карта по математике

Дата проведения 04.03.2020

Класс 3а

Тема: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые предметные результаты:

Цель: знакомство с увеличением (уменьшением) чисел в 10 и 100 раз.

Задачи: формирование УУД:

  • познавательные УУД: овладение основами логического и алгоритмического мышления;
  • регулятивные УУД: развитие умения ставить учебные задачи на основе соотнесения известного и неизвестного; сличать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осознавать качество и уровень усвоения нового материала;
  • коммуникативные УУД: строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, с учителем

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные:

•  устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств, геометрических фигур

и др.) и определять недостающие в ней элементы;

•  выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

•  делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

•  проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения;

•  понимать базовые межпредметные понятия (число, величина, геометрическая фигура);

•  фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символической форме

(на моделях).

 

Регулятивные:  

•  понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения

учебной задачи;

•  находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме,

использовать математические термины, символы и знаки;

•  планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для её решения;

•   проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях самостоятельно;

 

Коммуникативные:

•  строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

•  понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения, чётко

и аргументированно высказывать свои оценки и предложения;

•  принимать участие в работе в паре и группе, использовать умение вести диалог, речевые

коммуникативные средства;

•  принимать участие в обсуждении математических фактов, стратегии успешной математической игры,

высказывать свою позицию;

•  знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.

Планируемые личностные результаты:

  • формирование у учащихся представления о приёмах увеличения и уменьшения натурального числа в 10 раз, в 100 раз;
  • закрепление умения решать задачи на кратное и разностное сравнение;
  • совершенствование навыков устного счёта.

Методы: словесный, наглядный, практический

Формы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: программа: «Школа России»; учебник: Моро М.И. Математика. 3 класс (2 часть), презентация

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Деятельность

УУД

учителя

учащихся

1.

Этап самоопределения к деятельности.

Задачи этапа: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически подготовить учащихся к уроку.

Словесный: слово учителя

- Здравствуйте, ребята! Садитесь.

- Меня зовут ДСегодня я проведу у вас урок математики.

- И я хочу пригласить вас в путешествие в страну знаний.

Давайте запишем себе дату и классную работу к себе в тетрад.

Приветствуют учителя

Слушают учителя

Показывают готовность к уроку

Р: выработка учебной мотивации, установление  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

2.

Актуализация знаний и мотивация

Задачи этапа:

Развитие логического мышления учащихся, умения сравнивать и анализировать.

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

И первая наша остановка «Сосчитай-ка». Устный счёт

- Сейчас я задаю вам вопрос, а вы записываете к себе в тетрадь только ответ. Записывайте в столбик.

1. Запишите число, в котором 1 сотня, 2 десятка и 0 единиц.

2. Первый множитель 15, а второй - 2. Чему равно значение произведения?

3. К 3 десяткам прибавить 4 десятка. Сколько получится единиц?

4. Запишите число, стоящее между числами 89 и  91.

5. Запишите наименьшее трёхзначное число.

6. Чему равно значение  частного, если известно, что делимое 80, а делитель 8?

7. Сумму чисел 48 и 2 разделите на 5.

- А теперь давайте проверим, посмотрите на экран. Исправьте ошибки, если они есть.

- Что между этими числами общего?

Теперь я прочитаю стихотворение, вы попробуйте определить, какую тему будем изучать сегодня.

Сегодня будем говорить о том,

Что плохо нам шутить с нулём.

Напрасно думают, что ноль

Играет маленькую роль.

Мы двойку в 20 превратим.

Из троек и четвёрок

Мы можем, если захотим,

Составить 30, 40.

Пусть говорят, что мы ни что,

С двумя нулями вместе.

Из единицы выйдет 100,

Из двойки – целых 200.

- Так над какой же темой урока мы с вами будем работать?

- Чему будем учиться сегодня на уроке?

Слушают учителя

Учащиеся записывают числа в тетрадь

120

30

70

90

100

10

10

- Все Мы будем работать над темой: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»

- Мы научимся применять приёмы увеличения и уменьшения чисел в 10, в 100 раз числа заканчиваются на 0, круглые

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

3.

Постановка учебной задачи

Задачи этапа: мотивировать и мобилизовать силы и способности учащихся, стимулировать их к успеху, формировать настойчивость в достижении цели.

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Наглядный: демонстрация

- Ребята, вы отлично справились с заданием, и мы отправляемся с вами на следующую станцию.

Станция «Внимательная».

- Продолжите ряд чисел: (устно)

10, 20, …, …, …,…,…,…,…,.;

100, 200,…,…,…,…,…,…,… .

- Что общего между числами?

- На какие две группы их можно разделить?

- Как ведётся счёт в 1группе?

- Как считали во 2 группе?

- Запишите число 3.

- Припишите к нему справа цифру 0. Какое число получилось?

- На каком месте теперь стоит цифра 3 и что она обозначает?

- Увеличилось число или уменьшилось?

- Во сколько раз 3 десятка больше чем 3 еденицы?

-  Во сколько раз увеличилось число 30?

- Допишите ещё один 0 справа. Какое число получилось? Увеличилось или уменьшилось число?

- Во сколько раз?

Как вы узнали?

- Что изменится, если мы уберём один 0? Два 0? Число увеличится или уменьшится? Во сколько раз?

- Какое действие мы выполняли, когда приписывали и убирали нули? На сколько мы умножали и делили?

- А теперь сравним числа:

9, 90, 900.

- Во сколько раз 900 в 10р>90 в 10р>9 (устно)

Слушают учителя

Продолжают ряд чисел

…30, 40, 50, 60, 70, 80, 90;

…300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.

- Все эти числа заканчиваются на 0, круглые.

- Эти числа можно разделить на: двузначные и трёхзначные.

- В первой группе счёт ведётся десятками

- Во второй группе счёт ведётся сотнями

30

- Цифра 3 стоит на первом месте и обозначает десятки

- Число увеличилось в 10 раз

-  Получилось число 300

- Оно увеличилось ещё в 10 раз

- 300:30=10 раз

- Если мы убёрем один 0, число уменьшится в 10 раз

- Мы выполняли умножение и деление на 10

Слушают учителя

900 в 10р>90 в 10р>9

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: построение логической цепочки рассуждений

Р: планирование

Р: целеполагание

4.

Открытие детьми нового знания

Задачи этапа: организовать и целенаправить деятельность учащихся, подготовить их к усвоению материала.

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

 - Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

- А теперь продолжим наше путешествие. И наша следующая остановка «Вычисляй-ка».

Мы будем использовать полученные знания при решении примеров.

Работа в парах.

Упр.1, стр.47

Увеличь в 10 раз числа: 8, 12, 35.

- Кто работает у доски?

- Что значит увеличь в 10 раз?

- 2 следующих числа увеличивайте самостоятельно в тетради

Уменьши в 100 раз числа: 700, 400, 100.

- Что значит, уменьшить число в 100 раз?

- Кто работает у доски?

- Следующие 2 числа самостоятельно в тетрадях. Совещайтесь в парах

Уменьши в 10 раз числа: 840, 900, 360.

- А что значит, уменьшить число в 10 раз?

- Кто работает у доски?

- Остальные числа в тетрадях самостоятельно

- Молодцы!

Слушают учителя

- Данные знания мы можем использовать при решении задач, примеров, решении уравнений

Выполняют задание

8*10=80       12*10=120     35*10=350

- Увеличить в 10 раз число, значит умножить число на 10, приписать один 0

700:100=7    400:100=4      100:100=1

- Значит, разделить число на 100, убрать два 0

840:10=84    900:10=90       360:10=36

- Значит, разделить число на 10, убрать один 0

Выполняют упражнения

Повторяют движения за учителем

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: управление поведением партнёра

П: построение логической цепочки рассуждений

К: умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

5.

Физминутка

Практический: выполнение физических упражнений

Задачи этапа: избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию к учению.

- Сейчас мы с вами проведём физминутку. Встаём все.

Наклонилась сперва

Книзу наша голова

(наклон вперёд)

Вправо-влево мы с тобой

Покачаем головой.

(наклоны в стороны)

Ручки за голову, вместе

Начинаем бег на месте.

(имитация бега)

Уберём и я, и вы

Руки из-за головы.

Тихонечко сели на свои места

6.

Первичное закрепление

Задачи этапа:

закрепить в памяти учащихся знания, умения, навыки, необходимые им для самостоятельной работы по новому материалу, добиться глубины его понимания.

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

- Наше путешествие продолжается, и мы с вами прибыли на станцию «Решай-ка».

Упр. 3. Задача.

- Кто прочитает нам задачу?

В лыжной эстафете участвовали 9 команд мальчиков, по 8 человек в каждой, и ещё 24 девочки. Во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете?

Измени вопрос, чтобы последним действием при решении было вычитание. Реши новую задачу.

- О чём говорится в задаче?

1. Ребята, давайте ещё раз прочитаем условие задачи.

- А теперь определим требование.

- Кто участвовал в соревнованиях?

- Сколько было мальчиков?

- Сколько было девочек?

2. А теперь запишем

М.  –  ?., 9 к. по 8 чел.       Во ? раз б.

Д.  – 24 чел.

3. Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Как мы можем это узнать?

1) Найти кол-во мальчиков.

9*8=72 (м.) участвовали в эстафете

-  Как теперь мы узнаем, во сколько раз больше мальчиков, чем девочек, участвовало в эстафете?

- Как узнать, во сколько раз одно число больше другого?

2) Мы разделим кол-во мальчиков на кол-во девочек.

72:24=3(раза)

3) Запишем решение задачи:

1. 9*8=72(м.) участвовали в эстафете

2. 72:24=3(р.)

Ответ: в 3 раза больше мальчиков участвовало в эстафете.

- Дальше выполняем упр. 4 (1-ый столбик)

- В этом упражнении вам необходимо сравнить значения величин

1м=10дм                  1дм=10см

1м>10см                   1дм>10мм

1дм2>10см2              1см2=100мм2

Слушают учителя

Читают задаче

Требование: На сколько больше мальчиков, чем девочек участвовало в соревнованиях.

- В соревнованиях участвовали девочки и мальчики.

 М.  –  ?., 9 к. по 8 чел.       Во ? раз б.

Д.  – 24 чел.

- Мы должны знать кол-во мальчиков

- Чтобы узнать во сколько раз одно число больше другого, надо большее число разделить на меньшее

- Разделим кол-во мальчиков на кол-во девочек

1. 9*8=72(м.) участвовали в эстафете

2. 72:24=3(р.)

Ответ: в 3 раза больше мальчиков участвовало в эстафете.

1м=10дм                  1дм=10см

1м>10см                   1дм>10мм

1дм2>10см2              1см2=100мм2

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Задачи этапа: проверка объёма и качества усвоения материала отдельными учащимися

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

- А сейчас у нас снова станция «Вычисляй-ка»

- Сейчас самостоятельно выполняете упр.5

Разделить на варианты

- 3 человека работают у доски, остальные в тетради самостоятельно, на доску не смотрим, потом проверим

x:3=17(1 вариант)

49-x=28(2 вариант)

64:x=4(3 вариант)

Слушают учителя

Выполняют задание

x:3=17      49-x=28         64:x=4

x=17*3      x=49-28        x=64:4

x=51         x=21              x=16

51:3=17   49-21=28       64:16=4

17=17       28=28            4=4

П: самостоятельное создание способов решения проблем

8.

Включение в систему знаний, повторение

Задачи этапа: проверить объём и качество усвоения предыдущего материала, выявив причины появления обнаруженных недостатков в ЗУН.

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

1) Рассмотри, как составлены ряды из фигур.

2) Составь все возможные трёхзначные числа, используя цифры 2, 7, 5 и не повторяя одну и ту же цифру в записи одного числа.

- Вы можете опираться на ряды фигур.

- И, ребята, обратите внимание на задание под чертой в самом низу 47 страницы.

Вам необходимо уменьшить в 100 раз числа: 600, 200, 800.

- Кто работает у доски?

- Что значит уменьшить число во столько-то раз?

- Фигуры всё время меняются местами

- 2, 7, 5

275, 257, 752, 725, 527, 572

Слушают учителя

600:100=6

200:100=2

800:100=8

- Это значит разделить его на количество раз

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

П: выдвижение гипотез и их обоснование

П: выстраивание  логической цепочки рассуждений, доказательство

К: умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

9.

Рефлексия деятельности

Задачи этапа: обобщение всей работы.

Самооценивание.

 

Словесный: слово учителя

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог 

-Молодцы! Вы успешно справились со всеми заданиями, но, к сожалению, наше путешествие подошло к концу. 

- Сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. Учебник: стр. 47, упр. 6

- Итак, подведем итоги нашей работы на уроке.

- Над какой темой мы работали?

- Какое задание вызвало затруднение, какое вам больше понравилось?  

– Вы сегодня замечательно потрудились.

– Какое настроение у вас в конце урока?

Спасибо за урок.

Слушают учителя

Записывают домашнее задание

- Мы работали над темой: «Увеличение (уменьшение) числа в 10, в 100 раз»

Р: оценка

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результ

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Дария Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз» Урок - путешествие (Урок с использованием ИКТ)

«Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 раз» Урок - путешествие (Урок с использованием ИКТ)Цели:  1) Расширить знания учащихся по ранее изученным темам;2) Совершенствовать умение решать задачи п...

Урок математики по теме "Решение задач на увеличение(уменьшение) числа на несколько единиц."

Урок направлен на закрепление умений учащихся решать задачи, применять полученные знания в практической деятельности....

Конспект урока математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц"

Конспект урока №45 математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов)" разработан в соответствии с УМК "Школа России"....

Презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц"

Презентация к уроку математики №45 в 1 классе по теме "Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с одним множеством предметов)", в которую вставлена музыкальная физкультминутка....

Урок математики «Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз» 3-й класс

Тема урока: «Увеличение, уменьшение числа в 10, 100 раз»Цели: 1) научить увеличивать и уменьшать натуральные числа в 10, 100 раз; закреплять            умение читать...

Разработка урока в 1 классе по математике "Задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц"

Данная разработка урока математики предназначена для 1 класса к учебнику Моро М.И., УМК "Школа России". Разработка содержит конспект урока и презентацию по теме....