Рабочая программа по математике 4 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по математике (4 класс)

Ботян Елена Викторовна

Рабочая программа с КТП по математике для 4 класса УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4_klass.docx64.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено:

На заседании МО

Протокол № ____

От «___» ______2020 г.

__________________

Согласовано:

Зам.директора по УВР

 «___»________2020 г.

Утверждено:

Директор МОУ СОШ «Перспектива»

 «___»________2020г.

Рабочая программа по математике

(предметная область – математика)

Муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы «Перспектива»

Московской области

учителя начальных классов

__________________4 класс

 (базовый уровень в соответствии с ФГОС НОО)

 2020 – 2021 учебный год

                    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике для учащихся 4-го класса составлена на основе программы М.И. Моро, М.А. Бантовой и др. «Математика», которая разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Цели и задачи курса

 Цели:

  • математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения;
  • освоение начальных математических знаний: формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различия, закономерности, основания для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений; проявлять математическую готовность к продолжению образования;
  • воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Задачи:

  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной графике
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечивает осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

Место предмета в учебном плане

На изучение математики в 4 классе отводится 170 ч, при нагрузке 5 часов в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

        В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. Поэтому в рабочей программе для первого класса личностные результаты указываются в блоке «Выпускник получит возможность для формирования»:

- внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- мотивация учебной деятельности социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

Метапредметные:

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированность универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе. Поэтому в рабочей программе для первого класса метапредметные результаты указываются в блоке «Выпускник получит возможность научиться»:

Регулятивные УУД

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата;

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- предвосхищать результата;

- предвидеть уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи;

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

- различать способ и результат действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

- вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения    эталона, реального действия и его результата;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения:

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

Познавательные УУД

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- использовать общие приёмы решения задач;

- ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- рефлексия способов и условий действий;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- смысловое чтение;

- выбирать вид чтения в зависимости от цели;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников; дополнение таблиц новыми данными);

- обработка информации (определение основной и второстепенной информации);

- запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- интерпретация информации (структурировать; переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности);

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- анализ; синтез; сравнение:

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;  

- построение рассуждения;

- обобщение.

Коммуникативные УУД

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

-   ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия:

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;        

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения

- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Предметные:

Предметные планируемые результаты освоения основной образовательной программы в четвертом классе, в отличие от личностных и метапредметных, представлены на двух уровнях «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться».

Раздел «Числа и величины»

- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 1 до 100;

- знать разряды: десятки, единицы, сотни;

- читать и записывать величины (массу, длину, время), используя основные единицы измерения величин

- читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до 100;

- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;

- выбирать единицу для измерения данной величины (длины), объяснять свои действия;

Раздел «Арифметические действия»

- выполнять устно сложение, вычитание двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

- выполнять табличное умножение и деление с числами 2 и 3;

- заучивание таблиц умножения и деления на 2 и 3;

- знать свойства сложения и умножения: переместительное, сочетательное;

- находить значение числового выражения, применяя порядок действий;

- применять способы проверки сложения и вычитания;

- знать алгоритм письменного сложения и вычитания двузначных чисел;

- находить значение буквенных выражений с одной переменной;

- знать и применять названия компонентов сложения, вычитания, умножения и деления

- вычислять значение числового выражения (содержащего 2 арифметических действия без скобок и со скобками)

- выполнять действия с величинами

- использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

- вычислять значение числового выражения (содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок);

Раздел «Работа с текстовыми задачами»

- устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- решать задачи разными способами;

- представлять задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице;

- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 1 -2 действия);

- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

- находить разные способы решения задачи;

Раздел «Пространственные отношения.  Геометрические фигуры»

- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

- распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, многоугольник, прямоугольник, квадрат, угол;

- знать свойства сторон прямоугольника;

- распознавать виды углов;

- использовать чертежные инструменты для выполнения построений;

- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями с помощью линейки.

- распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;

Раздел «Геометрические величины»

- называть, читать геометрические величины и единицы из измерения;

- переводить одни единицы измерения в другие;

- измерять длину отрезка и строить отрезок заданной длины;

- вычислять периметр прямоугольника и квадрата;

- вычислять длину ломаной линии;

Раздел «Работа с информацией»

- собирать и представлять информацию, связанную со счетом

- читать и заполнять таблицы

- составлять и записывать простейший алгоритм;

- читать несложные готовые таблицы; заполнять несложные готовые таблицы. 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4 КЛАСС (170 Ч)

Название раздела

Количество часов

1

Числа от 1 до 100. Нумерация

14

2

Числа, которые больше 1000. Нумерация

11

3

Числа, которые больше 1000. Величины

18

4

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание

14

5

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление

93

6

Итоговое повторение

20

Итого

170

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

по плану

по факту

Числа от 1 до 100. Нумерация (14 часов)

1

Повторение. Нумерация чисел.

1

2

Порядок действий в числовых выражениях. Сложение и вычитание.

1

3

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

1

4

Алгоритм письменного вычитания трёхзначных чисел

1

5

Умножение трёхзначного числа на однозначное.

1

6

Свойства умножения.

1

7

Алгоритм письменного деления. Административная контрольная работа.

1

8

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Приёмы письменного деления.

1

9

Приёмы письменного деления.

1

10

Приёмы письменного деления.

1

11

Диаграммы.

1

12

Что узнали. Чему научились.

1

13

Контрольная работа по теме «Числа от 1 до 1000»

1

14

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. Странички для любознательных.

1

Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 часов)

15

Класс единиц и класс тысяч.

1

16

Чтение многозначных чисел

1

17

Запись многозначных чисел.

1

18

Разрядные слагаемые.

1

19

Сравнение чисел

1

20

Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз.

1

21

Закрепление изученного материала.

1

22

Класс миллионов. Класс миллиардов.

1

23

Контрольная работа по теме "Числа, которые больше 1000. Нумерация.»

1

24

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

Наши проекты. Что узнали. Чему научились.

1

25

Странички для любознательных.

1

Числа, которые больше 1000. Величины (18 часов)

26

Единицы длины. Километр.

1

27

Единицы длины. Закрепление изученного материала.

1

28

Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр.

1

29

Таблица единиц площади.

1

30

Таблица единиц площади.

1

31

Измерение площади с помощью палетки.

1

32

Единицы массы. Тонна, центнер.

1

33

Таблица единиц массы.

1

34

Единицы времени.

1

35

Определение времени по часам.

1

36

Определение начала, конца и продолжительности события.

1

37

Секунда.

1

38

Век.

1

39

Таблица единиц времени.

1

40

Что узнали. Чему научились

1

41

Что узнали. Чему научились

1

42

Контрольная работа по теме «Величина»

1

43

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (14 часов)

44

Устные и письменные приёмы вычислений.

1

45

Устные и письменные приёмы вычислений.

1

46

Нахождение неизвестного слагаемого

1

47

Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого.

1

48

Нахождение нескольких долей целого.

1

49

Решение задач.

1

50

Решение задач.

1

51

Сложение и вычитание величин.

1

52

Решение задач

1

53

Что узнали. Чему научились.

1

54

Странички для любознательных. Задачи-расчёты.

1

55

Что узнали. Чему научились.

1

56

Контрольная работа по теме "Сложение и вычитание"

1

57

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (93 часа)

58

Свойства умножения.

1

59

Письменные приёмы умножения.

1

60

Письменные приёмы умножения.

1

61

Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями.

1

62

Нахождение неизвестного множителя, неизвестного делителя, неизвестного делимого.

1

63

Деление с числами 1 и 0.

1

64

Письменные приёмы деления.

1

65

Письменные приёмы деления.

1

66

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз, выраженные в косвенной форме.

1

67

Закрепление изученного материала. Решение задач.

1

68

Закрепление изученного материала. Решение задач.

1

69

Письменные приёмы деления. Решение задач.

1

70

Закрепление изученного материала

1

71

Закрепление изученного материала

1

72

Итоговая работа за 1 полугодие.

1

73

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

74

Закрепление изученного материала.

1

75

Умножение и деление на однозначное число.

1

76

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

1

77

Решение задач на движение.

1

78

Решение задач на движение.

1

79

Решение задач на движение.

1

80

Умножение числа на произведение.

1

81

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями.

1

82

Закрепление изученного материала.

1

83

Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями.

1

84

Закрепление изученного материала.

1

85

Решение задач

1

86

Закрепление изученного материала.

1

87

Перестановка и группировка множителей.

1

88

Странички для любознательных. Проверочная работа.

1

89

Что узнали. Чему научились.

1

90

Что узнали. Чему научились.

1

91

Что узнали. Чему научились.

1

92

Что узнали. Чему научились.

1

93

Контрольная работа по теме «Умножение»

1

94

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

95

Закрепление изученного материала.

1

96

Деление числа на произведение.

1

97

Деление числа на произведение.

1

98

Деление с остатком на 10, 100, 1000.

1

99

Решение задач.

1

100

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

101

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

102

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

103

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.

1

104

Решение задач.

1

105

Закрепление изученного материала.

1

106

Что узнали. Чему научились.

1

107

Что узнали. Чему научились.

1

108

Контрольная работа по теме «Умножение и деление на числа, оканчивающиеся нулями».

1

109

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

110

Наши проекты.

1

111

Умножение числа на сумму.

1

112

Умножение числа на сумму.

1

113

Письменное умножение на двузначное число.

1

114

Письменное умножение на двузначное число.

1

115

Решение задач.

1

116

Решение задач.

1

117

Решение задач.

1

118

Письменное умножение на трехзначное число.

1

119

Письменное умножение на трехзначное число.

1

120

Закрепление изученного материала.

1

121

Закрепление изученного материала.

1

122

Что узнали, чему научились.

1

123

Контрольная работа по теме " Умножение на двузначное и трехзначное число".

1

124

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

125

Письменное деление на двузначное число.

1

126

Письменное деление с остатком на двузначное число.

1

127

Алгоритм письменного деления на двузначное число.

1

128

Письменное деление на двузначное число.

1

129

Письменное деление на двузначное число.

1

130

Закрепление изученного материала.

1

131

Закрепление изученного материала. Решение задач.

1

132

Закрепление изученного материала.

1

133

Письменное деление на двузначное число. Закрепление изученного материала.

1

134

Закрепление изученного материала. Решение задач.

1

135

Что узнали. Чему научились.

1

136

Что узнали. Чему научились.

1

137

Контрольная работа по теме «Деление на двузначное число».

1

138

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

139

Письменное деление на трёхзначное число.

1

140

Письменное деление на трёхзначное число.

1

141

Письменное деление на трёхзначное число.

1

142

Закрепление изученного материала.

1

143

Деление с остатком.

1

144

Деление на трёхзначное число. Закрепление изученного материала.

1

145

Что узнали. Чему научились.

1

146

Что узнали. Чему научились.

1

147

Контрольная работа по теме «Деление на трёхзначное число».

1

148

Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе.

1

149

Подготовка к олимпиаде.

1

150

Подготовка к олимпиаде.

1

Итоговое повторение (20 часов)

151

Нумерация.

1

152

Выражения и уравнения.

1

153

Нумерация.

1

154

Выражения и уравнения.

1

155

Арифметические действия: сложение и вычитание.

1

156

Арифметические действия: умножение и деление.

1

157

Арифметические действия: умножение и деление.

1

158

Правила о порядке выполнения действий.

1

159

Величины.

1

160

Геометрические фигуры.

1

161

Задачи

1

162

Итоговая контрольная работа.

1

163

Обобщающий урок. Урок-игра «В поисках клада»

1

164

Обобщающий урок.

1

165

Обобщающий урок.

1

166

Обобщающий урок.

1

167

Обобщающий урок.

1

168

Обобщающий урок.

1

169

Обобщающий урок.

1

170

Обобщающий урок.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс

Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 1 класс

Изучение математики имеет особое зна­чение в развитии младшего школьника. Приобретенные им зна­ния, первоначальное овладение математическим языком станут фундаментом для дальнейшего обучения э...

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по математике входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, авторы Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова С.И., Степ...

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа по математике (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....