Развитие функциональной грамотности
учебно-методический материал по математике (3 класс)
Формирование функционально грамотных людей начинается с начальной школы. Начальное звено — фундамент школьной учёбы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.06 КБ |
![]() | 1.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Развитие функциональной грамотности
на уроках математики в начальной школе
Зададим самый простой вопрос — чему должны обучать в школе? Ответ будет самый очевидный — знаниям. Ученик должен выучить и понять определённый набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.
Формирование функционально грамотных людей начинается с начальной школы. Начальное звено — фундамент школьной учёбы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.
Математика для младших школьников является основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.
Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приёмов.
Компетентностные задачи по математике требуют от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Такой подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределённости в решении актуальных проблем, использовать свои знания.
При работе с данными задачами необходимо:
- регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»,
- систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.
Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывает решение нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Ребёнок должен понять смысл рассуждения, когда происходит совмещение признаков, указанных в разных суждениях, на одном предмете. Обычно после успешного решения нестандартных задач под руководством учителя дети успешно справляются с подобными задачами самостоятельно.
Примеры нестандартных задач:
1.У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идёт речь?
Об углах четырехугольника
2.Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?
Нет, так как через 72 часа снова будет полночь.
3.Врач прописал больному три таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Сколько времени уйдет на прием таблеток?
Через час.
Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
И ещё один вид задач, которые используют учителя. Включение комбинаторных задач в начальный курс математики оказывает положительное влияние на развитие младших школьников. Учащиеся также знакомятся с новым методом решения задач. На комбинаторных задачах идёт обучение методу перебора, решение задач с помощью таблиц, графов, схем.
Использование данных заданий на уроках позволяет нашим ученикам лучше подготовиться к предметным олимпиадам, занимать призовые места. Не забудем и про ВПР, где также встречаются задания, требующие математическую грамотность учащихся.
Готовясь к данному семинару, наши учителя начальной школы провели ряд уроков, которые мы представляем вашему вниманию. Обратим внимание на задания, которые использовались:
1 класс |
|
2 класс |
|
3 класс |
|
4 класс | Игровые приёмы для развития математической речи: - игра «Сюрпризный конверт»; - противоположные слова; - опрокинутые слова; - работа с величинами. |
Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учёба будет успешной, а добытые знания — качественными.
В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.
«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»
Пожелание
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Логические задания на уроках математики
Логические задачи
Домики Дорисуй в пустых клетках предметы таким образом, чтобы в каждой строке и в каждом столбике было по 5 разных предметов.
Составь из палочек геометрическую фигуру. Переложи три палочки таким образом, чтобы получилось 7 квадратов.
Нестандартные задачи
Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой: 53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44 По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его: 10, 30, 50, 70 … 14, 34, 54, 74 …
1. Логические задачи. В клетке находились 3 попугая. Трое ребят купили по одному из этих попугаев, и один попугай остался в клетке. Как это могло случиться? 2. Задачи, связанные с величинами. Слонёнок заболел. Для его лечения требуется ровно 2 л сока, а у доктора Айболита есть только полная пятилитровая банка с соком и пустая трёхлитровая банка. Как Айболиту отмерить ровно 2 л сока? 3. Расстановки. Задачи на промежутки. Как расставить 5 кубиков в 2 ряда так, чтобы в каждом ряду было по 3 кубика? Нарисуй. 4. Задачи-шутки. На дереве сидели 10 птиц. Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? 5. Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. У Оли и Коли 8 орехов. Сколько орехов у каждого, если у Коли на 2 ореха больше? 6. Задачи на планирование действий. Хотят поскорее поджарить 3 ломтика хлеба. На сковороде умещается лишь 2 ломтика, причем на поджаривание одной стороны ломтика затрачивается 1 мин. Как поджарить с обеих сторон все 3 ломтика хлеба за 3 мин?
по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики Задания В магазине Совунья купила кашу. Каша изображена на рисунке. Вопрос А: Из какой крупы приготовлена эта каша? Подчеркни номер верного ответа. А. Из овсяных хлопьев. Б. И з овсяных хлопьев с клюквой. В. И з овсяных хлопьев с клюквой и со сливками. Г. И з овса. Вопрос В: Как правильно сказать? А. Эта каша из фруктов. Б. Э та каша из злаков и фруктов. Грамотность при решении бытовых проблем Выбирать продукты, товары и услуги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-191270-1359463759.jpg)
Модель развития функциональной грамотности.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять деятельность учения,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427333-1396113620.jpg)
Мониторинг сформированности УУД как основа качественного развития функциональной грамотности педагога
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий), как известно, определяется Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из важнейших з...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-359442-1389437779.jpg)
Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 1 класс
Данный курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-359442-1389437779.jpg)
Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 2 класс
Данный факультативный курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/11/picture-359442-1389437779.jpg)
Развитие функциональной грамотности на уроках математики
Слайдовая презентация в которой приведены уровни развития математической грамотности и примеры заданий для её развития....
Методический проект "Грамотный покупатель" . Развитие функциональной грамотности.
Цель проекта: создание системы внеурочной деятельности для развития функциональной грамотности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-261690-1370182480.jpg)
«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»
Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....