Развитие функциональной грамотности
учебно-методический материал по математике (3 класс)

Формирование функционально грамотных людей начинается с начальной школы. Начальное звено — фундамент школьной учёбы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx21.06 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Развитие функциональной грамотности

на уроках математики в начальной школе

Зададим самый простой вопрос — чему должны обучать в школе? Ответ будет самый очевидный — знаниям. Ученик должен выучить и понять определённый набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Вроде бы все логично. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией.

Формирование функционально грамотных людей начинается с начальной школы. Начальное звено — фундамент школьной учёбы, ведь именно здесь закладывается основа для формирования личности будущего гражданина.

Математика для младших школьников является основой всего учебного процесса, средством развития логического мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приёмов.

Компетентностные задачи по математике требуют от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Такой подход в школе помогает научиться ученикам самостоятельно действовать в ситуациях неопределённости в решении актуальных проблем, использовать свои знания.

При работе с данными задачами необходимо:

- регулярно задавать ученикам вопросы: «Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?»,

- систематически включать в урок компетентностные задачи или задания на применение предметных знаний для решения практической задачи, а также задачи на ориентацию в жизненной ситуации.

Наибольшие затруднения у школьников, как правило, вызывает решение нестандартных задач, т.е. задач, алгоритм решения которых им неизвестен. Развитие логического мышления школьников основывается на решении нестандартных задач на уроках математики, которые требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Ребёнок должен понять смысл рассуждения, когда происходит совмещение признаков, указанных в разных суждениях, на одном предмете. Обычно после успешного решения нестандартных задач под руководством учителя дети успешно справляются с подобными задачами самостоятельно.

Примеры нестандартных задач:

1.У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идёт речь?

Об углах четырехугольника

2.Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода?

Нет, так как через 72 часа снова будет полночь.

3.Врач прописал больному три таблетки и велел принимать их через каждые полчаса. Сколько времени уйдет на прием таблеток?

Через час.

Систематическое использование на уроках математики специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления, формирует и развивает функциональную грамотность младших школьников, позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

И ещё один вид задач, которые используют учителя. Включение комбинаторных задач в начальный курс математики оказывает положительное влияние на развитие младших школьников. Учащиеся также знакомятся с новым методом решения задач. На комбинаторных задачах идёт обучение методу перебора, решение задач с помощью таблиц, графов, схем.

Использование данных заданий на уроках позволяет нашим ученикам лучше подготовиться к предметным олимпиадам, занимать призовые места. Не забудем и про ВПР, где также встречаются задания, требующие математическую грамотность учащихся.

Готовясь к данному семинару, наши учителя начальной школы провели ряд уроков, которые мы представляем вашему вниманию. Обратим внимание на задания, которые использовались:

1 класс

  1. Числовые ряды.
  2. Решение задач, связанных с жизнью.

2 класс

  1. Решение задач, связанных с жизнью.
  2. Моделирование задач.
  3. Изменение вопроса задачи.
  4. Работа с таблицей.

3 класс

  1. Решение логических задач табличным способом.
  2. Решение задач, связанных с жизненными ситуациями.

4 класс

Игровые приёмы для развития математической речи:

- игра «Сюрпризный конверт»;

- противоположные слова;

- опрокинутые слова;

- работа с величинами.

Современные дети приходят в школу с желанием действовать, к тому же, действовать успешно, им нравится на уроке не просто слушать, а ставить вопрос, обсуждать проблемы, брать интервью, принимать решение, придумывать, фантазировать и тому подобное. Если учитель постоянно организует на своих уроках такую деятельность, то учёба будет успешной, а добытые знания — качественными.

 В связи со всем вышесказанным, давайте запомним одну формулу успеха, которая позволит  сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Пожелание

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе Постульгина Е. В., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 36 2021 год

Слайд 2

Логические задания на уроках математики

Слайд 4

Логические задачи

Слайд 5

Домики Дорисуй в пустых клетках предметы таким образом, чтобы в каждой строке и в каждом столбике было по 5 разных предметов.

Слайд 6

Составь из палочек геометрическую фигуру. Переложи три палочки таким образом, чтобы получилось 7 квадратов.

Слайд 7

Нестандартные задачи

Слайд 9

Разбей числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой: 53, 33, 84, 75, 22, 13, 11, 44 По какому правилу записан каждый ряд чисел? Продолжи его: 10, 30, 50, 70 … 14, 34, 54, 74 …

Слайд 11

1. Логические задачи. В клетке находились 3 попугая. Трое ребят купили по одному из этих попугаев, и один попугай остался в клетке. Как это могло случиться? 2. Задачи, связанные с величинами. Слонёнок заболел. Для его лечения требуется ровно 2 л сока, а у доктора Айболита есть только полная пятилитровая банка с соком и пустая трёхлитровая банка. Как Айболиту отмерить ровно 2 л сока? 3. Расстановки. Задачи на промежутки. Как расставить 5 кубиков в 2 ряда так, чтобы в каждом ряду было по 3 кубика? Нарисуй. 4. Задачи-шутки. На дереве сидели 10 птиц. Охотник выстрелил и подстрелил одну птицу. Сколько птиц осталось на дереве? 5. Арифметические задачи, требующие особых приёмов решения. У Оли и Коли 8 орехов. Сколько орехов у каждого, если у Коли на 2 ореха больше? 6. Задачи на планирование действий. Хотят поскорее поджарить 3 ломтика хлеба. На сковороде умещается лишь 2 ломтика, причем на поджаривание одной стороны ломтика затрачивается 1 мин. Как поджарить с обеих сторон все 3 ломтика хлеба за 3 мин?

Слайд 12

по развитию и формированию функциональной грамотности младших школьников на уроках математики Задания В магазине Совунья купила кашу. Каша изображена на рисунке. Вопрос А: Из какой крупы приготовлена эта каша? Подчеркни номер верного ответа. А. Из овсяных хлопьев. Б. И з овсяных хлопьев с клюквой. В. И з овсяных хлопьев с клюквой и со сливками. Г. И з овса. Вопрос В: Как правильно сказать? А. Эта каша из фруктов. Б. Э та каша из злаков и фруктов. Грамотность при решении бытовых проблем Выбирать продукты, товары и услуги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель развития функциональной грамотности.

Сущность  функциональной  грамотности  состоит  в  способности  личности  самостоятельно  осуществлять  деятельность  учения,...

Мониторинг сформированности УУД как основа качественного развития функциональной грамотности педагога

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий), как известно,  определяется  Федеральным государственным образовательным стандартом как одна из  важнейших з...

Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 1 класс

Данный курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догады...

Факультативный курс по математике "Развитие функциональной грамотности" 2 класс

Данный факультативный  курс рекомендован для учителей начальных классов. Содержание курса направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения ...

Развитие функциональной грамотности на уроках математики

Слайдовая презентация в которой приведены уровни развития математической грамотности и примеры заданий для  её развития....

Методический проект "Грамотный покупатель" . Развитие функциональной грамотности.

Цель проекта: создание системы внеурочной деятельности для развития функциональной грамотности младших школьников....

«Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Содержание позволит восполнить профессиональные дефициты в рамках формирования функциональной грамотности и позволит обновить форматы методического сопровождения педагогов....