Конспект урока по предмету "Математика" "Площадь прямоугольника"
план-конспект урока по математике (4 класс)

Марина Леонидовна Алфарес

Цель урока: формировать представление о площади прямоугольника; познакомить учащихся с правилами нахождения площади прямоугольника и применением его при решении несложных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_oktrytogo_uroka_22ploshchad_pryamougolnika22.docx383.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Учитель: Алфарес Марина Леонидовна

Класс: 3в ГБОУ СОШ №436

Предмет: математика

Тема урока  «Площадь прямоугольника»

Дата: 10.03.2021

Цель урока: формировать представление о площади прямоугольника; познакомить учащихся с правилами нахождения площади прямоугольника и применением его при решении несложных задач.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД):

научить в процессе реальной ситуации использовать определения следующих понятий: «площадь прямоугольника», вычислять площадь фигуры по алгоритму (формуле). Решать задачи.

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, формировать коммуникативную компетенцию учащихся; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить площадь прямоугольника, рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать со словарем, работать в паре, группах; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Тип урока: применение знаний и умений в новой ситуации.

Методы: частично-поисковый, эвристический, практический, контроля и самоконтроля.

Приемы реализации: создание заданий исследовательского характера; задания на сравнение и анализ ранее полученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цель урока;

-выводят правило нахождения площади прямоугольника через произведение его длины и ширины, работают со словарем;

-решают самостоятельно задачи;

-работают практически с раздаточным материалом и материалом из учебника;

-отвечают на вопросы;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлексируют.

Необходимое техническое оборудование: учебник «Математика», 3 класс, Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука,  раздаточный материал (прямоугольники, карточки с примерами, лист с групповым заданием, пазлы прямоугольников), палетка, клей.

Структура и ход урока

  1. Организационные моменты
  2. Актуализация знаний

Устный счёт.

Выданы карточки с примерами и лист для занесения ответов (квадрат, расчерченный в клетку, в клетках числа - предполагаемые ответы). Задание: решить примеры, ответ найти в квадрате, закрасить одним любым цветом.  При правильном выполнении работы получится фигура 5 (она же S).

  1. Постановка учебной задачи (формирование проблемы, поиск решения)

Откроем тетради, отступим 4 клеточки от предыдущей работы, запишем число, классная работа.

Ребята, кто из вас в будущем хотел бы приобрести участок земли? Выбираются два ученика.

Ученик 1 и ученик 2 огородили себе участки земли прямоугольной формы забором из рабицы (сетки). Они хотят весной сажать и выращивать на них овощи. У вас на столе  «макеты» этих земельных участков (прямоугольники 5 см и 3 см, 4 см и 4 см, фигуры разного цвета). Кому потребуется больше сетки, чтобы огородить свой участок?

- Как это узнать?         (нужно найти сумму длин всех сторон участка).

- Работать будете в парах. Распределите работу (один измеряет прямоугольник, другой - квадрат). Запишите решение, как нашли периметр.

 -У кого совпали результаты?

- Надо же, какие разные участки земли, а сетки для огораживания нужно одинаковое количество.

- А можете сказать, у кого земли для посадки овощей больше (т.е. то, что находится внутри забора)? Математики называют эту территорию по-другому. Это слово мы встречаем в жизни часто: она бывает спортивной, детской, городской….

- Ваши предположения? (площадка, а точнее площадь).

- Кто догадался, какова тема нашего урока? (площадь).

- С какими геометрическими фигурами вы работали? (с прямоугольниками).

- Еще раз назовите тему урока (площадь прямоугольника) – запись на доске и в тетради темы урока.

- Какова цель нашего урока? (научиться находить площадь прямоугольника) 

- Какие задачи поставим на уроке (что надо узнать)?

На доске:

1. Что такое площадь прямоугольника.

2. Как вычислить площадь прямоугольника.

3. Какие величины используют при вычислении площади фигур.

4. Как сравнивать площади прямоугольников (нам надо узнать, чья посадочная территория больше, значит чему нам надо научиться?)

4. Открытие нового знания

- Что мы знаем о прямоугольнике? Прямоугольник – четырёхугольник, у которого все углы прямые. Противоположные стороны прямоугольника попарно равны.

- Является ли квадрат прямоугольником? (да)

- Как определить где длина, а где ширина прямоугольника? (длинную сторону называют длиной, а более короткую сторону – шириной).

Работа со словарем

- Какое значение имеет слово площадь? Давайте найдем его в словаре.

 (один ученик ищет, остальные повторяют правила поиска слова в словаре: слова во всех словарях расставлены по алфавиту, поэтому чтобы быстро найти нужное слово, алфавит надо знать безупречно).

Ученик зачитывает значение.

- Какое определение подходит к математике? (математическое)  

- С первой задачей мы справились. Кто может повторить значение слова площадь (опрос 2-3 человек)?

-Посмотрите на ваши листочки с ответами. Какую букву латинского алфавита вы видите? S

-Не случайно площадь коротко обозначают именно этой буквой.

Почему? (это первая буква английского слова square)? Запись обозначения на доске и в тетради.

- В жизни иногда приходится сталкиваться с понятием «площадь». Особенно во время строительства, ремонта (площадь нужно считать при покупке строительных материалов, обоев, плитки на стены, линолеума и т.д.)

5. Работа по новой теме

Вторая наша задача – это научиться вычислять площадь.

Посмотрите на наши макеты участков.

-Как вы уже умеете это делать? (с помощью палетки).

-Наложите палетку на макет земельного участка ученика 1 или ученика 2 (один ученик у доски с палеткой и макетом большего масштаба).

- Сколько квадратных см укладывается в нашем прямоугольнике? (15)

- Сколько полос с квадратами? (3)

- Сколько квадратов в каждой полосе? (5)

- Как же узнать, сколько всего квадратов помещается в прямоугольник?

 (5*3 = 15 см2)

- Что обозначает число 5? (длину 5 см)

- Что обозначает число 3 (ширину 3 см)

 - Сделайте вывод, как же найти площадь прямоугольника? (длину умножить на ширину).

- Только ли цифры используют для обозначения длины и ширины фигур? Еще можно обозначить длину букой а, ширину буквой b. 

Это правило можно записать в виде формулы. Давайте подумаем как, если S- площадь, а-длина, b-ширина?

S= a*b.

Запись формулы на доску и в тетрадь.

Давайте теперь проверим, верны ли были ваши предположения в начале урока (чей участок по площади больше)?

- А можно ли таким способом найти площадь прямоугольника: 3*5=15см2

?

- Какой вывод можно сделать? (чтобы найти площадь надо длину умножить на ширину или наоборот).

Составим алгоритм нахождения площади прямоугольника (разместить на доске).

  1. Измерь длину и ширину прямоугольника.
  2. Найди произведение этих чисел (по формуле).

          Мы выполнили 2 задачу? ( Да).

 

- Чем отличается макет, который у вас на парте от того, что на доске? (размерами).

- Какими величинами и почему можно выразить длину этих сторон?

 (см2, дм2)

- Как вы думаете, какими еще величинами длины можно измерять площадь? Почему удобно использовать разные величины длины? Дети делают вывод (для измерения больших площадей удобнее использовать крупные величины). Например, площадь помещений измеряют в м2.

Мы справились с 3 задачей? (Да).

  1. Физминутка

  1. Первичная проверка понимания. Обобщение ошибок и их коррекция.

- Попробуем применить наши знания на практике.

Работа с учебником (стр. 75, № 1).  

- Прочитайте задание. Что надо сделать? Какие знания и умения нам помогут выполнить задание? (умение пользоваться линейкой, знание формулы вычисления площади, знание таблицы умножения).

- Выполняем работу 3 минуты, постарайтесь за это время успеть поработать со всеми фигурами.

 Работаем по алгоритму. 

Самопроверка по образцу. На полях обведи столько клеток, сколько ты вычислил площадей в задании.

- Кто смог правильно вычислить площадь 3 прямоугольников?

- Кто допустил ошибку или не успел поработать со всеми фигурами? Как ты думаешь, каких знаний тебе не хватило? (не умею пользоваться линейкой, не научится находить площадь, не доучил таблицу умножения).

- Подходим к 4 задаче – как сравнить площади прямоугольников.

- Давайте вернёмся к нашему вопросу – чья посадочная территория огорода больше?

- Как мы умеем сравнивать?

1) прием «на глаз»

2)  методом наложения

- Возьмите свои макеты. Попробуем прием «на глаз». Получилось?

Теперь методом наложения. Получилось?

- Предлагаю воспользоваться нашими новыми знаниями.

Вычисляют площади двух фигур по формуле, сравнивают значения. Записывают решение и результат на самом макете.

- Какой можно сделать вывод? Фигуры с одинаковым периметром могут иметь разную площадь, а фигуры с одинаковой площадью разный периметр.

 Периметр и площадь - это разные математические понятия, находятся разными способами (2 ученика проговаривают эти правила).

- У кого же посадочная территория кого больше?

Мы справились и с последней нашей задачей.

  1. Закрепление изученного материала. Работа в группах.

 - Сейчас вы будете работать в группах. Повторим правила работы в группах. Посмотрите на цвет вашего макета и подойдите к столу, где лежит лист такого же цвета.

Задание в конверте: составить из полученных фигур прямоугольники. Дать сигнал учителю, получить букву нужного прямоугольника, с которым будет работать данная группа.

Работа с таблицей:

- Полученную фигуру вклеить в таблицу.

- Измерить длину, записать в таблицу.

- Измерить ширину, записать в таблицу.

- Найти площадь полученной фигуры, записать решение и результат в таблицу.

Группы обмениваются заполненными таблицами, выполняют взаимопроверку. Представитель каждой группы рассказывает о результатах работы по таблице.

Подведение итогов работы в группах.

Подведение итогов урока.

- Какую тему изучали на уроке?

- Какие задачи поставили на урок?

- План работы на урок выполнен полностью?

- Что вы узнали (по плану с задачами ученики отвечают)?

  1. Рефлексия

Вернемся к квадратикам, которые вы нарисовали сегодня у себя на полях. Один из них предлагаю разукрасить:

- На уроке было все понятно, интересно и задания выполнял легко –закрасить квадрат зеленым цветом.

- Было интересно, но не все понятно, не все получалось – желтым цветом.

- Испытывал трудности и не понял тему урока – красным цветом.

- Проверка самооценки. Урок окончен, спасибо за работу!

        Домашнее задание:  придумать задачу на нахождение какой-нибудь площади в своей квартире.

Приложение:

  1. Устный счёт. карточка

27

40

5

31

29

47

24

48

10

1

6

12

45

34

13

23

35

15

16

42

44

27

33

18

39

20

81

21

30

40

11

18

39

43

7

Реши. Ответ найди в квадрате. Закрась .

2 х 5                5 х 7                5 х 6

6 х 8                5 х 3                7 х 3

4 х 6                4 х 4                9 х 9

6 х 2                9 х2

  1. Работа в парах.

Задание

  1. Составить из этих фигур прямоугольники. Дать сигнал учителю.

2.Заполнить таблицу.

- Фигуру вклеить в таблицу.

- Измерить длину, записать в таблицу.

- Измерить ширину, записать в таблицу.

- Найти площадь полученной фигуры.

- Вставить в правило пропущенное слово .

Ф.И.________________________________________________________________________

Полученная фигура ( приклеить )

длина

ширина

площадь

Вставьте пропущенное

слово.

Чтобы вычислить площадь прямоугольника,

нужно найти его длину и ширину, а потом вычислить ___________________

полученных чисел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Площадь прямоугольника"

Урок по математике "Площадь прямоугольника"Цель этого урока научить детей выведению формул нахождения площади прямоугольника,научить определять площадь прямоугольника и развитие мыслительных операций....

Конспект урока по математике "Площадь прямоугольника"

Конспект урока по математике "Площадь прямоугольника"...

конспект урока "Введение понятие «площадь прямоугольника»"

Формирование способности учащихся к новому способу действия: умение сравнивать площади фигур....

План-конспект урока математики. Тема "Площадь прямоугольника"

Примерный план-конспект урока математики. Тема "Площадь прямоугольника" Программа "Школа России" учебник Моро...

План-конспект урока математики. Тема "Площадь прямоугольника"

Примерный план-конспект урока математики. Тема "Площадь прямоугольника" Программа "Школа России" учебник Моро...

Конспект урока по математике " Площадь прямоугольника"

Цель: : создать условия для открытия  и первичного закрепления понятия о площади прямоугольника; содействовать умению вывести правило вычисления площади прямоугольника; совершенствовать вычислите...

План конспект и технологическая карта урока на тему "Площадь прямоугольника" 3 класс

Разработанный сомастоятельно конспект урока и технологическая карта на тему "Площадь прямоугольника"...