урок математики 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс)

конспект урока  по математике (2 класс) тема: "Квадрат"

Скачать:


Предварительный просмотр:

.

Урок математики

во 2  классе

"Квадрат"

                                          Автор:

Корнилова Н.В.

учитель начальных классов

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Совершенствовать умения работы с текстом: ознакомить детей с геометрической фигурой – квадрат, научить чертить его на клетчатой бумаге;

Метапредметные:

  • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
  • Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: проявление познавательных мотивов, сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни, стремление к самоизменению.

Цели:

  • ознакомить детей с геометрической фигурой – квадрат, научить чертить его на клетчатой бумаге;
  • развивать логическое мышление, пространственное воображение, умение наблюдать и сравнивать;
  • закреплять устные и письменные приёмы вычислений;
  • воспитывать доброжелательность по отношению к товарищам и окружающим людям.

Оборудование

для учителя:

  1. учебник (Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика 2 класс, часть 2),
  2. оформленная доска к уроку (см. конспект),
  3. прямоугольники из бумаги – квадраты и не квадраты,
  4. для каждого ребёнка задание – сюрприз;

для учеников:

  • рабочая тетрадь,
  • учебник (Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. Математика 2 класс, часть 2),
  • ручка,
  • простой карандаш,
  • линейка,
  • модель прямого угла,
  • абак.

Ход урока

1.Организационный момент. Актуализация знаний.

Не овал я и не круг,
Треугольнику я друг,
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...(КВАДРАТ)

-Какие геометрические фигуры вам знакомы

- Сегодня мы продолжим увлекательное путешествие в удивительную страну Геометрию и познакомимся с одним из её жителей. Но чтобы запомнить всё, что мы там увидим, нам надо быть очень внимательными. Поэтому как всегда перед путешествием потренируем своё внимание и память.

 Устный счёт.

Итак, отправляемся в волшебную Математическую страну. Посмотрите на царицу Математики. Как она красива!  Хозяйка гостеприимно предлагает нам выполнить несколько заданий.

Задание 1

Весёлая разминка

1)сколько пальчиков на руках у 4 мальчиков?

2)летели  3 страуса. Охотник одного подстрелил. Сколько страусов осталось? (страусы не летают)

3)назовите 5 дней, не называя чисел и названий дней недели (позавчера, вчера. сегодня, завтра, послезавтра)

4)сколько яиц можно съесть натощак?

Задание 2.

Решение задач в группах.                                   

Прочитайте задачи и соотнесите их со схемой и решением.

  1. К уроку Математики царица приготовила 5 задач, а примеров на 3 больше, чем задач. Сколько примеров приготовила царица для учеников?

  1. К уроку Математики царица приготовила 5 задач, а примеров на 3 меньше, чем задач. Сколько примеров приготовила царица для учеников?

  1. К уроку Математики царица приготовила 5 задач, а примеров на 3 меньше, чем задач. Сколько задач и примеров приготовила царица для учеников?

  1. К уроку Математики царица приготовила 5 задач, это на 3 меньше, чем примеров. Сколько задач и примеров приготовила царица для учеников?

  1. К уроку Математики царица приготовила 5 задач, а примеров на 3 больше, чем задач. На сколько задач меньше, чем  примеров приготовила царица для учеников?

- Хорошо, ребята, и с этим заданием вы справились.

Задание 3.Работа с геометрическим материалом.

Если сможете выполнить это задание, то царица Математика покажет нам путь в страну Геометрию.


Какие фигуры ты заметил, расскажи.
Сколько четырёхугольников

И треугольников, покажи.

 

Дети считают и показывают свои ответы на абаках. Затем следует проверка

- Молодцы, ребята, вы выполнили все задания, путь в страну Геометрию открыт

2. Стадия вызова. Работа в группах.

«Верные и неверные утверждения», или«верите ли вы»

  1. Учащиеся, выбирая «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил);

  1. Учащиеся устанавливают, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ;

  1. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция на данную тему) учащиеся оценивают достоверность утверждений, используя полученную на уроке информацию

«Верные и неверные утверждения»

(до чтения текста) + или-

«Верные и неверные утверждения»

(после чтения текста)  + или -

У прямоугольника  противоположные

стороны равны, углы все прямые.

У прямоугольника  противоположные стороны равны, углы все прямые.

Только у прямоугольника 4 угла и 4 стороны.

Только у прямоугольника 4 угла и 4 стороны.

У четырёхугольника все углы прямые.

У четырёхугольника все углы прямые.

У любого прямоугольника все стороны равны.

У любого прямоугольника все стороны равны.

У любого четырёхугольника  противоположные стороны равны.

У любого четырёхугольника  противоположные стороны равны.

У прямоугольника с четырёхугольником два общих признака.

У прямоугольника с четырёхугольником два общих признака.

У прямоугольника с четырёхугольником четыре общих признака.

У прямоугольника с четырёхугольником четыре общих признака.

У прямоугольника с квадратом два общих признака.

У прямоугольника с квадратом два общих признака.

У прямоугольника с квадратом четыре общих признака.

У прямоугольника с квадратом четыре общих признака.

Все углы прямые и противоположные

стороны равны, значит это четырёхугольник.

Все углы прямые и противоположные стороны равны, значит это четырёхугольник.

3.Стадия осмысления

 Вот теперь вы прочитаете сказку, затем вернитесь к табличке и выполните работу. Сравните ответы до начала чтения и после чтения текста. Только сказка эта необычная, а геометрическая.  Называется

“Родственники”.

-Жила на свете важная фигура. Всем хвалилась: “Посмотрите на меня: противоположные стороны мои равны, углы все прямые”.

- Как же зовут тебя? – спрашивали встречные.

- А зовут меня… Прямоугольник

 - Ходил прямоугольник по свету, и стало тяготить его одиночество.  И прямоугольник решил поискать родственников.

Однажды встречает он на пути фигуру. Спрашивает:

- Как зовут тебя?

- Меня зовут… Четырёхугольник

- А как же ты докажешь что мы родственники?

- Просто. Все мы имеем два общих признака. (4 угла и 4 стороны)

- Значит и фамилия у нас одна – Четырёхугольник.

- Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга. Стали вдвоём по белу свету гулять. Отдыхают они однажды на опушке леса. Вдруг какая-то фигура  направляется прямо к ним. Поздоровались фигуры вежливо. Новая фигура говорит:

- Наконец-то нашёл своих близких родственников.

- А как же зовут тебя? –  спросили родственники новую фигуру.

- А зовут меня – Квадрат!

- А как же ты докажешь, что мы родственники?

- Очень просто. Мы с Четырёхугольником имеем два общих признака – 4 угла, 4 стороны.

- А с Прямоугольником – 4 общих признака. (4 угла, все углы прямые, 4 стороны ,противоположные стороны равны).

Стали жить-поживать вместе три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом – Четырёхугольники.

4. Стадия рефлексии.

- Понравилась сказка? Что для вас стало новым? (О квадрате)

- Как, одним словом назывались фигуры в сказке? (Четырёхугольники)

- На чертеже проверьте с помощью модели прямого угла,  какие из этих четырёхугольников  можно назвать прямоугольниками. Есть ли на чертеже квадрат?

- Докажите с помощью линейки ( среди этих прямоугольников естьфигура, у которой все стороны равны.

- Эти фигура называется – квадрат.

Дети читают определение, проговариваем его хором, затем 1-2 ученика проговаривают самостоятельно.

Дополнительно: В справочнике найдите название фигур. (Дом. задание)

                                           

 4. Физкультминутка.

5. Закрепление новой темы.

Начерти в тетради квадрат, длина стороны которого 2см. Как найти периметр этого квадрата.

Среди этих фигур есть квадраты и треугольники; большие, маленькие и средние, черные и белые. Сколько фигур имеют с фигурой А только два одинаковых свойства?

Решение. Фигура А – большой белый квадрат. Только два одинаковых свойства с ним имеют большой белый треугольник (размер и цвет), большой черный квадрат (размер и форма), маленький и средний белые квадраты (цвет и форма).

6. Работа над пройденным материалом.

 Самостоятельная работа.

1. Реши одну из двух задач на выбор.

1В. Начерти квадрат, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами  2 см 6 см.

2В. Начерти квадрат, периметр которого равен периметру прямоугольника со сторонами 5 см и 3 см.

2. Вставьте пропущенные числа так, чтобы равенства стали верными

7. Итог урока.

- С какой новой геометрической фигурой мы познакомились?

(- Квадрат).

- А кто мне скажет какая фигура называется квадратом?

(Дети дают определение квадрата. Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны).

8. Домашнее задание.

За хорошую работу царица Математики дарит вам волшебную карточку с  сюрпризом.

Каждому ребёнку раздаётся карточка с заданием–сюрпризом.

Рефлексия.

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

 заместитель директора по УВР, г. Северодвинск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики Класс: 4 Тема: Задачи на движение УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изучения новой темы. На уроке используются различные формы работы :индивидуальная и парная.На заключительном этапе проводится рефлексия с помощью оценочных листов....

Конспект урока математики ; класс

"Решение  задач на нахождение неизвестных по двум разностям"...

Технологическая карта урока математики Класс 1

Технологическая карта урока математики, 1 класс, "Школа России"...

Конспект урока математики. Класс: 3 Тема: Периметр квадрата.

Вашему вниманию представлен конспект урока математики для 3 класс. Тема: Периметр квадрата. УМК "Перспектива"....

Конспект урока математики Класс: 2

Тип урока : закрепление новых знанийВид урока: урок – путешествиеЦель: закрепление навыка сложения и вычитания однозначных и двузначных чисел с переходом через десяток.Задачи:Созд...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Класс: 1 Тема урока «Числа от 1 до 5. Получение. Запись. Сравнение. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5 из двух слагаемых.»

Тип урока: общеметодологической направленности (систематизации знаний)Цель урока: повторение нумерации чисел 1-5. Знакомство с составом числа 5.Задачи урокаДидактические: 1 закрепить понятие «чи...