программа занимательная математика 1 - 4 класс
календарно-тематическое планирование по математике

программа 1 - 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zanimatelnaya_matematika_1_-_4_klass.docx68.19 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

  1. Пояснительная  записка ………………………………………………………………………………….…………………3
  2. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы «Занимательная математика» …...6
  3. Содержание программы …………………………………………………………………………….………………………8
  4. Тематическое планирование ……………………………………………………………….……………………………..10
  5. Календарно – тематический план ………………………………………………………………………………………...15
  6. Методическое и материально – техническое обеспечение программы ………………………………………………..28

  1. Пояснительная записка

Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана на 4 года обучения и составлена на 32 ч в год  в 1 – 4 классах.

Программа составлена на основе  программы «Занимательная математика»  Е.Э. Кочуровой (Сборник программ внеурочной деятельности: 1-  4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2013. – 192 с. — (Начальная школа XXI века).

Её актуальность вызвана тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят учащимся  реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

 Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Курс состоит из 3 разделов:

 1.Числа. Арифметические действия. Величины.

 2. Мир занимательных задач.

 3. Геометрическая мозаика.

Ценность курса состоит в:

— формирование умения рассуждать;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности,  строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Цель программы: формирование логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • способствовать воспитанию интереса к предмету через занимательные задания;
  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • развивать коммуникативные умения младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения;
  • способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий;
  • формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
  • учить делать доступные выводы  и обобщения, обосновывать собственные мысли.

     В работе с детьми  будут использованы следующие методы: словесные, наглядные,  практические, частично – поисковый, исследовательские.

Формы: математические (логические) игры,  задачи,  упражнения,  графические  задания,   загадки,  задачи-шутки,  ребусы,  головоломки,   дидактические  игры  и  упражнения,  конкурсы.

К концу 1 класса учащиеся должны научиться:

   - понимать, как люди учились считать;

- работать с пословицами, в которых встречаются числа;

- выполнять интересные приёмы устного счёта;

- находить суммы ряда чисел;

- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.

К концу 2 класса учащиеся должны научиться:

- понимать  нумерацию древних римлян;

-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

-выделять  простейшие математические софизмы;

- пользоваться сведениями  из «Книги рекордов Гиннесса»;

- понимать некоторые секреты математических фокусов;

- использовать интересные приёмы устного счёта;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- находить периметр и площадь составных фигур.

К концу 3 класса учащиеся должны научиться:

- различать имена и высказывания великих математиков;

-  работать с  числами – великанами;

- пользоваться  алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

- понимать «секреты» некоторых математических фокусов;

- преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

- находить периметр,  площадь и объём окружающих предметов;

- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

К концу 4 класса учащиеся должны научиться:

- проводить  вычислительные операции площадей и объёма фигур;

- конструировать предметы из геометрических фигур;

- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-  применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;

- решать задачи на противоречия;

- анализировать  проблемные ситуации в задачах;

- работать над проектами.

  1. Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения программы

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • овладение способами исследовательской деятельности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Метапредметные результаты:

  • умение анализировать предложенные  варианты решения задачи, выбирать из них верные;
  • умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников;
  • умение использовать знаково-символические средства;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию. 

 Предметные результаты:

  • умение складывать и вычитать в пределах 100, таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
  • правильно выполнять арифметические действия;
  • умение рассуждать логически грамотно;
  • знание чисел от 1 до 1000, чисел-великанов (миллион и др.), их последовательность;
  • умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
  • умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

 

В результате освоения курса «Занимательная математика» формируются следующие универсальные учебные действия:

    Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

- работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

  1. Содержание программы

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.

  Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.

   В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти ответ.          

    Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.

   Содержание занятий  представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия   развивают у учащихся математическое мышление, краткость речи, умелое использование символики, правильное  применение  математической терминологии.

Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

 

  1. Тематическое планирование

1 класс

№п/п

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных  видов учебной деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Мир занимательных задач.

Геометрическая мозаика.

Итого:

17

5

10

32 ч

6

1

4

11 ч

                11

4

6

        

21 ч

Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

Построение «математических» пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.  Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

2 класс

№п/п

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных  видов учебной деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Мир занимательных задач.

Геометрическая мозаика.

Итого:

13

8

11

32 ч

5

3

4

12ч

8

5

7

        

20 ч

Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Определение времени по часам с точностью до часа.

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Решение олимпиадных задач.

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

Построение конструкции по заданному образцу.

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму).  Построение собственного рисунка и описание его шагов.

Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента с использованием циркуля

Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

3 класс

        

№п/п

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных  видов учебной деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Мир занимательных задач.

Геометрическая мозаика.

Итого:

20

8

4

32 ч

7

3

2

12 ч

                13

5

2

        

20 ч

Построение математических пирамид. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.

Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. Решение задач со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Решение олимпиадных задач.

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.

Конструирование многоугольников из заданных элементов.

4 класс

        

№п/п

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных  видов учебной деятельности учащихся

Всего

Теория

Практика

1.

2.

3.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Мир занимательных задач.

Геометрическая мозаика.

Итого:

15

13

4

32 ч

5

4

2

11ч

                10

9

2        

21 ч

Занимательные задания с римскими цифрами.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Отгадывание задуманных чисел. Составление числового материала, взятого из жизни для составления задач. Поиск в таблице  слов, связанных с математикой.

Решение задач разными способами. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Решение задач  на развитие пространственных представлений. Решение задач в стихах повышенной сложности. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи. Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.

Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями.

  1. Календарно – тематический план

1 класс

№ п\п

Название темы занятия

Коли

чество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

1

Математика — это интересно. Решение нестандартных задач

1

Решение нестандартных задач. Игра «Муха».

2

Танграм: древняя китайская головоломка

1

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

3

Путешествие точки. Построение рисунка на листе  в клетку

1

Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

4

Игры с кубиками. Кто быстрее?

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

5

«Математика любит внимательных». Игры на внимание

1

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

6

Волшебная линейка

1

Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

7

«Весёлый улей». Задачи – шутки

1

Задачи – шутки.

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.

Проверка выполненной работы.

9

«Считай, не зевай». Математические дорожки. Счёт по вертикали

1

Игры – соревнования.

10

Игры с кубиками. Соревнование

1

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

11

Весёлая геометрия

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

12

«Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем». Викторины, ребусы, шарады

1

Викторины, ребусы, шарады.

13

«Спичечный» конструктор

1

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

14

Задачи-смекалки

1

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

15

Прятки с фигурами

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

16

Математический тренинг. Магические квадраты

1

Построение «математических» пирамид.

17

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.

18

Математические головоломки

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки.

19

Математическая карусель. Решение занимательных  задач

1

Решение занимательных задач.

20

Уголки. Составление фигур

1

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

21

Игра в магазин

1

Монеты.

22

Конструирование фигур из деталей танграма

1

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения.

23

«В стране Сообразили». Математические раскраски

1

 Весёлый счёт.  Взаимный контроль.

24

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах.

25

Математические игры

1

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

26

Секреты задач

1

Решение нестандартных задач.

27

«Математическая карусель». Математические сказки

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

28

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.

29

«Математическая карусель». Математические кроссворды

1

Построение «математических» пирамид. Кроссворды.

30

Математические игры. Цифра заблудилась

1

Построение «математических» пирамид.

31

 «Гимнастика ума». Логические задачи 

1

Решение логических  задач.

32

Мир занимательных задач

1

Решение нестандартных задач.

Итого:  

32 ч

2 класс

№ п\п

Название темы занятия

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

1

«Удивительная снежинка»

1

Геометрические узоры. Закономерности в узорах.  

 

2

Математические игры

1

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник».

3

Прятки с фигурами

 

1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

4

Секреты задач

1

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

5

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу.

6

«Спичечный» конструктор

1

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

7

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.

8

«Шаг в будущее»

1

Конструкторы: «Спички». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник»

9

Геометрия вокруг нас

1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

10

Путешествие точки

1

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

11

«Шаг в будущее»

1

Конструктор «Кубики».  Игры:

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник»,  «Гонки с зонтиками».

12

Тайны окружности

1

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

13

Математическое путешествие

1

Вычисления в группах.

14

«Новогодний серпантин»

1

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки.

15

«Новогодний серпантин». Решение комбинаторных  задач

1

Решение комбинаторных задач.

16

Математические игры

1

Построение математических пирамид.

17

«Часы нас будят по утрам…»

1

Определение времени по часам с точностью до часа.

18

Геометрический калейдоскоп

1

Задания на разрезание и составление фигур.

19

Головоломки.

Расшифровка закодированных слов

1

Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

20

Секреты задач

1

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

21

«Что скрывает сорока?» Ребусы

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

22

Весёлый счёт. Соревнование

1

Игра «Говорящая таблица умножения».

23

Решение занимательных задач

1

Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

24

Игры с кубиками

1

У  каждого два кубика.  Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь».

25

В царстве смекалки

1

Решение нестандартных задач.

26

Составь геометрическую головоломку.

1

Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

27

Мир занимательных задач

1

Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения.

28

Задачи по страницам сказок

1

Задача «о волке, козе и капусте».

29

Математические фокусы. Отгадывание задуманных чисел

1

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое  (ходом шахматного коня).

30

Математическая эстафета

1

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»).

31

Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм.

32

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки, занимательные задачи.

Итого:

32 ч

3 класс

№ п\п

Название темы занятия

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

1

«Числовой» конструктор

1

Игра «Продолжай, не зевай».

2.

Геометрия вокруг нас

1

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

3

Волшебные переливания

1

Задачи на переливание.

4

В царстве смекалки

1

Решение нестандартных задач.

5

Решение нестандартных задач

1

Решение нестандартных задач.

6

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу.

7

«Спичечный» конструктор

1

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.

8

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.

9

Интеллектуальная разминка

1

Решение занимательных задач.

10

Математические фокусы

1

Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

11

Математические игры

1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками».

12

Секреты чисел

1

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

13

Математическое путешествие. Весёлый счёт

1

Вычисления в группах. Соревнования.

14

Выбери маршрут

1

Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои.

15

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.

16

В царстве смекалки. Решение логических задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.

17

В царстве смекалки. Решение нестандартных задач

1

Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:

СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ

18

Мир занимательных задач

1

Решение занимательных задач, задач в стихах.

19

Геометрический калейдоскоп

1

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

20

Интеллектуальная разминка. Задачи – шутки

1

Работа в «центрах» деятельности:  математические головоломки.

21

Задачи на сообразительность

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

22

Мир занимательных задач

1

Решение нестандартных задач.

23

Математические головоломки

1

Составление и разгадывание математических ребусов.

24

Комбинаторные задачи

1

Решение комбинаторных задач.

25

Числовые головоломки

1

Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

26

Конкурс смекалки. Задачи в стихах

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

27

Это было в старину

1

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт. Решение старинных задач.

28

Математические фокусы

1

Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

29

Математический лабиринт

1

Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

30

Составление  занимательных заданий

1

Решение занимательных задач.

31

Интеллектуальная разминка

1

Работа в «центрах» деятельности: математические ребусы, головоломки.

32

Энциклопедия математических развлечений

1

Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги).

Итого:

32 ч

4 класс

№ п\п

Название темы занятия

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата

1

Числа-великаны

1

Как велик миллион?

2

Мир занимательных задач

1

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.

3

Кто что увидит?

1

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

4

История возникновения римских цифр

1

Занимательные задания с римскими цифрами.

5

Числовые головоломки

1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда.

6

Секреты задач

1

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?».

7

В царстве смекалки

1

Решение заданий на смекалку.

8

Математический марафон

1

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

9

«Спичечный» конструктор

1

Построение конструкции по заданному образцу.

10

«Спичечный» конструктор

1

Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной  работы.

11

Выбери маршрут

1

Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

12

Математические фокусы

1

«Открой» способ быстрого поиска суммы.

13

«Постигаем мы без скуки очень важную науку». Развивающие игры

1

Развивающие игры.

14

Математическая копилка

1

Составление числового материала, взятого из жизни для составления задач.

15

«Думай, считай, отгадывай!». Весёлый счёт. Числовые головоломки

1

Числовые головоломки.

16

«Математический марафон». Игра «Вопрос – ответ»

1

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

17

Решай, отгадывай, считай

1

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

18

В царстве смекалки

1

Сбор информации для составления заданий.

19

Числовые головоломки

1

Заполнение числового кроссворда.

20

Решение и составление ребусов, содержащих числа

1

Запись решения в виде таблицы.

21

Мир занимательных задач

1

Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия.

22

Задачи со многими возможными решениями

1

Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв  условной записи.

23

Математические фокусы

1

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».

24

Интеллектуальная разминка. Математические головоломки

1

Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки,

занимательные задачи.

25

Интеллектуальная разминка. Занимательные задачи

1

Математические головоломки, занимательные задачи.

26

Блиц-турнир по решению задач

1

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

27

Математическая копилка. Решение комбинаторных задач

1

Интеллектуальный марафон. Подготовка к Международному конкурсу «Кенгуру».

28

Геометрические фигуры вокруг нас

1

Поиск квадратов в прямоугольнике 2×5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

29

Математический лабиринт

1

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки.

30

Математический праздник

1

Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

31

Интеллектуальная разминка. Занимательные задачи

1

Работа в «центрах» деятельности: математические головоломки,

Занимательные задачи.

32

Математическая копилка. «Мы, играя, проверяем, Что умеем и что знаем»

1

Задачи в стихах. Задачи – шутки. Ребусы, шарады.

Итого:

32 ч

6. Методическое и материально – техническое обеспечение программы.

Методическое обеспечение

         

      Литература для учителя

  1. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
  2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
  3. Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
  4. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады. Начальная школа. М.: Айрис – пресс,2008
  5. Волина В.В. Праздник числа – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996 – 304 с.
  6.  Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. —2009. — № 7.
  7. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов / О.А. Ефремушкина – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 186 с.
  8. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
  9. Максимова Т. Н. Олимпиадные задания. 3-4 кл. М.: «ВАКО», 2011
  10.  Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
  11.  Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
  12.  Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
  13.  Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
  14.  Тихомирова Л.Ф., Басов Л.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995 – 240 с.
  15.  Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
  16.  Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: М.: Просвещение, 1993 – 191 с.
  17.  Шевердина Н.А. Новые олимпиады для нач. школы/ Н.А. Шевердина, Л.Л. Сушинская. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 219 с.
  18.  Шкляров, Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи [Текст] / Т.В. Шкляров. - М.: Грамотей, 2004.

Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

4. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

Материально – техническое обеспечение

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
  2. Телевизор
  3. Ноутбук
  4. Сканер
  5. Принтер лазерный
  6. Ксерокс
  7.  Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10 (счётные палочки, фишки жёлтые и красные)
  8. Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20 (счётные палочки, фишки жёлтые и красные)
  9. Наглядное пособие для изучения состава числа (магнитное), с возможностью крепления на доске
  10.  Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100
  11.  Линейка
  12.  Циркуль
  13.  Метры демонстрационные
  14.  Рулетки
  15.  Угольники классные
  16.  Циркули классные
  17.  Комплекты цифр и знаков
  18.  Комплекты цифр и знаков («математический веер»)
  19.  Набор геометрических фигур
  20.  Модели объёмных фигур (шар, куб)
  21.  «Спичечный конструктор»
  22.  Кубики (игральные) с точками или цифрами.
  23.  Часовой циферблат с подвижными стрелками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Занимательная математика" 1-4 класс

   Программа разработана на основе авторской программы факультатива         «Занимательная математика»...

Рабочая программа. Занимательная математика. 4 класс.

Рабочая  программа факультатива "Занимательная математика" для 4-го класса с аннотацией....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 3 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   «Занимательная математика»3 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная математика» 4 класс в рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА   «Занимательная математика»4 классв рамках программы « Одарённые дети» ( с использованием дистанционного обучения)...

Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 34 часа в год - 2-4

Программа «ЗанимаСодержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных матема­т...

Рабочая программа "Занимательная математика"_1 класс. (Составлена на основе авторской программы О.Холодовой)

Рабочая программа "Занимательная математика"_1 класс. (Составлена на основе авторской программы О.Холодовой)...