Тестовый контроль знаний.
статья

Левелева Марина Марковна

Тесты – задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае верного. С их помощью можно получить информацию об уровне усвоения элементов знаний, о формировании умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тестовый контроль знаний17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тестовый контроль знаний

            Обучая, любой педагог должен обязательно учитывать все: все индивидуальные особенности ребенка, его характера, психическое и физическое развитие, его особенности, интересы и такие данные, как уровень усвоения знаний, способности к усвоению, которые учитель может получить после проведения тестов. И очень важно, чтобы учитель в ходе обучения большое внимание уделял контролю знаний, его результатам.

Планируемые результаты обучения, заданные в программе в виде конкретных требований к знаниям и умениям учащихся позволяет использовать такую форму контроля, как тесты.

Тесты – задание, состоящее из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае верного. С их помощью можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о формировании умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях.

Достоинство тестов:

Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности.

Недостатки тестов:

Если результаты своей работы учащийся представляет только номера ответа, тут учитель не видит характера хода решения – мыслительная деятельность учащегося и результат может быть вероятностным. Гарантии наличия у учащегося знаний нет.

К недостаткам тестов также относят возможность угадывания. Если, например, тестовое задание содержит только два ответа, один из которых правильный, то половину ответов на такие тестовые задания можно угадать.

Введение тестового контроля

 Введение тестового контроля существенно повышает мотивацию обучения и заинтересованность обучаемого.

Внедрение тестовой формы контроля по предмету осуществляется поэтапно. На первом этапе в тестовой форме проводится входной контроль. Его целью является получение сведений об исходном уровне знаний учащихся. Итоговый тест систематизирует, обобщает учебный материал, проверяет сформированные знания и умения.

Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность четко представить себе объем обязательных требований и овладению знаниями курса, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной, индивидуальной работы.

 Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Виды тестов

            Тесты бывают разных видов:

1. Тесты с однозначным выбором ответа.

На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

2. Тест с многозначным ответом.  

В варианты ответа может быть внесено более одного верного ответа, но в разных видах. Либо среди ответов может не быть верных ответов.

3. Тесты на дополнение.

В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися.

В ходе учебного процесса тест выполняет следующие функции:

- диагностическую;

- обучающую;

- организующую;

- развивающую и воспитывающую.

Требования к тестам

1. Надежность контрольного задания.

Способность характеризовать показатель, как заданий в целом, так и его частями.

2. Валидность.

а) содержательная валидность теста, т.е. задания теста построено на основе только учебных элементов, которые изучались учащимися. По содержанию тест соответствует образовательному стандарту.

б) функциональная валидность теста, т.е. задания соответствуют выявленному уровню усвоения – уровню заданному образовательным стандартом.

3. Определенность.

После прочтения заданий каждый учащийся понимает, какие действия он должен выполнить, какие знания продемонстрировать.

4. Простота.

Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.

5. Однозначность.

Задание должно иметь единственный правильный ответ – эталон.

6. Равнотрудность.

При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.

Алгоритм составления тестов

1. Определение целей тестирования.

2. Определение вида контроля – входной, промежуточный, тематический, рубежный, итоговый.

3. Выбор формы тестового задания, который зависит от целей тестирования и содержания.

Выделяется два типа тестов:

а) Закрытые, где есть готовые ответы;

б) Открытые, которые не имеют готовых ответов, их надо самостоятельно дополнить, закончить, составить.

4. Основным элементом тестовых заданий является инструкция, текст задания и ключ.

5) Инструкция должна быть четкой, понятной для выполнения:

- выбрать правильный ответ из нескольких предложенных (если правильных ответов несколько, то отметить, что ответ может быть не один);

- дополнить, вписать, заполнить, закончить…;

- установить соответствия;

- установить правильную последовательность;

- определить истинность (ложность) утверждений.

6) При формулировки теста надо придерживаться таких методических советов:

- основной текст задания содержит не более 8 – 10 слов;

- каждый тест должен выражать одну идею, одну мысль;

- задания должны быть краткими, четкими, легко читаемыми;

- формулировка заданий не должна содержать двусмысленностей;

- располагать тесты по возрастанию трудности;

- правильные ответы должны распределяться в случайном порядке;

- ответы не должны содержать подсказки, быть нелепыми.

7) Тест должен включать разнообразные задания по форме, содержанию, степени сложности и количеству, и достаточно полно охватить материал проверяемой темы.

8) Тестовые задания должны быть разными по степени сложности:

Уровень А – задания на усвоение основных понятий, на простое отображение материала, на уровне узнаваемости и воспроизведения.

Уровень Б – задания, требующие размышления, охватывают малый материал, выявляют умения применять знания в стандартных ситуациях.

Уровень В – задания, требующие творческого исполнения приобретенных знаний и позволяют выявить умения, применять знания в нестандартных ситуациях.

9) Задание теста должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнавания и воспроизведения, применения в знакомой ситуации, применения в новой ситуации или творческого применения.

10) Время выполнения каждого задания определяется в зависимости от сложности:

Уровень А – 2 – 3 минуты

Уровень Б – 4 – 5 минут

Уровень В – 9 – 10 минут

При составлении тестов желательно использовать вопросы и задачи, проверяющие все основные знания и умения в соответствии с программными требованиями.

Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учащихся критериям. Это позволяет определить, кто из учащихся не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто из учащихся полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, кто из учащихся не только овладел необходимыми знаниями, но и может применить их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем предусмотрено программой.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовый контроль в начальной школе

Статья раскрывает понятие тестового контроля в начальной школе, его положительные и отрицательные стороны....

Из опыта работы учителей начальной школы по применению тестового контроля знаний учащихся.

Презентация к докладу на семинаре по теме "Применение тестового контроля на различных этапах обучения как средство подготовки к государственной итоговой аттестации"....

Тестовая технология – одна из современных форм контроля знаний учащихся

На современном этапе в методике преподавания существует широкое разнообразие форм и методов контроля.Контроль навыков может быть традиционным (контрольная работа, самостоятельная работа, диктант...

Тестовые задания- как одна из форм контроля знаний учащихся.

Данный вид заданий позволяет учителю выявить уровень усвоенного материала учащимися  по предмету - русский язык, математика, окружающий мир. Проанализировав материал необходимо построить индивиду...

Тестовые работы по осмыслению содержания сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" как форма проверки и контроля знаний учащихся по литературному чтению

Данные авторские тестовые работы помогут учителю организовать проверку знаний учащихся по осмыслению содержания прочитанной сказки А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"....

Тестовый контроль знаний по физической культуре 2 класс,2-е полугодие

Применение тестовых методов контроля за знаниями и умениями обучающихся позволяет использовать временные рамки урока, отведенные для релаксации, вызывает интерес к изучаемому материалу, что повышает у...