Обучение приемам устного счёта
методическая разработка по математике (2 класс)

Никандрова Вероника Руслановна
Повышение познавательного интереса к урокам математики у обучающихся может  быть достигнуто, если  в  обучение  будут  включены  систематически  проводящиеся разнообразные виды устных упражнений.
 
    Одним из важнейших способов воспитания трудолюбия, желания  и  умения
хорошо учиться является создание условий,  обеспечивающих  ребенку  успех  в
учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания  к  знанию,
от неумения к умению. Ещё на рубеже XIX века, известный методист С.И. Шохор-
Троцкий в книге “Чему и как учить на уроках арифметики” писал,  что  для  “…
обогащения интеллекта учащихся математическими  знаниями  необходимо,  чтобы
учащийся испытывал живые  эмоции  интереса  и  удовольствия  как  по  поводу
удовлетворения этого интереса, так и по  поводу  движения  работы  вперёд  и
преодолевания её трудностей.”
    
    Устная работа на уроках математики в начальной школе, имеет большое значение – это и беседы учителя с  классом  или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при  выполнении  тех  или  иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так  называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому  за ними закрепилось название “устный счет”. 
 
    Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики необходимо выделять 5–10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.
 
    Устные  упражнения  проводятся  в  вопросно-ответной   форме,   все
учащиеся  класса  выполняют  одновременно   одни   и   те   же   упражнения.
 
    Устные  упражнения  важны  и  ещё  и  тем,  что   они   активизируют
мыслительную  деятельность  учащихся;  при  их  выполнении   активизируется,
развивается память, речь, внимание, способность  воспринимать  сказанное  на
слух, быстрота реакции.
 
    В сочетании с другими формами работы,  устные  упражнения  позволяют
создать условия, при  которых  активизируются  различные  виды  деятельности
учащихся: мышление, речь, моторика. И устные  упражнения  в  этом  комплекте
имеют большое значение.
 
    Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он
имеет свои задачи:
1) Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых
для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия
объяснения учителя.
2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.
3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
 
 
    Фрагменты уроков с использованием различных видов устных упражнений:
 
                                  Урок № 1
 
Тема: “Сложение в пределах 100 с переходом через разряд”
Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, но по дороге, он уронил
свою корзинку и рассыпал все грибы, которые только что насобирал. Давайте
поможем ему собрать их. Но для того чтобы подобрать грибок надо сначала
будет решить пример.
(Открываю доску, на ней нарисованы грибочки, на которых примеры: 9+6, 8+6,
7+6, 6+6, 5+9, 4+7. Ученик дает ответ с объяснением решения, после
этого идет к доске, решает пример – кладет грибок в корзину).
- Молодцы ребята, за то что вы помогли Незнайке, он попросил меня показать
вам фокус:
- Задумайте число от 1 до 10. прибавьте к нему 1, еще 1, отнимите 1, еще 1,
прибавьте 1. Теперь скажите результат, а я скажу сколько вы задумали. (для
отгадывания нужно из результата вычесть 2). Если останется время можно
предложить разгадать фокус.
 
                                  Урок № 2
 
Тема: “Вычитание в пределах 100 с переходом через разряд”
Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.
Сегодня на уроке мы с вами будем решать интересные задачки, но у каждой задачи есть ключ – это пример, и для того чтобы я прочитала вам условие задачи, вам сначала надо будет решить пример.
1) 16-7=
Задача: есть 2 бидона: в один входит 7л., а в другой – 3л. Как с помощью
этих бидонов отмерить 4л. воды?
Первый, кто отгадывает, будет получать жетон.
2) 15-9=
Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек
шло в город?
 
 
                                  Урок № 3
 
Тема: “Закрепление пройденного”
Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.
Игра “Продолжи цепочку” – я читаю пример, а затем кидаю мячик, тот кто его
поймал должен назвать ответ и объяснить как решал: 27+4; 16+5; первое
слагаемое 39, второе 4; назовите сумму 48 и 6.
 
В  следующем задании вам надо будет заменить число суммой двух одинаковых
слагаемых: 14, 26, 48, 40
 
Давайте выполним это задание:
|Слагаемое |9      |9      |9      |9      |8      |8      
|Слагаемое |9      |8      |7      |6      |6      |5      
|Сумма     |       |       |       |       |       |       
 
 
                                  Урок № 4
 
Тема: “Письменное вычитание”
Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, он хотел подарить нам
шарики, но подул сильный ветер и он не смог их удержать, давайте поймаем
их. Но чтобы поймать воздушный шарик нам надо решить пример. (примеры
написаны на доске в воздушных шариках, ученик называет ответ и объясняет
как решал, затем идет и привязывает шарик): 13-5, 18-9, 14-7, 11-4, 15-8,
17-9, 15-6, 16-7.
 
 
                                  Урок № 5
 
Тема: “Меры длины”
Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.
- Ребята, сегодня по дороге в школу, я встретил бобра. Он сейчас строит
себе новый домик и совсем запутался в измерениях. Он попросил чтобы вы
помогли ему, для этого нам надо сравнить выражения (выражения записаны на
доске): 1дм 2см * 13см             17см * 10см+7см          14м * 14м+1м
        1дм 5см * 20см             19дм * 20дм-1дм          15см * 15см+5см
 
 
                                  Урок № 6
 
Тема: “Компоненты сложения и вычитания”
Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.
Ребята, я подготовила вам задание на доске, но кто-то стер все знаки у
примеров. Давайте попробуем их восстановить.
6*2*1=9, 10*3*4=3, 5*4*2=7, 6*3*4=5
 
    Проводимые виды устных упражнений вызывали интерес у детей – они
более активно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя,
стремились прийти к правильному результату. Особенный интерес вызывали у
детей упражнения в занимательной форме.
 
 
    Дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики.  Дети, которые были пассивны на уроках, с удовольствием вовлекались в работу. Обучающиеся даже соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума. С помощью устных упражнений легче работать с отстающими детьми  (осуществляется  индивидуальный  подход) – в игровой обстановке ребенок не  боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.
 
    Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на
разнообразном  материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное
отношение к математическому заданию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_priyomam_ustnogo_schyota.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

    Повышение познавательного интереса к урокам математики у обучающихся может  быть достигнуто, если  в  обучение  будут  включены  систематически  проводящиеся разнообразные виды устных упражнений.

    Одним из важнейших способов воспитания трудолюбия, желания  и  умения

хорошо учиться является создание условий,  обеспечивающих  ребенку  успех  в

учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания  к  знанию,

от неумения к умению. Ещё на рубеже XIX века, известный методист С.И. Шохор-

Троцкий в книге “Чему и как учить на уроках арифметики” писал,  что  для  “…

обогащения интеллекта учащихся математическими  знаниями  необходимо,  чтобы

учащийся испытывал живые  эмоции  интереса  и  удовольствия  как  по  поводу

удовлетворения этого интереса, так и по  поводу  движения  работы  вперёд  и

преодолевания её трудностей.”

   

    Устная работа на уроках математики в начальной школе, имеет большое значение – это и беседы учителя с  классом  или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при  выполнении  тех  или  иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так  называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому  за ними закрепилось название “устный счет”.

    Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики необходимо выделять 5–10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.

    Устные  упражнения  проводятся  в  вопросно-ответной   форме,   все

учащиеся  класса  выполняют  одновременно   одни   и   те   же   упражнения.

    Устные  упражнения  важны  и  ещё  и  тем,  что   они   активизируют

мыслительную  деятельность  учащихся;  при  их  выполнении   активизируется,

развивается память, речь, внимание, способность  воспринимать  сказанное  на

слух, быстрота реакции.

    В сочетании с другими формами работы,  устные  упражнения  позволяют

создать условия, при  которых  активизируются  различные  виды  деятельности

учащихся: мышление, речь, моторика. И устные  упражнения  в  этом  комплекте

имеют большое значение.

    Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он

имеет свои задачи:

1) Воспроизводство и корректировка определённых ЗУН учащихся, необходимых

для их самостоятельной деятельности на уроке или осознанного восприятия

объяснения учителя.

2) Контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

3) Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.

    Фрагменты уроков с использованием различных видов устных упражнений:

                                  Урок № 1

Тема: “Сложение в пределах 100 с переходом через разряд”

Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, но по дороге, он уронил

свою корзинку и рассыпал все грибы, которые только что насобирал. Давайте

поможем ему собрать их. Но для того чтобы подобрать грибок надо сначала

будет решить пример.

(Открываю доску, на ней нарисованы грибочки, на которых примеры: 9+6, 8+6,

7+6, 6+6, 5+9, 4+7. Ученик дает ответ с объяснением решения, после

этого идет к доске, решает пример – кладет грибок в корзину).

- Молодцы ребята, за то что вы помогли Незнайке, он попросил меня показать

вам фокус:

- Задумайте число от 1 до 10. прибавьте к нему 1, еще 1, отнимите 1, еще 1,

прибавьте 1. Теперь скажите результат, а я скажу сколько вы задумали. (для

отгадывания нужно из результата вычесть 2). Если останется время можно

предложить разгадать фокус.

                                  Урок № 2

Тема: “Вычитание в пределах 100 с переходом через разряд”

Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

Сегодня на уроке мы с вами будем решать интересные задачки, но у каждой задачи есть ключ – это пример, и для того чтобы я прочитала вам условие задачи, вам сначала надо будет решить пример.

1) 16-7=

Задача: есть 2 бидона: в один входит 7л., а в другой – 3л. Как с помощью

этих бидонов отмерить 4л. воды?

Первый, кто отгадывает, будет получать жетон.

2) 15-9=

Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек

шло в город?

                                  Урок № 3

Тема: “Закрепление пройденного”

Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

Игра “Продолжи цепочку” – я читаю пример, а затем кидаю мячик, тот кто его

поймал должен назвать ответ и объяснить как решал: 27+4; 16+5; первое

слагаемое 39, второе 4; назовите сумму 48 и 6.

В  следующем задании вам надо будет заменить число суммой двух одинаковых

слагаемых: 14, 26, 48, 40

Давайте выполним это задание:

|Слагаемое |9      |9      |9      |9      |8      |8      

|Слагаемое |9      |8      |7      |6      |6      |5      

|Сумма     |       |       |       |       |       |      

                                  Урок № 4

Тема: “Письменное вычитание”

Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Незнайка, он хотел подарить нам

шарики, но подул сильный ветер и он не смог их удержать, давайте поймаем

их. Но чтобы поймать воздушный шарик нам надо решить пример. (примеры

написаны на доске в воздушных шариках, ученик называет ответ и объясняет

как решал, затем идет и привязывает шарик): 13-5, 18-9, 14-7, 11-4, 15-8,

17-9, 15-6, 16-7.

                                  Урок № 5

Тема: “Меры длины”

Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

- Ребята, сегодня по дороге в школу, я встретил бобра. Он сейчас строит

себе новый домик и совсем запутался в измерениях. Он попросил чтобы вы

помогли ему, для этого нам надо сравнить выражения (выражения записаны на

доске): 1дм 2см * 13см             17см * 10см+7см          14м * 14м+1м

        1дм 5см * 20см             19дм * 20дм-1дм          15см * 15см+5см

                                  Урок № 6

Тема: “Компоненты сложения и вычитания”

Цель: повышать уровень познавательного интереса к уроку математики.

Ребята, я подготовила вам задание на доске, но кто-то стер все знаки у

примеров. Давайте попробуем их восстановить.

6*2*1=9, 10*3*4=3, 5*4*2=7, 6*3*4=5

    Проводимые виды устных упражнений вызывали интерес у детей – они

более активно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя,

стремились прийти к правильному результату. Особенный интерес вызывали у

детей упражнения в занимательной форме.

    Дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики.  Дети, которые были пассивны на уроках, с удовольствием вовлекались в работу. Обучающиеся даже соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума. С помощью устных упражнений легче работать с отстающими детьми  (осуществляется  индивидуальный  подход) – в игровой обстановке ребенок не  боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.

    Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на

разнообразном  материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное

отношение к математическому заданию.

      ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

   ОБУЧЕНИЕ ПРИЁМАМ УСТНОГО СЧЁТА

                       

                          Учитель: Гассиева М.Н.

                                 

                                        2006 – 2007 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Устный счёт в 1 классе"

Материалы к устному счету во II полугодии 1 класса....

Игра - "Устный счёт" по математике , счёт и сравнение в пределах 10

Игра  на СМАРТ  доске  -  "Устный счёт    с Пятачком"  по математике , счёт  и сравнение  в пределах 10....

СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ СЧЁТУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Тема: средства наглядности и их использование при обучении устному счёту в начальных классах...

«Формирование навыков устного счёта, путем применения интерактивных методов и форм обучения для детей с ОВЗ»

Рекомендации родителям «Формирование навыков устного счёта, путем применения интерактивных методов и форм обучения для детей с ОВЗ»...

«Формирование навыков устного счёта, путем применения интерактивных методов и форм обучения для детей с ОВЗ»

Публикация Сборник ИПКРО Современные практики конструктивного взаимодействия с родителями обучающихся...

Устный счет. Некоторые приемы устного счета.

Математика всегда была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям и именно с ними мы встречаемся каждый день в своей жизни. Сейчас, в связи ...

1.3000 примеров по математике. 1 класс. Устный счёт. Счёт в пределах 20. Узорова О.В.

В этом пособии представлен материал, направленный на формирование навыков устного счёта по теме «Счёт в пределах 20» для 1 класса. Устный счёт развивает сообразительность и внимание учащих...