«Формирование навыков устного счёта, путем применения интерактивных методов и форм обучения для детей с ОВЗ»
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Матыева Ирина Игоревна

Рекомендации родителям «Формирование навыков устного счёта, путем применения интерактивных методов и форм обучения для детей с ОВЗ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование навыков устного счёта, путем применения интерактивных методов и форм обучения для детей с ОВЗ»

        Данная тема актуальна в условиях обучения как нормальных (в интеллек-туальном отношении) детей, обучающихся в общеобразовательных школах, так и обучения умственно отсталых детей, которые в силу недостатков в своем развитии не способны усвоить программу обучения нормы и занимаются по специальной программе в коррекционных школах.Изучение математического материала для учащихся с интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности,причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умственно отсталых школьников.

        Все мы прекрасно знаем, как важно, чтобы урок с самого начала пошёл в нужном русле. Для математики начало урока — это устный счёт. Причина, по которой я стала работать над этой темой - это медленный темп работы учащихся и низкий уровень формирования навыков устных вычислений. Именно это натолкнуло на мысль, чтодля достижения правильности и беглости устных вычислений на протяжении всех лет обучения (в коррекционной школе) на каждом уроке математики необходимо выделять 6 – 12 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса.Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.

        Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.

        Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.К тому же, хорошо известно, что учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают технику алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции, сосредоточенность.

Устный счет всегда необходимо проводить так, чтобы ребята начинали «умственную гимнастику» с легкого, а затем брались за вычисления все более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные задания, то они обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет подавлена.При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подгото-вительные   упражнения и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков  и, особенно для применения их в различных условиях, наоборот должны быть однообразные. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё-таки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.

Можно использовать на уроках математики:

  1. Задачи в стихах
  2. Дидактические игры
  3. Цепочка числовых выражений, значение которых надо найти
  4. Составление задач
  5. Составление примеров
  6. Вопрос-ответ (учитель-ученик)
  7. Вопрос-ответ (ученик-ученик)
  8. Задачи со сказочными сюжетами
  9. Таблица умножения в стихах и картинках
  10. Восстанови пропущенные цифры
  11. Составление и решение задач по рисунку
  12. Составление и решение задач по схеме
  13. Мозговой штурм
  14. Разминка

        Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию. С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.Значение и роль устного счёта велико в формировании вычислительных навыков, в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Рекомендации:

  1. Устные упражнения - неотъемлемая часть каждого урока математики в школе для детей с ОВЗ.
  2. Устные упражнения могут проводиться не обязательно в начале урока, но в середине, конце, в зависимости от целей устных упражнений на уроке.
  3. Устные упражнения должны быть тесно связаны с темой и основной обучающей задачей урока. Однако в устный счет могут включаться и такие упражнения, которые ставят целью выработать беглость счета, закрепить те или иные вычислительные приемы. Устный счет нередко ставит целью подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Устный счет включает несколько форм упражнений и заданий: это могут быть устные арифметические и геометрические задачи, упражнения вычислительного характера, задания на закрепление нумерации, различение фигур, повторение их свойств и т. д.
  4. Длительность этого этапа урока не должнапревышать 10—12 мин, так как устный счет требует от учащихсямаксимальной отдачи умственных сил.
  5. Устный счет, как правило, проходит в быстром темпе, происходит довольно частое переключение с одного вида деятельности на другой, с одной формыупражнений на другую. Как известно, такого рода переключениячрезвычайно полезны для развития мыслительных процессов, нотрудны для умственно отсталых школьников.
  6. Упражнения для устного счета предъявляются как в устной, так и в письменной форме. Нередко вместо записи на доске учитель пользуется различными таблицами с краткой записью содержания задач, с записью чисел, арифметических знаков, выражений.
  7. Целесообразно устным заданиям придавать занимательный характер, шире использовать дидактические игры математическогосодержания. Это позволяет поддерживать постоянный интерес учащихся к устному счету и урокам математики.
  8. Задания для устного счета необходимо подбирать с учетоминдивидуальных возможностей каждого ребенка. Это позволитвести фронтальную работу и включить в активную учебную деятельность всех учащихся класса.
  9. При устном счете важно установить обратную связь между учителем и учащимися. С этой целью используются различные средства, например «светофор», когда правильность ответа ученики подтверждают зеленым цветом кругов, а неправильность —красным; использование табличек с цифрами, из которых ученики составляют числа ответов и др. После проведения устного счетаподводится итог, учитель оценивает активность класса, правильность их ответов, успехи отдельных учеников

        Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию. С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.Устный счёт по математике важен также тем, что он активизирует мыслительную деятельность; при его выполнении развивается речь, внимательность, сосредоточенность, быстрота реакции, память, способность к восприятию сказанного на слух. В сочетании с другими видами работы на уроках, устный счёт позволяет создать условия, при которых активизируются такие виды деятельности как моторика и мышление. И устные упражнения в этом комплекте играют важную роль.

Значение и роль устного счёта велико в формировании вычислительных навыков, в совершенствовании знаний по нумерации, в развитии познавательного интереса, логического мышления и личностных качеств ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД у младших школьников посредством интерактивных методов обучения. Метод проектов.

презентация к теоретической части мастер-класса для учителей начальных классов по данной теме....

Применение интерактивных методов обучения в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

В статье описан опыт работы по применению интерактивных методов в профилактике ДДТТ....

"Применение интерактивных методов обучения и воспитания в профилактике дорожно-транспортного травматизма" статья.

"Применение интерактивных методов обучения и воспитания в профилактике дорожно-транспортного травматизма" статья....

Развитие познавательной деятельности учащихся путем применения проблемного метода обучения.

В современной России для реализации планов инновационного развития страны необходимы инициативные участники, ...

Статья "Применение интерактивных методов и форм обучения на уроке в начальной школе "

Данная статья адресована учителям начальной школы. В ней представлен  материал, рассказывающий о формах и методах обучения. повышающих эффективность образовательного процесса....

«Формирование навыков устного счёта, путем применения интерактивных методов и форм обучения для детей с ОВЗ»

Публикация Сборник ИПКРО Современные практики конструктивного взаимодействия с родителями обучающихся...

Формирование навыка смыслового чтения с использованием активных методов и приёмов обучения в начальной школе по ФГОС

Использование в работе активных приёмов и методов обучения позволяет повысить познавательную деятельность обучающихся, формировать навыки смыслового чтения...