Технологическая карта урока математики по теме "Письменные приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия" 3 кл.
план-конспект урока по математике (3 класс)

Материал представляет собой технологическую карту урока математики по теме "Письменные приемы сложения и вычитания. Работа над задачей в два действия" для 3 класса общеобразовательной школы по программе "Школа России". Тип урока: изучение новых знаний и способов действий. Урок способствует развитию умений решать текстовые задачи на основе знания связей между величинами: цена, количество, стоимость, составлять и решать задачи на нахождение цены по известным величинам (цена, количество).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 13
ПИСЬМЕННЫЕ ПРИЕМЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ.
РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ В ДВА ДЕЙСТВИЯ

(учебник, с. 22)

Цель деятельности
учителя

Способствовать развитию умений решать текстовые задачи на основе знания связи между величинами: цена,
количество, стоимость, составлять и решать задачи на нахождение цены по известным величинам (стоимость
и количество), решать уравнения, числовые выражения

Тип урока

Изучение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с понятиями «цена», «количество», «стоимость»; научатся решать новый вид задач, выполнять разные формы записи условия задачи,
составлять и решать задачи на нахождение цены по известным величинам (стоимость и количество), решать уравнения, числовые выражения.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;
научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

Личностные: понимают необходимость бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью
других людей

Методы и формы
обучения

Методы: словесный, наглядный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная

Образовательные
ресурсы

Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012.
1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/matematicheskie-krossvordy

Оборудование

Компьютер, проектор

Основные понятия
и термины

Цена, количество, стоимость

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
органи-

зации совзаимодей-

ствия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный
контроль

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная под-
готовка
к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Начинаем наш урок.

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать.

 Только лишь отметку 5.

На уроке мы узнаем очень важные слова.

А ещё мы поиграем с вами, друзья.

И задачи обязательно решим.

-Оцените свою деятельность в листе самоконтроля.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника, рабочей тетради, ластика, линейки, пишущих принадлежностей)

Оценивают свою деятельность в листе самоконтроля.

Фронтальная, индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учите-ля за организацией учащимися

рабо-
чего места

II. Актуализация знаний

 

1. Целеполагание.

2. Устный счет (на слайде)

-Посмотрите, что за карточка лежит у вас на парте?

-Откройте учебник на с. 22, определите тему и цель урока.

– Но сначала вас ждет увлекательный устный счёт.

- Какое число повторяется слагаемым в произведении 14*22.

-Сколько раз повторяется слагаемое в произведении 40*4.

-Замените сумму 7+7+7+7+7+7+7.

-Что больше 18+18+18+18+18 или 18*6

-На сколько произведение чисел 15и3 меньше произведения чисел 15и4.

- Если 8*6=48. Чему будет равняться произведение 8*7.

Вычисли произведение чисел 8 и 3.

-Сколько получится, если по 9 взять 3 раза?

– Переведите единицы длины.

50 см = … дм

38 см = … дм … см

6 дм 2 см = … см

4 дм = … см

3 дм 8 см = … см

-Оцените свою деятельность в листе самоконтроля.

Смотрят карточку, поясняют, что это лист самоконтроля.

Формулируют тему
и цель урока.

Выполняют задания.

Оценивают свою деятельность в листе самоконтроля.

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют
анализ, синтез, срав-нение, обобщение;
фиксируют делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы.

Р – ориентируются

в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; К – строят речевое высказывание
в устной форме; используют матема-
тическую терминологию;

Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Устные ответы наблю-дения учителя, выпол-ение

задания

III. Изучение нового материала

1.Определе-ние взаимосвязи между величинами:

цена, количество, стоимость.

-А теперь приготовились к изучению новой темы.

Загадка.

Все мы там бываем.

Всё, что нужно покупаем.

Там есть множество витрин.

Что же это?

 -Сегодня вы пойдёте в магазин. А для чего люди ходят в магазин?

- Без чего в магазине нам ничего не дадут?

-Чем вы рассчитываетесь за покупку?

-Так зачем нам нужны деньги?

-Откройте тетради и запишите число, классную работу.

-Ребята. У нас сегодня в классе тоже есть магазин.

Скажите, а что есть в нашем классном магазине?

-Чтобы сделать покупку, что нужно знать?

-Сколько стоят эти товары?

-А как вы узнали?

-Где написана цена товара?

-Итак, что показывает цена товара?

-Бывает ли неловко вам, когда вы приходите в магазин?

Это проблема, которую нужно решить. Назовите её.

-Итак, что же такое цена? (на доске: ЦЕНА)

-Эрик взял 4 тетради. А что больше 1 или 4?

-Тетрадей стало больше?

-Что же показывает количество? (на доске: КОЛИЧЕСТВО)

-Тогда, что же такое стоимость? (на доске: СТОИМОСТЬ)

-Ребята, догадались ли вы, какова тема нашего сегодняшнего урока?

-Чему мы будем сегодня учиться?

-Давайте разместим наши слова на доске в таблице.

-Как называется стоимость товара?

-Как называется число, показывающее, сколько предметов купили.

-Как называется число, показывающее, сколько потратили денег на всю покупку.

-Оцените свою деятельность в листе самоконтроля.

-Магазин.

Ответы детей.

-Деньгами.

Для расчетов при купле-продаже.

-Открывают тетради, записывают.

Линейки, книги, блокноты, цветные карандаши, ручки, тетради.

-Цену товара.

-На ценнике.

-Отвечают на вопросы учителя.

-Сколько нужно заплатить за 1 кг., за 1 штуку и т.д.

-Сколько предметов, килограмм купили.

-Величина, обозначающая, сколько заплатили за весь товар.

-Отвечают на вопросы учителя.

Трое учеников выходят и размещают слова.

Оценивают свою деятельность в листе самоконтроля.

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют
анализ, синтез, срав-нение, обобщение;
фиксируют делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы.

Р – ориентируются

в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; К – строят речевое высказывание
в устной форме; используют матема-
тическую терминологию;

Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Устные ответы наблю-дения учителя, выпол-ение

задания.

2.Решение задач №1 стр.22

– Прочитайте задачу №1(1). Рассмотрите её объяснение и краткую запись к ней в таблице.

– Прочитайте задачу №1(2).

 О каких величинах в ней идет речь?

– Что известно в задаче?

– В какой столбик занесем эти данные?

– Что еще известно в задаче?

– В какой столбик занесем эти данные?

– Что будем узнавать?

– Вопрос поставим в третьем столбике. Задача простая или составная?

– Каким действием можно узнать
стоимость 5 открыток?

– Прочитайте задачу №1(3).

О каких величинах в ней идет речь?

– Что известно в задаче?

– В какой столбик занесем эти данные?

– Что еще известно в задаче?

– В какой столбик занесем эти данные?

– Что будем узнавать?

– Вопрос поставим во втором столбике. Задача простая или составная?

– Каким действием можно узнать
количество открыток?

-Оцените свою работу в листе самоконтроля.

Читают задачу, рассматривают объяснение.

Читают задачу. Записывают кратко в таблице, предварительно выяснив, какие величины
входят в эту задачу
.

Отвечают на вопросы.

– Умножением.

Записывают решение:

3 · 5 = 15 (р.) – 5 открыток.

Ответ: 15 рублей стоят 5 открыток.

Читают задачу. Записывают кратко в таблице, предварительно выяснив, какие величины
входят в эту задачу
.

Отвечают на вопросы

-Делением.

Записывают решение:

15:5 = 3 (от.) – купят на 15р.

Ответ: 3 открытки можно купить на15 рублей.

После решения формулируют выводы: 

– Чтобы найти цену, надо стоимость разделить на количество.

– Чтобы найти количество, надо стоимость разделить на цену.

– Чтобы найти стоимость, надо цену умножить на количество.

Оценивают свою деятельность в листе самоконтроля.

Фронтальная, индивидуальная

Устные ответы наблю-дения учителя, выпол-ение

задания

3.Практическая работа в парах «В магазине»

-Сейчас вы поиграете в продавцов и покупателей. Первый вариант продавцы, а второй -покупатели.

-Оцените свою деятельность в листе самоконтроля.

Работают в парах.

Оценивают свою деятельность в листе самоконтроля.

Фронтальная, индивидуальная

П – осознанно и произвольно
строят речевые высказывания.

Р – осуществляют
контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.

К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении.

 Р – осуществляют
контроль, коррекцию, оценку.

Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении

Наблю-дения учителя, выпол-ение

задания

Физкультминутка

Организует проведение физкультминутки.

Выполняют музыкальную физкультминутку.

IV. Практическая деятельность

Закрепление таблиц умножения и деления
с числами
2 и 3.

1.Работа по карточкам

2.Практическая работа в группах «Реклама»

-Перед вами карточки №1 и №2. Работаем в первой. Записываем в них только ответы. Затем проводим самопроверку по карточке «Самопроверка»

Карточка № 1

1.Вставь число.

с

5

6

7

8

С*2

m

18

15

12

9

M : 3

2. Найди значение выражения.

24:8: 3=…         2*6:3=…          27: (9:3)=…           0*19=…

21:7*8=…        2*9:6=…          4* (18:6)=…          3*10=…

-Оцените свою работу в листе самоконтроля.

-А сейчас вы поработаете в группах.

Задание: прорекламировать товар, но так, чтобы у вас были слова: цена, количество, стоимость.

-Оцените свою деятельность в листе самоконтроля.

Выполняют задания.

- Проводят самопроверку по карточке «Самопроверка»

с

5

6

7

8

С*2

10

12

14

16

m

18

15

12

9

M: 3

6

5

4

3

2. Найди значение выражения.

24:8: 3=1       2*6:3=4         27: (9:3)=9      0*19=0

21:7*8=24          2*9:6=3         4* (18:6)=12      3*10=30

Оценивают свою деятельность в листе самоконтроля.

-Рекламируют товар.

Оценивают свою деятельность в листе самоконтроля.

Фронтальная, индивидуальная

П – осуществляют
поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства;  

Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку.

К –формулируют
и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации;

 Л – способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении. Используют критерии для обоснования
своего суждения.

Наблю-дения учителя, выпол-ение

задания

3.Воспита-тельная беседа

-Ребята, обратите внимание на эти пословицы на слайде.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не в деньгах счастье.

-Объясните, что означают эти пословицы.

-Оцените свою деятельность в листе самоконтроля.

Читают и объясняют пословицы.

Оценивают свою деятельность в листе самоконтроля.

Фронтальная, индивидуальная

4. Работа по карточкам

-Работаем в карточке №2. Заполняем таблицу.

Затем проводим самопроверку по карточке «Самопроверка»

Карточка № 2

Цена

Количество

Стоимость

5р.

15р.

18р.

2 шт.

4 шт.

8р.

-Оцените свою работу в листе самоконтроля.

Выполняют задания.

- Проводят самопроверку по карточке «Самопроверка»

Цена

Кол-во

Сто-ть

5р.

3шт.

15р.

18р.

2 шт.

36р

2р.

4 шт.

8р.

Оценивают свою деятельность в листе самоконтроля.

Наблю-дения учителя, выпол-ение

задания

V. Итоги урока. Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке
сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

-Я научился…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Могу похвалить себя за то, что…

-Больше всего мне понравилось…

-Мне показалось важным…

-Для меня было открытием то, что…

Смотрят на слайд,

продолжают предложения.

Делают выводы и обобщения

Оценивают свою деятельность в листе самоконтроля.

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе
знаний.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

VI. Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Учебник, с. 22, № 6, придумать задачу 1вариант на нахождение цены, 2 вариант на нахождение количества.

Задают уточняющие
вопросы.

Оценивают свою деятельность в листе самоконтроля.

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают
и сохраняют учебные задачи

Лист самоконтроля.

На каждом этапе оцени свою работу, поставив в нужной строке знак «+»

Учебная деятельность.

Выполнил безошибочно.

Выполнил с ошибками.

Испытывал большие

 затруднения.

Мотивация

Самоопределение
к учебной деятельности

Актуализация знаний

Целеполагание.

Устный счет

Изучение

нового

материала

1.Определение взаимосвязи между величинами: цена, количество, стоимость.

2.Решение задач №1 стр.22

3.Практическая работа в парах «В магазине»

Практическая деятельность

Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2 и 3.

1.Работа по карточкам №1

2.Практическая работа в группах «Реклама»

3.Объяснение пословиц.

Закрепление таблиц умножения и деления с числами 2 и 3.

4.Работа по карточкам №2

Итоги урока. Рефлексия деятельности

Итоги урока. Рефлексия

Домашнее задание

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Сложение и вычитание в пределах 20"

Данный урок разработан в соответствии с образовательной программой "Школа 2100". Тип урока  "урок формирования предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями". К уроку прила...

Технологическая карта урока математики для 1 класса "Сложение и вычитание чисел без перехода через десяток. Закрепление изученного" (УМК "Перспектива").

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание чисел без перехода  через десяток. Закрепление изученного" (1 класс, УМК "Перспектива")....

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Сложение и вычитание без перехода через десяток"

На уроке формируется умение учащихся складывать и вычитать, опираясь на знания разрядного состава чисел. Отрабатываются приемы сложения и вычитания в пределах 20....

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Сложение и вычитание в пределах 10"

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Сложение и вычитание в пределах 10"...

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение и вычитание круглых десятков и сотен из трёхзначного числа без перехода через разряд"

Тип урока: урок обобщения полученных знаний.Задачи:Образовательные:Отработка вычислительных навыков;Упражнять в сложении и вычитании круглых десятков;Продолжать работать с простой задачей.Коррекц...