Урок математики в 4 классе на тему Деление на однозначное число
план-конспект урока по математике (4 класс)

В уроке представлен материал по обучению школьников делению на однозначное число с использованием алгоритма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математики в 4 классе на тему: «Приёмы письменного деления»

Цель: формировать умение выполнять письменное деление трёхзначного числа на однозначное в случаях, когда количество единиц высшего разряда делимого меньше делителя.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять деление трёхзначного числа на однозначное; решать задачи; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; работать по алгоритму.

Ход урока

I.  Организационный момент.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

II. Актуализация знаний.

  1. Устный счёт.

Повторяем прием деления с остатком.

- Вычислите, расставив буквы в порядке возрастания частных и расшифруйте слово, связанное с сегодняшним уроком. (Решаем по цепочке по 1 примеру) АЛГОРИТМ

26 : 8 = 3 (ост.2) Л

38 : 7 = 5 (ост.3) О

67 : 9 = 7 (ост.4) И

74 : 8 = 9 (ост.2) М

60 : 7 = 8 (ост.4) Т

35 : 8 = 4 (ост.3) Г

43 : 7 = 6 (ост.1) Р

15 : 7 = 2 (ост.1) А

АЛГОРИТМ

- Какое слово получилось? Что оно обозначает? Догадайтесь, какая тема сегодняшнего урока? (Деление столбиком по алгоритму).

III. Самоопределение к деятельности.

- Разделите трёхзначное число на однозначное, разложив его на удобные слагаемые.

174 : 3 = (150 + 24) : 3 = 150 : 3 + 24 : 3 = 58

285 : 3 =  (240 + 30 + 15) : 3 = 95

-  Легко ли было найти удобные слагаемые и разделить числа?

-  Какой более лёгкий способ деления вы знаете? (Деление столбиком)

- Решите первый пример столбиком по алгоритму.

- Давайте вспомним алгоритм деления столбиком.

- Скажите, с какой целью мы учимся делить столбиком с помощью определённого правила, алгоритма? (Чтобы облегчить вычисления)

- Чем этот пример отличается от тех, которые решали вчера? (Первое неполное делимое состоит из 2-х цифр).

- Сформулируйте цель урока. (Учиться делить трёхзначное число на однозначное, когда первое неполное делимое состоит их двух цифр).

IV. Работа по теме урока.

  1. Работа по учебнику (с. 14 № 69). Решение примеров.

(Первые два примера – коллективно с подробным объяснением и записью на доске).

Остальные – самостоятельно, два ученика на доске. Самопроверка, самооценка)

Ответы: 65     78     93    41

- Где можно применить умение делить столбиком?

  1. Физкультминутка

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем, это к нам птицы летят.

Как они сели тоже покажем, крылья сложили назад.

  1. Разминка. Устное решение задач.

- Найдите для каждой задачи числовое выражение, с помощью которого она решается.

48+3        48 – 3        48 *3         48 : 3

  1. Папе 48 лет, а сыну 3 года. Сколько лет было папе, когда родился сын?
  2. В прошлом учебном году Петя получил 48 пятёрок по русскому языку, а по математике на 3 пятёрки больше. Сколько пятёрок по математике получил Петя?
  3. В 3 одинаковых ящиках 48 кг апельсинов. Сколько апельсинов в одном ящике?
  4. 29 августа школьный сайт посетили 48 человек, а на другой день в 3 раза меньше. Сколько человек посетило сайт 30 августа?
  5. На стоянке было 48 легковых и 3 грузовых машины. Во сколько раз больше легковых машин, чем грузовых?

- К какому выражению не нашлось задачи? Придумайте задачу, чтобы она решалась так: 48 · 3

  1. Решение задачи. (с.14 № 70)

- Прочитайте задачу.

В одной теплице собрали 73 кг помидоров, в другой – 79 кг. Все эти помидоры разложили в ящики, по 8 кг в каждый. Сколько таких ящиков потребовалось?

 - Назовите выражение для решения задачи.

(73+79) : 8 = 19 (ящ.) – потребуется.

 - Легко будет устно сосчитать? (Нет).

- Запишите столбик.

Самостоятельное решение, самопроверка по образцу (экрану).

  1. Физкультминутка.

Хлопай Тишка, топай, Тишка,

Повернись кругом, братишка,

Руки вверх, в стороны, вниз,

Улыбайся и садись.

V. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа.

Выполнение задания «Проверь себя». Проверка учителем.

VI.Подведение итогов урока.

- Чему учились на уроке?

- У кого деление не вызывает затруднения?

- Кому ещё трудно решать такие примеры?

VII.Д/з У. с. 14 № 70, 72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики, 3 класс, по теме: "Деление суммы на число"

На этом уроке продолжается формирование общих учебных умений и навыков. Задача данного урока: закрепление правила деления суммы на число и умения применять его при решении примеров и задач, сове...

Технологическая карта урока математики 3 класс по теме "Деление на двузначное число". УМК "Начальная школа XXI века".

В данной технологической карте представлен урок математики в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века". В этом уроке применяются технологии проблемно- диалогического обучения, технология формиро...

презентация к уроку математики 4 класс по теме Деление на двузначное число

Презентация к уроку математики 4 класс по теме Деление на двузначное число. В презентации  подобраны задания для устного счёта, для решения задач на движение...

контрольная работа по математике 4 класс "Умножение и деление на однозначное число"

контрольная работа по математике 4 класс "Умножение и деление на однозначное число"...

Планк-конспект урока математики 4 класс по теме " Деление на трехзначное число ". УМК "Начальная школа XXI века" Рудницкая В.Н., Юдачева Т.В

Предмет: МатематикаКласс: 4Тема: Деление на трехзначное числоТип урока: ОНЗЦель: познакомить обучающихся  с письменным делением на трехзначное числоЗадачи:Образовательные: познакомить с алгоритмо...

урок математики 3 класс по теме "Деление двузначного числа на однозначное"

технологическая карта урока математики по теме "Деление двузначного числа на однозначное" УМК "школа России...

Урок математики 3 класс "Приём письменного деления на однозначное число"

Предмет: математикаТип урока: урок изучение нового материала.Тема: «Приём письменного деления на однозначное число»Класс: 3Цель: формирование знаний о письменном приёме деления на однознач...