занимательная математика
план-конспект занятия по математике (4 класс)

Цыжипова Юлия Булатовна

занимательная математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_matematika.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

Игра – путешествие

В стране занимательной  Математики 4 класс

        Тема: Закрепление табличного умножения и деления.

                

        Цели:

        

        • Закрепить навык табличного умножения и деления; отрабатывать навык решения задач разных видов;

        

        • Развивать интерес детей к математике; их математические способности, учить выполнять логические операции; расширять кругозор учащихся.

        

        • Учить ребят работать в группах; воспитывать взаимовыручку, чувство взаимопомощи.

        

        

                                

                                Ход занятия.

        1. Организационный момент:

        Учитель: Дорогие ребята. Сегодня вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название «Заниматика». Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?

                (слайд № 2)

        Дети: «Заниматика» - это занимательная математика.

        Учитель: Правильно!

        Ученик 1 :

Конечно, тайны языка

Не все открыли мы пока.

И математики проблемы

Решили, но еще не все мы.

        

        Ученик 2:

Помогут вычесть и сложить

И уравнение решить,

С их помощью определяем меры

И можем записать примеры.

        Ученик  3:

На математике узнали

Мы то, что раньше не слыхали:

Формула – модель – сравненье

И где ловушка в уравненье.

        

        Учитель: А сейчас давайте поприветствуем царицу этой страны – Царицу Математики.

        Царица: А вы знаете, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа. Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «5 пальцев», «5 домов», «5 яблок» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5».

        Так появились числа.

        Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа на бумаге.

        ( Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами)

         - Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей.

        Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.

                                (слайд № 3)

        Дети: «Миром управляют числа»

        Королева: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.

        Все эти знания нам пригодятся и в нашем путешествии по Стране занимательной математики.

        Учитель: Спасибо, уважаемая Королева. А я объясню правила игры.

                                (слайд № 4)

        Перед вами игровое поле, или, другими словами, карта страны Заниматики. На игровом поле – 6 секторов, 6 различных областей математики, в которых вы должны будете показать свои знания.

        

        - Ну, а теперь нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно тоже должно быть математическим или геометрическим. Команды представьтесь.

        Первая команда – «Круг»

        Вторая команда – «Квадрат»

        Итак, игра начинается!

        

Сектора на игровом поле

1. Арифметика

                        (слайд № 6)

        Учитель: Это, пожалуй, самая древняя область математики.

        Команды должны будут произвести вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), сложить пословицу.

9 • 9                        4 • 7                                24 • 1

8 • 5                    7 • 9                         9 • 2

5 •  3                         6 • 4                                3 • 4

3 • 9                        20 • 2                        7 • 4

6 • 2                        5 •  9                                9 • 7

12    15        18         24        27        28        36        40        45        63        64        81

У        з        а        н        м        к        в        е        т        и        г        б

                        (Без муки нет науки)

        Учитель: Какую науку принято считать царицей всех наук?

        Дети: Математику.

2. Геометрия и конструирование

                         

        Учитель: Один из разделов математики- геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.

        Дать названия всем геометрическим фигурам.

                        (слайд № 7)

         

Учитель: Это было задание для всех. А сейчас каждая команда получит по конверту. Нужно собрать из нескольких геометрических фигур одну фигуру.

                        (игра «Танграм»)

        Физминутка

                        (слайд №  8)

        Учитель: А сейчас мы посмотрим, у какой из команд глаз-алмаз.

                        (слайд № 9)

        3. Фольклор

        Учитель: Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.        

        Вспомните, какое число считается в народе несчастливым?

        Дети: тринадцать.

        Учитель: А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.

        Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом «7».

                        (слайд № 10)

        Дети: Семеро с ложкой – один с сошкой.

- Лук – от семи недуг.

- За семью морями.

- Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.

- Семи пядей во лбу.

- Седьмая вода на киселе.

- Семь верст до небес.

- На седьмом небе.

- Семеро одного не ждут.

- Семь бед- один ответ.

- Семь раз отмерь – один раз отрежь.

- Семь пятниц на неделе.

- У семи нянек дитя без глазу.

 

        4. Величины

        Учитель: С какими величинами вы знакомы?

                        (слайд № 11)

        Дети: Длина, время, масса.

        Учитель: Расположить в порядке возрастания:

                         Масса

Килограмм, тонна, центнер, грамм.

                        Длина

Метр, дециметр, километр, миллиметр, сантиметр.

                        (слайд № 12)

        5. Математика и экология

        Учитель: Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.

        А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты.

        Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии.

                                (слайд № 13)

        Команда 1:

 * - 14 = 51

 * • 7 = 56

90 : * = 45

-65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека.

-Человеку в день требуется 2 литра воды

-1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен

Команда 2:

100: * = 2

96 :  * = 12

63 + *   = 80

-За сутки из неисправленного крана вытекает 50 литров воды.

-1 гектар леса поглощает 8 кг углекислого газа за час.

-17 кг чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.

                                (слайд № 14)

 Решить экологическую задачу:

        На семью из трех человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек?

6. Логика

                Учитель: Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, без противоречий, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас командам предлагается   рассуждать и вставить в выражения слова «некоторые» или «все».

                                

                                (слайд №  15)

                

        Учитель: А сейчас мы узнаем, чья команда самая внимательная.

                                (слайд № 16)

Итог урока:

                Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора открыты, все разделы пройдены.

                Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания. Вам было интересно?

                                (слайд № 17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике "Занимательная математика"

Рабочая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с прим...

Рабочая программа внеурочной деятельности из цикла Занимательная математика "Математика для Умников" для 1 класса

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с требованиями ФГОС, Содержит универсальные учебные действия, характеристику  деятельности обучающихся,  программа содержит поясните...

Рабочая программа кружка по математике "Занимательная математика"

Курс «Занимательная математика» расчитан на 1 год (34 часа) для учащихся 2 классов (1 час в неделю) и носит практический характер по развитию логического мышления, умения правильно, обоснованно и посл...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ 2 класс Тема «Занимательная математика»

ВНЕКЛАССНОЕ  МЕРОПРИЯТИЕ  ПО  МАТЕМАТИКЕ  2 класс  Тема  «Занимательная математика»Тип.       Интеллектуальная  игра.Форма.  Состя...

кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика»

Программа по внеурочной деятельности (кружок "Умники и умницы", курсы «Занимательная грамматика» и «Занимательная математика») для 2в класса  разработана  в...