Открытый урок по математике «Единица вместимости - литр»
план-конспект урока по математике (1 класс)

Жамбалова Татьяна Викторовна

Открытый урок по математике «Единица вместимости - литр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike.docx43.08 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта изучения темы урока

Предмет

«Математика»

Учитель

Жамбалова Татьяна Викторовна

Образовательное учреждение

МБОУ «Зун-Муринская СОШ»

Класс

1

Тема II триместра:

«Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание»

Тема урока

«Единица вместимости - литр»

Место данного урока в учебном плане

50-й урок по теме

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Технология построения урока

  1. 1) Организационный этап: создание позитивной деятельности.
  2. 2) Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.
  3. 3) Актуализация знания: совершенствование навыков счета в пределах 10.

4) Открытие новых знаний, постановка учебной проблемы. Целеполагание.

5) Физкультминутка.

6) Практическая деятельности учащихся.

7) Применение нового знания.

8)  Самостоятельная работа.

9) Рефлексия, итог урока.

Цель урока

создание условий для ознакомления с единицей вместимости – литром; закрепление знаний состава чисел первого десятка; развитие навыков счёта; умение решать задачи изученных видов.

Задачи урока

Образовательные: обеспечить усвоение знаний учащихся путём наблюдения и практической работы;     учить решать практически нестандартные задачи с новой величиной;  актуализировать знания разных единиц измерения: длины, массы; учить детей формулировать проблему, выдвигая гипотезы и находить правильное решение.

Развивающие: развивать внимание, логико - математическую речь.          

Воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе.

Основные термины и понятия

Ёмкость, вместимость, объём, литр.

Форма проведения

Урок - исследование

Планируемые результаты

Познавательные: понимать значение и роль математики в жизни каждого человека и общества; уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, делать умозаключения и выводы в словесной форме; находить пути выхода из проблемной ситуации, выполнять действия с материальным объектом - литровой банкой.

Коммуникативные: планировать совместную деятельность в группе.

Регулятивные: уметь самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы (ролевой игры), планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи, контролировать свою деятельность, определять последовательность действий и оценивать результат своей работы.

Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач; оценивать усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Материалы и инструменты

1)сосуды с водой для измерения вместимости; 
2) мерки для измерения: стаканы, пол-литровая банка, кружки; пустые двухлитровые и литровые банки, ведёрки (для сливания жидкости во время измерения); 
3) карточки для самостоятельной работы. 

Приемы и методы

Формы и методы работы по развитию коммуникативных навыков учащихся:

  • вовлечение в работу на уроке всех учащихся;
  • групповая работа;
  • стимулирование ответов и высказываний;
  • поощрение взаимопомощи;
  • обратная связь с учащимися;
  • эмоциональная оценка ответов и высказываний.

Формы и методы работы по развитию вербальных способностей учащихся:

  • привлечение учащихся к формулированию выводов, понятий, определений;
  • участие учащихся в процессе обобщения, анализа и повторения пройденного материала;
  • требовательность;
  • поддержание дисциплины и порядка на уроке.
  • вовлечение в групповую работу;
  • стимулирование ответов и высказываний;
  • дополнительные вопросы.

Ожидаемый результат

Предметные:

В конце урока ученики:

1.Узнают термины ёмкость, вместимость, объём, литр..

2.Научатся производить вычисления с новой величиной..

Метапредметные:

1.Смогут поставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.

2.Научатся слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

1.Научатся сотрудничать с учителем и сверстниками.

Используемые современные технологии

  1. Информационные и  коммуникативные технологии.
  2. Технология проблемного обучения (проблемный диалог, проблемная ситуация для определения границ знания – незнания обучающихся).
  3. Здоровьесберегающие технологии.
  4. Обучение в сотрудничестве (групповая работа).
  5. Технология развития критического мышления.
  6. Технология игрового обучения.

УМК

«Школа России»

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая.

Межпредметные связи

Окружающий мир

Оборудование

  1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер, школьная доска.
  2. Мультимедийная презентация.
  3. Учебник "Математика" 1 класс (авт. М.И.Моро,  М.А.Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И.Волкова, С. В. Степанова).
  4.  Карточки со словами по теме урока.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. 1. Орг. момент

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.        

Беритесь, ребята,

Скорей за работу,

Учитесь считать,

Чтоб не сбиться со счета.

Включаются в учебную деятельность.

Личностные:

- самостоятельно организовывают свое рабочее место;

 - настраиваются  на позитивную деятельность.

  1. 2. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности

        

(Раскрытие понятий «Исследование и Исследователь»)

- Что такое исследование?

- Кто такой исследователь? (Человек, который занимается исследованием)

- Сегодня на уроке мы с вами будем исследователями. Для этого необходимо быть очень вдумчивыми, внимательными и наблюдательными.

- Изучение какого-либо предмета или явления.

- Человек, который занимается исследованием.

Регулятивные:

 - учатся строить речевые высказывания в устной форме.

Личностные:

- отвечают на вопросы, вспоминая знания, полученные на предыдущем уроке.

  1. 3. Актуализация знаний

- Ребята, проведем первое исследование:

1. Индивидуальная работа: 

        3 + 6 = □            9 – 5 = □

       □ + 5 = 7             □ – 2 = 7

        4 + 6  = □           10 – 4 = □

        2 + □ = 8             8 - □ = 3

2. Решите задачи:

- Мишка грустнее, чем Зайка. Зайка грустнее, Маши. Кто веселее всех?

- Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? 

- За калиткой спрятались цыплята. Всего 10 лапок. Сколько спряталось цыплят?

- Мишка собрал 8 стаканов ягод малины, а Маша на 2 стакана меньше. Сколько стаканов ягод малины собрала Маша?

3. Работа над задачами:        

  • Если карандаш длиннее ручки, то ручка…
  • Если арбуз легче дыни, то дыня…
  • Если дом выше дерева, то дерево …
  • Если стол шире скамейки, то скамейка…
  • Если папа старше мамы, то мама…
  • Если суп горячее чая, то чай…
  • Если ночь короче дня, то день…
  • Если стержень тоньше ручки, то ручка…

Двое учеников работают у доски, отрабатывая навыки  счета в пределах 10.

Решают логические задачи.

- Маша.

- Ира.

- 5.

- 6.

Сравнивают группы предметов. Устанавливают пространственные отношений с помощью сравнения.

Познавательные:

- развивают умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

- развивают умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- развивают умения сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса.

Коммуникативные:

- развивают умение слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Личностные:

- развивают умения в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.

4.Открытие новых знаний, постановка учебной проблемы 

Целеполагание

Игра «Внимание»

- Ребята, проведем второе  исследование: 

(На экране: рисунок весов, карточки: длина, килограмм, см, масса, сантиметр, рисунок линейки, карточки: кг, л, объём).

- Разбейте данные карточки на группы. Объясните свой выбор («Проверка») 

1. Весы, масса, килограмм, кг.

2. Длина, сантиметр, линейка, см.

- Сделаем умозаключения:

- Что заметили?

- Что же сегодня на уроке нам предстоит выяснить?

Классифицируют по группам.

- Масса измеряется с помощью весов, единица измерения – килограмм.

- Длина измеряется линейкой, единица измерения – сантиметр.

- Остались без внимания «объём» и «л».

- Что такое "объём".

- Как и в чём измеряется объём.

Познавательные:

- развивают умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

Коммуникативные:

- развивают умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций.

5.Физминутка

(Физминутка).

(Ученики выполняют движения под музыку и образец движений мультипликационных героев).

6. Практическая работа

Приступаем к третьему исследованию:

(Перед детьми на столе находятся 2 ведра (голубое и фиолетовое), 1 литровая банка, ковш, стакан). 

- Ребята, посмотрите внимательно на стол.

- Что вы видите? 

- Для чего они все нужны?

- Что в них можно налить?

- Вот у меня 2 сосуда с водой (по 2 литра в каждом).

-  Как вы думаете, куда больше вместилось воды?

- Как сравнить количество воды в этих сосудах?

- Чего мы ещё не знаем?

- Чтобы ответить на этот вопрос, надо измерить вместимость (учитель открывает на доске карточку со словом).

- Прочитаем слово вместимость.

- Итак, как можно измерить вместимость сосудов?

- Значит, чему будем сегодня учиться?

-Продолжим исследование:

- Семён будет вычерпывать воду из голубого ведра стаканом и посчитает, сколько их получится.

- А Вика будет вычерпывать воду из фиолетового ведра ковшом и тоже посчитает, сколько ковшей получится.

- Сколько получилось стаканов у Семёна? (15)

- Сколько получилось ковшей у Вики? (3)

- Что скажете?

- А теперь посмотрите на банки, в которые ребята переливали воду.

- Что скажете?

- Вместимость сосудов измеряется в литрах.

- Сокращённо литр пишется л.

- Итак, какова тема нашего урока («Тема урока»)

- 1 литр содержится в разных сосудах.

- Посмотрите на столе у меня разные ёмкости.

 - У этих емкостей есть общий признак, по которому эти сосуды совпадают, это 1 литр.

- Я буду показывать вам карточки с разными единицами измерения, если число на карточке обозначает массу, то вы должны показать руками весы, обозначает длину - вы стоите ровно, как линейки, а если обозначает объём, то вы показываете сосуд руками вверх.

Будьте внимательны!

Учитель показывает карточки:

4 см, 8кг, 5л, Зсм, 7кг, 9см, 1л, 6кг, 2л.

- Итак, делаем вывод.

Вместимость – это величина?

Её можно измерить?

В чём она измеряется?

- Сосуды, ёмкости.

- Чтобы в них что – то налить.

- Жидкость.

(Дают разные ответы).

(Читают слово вместимость).

- Будем учиться измерять вместимость.

(Вычерпывают воду разными мерками).

Учащиеся делают вывод, что эти ёмкости вмещают одинаковое количество воды.

-  Вместимость надо определять одинаковой меркой, а не разными.

- Тема урока – ЛИТР.

- Вместимость – это величина.

- Её можно измерить.        

- Вместимость измеряется в литрах.

Познавательные: 

- извлекают необходимую информацию.

Регулятивные:

 - выполняют пробные учебные действия.

Коммуникативные: - выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные:

- самоопределение темы урока.

7.Применение нового знания

Работа в группах. Решение задачи из учебника с.38  №1

- Проведём исследование в группах.

- Задание для него найдём в учебнике  с. 38 №1.

- Прочитайте вслух.

- Какова наша задача?

- 1 группа (1 ряд) измеряет, сколько стаканов воды в литровой банке, результат выносите на доску.

- 2 группа (2 ряд) – в бидоне.

- 3 группа (3 ряд) – в кастрюле.

Результаты выносятся на доску. На доске схематические рисунки банки, бидона, кастрюли.

- Делаем вывод, вместимость какого сосуда самая большая? Маленькая?

Выполняют задание, проговаривают новое понятие.

Группы обсуждают решение задачи.

После выполнения задания сверяют с доской.

Познавательные:

- развивают умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

- развивают умение отбирать необходимые знания для решения учебной задачи;

- развивают умение перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты;

- развивают умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

- развивают умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций.

8.Самостоятельное применение знаний

1.Выбери подходящее слово.

Вместимость сосудов называют:

  1. длина   2) масса   3) объём  

Мерой измерения объёма является:

1) сантиметр  2) литр 3) килограмм

2. Поставь знаки (>, <, =):

   5л           8л;           9л           2л      

3.Найди и вычисли верные выражения:

7см+ 3см=              9кг–5кг=

                                5кг+2дм=                                1дм+2см=

3л+7л=                   8л–8кг=

Работа с информацией.

Умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом самостоятельной работы.

Коммуникативные, познавательные, регулятивные:

- осуществляют отбор необходимой информации, выделяют главное;

- осуществляют анализ учебного материала;

- осуществляют самоконтроль;

- рационально строят самостоятельную деятельность.

 Личностные:

- создают условия для формирования логического мышления.

9.Итог урока, рефлексия деятельности

- Какую величину мы исследовали?

- Что такое ёмкость?

- А в природе существуют «ёмкости» для воды?

- А можно измерить, например, в реке, в озере количество воды в литрах? Почему?

- Ребята, а вы слышали, что к воде надо относиться бережно? Это как?

 - Как бережно и с пользой применить всю нашу воду, взятую для урока?  

- Ну что, вам понравилось быть исследователями?

- Предлагаю дома вам побыть в роли младших научных сотрудников и заняться исследованием.

- Необходимо измерить вместимость вашего домашнего чайника. А завтра доложить о результатах вашего исследования.

- Посмотрим, какие у вас получатся результаты, это очень интересно.

- Сосуд, куда наливают жидкость.

- Водоёмы.

- Полить цветы.

Познавательные:

- на основе анализа объектов делают выводы.

Регулятивные:

- осуществляют познавательную и личностную рефлексию.

Приложение.  

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА

  1. Выбери подходящее слово.

Вместимость сосудов называют:

  1. длина   2)масса   3)объём  

Мерой измерения объёма является:

1) сантиметр  2) литр 3) килограмм

2. Поставь знаки (>, <, =):

   5л           8л;           9л           2л      

3.Найди и вычисли верные выражения:

7см+ 3см=                                    9кг–5кг=

5кг+2дм=                                     1дм+2см=

3л+7л=                                         8л–8кг=


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе УМК "Школа России" Тема: "Единица вместимости- литр"

Материал содержит конспект урока математики в 1 классе, тема урока "Единица вместимости - литр"....

Открытый урок по математике "Единица измерения длины - километр"

Конспект открытого урока по математике "Единица измерения длины - километр", по учебнику М.И.Моро, 4 класс...

Конспект урока на тему: "Единица вместимости - литр"

Знакомство с единицей измерения ёмкости – литр...

Открытый урок по математике «Единицы времени»

Открытый урок по математике«Единицы времени»...

Открытый урок по математике "Единицы массы. Центнер"

Технологическая карта урока математики...

Конспект открытого урока по математике: «Единицы времени» (4 класс)

laquo;Время – понятие, позволяющее установить, когда произошло то или иное событие по отношению к другим событиям, т.е. определить, на сколько секунд, минут, часов, дней, месяцев, лет или столе...