Рабочая программа внеурочной деятельности
материал по математике (4 класс)

Нагимова Ильсеяр Саетовна

Рабочая программа  внеурочной деятельности  «Занимательная математика» 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_zanimatelnaya_matematika.docx98.73 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Каракашлинская ООШ» Ютазинского муниципального раона РТ

«Рассмотрено»

На заседании ШМО учителей начальных классов  

Протокол №  1 _

от «28» августа 2021г.

Руководитель___ /Нагимова И.С./

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

________ З.Н. Мугтасимова.

От «31»августа 2021г.

«Утверждаю»

Директор школы

_______ З.М.Шарафеева

от «31»августа_ 2021г.

Рабочая программа

внеурочной деятельности

__________________________направленности

«Занимательная математика»

для 1 – 4   классов

Срок реализации: 4 года

на  2021 -2025   учебные годы.

Составитель: Нагимова И.С.

учитель  начальных классов

ПРИНЯТА на заседании

педагогического совета

протокол № 1 от

«31» августа 2021 г.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятелности

 Раздел

                                Общие результаты

Числа. Арифметические действия. Величины:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

            ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

УУД

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность для формирования:

Личностные УУД

-проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

-адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД

-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

-отрабатывать вычислительные навыки;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

-аналогии:

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить способы решения проблем

творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

-принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-принимать самостоятельно решения;

-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников

                                                                             

     ОБОСНОВАНИЕ  АКТУАЛЬНОСТИ  КУРСА  И  ВОЗМОЖНОСТИ  ЕЁ  РЕАЛИЗАЦИИ.

     Программа  «Занимательная  математика»  рассчитана   на  ребят  7-11  лет,  срок  реализации  4  года (1-4 класс).  Формировать  у  них  конструктивно-геометрические  умения  и  навыки,  способность  читать  и  понимать  графическую  информацию,  а  также  умении  доказывать  свое  решение  в ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок,  через  -  интересную  деятельность,  необходимо  отметить,  что  только  в  ней  ребенок  реализует  поставленные  перед  собой  цели,  познает  предмет,  развивает  свои  творческие  способности.

ЦЕЛЬ:   развивать математический образ мышления , внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

ЗАДАЧИ:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
  • расширять математические знания в области  чисел;
  • содействовать умелому использованию символики;
  • правильно применять математическую терминологию;
  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая

    внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
  • развивать краткости речи.

 

                                     МЕСТО  КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

    Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов ( 7 - 10 лет).  Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 30-35 минут; во 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 45 мин.  Программа рассчитана на 4 года.  

      В 1 классе - 33 часа в год.  Во 2-4 классах - 34 часа в год.  

             

  ЦЕННОСТНЫМИ  ОРИЕНТИРАМИ  СОДЕРЖАНИЯ  КУРСА  ЯВЛЯЮТСЯ:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
  • освоение эвристических приемов рассуждений;
  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

            РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

Разделы

1 год

обучения

2 год

обучения

3 год

обучения

4 год

обучения

1.

Числа. Арифметические действия. Величины

14

12

14

10

2.

Мир занимательных задач

6

10

14

18

3.

Геометрическая мозаика

13

12

8

6

Итого

33

34

34

34

1 КЛАСС

 Основные задачи: формировать умения ориентироваться в пространственных  понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т.д., проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.

                 СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

1  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

2

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).

3

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

                                   ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

                                                         Тема

Кол-во часов

1

Математика — это интересно. Математика - царица наук.

1

2

Танграм: древняя китайская головоломка

1

3

Путешествие точки.

1

4

Игры с кубиками. "Спичечный" конструктор.

1

5

Танграм: древняя китайская головоломка

1

6

Волшебная линейка

1

7

Праздник числа 10

1

8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

1

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

1

10

Игры с кубиками

1

11-12

Конструкторы

2

13

Весёлая геометрия

1

14

Математические игры

1

15-16

«Спичечный» конструктор

2

17

Задачи-смекалки

1

18

Прятки с фигурами

1

19

Математические игры

1

20

Числовые головоломки

1

21-22

Математическая карусель

2

23

Уголки

1

24

Игра в магазин. Монеты

1

25

Конструирование фигур из деталей танграма

1

26

Игры с кубиками

1

27

Математическое путешествие

1

28

Математические игры

1

29

Секреты задач

1

30

Математическая карусель

1

31

Числовые головоломки

1

32

Математические игры

1

33

КВН

1

Итого: 33 ч

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дата

 Тема

                               Содержание  занятия

  По плану

Факт.

1

 

 Математика — это интересно.

 Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3х3 клетки).

2

 

 Танграм: древняя китайская головоломка.

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

3

 

 Путешествие

точки.

 Построение рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов».

4

 

 "Спичечный" конструктор.

Построение конструкции по заданному образцу. Взаимный контроль.

5

 

Танграм: древняя

китайская

головоломка.

 

 Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

6

 

 Волшебная

линейка

 Шкала линейки. Сведения из истории математики: история

возникновения линейки.

 7

 

 Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.

 8

 

Конструирование многоугольников из деталей танграма

 Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

9

 

 Игра-

соревнование

«Веселый счёт»

 Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20).

Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

10

 

 Игры с кубиками.

 Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

11-12

 

 Конструкторы

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственно- му замыслу.

13

 

 Весёлая геометрия

 Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

14

 

 Математические игры.

 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»;«Вычитание в пределах 10».

15-16

 

 «Спичечный»

конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек)  в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. 

17

 

 Задачи-смекалки.

 Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

18

 

 Прятки с

фигурами

 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

 19

 

 Математические

игры

 Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10»; «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 10»; «Вычитание в пределах 20». Моделирование действий сложения и вычитания с помощью предметов.

20

 

 Числовые

головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

21-22

 

 Математическая

карусель.

 Работа в «центрах» деятельности: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные задачи».

23

 

 Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

24

 

 Игра в магазин.

Монеты.

Сложение и вычитание в пределах 20. Моделирование  приема выполнения действия сложения с переходом через десяток в пределах 20.

25

 

 Конструирование

фигур из деталей

танграма.

 Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

26

 

 Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). На гранях первого кубика числа 2, 3, 4, 5, 6, 7, а на гранях второго — числа 4, 5, 6, 7, 8, 9. Выполнение заданий по образцу, использование  метода от обратного. Взаимный контроль.

27

 

 Математическое

путешествие.

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

1-й ученик из числа вычитает 3; второй – прибавляет 2, третий – вычитает 3, а четвертый – прибавляет 5. Ответы к четырём раундам записываются в таблицу.

1-й раунд: 10 3 = 7   7 + 2 = 9   9 3 = 6   6 + 5 = 11

2-й раунд: 11 3 = 8 и т.д.

28

 

 Математические

игры

 «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». Решение  простые задач, представленных  в одной цепочке. Построение  узора  по клеточкам по заданному алгоритму; с применением  знаний  в измененных условиях.

29

 

 Секреты задач

 Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

30

 

 Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи.

31

 

 Числовые

головоломки.

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

32

 

 Математические

игры.

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20»; «Вычитание в пределах 20».

33

 

 КВН

 Проведение математического КВНа. Подведение итогов. Награждение участников.

Итого: 33 ч

            Требования к результатам обучения учащихся к концу 1 класса

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать как люди учились считать;

- из истории линейки, нуля, математических знаков;

- работать с пословицами, в которых встречаются числа;

- выполнять интересные приёмы устного счёта.

- находить суммы ряда чисел;

- решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;

- разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;

- находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах.

 

                СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

2  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. 

2

Мир занимательных задач.

Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи.  

3

Геометрическая мозаика.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,  уголки). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.  

                                   ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС

                                                         Тема

Кол-во часов

1

«Удивительная снежинка»

1

2

 Крестики-нолики

1

3

 Математические игры

1

4

 Прятки с фигурами

1

5

 Секреты задач

1

6-7

«Спичечный» конструктор

2

8

 Геометрический калейдоскоп

1

9

 Числовые головоломки

1

10

 «Шаг в будущее»

1

11

Геометрия вокруг нас

1

12

Путешествие точки

1

13

 «Шаг в будущее»

1

14

 Тайны окружности

1

15

 Математическое путешествие

1

16-17

 «Новогодний серпантин»

2

18

Математические игры

1

19

 «Часы нас будят по утрам…»

1

20

 Геометрический калейдоскоп

1

21

 Головоломки

1

22

Секреты задач

1

23

«Что скрывает сорока?»

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Дважды два — четыре

1

26-27

Дважды два — четыре

2

28

 В царстве смекалки

1

29

 Интеллектуальная разминка

1

30

Составь квадрат

1

31-32

 Мир занимательных задач

2

33

 Математические фокусы

1

34

 Математическая эстафета

1

Итого: 34 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2 КЛАСС

Дата

Тема

                               Содержание  занятия

По плану

Факт.

1

 

 «Удивительная снежинка»  

Загадки о геометрических инструментах.  Практическая работа с линейкой. Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»  

2

 

 Крестики-нолики

 Игра «Крестики-нолики». Игры «Волшебная

палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20).

3

 

Математические игры

 Числа от 1 до 100. Игра «Русское лото». Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)».

4

 

 Прятки с фигурами

 Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

5

 

 Секреты задач 

 Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

6-7

 

 «Спичечный» конструктор

 Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек (палочек) в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

 8

 

Геометрический калейдоскоп 

 Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. Составление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе.

9

 

 Числовые головоломки

 Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

10

 

 «Шаг в будущее»

 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

11

 

Геометрия вокруг нас 

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

12

 

Путешествие точки

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

13

 

«Шаг в будущее»  

 Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

14

 

 Тайны окружности

 Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

15

 

 

 Математическое путешествие

 Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый — прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд:   34 – 14 = 20   20 + 18 = 38       38 – 16 = 22   22 + 15 = 37

16-17

 

 «Новогодний серпантин»

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

18

 

Математические игры

 Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». Работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по теме «Сложение и вычитание до 100».

 19

 

 «Часы нас будят по утрам…» 

 Определение времени по часам с точностью до часа. Часовой циферблат с подвижными стрелками.

20

 

Геометрический калейдоскоп 

 Задания на разрезание и составление фигур.

21

 

 Головоломки

 Расшифровка закодированных слов. Восстановление примеров: объяснить, какая цифра скрыта; проверить, перевернув карточку.

22

 

Секреты задач

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными данными. Нестандартные задачи.

23

 

«Что скрывает сорока?»   

Решение и составление ребусов, содержащих числа: ви3на, 100л, про100р, ко100чка, 40а, 3буна, и100рия и др.

24

 

Интеллектуальная разминка 

 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

25

 

 Дважды два — четыре

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения»1. Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». Математический набор «Карточки- счи-

талочки» (сорбонки): карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ.

26-27

 

 Дважды два — четыре

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» .

28

 

В царстве смекалки 

 Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

29

 

Интеллектуальная разминка

 Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

30

 

 Составь квадрат

 Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей.

31-32

 

Мир занимательных задач 

 Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «О волке, козе и капусте».

33

 

 Математические фокусы

 Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

34

 

Математическая эстафета 

Решение олимпиадных задач (подготовка к международному конкурсу «Кенгуру»). 

Итого: 34  ч

 

              Требования к результатам обучения учащихся к концу 2 класса

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать  нумерацию древних римлян;

-некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;

-выделять  простейшие математические софизмы;

- пользоваться сведениями  из «Книги рекордов Гиннесса»;

- понимать некоторые секреты математических фокусов

- использовать интересные приёмы устного счёта;

- применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;

-разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;

- находить периметр и площадь составных фигур.

 

                 СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

3  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание раздела

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

2

Мир занимательных задач.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково- символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. 

3

Геометрическая мозаика.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

 вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

                             

                                    ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

3 КЛАСС

                                                         Тема

Кол-во часов

1

Интеллектуальная разминка

1

2

«Числовой» конструктор

1

3

Геометрия вокруг нас

1

4

Волшебные переливания

1

5-6

В царстве смекалки

2

7

«Шаг в будущее»

1

8-9

«Спичечный» конструктор

2

10

Числовые головоломки

1

11-12

Интеллектуальная разминка

2

13

Математические фокусы

1

14

Математические игры

1

15

Секреты чисел

1

16

Математическая копилка

1

17

Математическое путешествие

1

18

Выбери маршрут

1

19

Числовые головоломки

1

20-21

В царстве смекалки

2

22

Мир занимательных задач

1

23

Геометрический калейдоскоп

1

24

Интеллектуальная разминка

1

25

Разверни листок

1

26-27

От секунды до столетия

2

28

Числовые головоломки

1

29

 Конкурс смекалки

1

30

Это было в старину

1

31

Математические фокусы

1

32-33

Энциклопедия математических развлечений

2

34

Математический лабиринт

1

Итого: 34 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 КЛАСС

Дата

  Тема                                                      

 Содержание занятий

По плану

Факт.

1

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2

«Числовой» конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4,  , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40,  , 90; 3) 100, 200, 300, 400, , 900.

3

Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

4

Волшебные переливания

Задачи на переливание.

5-6

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

7

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструи-

рование».

8-9

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

10

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

11-12

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

13

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4,  , 15.

14

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки

с зонтиками» (по выбору учащихся).

15

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

16

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

17

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.

1-й раунд: 640 – 140 = 500  500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 + 150= 670

18

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.

19

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

20-21

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

22

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

23

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

24

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,

занимательные задачи.

25

Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

26-27

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих

родственников.

28

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

29

 Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

30

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

31

Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

32-33

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

34

Математический лабиринт

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

Итого: 34 ч

                   Требования к результатам обучения учащихся 3 класса

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать имена и высказывания великих математиков;

-  работать с  числами – великанами;

- пользоваться  алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;

- понимать «секреты» некоторых математических фокусов.

 

-преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;

- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;

- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;

- находить периметр,  площадь и объём окружающих предметов;

- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы.

 

 

              СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

4  КЛАСС

Наименование раздела

                                         Содержание

1

Числа. Арифметические действия. Величины.

 Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

2

Мир занимательных задач.

  Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

3

Геометрическая мозаика.

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

                               

 ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

4 КЛАСС - 34 часа

Тема

Кол--во часов

1

Интеллектуальная разминка

1

2

Числа-великаны

1

3

Мир занимательных задач

1

4

Кто что увидит?

1

5

Римские цифры

1

6

Числовые головоломки

1

7

Секреты задач

1

8

В царстве смекалки

1

9

Математический марафон

1

10-11

«Спичечный» конструктор

2

12

Выбери маршрут

1

13

Интеллектуальная разминка

1

14

Математические фокусы

1

15-17

Занимательное моделирование

3

18

Математическая копилка

1

19

Какие слова спрятаны в таблице?

1

20

«Математика — наш друг!»

1

21

Решай, отгадывай, считай

1

22-23

В царстве смекалки

2

24

Числовые головоломки

1

25-26

Мир занимательных задач

2

27

Математические фокусы

1

28-29

Интеллектуальная разминка

2

30

Блиц-турнир по решению задач

1

31

Математическая копилка

1

32

Геометрические фигуры вокруг нас

1

33

Математический лабиринт

1

34

Математический праздник

1

Итого: 34 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4  КЛАСС

Дата

Тема

Содержание занятий

По плану

Факт.

1

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2

Числа-великаны

Как велик миллион? Что такое гугол?

3

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с не-

достающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

4

Кто что увидит?

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

5

Римские цифры

Занимательные задания с римскими цифрами.

6

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

7

Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнём с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

8

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах)

9

Математический марафон

Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

10-11

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

12

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояния между городами и сёлами.

13

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

14

Математические фокусы

«Открой» способ быстрого поиска суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6 + 7 + 8 + 9 + 10; 12 + 13 + 14 + 15 + 16 и др.

15-17

Занимательное моделирование

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

18

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

19

Какие слова спрятаны в таблице?

Поиск в таблице (9 9) слов, связанных с математикой.

20

«Математика — наш друг!»

Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

21

Решай, отгадывай, считай

Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

22-23

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

24

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

25-26

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи.

27

Математические фокусы

Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

28-29

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

30

Блиц-турнир по решению задач

Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

31

Математическая копилка

Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач

32

Геометрические фигуры вокруг нас

Поиск квадратов в прямоугольнике 25 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру?

33

Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

34

Математический праздник

Задачи-шутки. Занимательные вопросы и задачи-смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

Итого: 34 ч

                                   Требования к результатам обучения учащихся 4 класса

Обучающийся научится:  

Обучающийся получит возможность научиться:

 - проводить  вычислительные операции площадей и объёма фигур

- конструировать предметы из геометрических фигур.

- разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;

-  применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание.

- выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге.

- решать задачи на противоречия.

- анализировать  проблемные ситуаций во многоходовых задачах.

- работать над проектами

             К КОНЦУ ОБУЧЕНИЯ  ПО КУРСУ УЧАЩИЕСЯ НАУЧАТСЯ:

 Раздел

                                Общие результаты

Числа. Арифметические действия. Величины:

— сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

— анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

— включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

—выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

—контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач:

— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

—моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

— конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

—воспроизводить способ решения задачи;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

— участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

— конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

—ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки

1→ 1↓ и др., указывающие направление движения;

—проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

—выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

—анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

—выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

— объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

— анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

—моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

            ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

УУД

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность для формирования:

Личностные УУД

-проявлять учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

-умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

-понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

-адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя

-прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

-проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД

-анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

-отрабатывать вычислительные навыки;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

-формулировать проблему;

-строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

-устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

-аналогии:

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

-самостоятельно находить способы решения проблем

творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

-принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

-корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

-осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

-принимать самостоятельно решения;

-содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для  учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Авторская программа внеурочной деятельности  может быть рекомендована к применению и тиражированию....

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной  компетентности младших школьников во внеурочной деятельности.  Наблюдения за формированием компетенций  я...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Москва музейная". 2 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Москва музейная"  для учащихся  2-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная математика". 1-4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения ...