Вычислительные приемы по математике (2 класс)
методическая разработка по математике (2 класс)

Вычислительные приемы по математике (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vychislitelnye_priemy.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Последовательность изучения основных типов вычислительных приёмов сложения и вычитания в концентре «100»

Вычислительный прием

Аналитическая

запись

ЗУН, необходимые

для выполнения

вычислительного приёма

30+20; 60-20

сложение и вычитание

целыми десятками

Комментирование учеником:

Читаем  выражение по-разному: 1) первое слагаемое-30, второе слагаемое-20, найти сумму; 2) к 30 прибавить 20; 3) сумма чисел 30 и 20

В первом слагаемом- 3 дес., во втором слагаемом-2 дес.

Складываем десятки: прибавляю к 3 дес. два дес., получаю 5 дес.,  3дес.+2 дес.=5 дес.

5 дес.=50 ед.  30+20=50. Читаю ответ: 50

Складывали целыми десятками.

Беседа учителя:

-Прочитайте выражение. (первое слагаемое-30, второе слагаемое-20, найти сумму; к 30 прибавить 20; сумма чисел 30 и 20)

-Сколько дес. в 1-ом слагаемом? (3 дес.)

-Сколько дес. во 2-ом слагаемом? (2 дес.)

-Складываем десятки, сколько десятков получилось? (5 дес.)

- 5 дес. - это сколько ед.? (50 ед.)

-Назовите значение выражения. (50)

-Как складывали? (целыми десятками/ круглыми числами)

Умение читать выражение по-разному, знать компоненты действия сложения и вычитания, умение применять табличное сложение и вычитание в пределах 10,

знание десятичного состава двузначного числа.

36+2; 30+24

прибавление единиц или

десятков к двузначному

числу без перехода через разряд

36+2

Комментирование учеником:

Читаем  выражение по-разному: 1) первое слагаемое-36, второе слагаемое-2, найти сумму; 2) к 36 прибавить 2; 3) сумма чисел 36 и 2

Заменю первое слагаемое-36 суммой разрядных слагаемых: 36=30+6

Получу: к сумме чисел 30 и 6 прибавить 2 (30+6)+2

Применяю правило: единицы складываю с единицами

Удобнее сложить 6 и 2

Получу: к сумме чисел 6 и 2 прибавить 30

(6+2)+30

Нахожу сумму в скобках: 6+2=8

Прибавляю к 30 восемь. Получу 38.

Читаю ответ: 38

36+2= (30+6)+2= (6+2)+30=8+30=38

Беседа учителя:

-Прочитайте выражение по-разному. (первое слагаемое-36, второе слагаемое-2, найти сумму;  к 36 прибавить 2;  сумма чисел 36 и 2)

-Как заменить первое слагаемое суммой разрядных слагаемых? (36=30+6)

-К сумме чисел 30 и 6 прибавляем 2

(30+6)+2

-Как удобнее сложить? (к 6 прибавить 2)

-К сумме чисел 6 и 2 прибавляем 30

(6+2)+30

-Найдите сумму в скобках. Сколько получим? (8)

-Прибавьте к 30 восемь. (38)

-Назовите значение выражения. (38)

36+2= (30+6)+2= (6+2)+30=8+30=38

30+24

Комментирование учеником:

Читаем  выражение по-разному: 1) первое слагаемое-30, второе слагаемое-24, найти сумму; 2) к 30 прибавить 24; 3) сумма чисел 30 и 24

Заменю второе слагаемое-24 суммой разрядных слагаемых: 24=20+4

Получу: к сумме чисел 20 и 4 прибавить 30

(20+4)+30

Применяю правило: десятки складываем с десятками

Удобнее сложить круглые числа 30 и 20

Получу: к сумме чисел 30 и 20 прибавить 4

(30+20)+4

Нахожу сумму в скобках: 30+20=50

Прибавляю к 50 четыре. Получу 54.

Читаю ответ: 54

30+24= 30+(20+4)= (30+20)+4=50+4=54

Беседа учителя:

-Прочитайте выражение по-разному. (первое слагаемое-30, второе слагаемое-24, найти сумму; к 30 прибавить 24;  сумма чисел 30 и 24)

-Как заменить второе слагаемое суммой разрядных слагаемых? (24=20+4)

-К сумме чисел 20 и 4 прибавляем 30

(20+4)+30

-Как удобнее сложить? (Удобнее сложить круглые числа 30 и 20)

-К сумме чисел 30 и 20 прибавляем 4

(30+20)+4

-Найдите сумму в скобках. Сколько получим? (50)

-Прибавьте к 50 четыре. (54)

-Назовите значение выражения. (54)

30+24= 30+(20+4)= (30+20)+4=50+4=54

Умение читать выражение по-разному, знать компоненты действия сложения, умение применять табличное сложение в пределах 10, знать разрядный состав двузначных чисел, уметь заменять двузначные числа суммой разрядных слагаемых, сложение целых десятков, разрядное сложение, сложение круглого числа и однозначного.

26+4 прибавление

единиц к двузначному

числу с получением в результате

целого десятка

Комментирование учеником:

Читаем  выражение по-разному: 1) первое слагаемое-26, второе слагаемое-4, найти сумму; 2) к 26 прибавить 4; 3) сумма чисел 26 и 4

Заменю первое слагаемое-26 суммой разрядных слагаемых: 26=20+6

Получу: к сумме чисел 20 и 6 прибавить 4

(20+6)+4

Применяю правило: единицы складываю с единицами

Удобнее сложить 6 и 4

Получу: к сумме чисел 6 и 4 прибавить 20

(6+4)+20

Нахожу сумму в скобках: 6+4=10

Прибавляю к 20 десять (складываю круглые числа/целые десятки). Получу 30.

Читаю ответ: 30.

26+4= (20+6)+4=(6+4)+20=10+20=30

Беседа учителя:

-Прочитайте выражение по-разному. (Первое слагаемое-26, второе слагаемое-4, найти сумму; к 26 прибавить 4;  сумма чисел 26 и 4)

-Как заменить первое слагаемое суммой разрядных слагаемых? (26=20+6)

-К сумме чисел 20 и 6 прибавляем 4

(20+6)+4

-Как удобнее сложить? (Удобнее сложить 6 и 4)

-К сумме чисел 6 и 4 прибавляем 20

(6+4)+20

-Найдите сумму в скобках. Сколько получим? (10)

-Прибавьте к 20 десять. (30)

-Назовите значение выражения. (30)

26+4= (20+6)+4=(6+4)+20=10+20=30

Умение читать выражение по-разному, знать компоненты действия сложения, умение применять табличное сложение в пределах 10, знать разрядный состав двузначных чисел, уметь заменять двузначные числа суммой разрядных слагаемых, сложение целых десятков, разрядное сложение, прибавление 10 к целым десяткам.

36-2; 36-20

вычитание единиц или

десятков из двузначного

числа без перехода

через разряд

36-2

Комментирование учеником:

Читаем  выражение по-разному: 1) Уменьшаемое-36, вычитаемое-2, найти разность; 2) из 36 вычесть 2; 3) разность чисел 36 и 2

Заменю уменьшаемое-36 суммой разрядных слагаемых: 36=30+6

Получу: из суммы чисел 30 и 6 вычесть 2

(30+6)-2

Применяю правило: из единиц вычитаю единицы

Удобнее вычесть из 6 два

Получу: к разности чисел 6 и 2 прибавить 30

(6-2)+30

Нахожу разность в скобках: 6-2=4

Прибавляю к 30 четыре. Получу 34.

Читаю ответ: 34.

36-2= (30+6)-2=30+(6-2)=30+4+34

Беседа учителя:

-Прочитайте выражение по-разному. (Уменьшаемое-36, вычитаемое-4, найти разность; из 36 вычесть 2; разность чисел 36 и 2)

-Как заменить уменьшаемое суммой разрядных слагаемых? (36=30+6)

-Из суммы чисел 30 и 6 вычитаем 2

(30+6)-2

-Как удобнее вычесть? (Удобнее вычесть из 6 два)

-К разности чисел 6 и 2 прибавляем 30

(6-2)+30

-Найдите разность в скобках. Сколько получим? (4)

-Прибавьте к 30 четыре. (34)

-Назовите значение выражения. (34)

36-2= (30+6)-2=30+(6-2)=30+4=34

36-20

Комментирование учеником:

Читаем  выражение по-разному: 1) Уменьшаемое-36, вычитаемое-20, найти разность; 2) из 36 вычесть 20; 3) разность чисел 36 и 20

Заменю уменьшаемое-36 суммой разрядных слагаемых: 36=30+6

Получу: из суммы чисел 30 и 6 вычесть 2

(30+6)-20

Применяю правило: десятки вычитаю из десятков

Удобнее вычесть из 30 двадцать

Получу: к разности чисел 30 и 20 прибавить 6

(30-20)+6

Нахожу разность в скобках: 30-20=10

Прибавляю к 10 шесть. Получу 16.

Читаю ответ: 16.

36-20= (30+6)-20=(30-20)+6=10+6=16

Беседа учителя:

-Прочитайте выражение по-разному. (Уменьшаемое-36, вычитаемое-20, найти разность; из 36 вычесть 20; разность чисел 36 и 20)

-Как заменить уменьшаемое суммой разрядных слагаемых? (36=30+6)

-Из суммы чисел 30 и 6 вычитаем 20

(30+6)-20

-Как удобнее вычесть? (Удобнее вычесть из 30 двадцать)

-К разности чисел 30 и 20 прибавляем 6

(30-20)+6

-Найдите разность в скобках. Сколько получим? (10)

-Прибавьте к 10 шесть. (16)

-Назовите значение выражения. (16)

36-20= (30+6)-20=(30-20)+6=10+6=16

Умение читать выражение по-разному, знать компоненты действия вычитания, умение применять табличное вычитание в пределах 10, знать разрядный состав двузначных чисел, уметь заменять двузначные числа суммой разрядных слагаемых, разрядный состав

двузначных чисел,

вычитание в пределах

10; вычитание целых

десятков, разрядное

сложение.

30-4 вычитание

единиц из целых десятков

с заёмом одного десятка

Комментирование учеником:

Читаем  выражение по-разному: 1) Уменьшаемое-30, вычитаемое-4, найти разность; 2) из 30 вычесть 4; 3) разность чисел 30 и 4

Заменю уменьшаемое-30 суммой двух круглых чисел, одно из которых-10

Получу: из суммы чисел 20 и 10 вычесть 4

(20+10)-4

Удобнее вычесть из 10 четыре

Получу: к 20 прибавить разность чисел 10 и 4

20+(10-4)

Нахожу разность в скобках:10-4=6

Прибавляю к 20 шесть. Получу 26.

Читаю ответ: 26.

30-4=(20+10)-4=20+(10-4)=20+6=26

Беседа учителя:

-Прочитайте выражение по-разному. (Уменьшаемое-30, вычитаемое-4, найти разность; из 30 вычесть 4; разность чисел 30 и 4)

-Замените уменьшаемое-30 суммой двух круглых чисел, одно из которых-10

-Из суммы чисел 20 и 10 вычитаем 4

(20+10)-4

-Как удобнее вычесть? (Удобнее вычесть из 10 четыре)

-К 20 прибавляем разность чисел 10 и 4

20+(10-4)

-Найдите разность в скобках. Сколько получим? (6)

-Прибавьте к 20 шесть. (26)

-Назовите значение выражения. (26)

30-4=(20+10)-4=20+(10-4)=20+6=26

Умение читать выражение по-разному, знать компоненты действия вычитания и сложения, уметь заменять число суммой круглых чисел, знать вычитание в пределах 10, уметь прибавлять к круглому числу однозначное.

60-24 вычитание

двузначного числа из целых десятков с заёмом

десятков

Комментирование учеником:

Читаем  выражение по-разному: 1) Уменьшаемое-60, вычитаемое-24, найти разность; 2) из 60 вычесть 24; 3) разность чисел 60 и 24

Заменю вычитаемое-24 суммой разрядных слагаемых

Получу: из 60 вычитаем сумму чисел 20 и 4

60-(20+4)

Удобнее вычесть из 60 двадцать

Применяю правило: десятки вычитаю из десятков

Получу: из разности чисел 60 и 20 вычесть 4

(60-20)-4

Нахожу разность в скобках:60-20=40

Вычитаю из 40 четыре. Получу 36.

Читаю ответ: 36.

60-24=60-(20+4)=(60-20)-4=40-4=36

Беседа учителя:

-Прочитайте выражение по-разному. (Уменьшаемое-60, вычитаемое-24, найти разность; из 60 вычесть 24; разность чисел 60 и 24)

-Замените вычитаемое-24 суммой разрядных слагаемых

-Из 60 вычитаем сумму чисел 20 и 4

60-(20+4)

-Как удобнее вычесть? (Удобнее вычесть из 60 двадцать)

-Из разности чисел 60 и 20 вычитаем 4

(60-20)-4

-Найдите разность в скобках. Сколько получим? (40)

-Из 40 вычитаем 4. (36)

-Назовите значение выражения. (36)

60-24=60-(20+4)=(60-20)-4=40-4=36

Умение читать выражение по-разному, знать компоненты действия вычитания, уметь вычитать из круглого числа однозначное, уметь заменять число суммой разрядных слагаемых,

вычитание целых десятков.

26+7 прибавление

единиц к двузначному

числу с переходом через разряд

Комментирование учеником:

Читаем  выражение по-разному: 1) первое слагаемое-26, второе слагаемое-7, найти сумму; 2) к 26 прибавить 7; 3) сумма чисел 26 и 7

Заменю второе слагаемое-7 по составу так, чтобы одна из частей дополняла первое слагаемое до круглого числа (7=4+3)

Получу: к 26 прибавить сумму чисел 4 и 3

26+(4+3)

Удобнее сложить 26 и 4

Получу: к сумме чисел 26 и 4 прибавить 3

(26+4)+3

Нахожу сумму в скобках: 26+4=30

Прибавляю к 30 три. Получу 33.

Читаю ответ: 33.

26+7= 26+(4+3)=(26+4)+3=30+3=33

Беседа учителя:

-Прочитайте выражение по-разному. (Первое слагаемое-26, второе слагаемое-7, найти сумму; к 26 прибавить 7;  сумма чисел 26 и 7)

-Как заменить второе слагаемое по составу, чтобы одна из частей дополняла первое слагаемое до круглого числа? (7=4+3)

-К 26 прибавляем сумму чисел 4 и 3

26+(4+3)

-Как удобнее сложить? (Удобнее сложить 26 и 4)

-К сумме чисел 26 и 4 прибавляем 3

(26+4)+3

-Найдите сумму в скобках. Сколько получим? (30)

-Прибавьте к 30 три. (33)

-Назовите значение выражения. (33)

26+7= 26+(4+3)=(26+4)+3=30+3=33

Умение читать выражение по-разному, знать компоненты действия сложения, состав чисел в пределах 10, уметь дополнять до круглого числа, сложение круглого числа и однозначного, разрядное сложение.

35-7 вычитание

единиц из двузначного

числа с переходом через десяток

Комментирование учеником:

Читаем  выражение по-разному: 1) Уменьшаемое-35, вычитаемое-7, найти разность; 2) из 35 вычесть 7; 3) разность чисел 35 и 7

Заменю вычитаемое-7 по составу так, чтобы одно из двух чисел доводило уменьшаемое до круглого числа (7=5+2)

Получу: из 35 вычесть сумму чисел 5 и 2

35-(5+2)

Удобнее вычесть из 35 пять

Получу: из разности чисел 35 и 5 вычесть 2

(35-5)-2

Нахожу разность в скобках: 35-5=30

Вычитаю из 30 два. Получу 28.

Читаю ответ: 28.

35-7=35-(5+2)=(35-5)-2=30-2=28

Беседа учителя:

-Прочитайте выражение по-разному. (Уменьшаемое-35, вычитаемое-7, найти разность; из 35 вычесть 7; разность чисел 35 и 7)

-Как заменить вычитаемое-7 по составу, чтобы одно из двух чисел доводило уменьшаемое до круглого числа? (7=5+2)

-Из 35 вычитаем сумму чисел 5 и 2

35-(5+2)

-Как удобнее вычесть? (Удобнее вычесть из 35 пять)

-Из разности чисел 35 и 5 вычитаем 2

(35-5)-2

-Найдите разность в скобках. Сколько получим? (30)

-Вычитаем из 30 два. (28)

-Назовите значение выражения. (28)

35-7=35-(5+2)=(35-5)-2=30-2=28

Умение читать выражение по-разному, знать компоненты действия вычитания, состав чисел в пределах 10, доведение двузначного числа до ближайшего целого; вычитание из целых десятков единиц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике в 3 классе "Закрепление вычислительных приемов сложения, вычитания, умножения и деления двузначных и трехзначных чисел"

Интегрированный урок. Закрепление вычислительных приемов сложения, вычитания, умножения и деления двузначных и трехзначных чисел; закрепление знаний по теме «Организм». На уроке используется ИКТ....

Фрагмент урока по ознакомлению с новым вычислительным приемом вида 36 : 3, 36 : 2

Фрагмент урока по ознакомлению с новым вычислительным приемом вида 36 : 3,  36 : 2...

Характеристика вычислительного приема 16–8 и работа по его введению.

Характеристика вычислительного приема 16–8 и работа по его введению....

Изучение вычислительного приема для случаев 9+3

Математика 1 класс. Изучение вычислительного приема для случаев 9+3...

Закрепление вычислительных приемов в пределах 100

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Закрепление вычислительных приемов в пределах 100" с использованием здоровьесберегающей технологии....

Конспект урока по математике "Решение задач. Проверочная работа по вычислительны приемам" (2 класс)

Конспект урока по математике "Решение задач. Проверочная работа по вычислительны приемам" (2 класс)...