Характеристика вычислительного приема 16–8 и работа по его введению.
учебно-методический материал по математике (2 класс) на тему

Старых Ирина Ивановна

Характеристика вычислительного приема 168 и работа по его введению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_vychislitelnogo_priema_16.docx763.4 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика вычислительного приема 16–8 и работа по его введению.

А) Вычислительный прием 16–8 вводится в концентре «Сотня» (вычитание однозначного числа из двузначного в пределах 20 с переходом через десяток).

Б) Развернутая запись вычислительного приема

1) способ ( прием «отсчитывания по частям»)

Число 8 (вычитаемое) раскладываем на сумму удобных слагаемых, одно из которых содержит столько же единиц, сколько их содержится в разряде единиц уменьшаемого: 8 – это 6 и 2. Из 16 вычитаем 6, будет 10, а затем вычитаем ещё 2, получится 8. Значит, если из 16 вычесть 8, получится 8.

Алгоритм данного приема иллюстрируется с помощью схемы.

Этот алгоритм содержит три последовательных действия:

1) вычитаемое раскладывается на два слагаемых, одно из которых содержит столько же единиц, сколько их содержится в разряде единиц уменьшаемого(8=6+2);

2) из уменьшаемого вычитается слагаемое, содержащее столько же единиц, сколько их содержится в разряде единиц уменьшаемого (16-6=10 -промежуточный результат)

3) из промежуточного результата вычитается второе слагаемое, получается окончательный результат (10-2=8).

После изучения порядка действий в выражениях со скобками и правила вычитания суммы из числа, данный вычислительный прием записывается следующим образом:

16–8=16–(6+2)=(16-6)–2=10–2=8

2) способ.

Алгоритм данного способа иллюстрируется с помощью схемы.

Этот алгоритм содержит три последовательных действия:

1) уменьшаемое представляется в виде суммы разрядных слагаемых (16=10+6);

2) из десяти вычитаем данное число (10-8=2);

3) к неполной разности добавляем число единиц уменьшаемого, получаем результат вычислений (2+6=8).

После изучения порядка действий в выражениях со скобками и правила вычитания суммы из числа, данный вычислительный прием записывается следующим образом:

16-8=(8+8)-8=8.

3 способ (табличное вычитание: если из суммы двух слагаемых вычесть одно из слагаемых, то получится другое слагаемое).

16=8+8

16-8=8

В) Теоретическая основа вычислительного приема

Теоретическая основа  первого приема – связь между суммой и слагаемыми, конкретный смысл вычитания.

Для его применения необходимо:

1) уметь быстро подбирать подходящий случай разложения однозначного числа на удобные слагаемые (знать состав однозначных чисел;

2) уметь выполнять разрядное вычитание в пределах второго десятка;

3) уметь вычитать любое однозначное число из 10.

Теоретическая основа второго приема – связь между суммой и слагаемыми, конкретный смысл вычитания.

Для его применения необходимо:

1) уметь раскладывать числа второго десятка на разрядные слагаемые;

2) уметь выполнять вычитание в пределах 10;

3) уметь складывать числа в пределах 10.

3) Теоретическая основа  третьего приема – связь между суммой и слагаемыми, конкретный смысл вычитания.

Для его применения ученик должен знать таблицы сложения и вычитания в пределах 20.

Г) упражнения, подготавливающие к введению данного вычислительного приема

Приведем примеры упражнений, подготавливающих к введению данного вычислительного приема 16-8.

Для 1 способа:

1) знать состав однозначных чисел;

1.

2.

.

3. 

2) уметь выполнять разрядное вычитание в пределах второго десятка;

Вычислить: 17-7,   14-4.

3). уметь вычитать любое однозначное число из 10.

1.

2. У Маши было 6 тетрадей в клетку и 4 тетради в линейку. Она дала 3 тетради подруге. Сколько тетрадей у нее осталось?

2 способ.

1) уметь раскладывать числа второго десятка на разрядные слагаемые;

http://900igr.net/datas/matematika/Obrazovanie-chisel-vtorogo-desjatka/0031-031-Reshenie-primerov-vida-15-8.jpg

2.

3) уметь складывать и вычитать числа в пределах 10.

http://festival.1september.ru/articles/611284/img2.jpg

3 способ (знать таблицы сложения и вычитания в пределах 20).

1.

3.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по математике в 3 классе "Закрепление вычислительных приемов сложения, вычитания, умножения и деления двузначных и трехзначных чисел"

Интегрированный урок. Закрепление вычислительных приемов сложения, вычитания, умножения и деления двузначных и трехзначных чисел; закрепление знаний по теме «Организм». На уроке используется ИКТ....

Фрагмент урока по ознакомлению с новым вычислительным приемом вида 36 : 3, 36 : 2

Фрагмент урока по ознакомлению с новым вычислительным приемом вида 36 : 3,  36 : 2...

Изучение вычислительного приема для случаев 9+3

Математика 1 класс. Изучение вычислительного приема для случаев 9+3...

Закрепление вычислительных приемов в пределах 100

Технологическая карта урока математики в 3 классе по теме "Закрепление вычислительных приемов в пределах 100" с использованием здоровьесберегающей технологии....

Конспект урока по математике "Решение задач. Проверочная работа по вычислительны приемам" (2 класс)

Конспект урока по математике "Решение задач. Проверочная работа по вычислительны приемам" (2 класс)...

Вычислительные приемы по математике (2 класс)

Вычислительные приемы по математике (2 класс)...