Конспект урока математики с использованием приёмов снятия психоэмоционального напряжения, 4 класс, 3 четверть
план-конспект урока по математике (4 класс)

Урок-закрепление по математике с использованием приёмов снятия психоэмоционального напряжения в 4 классе, 3 четверть. Программа "Школа России". Учебник М.И. Моро, М.А. Бантова

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_matematikatehnika_rasslableniya_22.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 4 классе

УМК «Школа России», М.И. Моро, М.А. Бантова

Урок математики с использованием приёмов снятия психоэмоционального напряжения

разработала учитель начальных классов

ГБОУ школы-интерната № 17 г.о. Самара

Смолина Наталья Владимировна

Цели

1.Закрепление умений решать уравнения и задачи, знаний алгоритма деления многозначного числа на однозначное.

2. Снятие психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции в моменты жизненных трудностей.

Задачи:

  1. Закрепить математический материал, изучаемый во конце 2 четверти (алгоритм письменного деления, решение задач с величинами).
  2. Коррекция и развитие высших психических функций, а также эмоционально-волевой сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 
  3. Развитие воображения и творческой фантазии.
  4. Формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний.

Планируемые результаты:

Личностные(Л):

 формирование учебно-познавательной мотивации, учебно-познавательного интереса

 Предметные(Пр.): уметь применять алгоритм письменного приема деления, закреплять умение решать задачи с величинами «Цена», «Количество», «Стоимость», закреплять умение решать уравнения.

Регулятивные(Р): формирование навыков контроля, формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний.

Познавательные(П): обучение приемам анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств.

Коммуникативные(К): планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Оборудование: индивидуальное пособие «светофор», ноутбук, колонки

  1. Орг. момент. Создание психологического настроя.

- Ребята, давайте проверим готовность к уроку. А теперь улыбнемся друг другу.

 Упражнение на внимание.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Ребята, сегодня у нас урок закрепления знаний, полученных на уроках математики. Выполнять мы их будем по пути на вершину горы, а, чтобы преодолеть препятствия легко и без напряжения, будем выполнять упражнения на расслабление.

- Вы знаете, что напряжение бывает физическое и психологическое?

- Как вы понимаете, что такое физическое напряжение? А как вы думаете его снимают? Правильно, можно отдохнуть, принять ванну, выспаться, сделать массаж, выполнить комплекс упражнений для физического расслабления, многие даже занимаются йогой. Все верно.

- А что такое психологическое (или эмоциональное) напряжение и как снять его? Это повышенная тревожность, обостренное восприятие событий, плаксивость или агрессивность, раздражительность, низкая работоспособность. И есть, ребята, большое количество упражнений, которые помогут снизить уровень стресса, успокоиться.

-  Вот мы сегодня на уроке будем с одной стороны решать задания

 по математике, которые вызывают, возможно, у кого-то затруднения, а значит, повышают вашу тревожность, а с другой стороны, будем выполнять упражнения на расслабление. Мы будем их чередовать, ведь лучший отдых – это смена деятельности.

  1. Упражнение для психологического настроя «Улыбка».

-  Известно, что улыбка и ее задержка на 10-15 секунд способствует передаче нервных импульсов в эмоциональных центр мозга. В результате у человека возникает чувство радости и расслабления. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло. А нам это так нужно в начале нашего восхождения на гору.

  1. Устный счет.

- Начинаем подъем в гору! Решите примеры по «цепочке», не забывая расставлять порядок действия.

5000:100+499  

(50100-100):100

900-(600-130*4):10

800-250+130:5*2

900-348:4*6

696-612:6:3

Упражнение на расслабление тела «Сосулька» или «Мороженое».

- Теперь мы, ребята, отдохнем и сделаем упражнение на расслабление тела «Сосулька» или «Мороженое».  Встаньте, закройте глаза. Руки поднимите вверх. Представьте, что вы – сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления.

Решение уравнений:

- Идем выше и начинаем решать уравнения, три человека у доски с комментированием, остальные в тетради.

48:х=92:46

х:10=600+60

у*7=28-28

  1. Упражнение «Кошечка»

- А теперь давайте сядем. Закройте глаза и вообразите себя ленивой кошкой или котом. Начинаем потягиваться подобно этим грациозным животным. Руки вытягиваем вперед, затем поднимаем вверх над головой, теперь откидываем назад, тянемся-тянемся и окидываем руки вниз к бокам резко и с расслаблением. Затем снова повторяем тоже самое, тянемся к потолку, откидываем руки назад и возвращаемся с упоением и наслаждением в исходную позу.

  1. Упражнение «Лужа»

- Нет-нет, ребята, садиться в лужу мы с вами не будем. А вот постоять в ней предлагаю. Представьте глубокую дождевую лужицу с чистой водой. Ступайте в нее босыми ногами, смелее. На дне лужи большой слой ила и ваши ступни медленно в него проваливаются. Попробуйте достать до самого дна, вдавливая ноги в ил и напрягая ступни для лучшего эффекта. Раздвиньте пальцы ног, чтобы почувствовать, как песчинки ила между ними просачиваются вверх. А теперь выйдите из лужи, стряхните сильными и быстрыми движениями оставшийся песок с ног. И расслабьте пальцы. Несколько секунд перерыв и снова становитесь в лужу, пока не почувствуете после этого упражнения для релаксации, как по ногам разливается приятное тепло.

IХ. Поставь знак > или <, чтобы получились верные неравенства.

- Идем выше! Теперь в данные неравенства поставьте знак > или <, чтобы они получились верные.

80 мин

6 м2 50 дм2 … 700 дм2

9 м 3 дм 903 дм

8 ц 740 кг

Х. Деление многозначного числа на однозначное.

- Решите примеры на деление, сначала определив сколько цифр будет в записи частного.

656:4

1896:6

7504:8

15780:5

 Подробный алгоритм рассуждения:

  1. Делимое 656, делитель 4, найдем частное.
  2. Первое неполное делимое 6 сотен, значит, в частном будет 3 цифры- на месте сотен, десятков и единиц.
  3. Делю 6 на 4, получится 1, пишу на месте сотен единицу.
  4. Умножаю 4 на 1, получится 4
  5. Вычитаю 4 из 6, получится 2. Это остаток. Сравню остаток с делителем, 2 < 4
  6. 2 на 4 не делится, сносим 5 десятков, значит, 25 десятков делим на 4, получится 6. Пишу 6 на месте десятков
  7. Умножаю 6 на 4, получится 24, вычитаю из 25  - 24, получится 1
  8. Сравню остаток 1 с делителем 4, он меньше, значит все верно
  9. 1 меньше 4, разделить не сможем, сносим 6 единиц, делим 16 единиц на 4, получится 4. Пишу 4 на месте единиц.
  10. Читаю ответ: частное равно 164

ХI. «Йоговское дыхание».

- Мы поднялись очень высоко, преодолев много препятствий в виде наших математических заданий. И теперь пора передохнуть в прямом смысле: делаем йоговское дыхание: схема дыхания 4+4+4 (четыре секунды на вдох, четыре – задержка дыхания, четыре секунды выдох). Такое дыхание, ребята, поможет вам переключиться с негативных мыслей и чувств в сферу мысли. Чего нам и нужно добиться, чтобы задать себе вопрос «Что я могу сейчас сделать?»

XII. Снимаем напряжение с глаз.

- Давайте поморгаем глазами. Нет, не прищуриваем, не подмигиваем, а легко моргаем. Нужно моргать так спокойно и легко, как будто бабочка взмахнула крылышками. Сейчас я буду считать до 30, а вы будете легко моргать.

XIII. Упражнение «Улитка».

 - Это тоже хорошее упражнение для релаксации, т.е. для расслабления. Встаньте. Для его исполнения представьте себя маленькой улиточкой, которая вылезла из-под листвы на первое весеннее солнышко и нежится в его лучах. Тут, представьте, возникла опасность и улитке срочно нужно спрятаться в укрытие, т.е. в домик. Сделать это нужно быстро, подняв плечи вверх к ушам, а голову прижать к плечам. Чтобы совсем спрятаться, втягивайте шею как можно сильнее. Вот опасность и прошла, и наша улиточка снова наслаждается солнышком и расслабляется под его лучами.  Но вновь угроза! Необходимо снова прятаться в раковину.

XIV. Решение задачи.

- Итак, мы с вами почти поднялись на вершину. Последний рывок – решить задачу. Открываем учебник, стр.74 N 47

За день в магазине продали 6 чайных чашек, по 100 р каждая, и 10 кофейных, получив за все проданные чашки 1800 рублей. Сколько стоила одна кофейная чашка?

- О чем задача?

- Что известно в задаче?

-Что надо узнать?

- О каких величинах речь в задаче? (цена, количество, стоимость)

- Краткую запись как оформим? (таблицей). Сколько в ней будет столбцов? (3). Сколько строк? (2,  чайные чашки и кофейные чашки)

- Что запишем в столбик «Цена»? (100 р напротив чайных и знак вопроса напротив кофейных)

- Что запишем в столбец «Количество»? (6 штук напротив чайных и 10 штук напротив кофейных)

- В графу «Стоимость»? (нам неизвестно, сколько чайных и сколько кофейных отдельно, но общая стоимость нам известна -1800 рублей, значит ставим в верхней строчке знак вопроса, в нижней – знак вопроса, а за фигурной скобкой – 1800 руб.)

- Расскажите, как взаимосвязаны данные величины – цена, количество и стоимость. Что является целым? (стоимость). Как ее найти? (умножением). А цена и количество? (части). Их находим каким действием? (делением)

- Мы можем сразу ответить на главный вопрос задачи? Прочтите его и ответьте. (Нет, сразу не можем). Посмотрите в таблицу на данные, которые мы внесли, и скажите, что можно узнать. (Можем узнать стоимость чайных чашек, так как нам известна цена одной чайной чашки и их количество)

- Каким действием узнаем? (умножением). Какое число будет первым множителем и почему? (100, потому что мы 100 берем 6 раз, цену умножаем на количество)

- Запишем: 1) 100.6=600 (руб) – стоимость 6 чайных чашек.

- Зная стоимость 6 чашек, что можем узнать? Смотрим в таблицу. (Можем узнать стоимость всех кофейных чашек)

- Каким действием? (вычитанием)

- Запишем: 2) 1800-600=1200 (руб) – стоимость всех кофейных чашек.

- Теперь что можем узнать? (Зная, что цена одной кофейной чашки- 10 рублей и их стоимость 1200 рублей, действием деления узнаем цену одной чашки). Запишем:

3) 1200: 10=120 (руб)

- Запишите ответ. ( 120 рублей – цена кофейной чашки).

XV. Упражнение «Облачко»

- Ребята, какие же вы молодцы! Вы – на вершине горы! И в заключение сделаем еще одно упражнение – «Облачко».

Включить нежную успокаивающую мелодию.

- Мы забрались на высокую гору, устали. Расстелите на вершине горы мягкие пушистые коврики и лягте на них. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красотой. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите,  вы совершенно расслаблены. Вам хорошо, спокойно, приятно. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы любуетесь чистотой и нежным сиянием голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе.

XVI . Рефлексия. Итог урока.

- Еще раз хочу похвалить вас, мы достигли цели, ведь гора, на которую вы взбирались – это символ учебной деятельности и знаний, к которым вы стремитесь! Таких вершин будет очень много, я желаю вам успеха в их взятии.

- Вы преодолели все сложности, вам было страшно, вы волновались, но теперь вы знаете, какие упражнения снимают уровень стресса и помогают расслабиться. Не забывайте их!

-Как вы думаете, в каких жизненных ситуациях можно применять подобные приемы для самоуспокоения и расслабления? (в стрессовых ситуациях, на контрольных, экзаменах, когда сильно волнуешься).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики с использованием ЭОР

Конспект урока математики в 1 классе "Число и цифра 8" с использованием ЭОР (конспект урока и мультимедийная презентация)...

Конспект урока математики №32 Устные приёмы сложения и вычитания

Конспект урока по математике №32  по теме: "Устные приёмы сложения и вычитания." УМК Перспектива.Презентация к урокупо математике №32....

Конспект урока математики по теме «Приём сложения вида 26+7»

Конспект урока математикипо теме «Приём сложения вида 26+7»...

Конспект урока математики с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: " Сложение и вычитание трёхзначных чисел" 3 класс.

Тема: «Сложение и вычитание трехзначных чисел»Тип урока усвоения новых знанийУниверсальные учебные действия:познавательные: научатся применять алгоритмы письменного сложения и вычитания, с...

Конспект урока математики с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Сложение и вычитание трехзначных чисел» 3 класс

Конспект урока математики с использованием здоровьесберегающих технологий по теме: «Сложение и вычитание трехзначных чисел» 3 класс...

Конспект урока математики по теме: "Приёмы вычислений для случаев вида 60-24"

урок математики во 2 классе программа "Школа России"...

План-конспект урока математики с использованием дистанционных образовательных технологий и сервиса для проведения дистанционных уроков (https://zoom.us )

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаим...