Технологическая карта урока по математике "Подмножество" (УМК «Перспектива» 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Петрова Валерия Евгеньевна

Цель урокаформирование умения для овладения обучающимися знаниями о подмножестве как части множества и

умениями изображать его с помощью диаграммы  Эйлера-Венна.

 

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Формировать представления о подмножестве как части множества;
  2. Формировать умение упражняться с использованием диаграммы, знаков и ⊂.

Развивающие

  1. Развивать логическое мышление при решении подмножества.
  2. Развивать внимание при решении подмножества.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению математики;
  2. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podmnozhestvo.doc120 КБ
Файл podmnozhestvo.pptx425 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Дата: 14.09.2021

Школа: №104

Класс: 3 т

Урок: 3

Время: 9:50-10:30   Кабинет: 109

Студент: Петрова Валерия

Группа:  41

Учитель: Моцная Н.В.

Руководитель практики: Кузнецова Д.В.

Тема урока: «Подмножество. Знаки  и

Тип урока: «открытие» нового знания.

 

Цель урока: формирование умения для овладения обучающимися знаниями о подмножестве как части множества и

умениями изображать его с помощью диаграммы  Эйлера-Венна.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать представления о подмножестве как части множества;
  2. Формировать умение упражняться с использованием диаграммы, знаков и ⊂.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при решении подмножества.
  2. Развивать внимание при решении подмножества.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к изучению математики;
  2. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к друг другу.

Оборудование: рабочая тетрадь «Математика» автор Л.Г. Петерсон, 3 класс 1 часть (УМК «Учусь учиться»), учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(15 сек)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный:  фронтальнаябеседа

Приветствует обучающихся.

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Валерия Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок математики.

-Настроимся на работу – откроем наши ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать»

-Но в любом деле необходимо соблюдать определённые правила. Прочитаем те правила, которыми мы будем руководствоваться на уроке.

1) Не выкрикиваем.

2) Не перебиваем друг друга.

3) Мы слышим друг друга.

4) Учимся работать сообща.

Приветствуют учителя.

Читают правила.

Р: личностное включение в учебную деятельность.

Презентация: 1, 2 слайд

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный метод: учебный диалог

Практический метод: работа с заданием

Словесный метод: учебный диалог

Наглядный:

демонстрация слайдов

Практический метод: работа с заданием

Проводит математическую разминку.

Какую тему изучили на предыдущем уроке?

 

- Давайте определим, что мы уже знаем и умеем по данной теме?

На доске геометрические фигуры и карточки с числами (на магнитах).

-Перед вами математические объекты. На какие группы их можно разбить?

-Назовите объекты 1 и 2 групп.

У каждого ученика на парте конверт с карточкой.

-Откройте конверты и достаньте карточку. Перед вами подобные группы.

-Задайте общим свойством множество фигур, которые вы перечислили.

-Здесь находятся все имеющиеся многоугольники?

-Каким общим свойством обладает множество чисел, которые вы перечислили?

-Здесь записаны все числа кратные семи?

-Уточните общее свойство этих чисел.

-Как изобразить данные множества графически?

-Изобразите это на карточках. Один желающий к доске.

-Обозначьте множество геометрических фигур буквой F, а множество чисел буквой N.

-Принадлежит ли треугольник множеству F?

-Является число 8 элементом множества N?

-Один желающий выйдет к доске, запишет.

-Итак, что такое множество?

-Что такое элементы множества?

-Верно, молодцы.

Предложение на слайде: «Множество А является частью множества В» - учитель читает.

-Ребята, вы работали с конкретными множествами, а теперь попробуйте изобразить на листочках графически общий случай. Желающий к доске.

-Что у вас получилось? Были затруднения? Где?

-Что мы будем делать?

Выполняют задание математической разминки.

-Диаграмма Эйлера-Венна.

- имеем представление о понятии «множество»;

умеем задавать множество разными способами.

умеем изображать множество на диаграмме Эйлера-Венна.

-На геометрические фигуры и числа.

-1 группа – прямоугольник, квадрат, треугольник, пятиугольник.

2 группа – числа: 21,28,7,14.

-Множество многоугольников.

-Нет, только те которые находятся на доске.

-Числа, кратные семи.

-Нет.

-Числа кратные 7, в пределах 30.

-Обвести замкнутой линией, с помощью диаграммы Венна)

-Да.

-Нет.

-Множество – это совокупность элементов, отобранных по определённому признаку.

-Элементы множества – это предметы или живые существа, входящие во множество.

Выполняют задание.

-Не получилось, т. к. мы не работали с общим случаем.

-Будем узнавать как сделать общий случай множества.

П: выделение информации, заданной аспектом, изменение аспекта рассмотрения в зависимости от учебной задачи; дополнение и расширение знания.

К: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов;

Слайд 3,4

Постановка учебной задачи
(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: фронтальная беседа

Формулируют тему, цель урока.

В математике часть множества принято называть – «Подмножеством». Проговорим в слух.

-А вам известно, как обозначается подмножество?

- Тогда подумайте и скажите, какова тема нашего сегодняшнего урока?

 - Отлично! Как вы думаете, какую цель поставим, чему мы научимся сегодня на уроке?

Формулировка темы и цели урока.

-Нет.

-«Подмножество. Знаки подмножества».

-Построить способ изображения подмножества и узнать, как оно обозначается.

П: самостоятельное формулирование темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работ

Слайд 6

"Открытие" детьми нового знания
 (10-12 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный:

демонстрация слайдов

Словесный метод: учебный диалог

Словесный метод: слово учителя

Динамическая пауза

-Посмотрите еще раз на данные множества. Каждый подчеркнутый элемент принадлежит множеству?

-Ребята, а подмножество являться множеством?

-А как вы графически изобразите множество?

-Изобразите графически подмножество. Один желающий к доске.

       

-Какого же условие, при котором можно сказать, что множество является подмножеством?

-А теперь составьте схему для общего случая: множество А является подмножеством В. Отложите карточки и возьмите чистые листы. Один желающий к доске.

-Как же записать с помощью знака, что множество А является подмножеством В?

Прикрепляет на доску знак «Подмножества»

-На что он похож?

-Этот знак называется «знаком подмножества» или «включения». Он читается: «А является подмножеством В».

-Запишите с помощью этого знака: множество А является подмножеством В. Один желающий к доске.

-Давайте откроем учебник, посмотрим как еще можно прочитать эту запись. Читаем в слух.

-Предположите, как изменится знак, если А не является подмножеством В?

-Вы правы, выглядит этот знак так:

-Запишите с помощью этого знака, что множество А не является подмножеством В. Желающий к доске.

-Давайте посмотрим в учебнике как еще можно прочитать эту запись.

-Диаграмма множества А будет расположена внутри множества В?

-Графически это можно изобразить так:

                                                                                                                                                         

   

-В множестве А есть другие элементы, которые не принадлежат множеству В. Или по-другому: когда у множеств А и В вообще нет общих элементов. Но в обоих случаях множество А не является подмножеством В.

-Давайте немного разомнемся, встаём.

Динамическая пауза

Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу. (Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже. (Дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот. (Вращение прямых рук вперёд и назад.)
Руки в спину упираем,
Поясницу прогибаем.
А теперь давай, дружок,
Посмотри на потолок. (Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора за парты сесть нам. (Дети садятся за парты.)

-Да.

-Да.

-Замкнутой линией.

-Если каждый выделенный элемент выделенного подмножества принадлежит множеству.

-Можно посмотреть знак в учебнике.

-На перевёрнутую подкову, на знак принадлежит без чёрточки посередине.

-Знак можно перечеркнуть.

-Нет.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывании

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Слайд 7,8,9,10,11

Первичное закрепление
(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический метод: работа с заданием

Формулирует задание на закрепление.

-На странице 16, №2

Один ученик читает с места задание: а) М – множество грибов , С – множество съедобных грибов.

-Каждый ли съедобный гриб множества С принадлежит множеству всех грибов М?

-Сделайте вывод.

-Буквы б, в, г делаем в парах, потом проверяем. На выполнение задания есть ровно одна минута.

-На странице 17, №4 (а)

Один ученик комментирует задание с места.

-Молодцы! Вы отлично справились с заданиями.

-Что нам необходимо сделать?

Выполнение задания.

-Да.

-Множество С является подмножеством множества М.

-Каждый элемент множества отличников В принадлежит множеству учеников школы В. – Значит, множество В является подмножеством множества С.

-Проверить себя, выполнить Самостоятельную работу.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точность

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Слайд 12,13

Самостоятельная работа с самопроверкой
(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический метод: работа в учебнике

Формулирует задание для закрепления знаний

-Вы поработали вместе, а теперь выполните задание самостоятельно. На странице 17, №6.

-Я думаю вы без труда справитесь с ним. На это задание у вас есть ровно 2 минуты.

-Проверяем по эталону.

-Какие элементы принадлежат множеству М, множеству К?

-Какое множество является подмножеством другого множества? (К М)

-Докажите.

-Поднимите руки те, кто выполнил задание правильно.

-У кого были затруднения?

-В чём причина?

-На что нужно обратить внимание?

-Поставьте знай «?» и исправьте ошибки.

-Поставьте знак «+» если вы выполнили все правильно.

Выполняют задание.

Проверяют.

-Каждый элемент множества К принадлежит множествам М.

Поднимают руки.

Р: выполнение пробного учебного действия;

П: контроль и оценка

 

Включение в систему знаний, повторение

(5 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический метод: работа с задачей

- Ребята, сейчас я вам предлагаю решить задачу на странице 18, №7

-Желающий выходит к доске и составляет задачу.

(Пять одинаковых по весу яблок и две одинаковые по весу груши стоят 108 рублей, а такие же две груши и два яблока стоят 72 рубля. Сколько стоит одно яблоко и сколько одна груша?)

- Что известно в задаче?

 

- Что надо найти?

– Каким действием мы будем решать задачу?

-Прочитайте ответ задачи.

-Хорошо, молодцы

5 яблок и 2 груши стоит 108 руб., 2 груши и 2 яблока стоят 72 рубля.

Сколько стоит 1 яблоко и 1 груша.

  • 108 – 72 = 36 (руб.) – стоимость трёх яблок.
  • 36 : 3 = 12 (руб.) – стоимость одного яблока.
  • 12 * 5 = 60 (руб.) – стоимость пяти яблок.
  • 108 -  60 = 48 (руб.) – стоимость двух груш.
  • 48 : 2 = 24 (руб.) – стоимость одной груши.

Ответ: 12 рублей стоит одно яблоко, 24 рубля стоит одна груша.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Л: проявление активности в общей работы

Слайд 14

Рефлексия деятельности

(1 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: фронтальная беседа

Подводит итог урока.

- Итак, ребята, подведем итоги нашего урока.

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что такое подмножество?

- Вы достигли поставленной цели?

- Ребята, у вас на парте лежит солнышко.

Оцените свою работу следующими знаками:
- Кто испытывал трудности при выполнении заданий, но старался , быстро находил место ошибки, всё исправил, то на солнышке ставит точку и говорит себе: «Я работал хорошо».
- Кому на уроке работать было трудно, и остался вопрос, который вам хочется мне задать, напишите на солнышке вопросительный знак и скажите: «У меня обязательно всё получится».
- Кому всё было понятно, кто активно работал, может помочь товарищу, поставьте себе восклицательный знак и скажите: «Я молодец!».
- Молодцы! Я вижу, как солнышко дарит свои тёплые лучи каждому из вас. Оно живёт в каждом человеке, и от этого мы становимся добрее, ласковее внимательнее.

- Ребята, вы хорошо поработали сегодня.

- Спасибо вам за сегодняшний урок, можете быть свободны.

Подводят итог

-  Что такое подмножество, как его изображать графически и обозначать с помощью знаков.

-Подмножество – это часть другого множества.

- Да.

Организуют самооценивание.

К: умение полно и точно выражать своё мнение

Л: самооценка; П: рефлексия способов и условий действий.

Слайд 15

Домашнее задание: на странице 18, №8,9.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро!

Слайд 2

Правила урока Не выкрикиваем. Не перебиваем друг друга. Мы слышим друг друга. Учимся работать сообща.

Слайд 3

«Множество А является частю множества В»

Слайд 4

Тема: Цель: «Подмножество. Знаки ⊄ и ⊂.» Построить способ изображения подмножества и узнать, как оно обозначается.

Слайд 5

N 14 7 28 21 F

Слайд 6

«Множество А является частю множества В» В А

Слайд 7

⊂ А ⊂ В А является подмножеством В А включено в В А содержится в В

Слайд 8

⊄ А ⊄ В А не является подмножеством В А не включено в В А не содержится в В

Слайд 9

«Множество А не является подмножеством В» В А

Слайд 10

«Множество А не является подмножеством В» В А

Слайд 11

С ⊂ М В ⊂ D K ⊂ P F ⊂ E

Слайд 12

стр.17, №4 (а) В с В ⊂ С

Слайд 13

стр.17, № 6 К К ⊂ М М b + a

Слайд 14

Домашнее задание Стр.18, № 8, 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка для 3 класса: «Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН» (УМК "Перспектива")

Технологическая карта урока русского языка для 3 класса, разработанная для УМК "Перспектива":  «Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН», разработан...

Технологическая карта урока русского языка для 3 класса: «Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН», разработанная для УМК "Перспектива"

Технологическая карта урока: «Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний  ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Цели урокаСформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.Научить использовать приобретенные знания и умения....

УМК «Перспектива» Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения» учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Тема«Как изучают окружающий мир»ЦельПознакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира;- побудить учащихся к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, изм...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе "Простые и сложные предложения" УМК "Перспектива"

Использование материала обеспечивает формирование у младших школьников предметных умений, метапредметных универсальных учебных действий, личностных качеств в условиях реализации ФГОС НООПредназначено ...