Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему:
    УМК «Перспектива» Технологическая карта урока русского языка во 2 классе учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

    Цели урока

    Сформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.

    Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.

    Научить использовать приобретенные знания и умения.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_rus_yaz_neproiznosimye_soglasnye.doc71 КБ
    Файл neproiznosimye_soglasnye.pptx180.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    2 класс

    Русский язык

    УМК «Перспектива» Авторы: Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина

    Тема

    Непроизносимые согласные

    Цели урока

    Сформировать представление о словах с непроизносимыми согласными.

    Ввести алгоритм проверки написания слов с непроизносимой согласной.

    Научить использовать приобретенные знания и умения.

    Планируемый результат

    Предметные умения

    Универсальные учебные действия

    Понимать причины появления непроизносимых согласных в словах.

    Находить в слове и объяснять орфограмму «Непроизносимые согласные» и способы ее проверки.

    Писать орфографически правильно слова с непроизносимыми согласными.

    Активизировать словарный запас при подборе родственных слов.

    Личностные: освоение личностного смысла учения, желания учиться; испытывать интерес к предметно-поисковой деятельности

    Коммуникативные: совершенствование способов взаимодействия с одноклассниками в процессе совместной деятельности; участие в диалоге; умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения

    Метапредметные: сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; анализировать написания слов с непроизносимой согласной, использовать  алгоритм проверки написания непроизносимой согласной.

    Организация пространства

    Формы работы

    Ресурсы

    Побуждающий от проблемной ситуации диалог, фронтальная, в парах

    Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. Ч.1, с.125-126.

    Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011. Ч.1 с.60-61

    Наглядный материал – карточки со словарными словами , презентация по теме урока

    Тип урока

    «открытие» нового знания

    Технологическая карта урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Организационный

    Мотивация к учебной деятельности

    Организует учащихся на работу.

     - Проверь, дружок,

    Ты готов начать урок?

    Всё ль на месте?

    Всё ль в порядке,

    Учебник, ручка и тетрадка?

    Все ли правильно сидят?

    Все ль внимательно глядят?

    Каждый хочет получать

    Только лишь оценку «пять»!

    -Думаю, что этот урок принесет всем нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

    Проводит пальчиковую гимнастику

    Осуществляют самооценку готовности к уроку, правильность посадки.

    Выполняют пальчиковую гимнастику

    Регулятивные:

    умение самостоятельно организовать свое рабочее место,

     развитие мотивов учебной деятельности

    Регулятивные: волевая саморегуляция

     

    Чистописание

    -Рассмотрите соединения букв для минутки чистописания (рдц, стн, вст, лнц, здн, ств). Прочитайте их.

    Запишите  в тетрадь. Проверьте

    Прочитайте слова (сердце, лестница, солнце, праздник)

    Запишите. Проверьте

    Соотносят выполненное задания с образцом, предложенным учителем

    Личностные: сопоставление с эталоном, развитие каллиграфического навыка письма

    Регулятивные: контроль, оценка, коррекция

    Актуализация знаний

    Создание проблемной ситуации

    Формулирование темы урока

    - Прочитайте слова, как они пишутся

    -Прочитайте слова, как они произносятся

    - Что вас удивило, что интересного заметили?

    -Сосчитайте звуки и буквы в этих словах.

    -Что заметили?

    -Какая буква обозначает звук, который не произносится?

    -Иногда согласные

    Играют с нами в прятки.

    Они не произносятся,

    Но пишутся в тетрадке

    -А почему эту букву надо писать?

    -Какой же у нас возникает вопрос?

    -Сформулируйте тему нашего урока.

    -Какова цель нашего урока?

    (-Научиться писать слова с непроизносимыми согласными)

    Чтение сообщения профессора Самоварова (учебник, с. 125)

    -Сочетание 3 и более согласных нетипично для русского языка, поэтому при появлении таких сочетаний букв человек просто одну из букв не передает при произнесении никаким звуком. Возникает противоречие между звучанием и написанием слова. Буквы, обозначающие звук, который не произносится в слове, называются непроизносимыми согласными

    Читают, испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации), буквы пишутся, но не все звуки произносятся (осознание противоречия)

    Отвечают на вопросы учителя

    Формулируют тему и цель урока самостоятельно или с помощью учителя

    Читают текст учебника про себя и вслух

    Регулятивные: целеполагание, прогнозирование

    Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

    Познавательные:

    Умение отвечать на простые и сложные вопросы

    Коммуникативные: 

    умение выражать мысли

    Регулятивные: 

    умение определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя

    Познавательные: 

    умение отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике и в сообщении учителя

    Основной этап урока

    1.Наблюдение над словами, в которых есть непроизносимые согласные.

    -Таких слов в русском языке достаточно много. Их лучше всего запомнить, как словарные

    (на доске карточки с напечатанными словами с непроизносимыми согласными)

    2.Выделение сочетаний, в которых они бывают

    - В каких сочетаниях встретились непроизносимые согласные?

    Нахождение непроизносимых согласных в словах из упр. 190 учебника

    -Почему упражнение сопровождается условным обозначением «сравниваем»?

    -Какие проверочные слова надо подбирать для слов с непроизносимыми согласными?

    3.Составление правила проверки (самостоятельно)

    Физкультминутка

    4.Уточнение вывода учащихся при чтении сообщения профессора Самоварова (учебник, с.126)

    Алгоритм проверки:

    1.Есть ли [cн], [зн] в слове?

    2.а) Если нет – в слове нет непроизносимого согласного, проверять нечего

    б) Если есть – подобрать однокоренные слова, в которых после [с] или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова и слышатся отчетливо

    3. Сравнить проверяемое и проверочное слова. Сделать вывод. Написать правильно. Проверить написанное

    5. Введение случаев « ложных сочетаний»

    -Как вы думаете, обязательно ли в слове при сочетании нескольких согласных появляется непроизносимый согласный?

    Показывает образец проверки слов:

    Опасный (каков?)

     опасен,

    вкусный (каков?) вкусен

    6. Тренировка – проверка вариантов написания слов, связанных с изученным правилом. Упр. 191

    Словарная работа

    -Какие словарные слова содержат изученную на уроке орфограмму?

    (Слова в рубрике «Твой словарик» здравствуй, праздник, лестница)

    -Можно ли проверить эти слова? Где?

    -Запишите эти слова в свои словарики, выделите орфограмму, запомните.

    -Проверьте работу у соседа по парте  

    -Составьте с новыми словарными словами предложения

    Самостоятельная работа

    Деление на слоги для переноса. Упр.189

    -Проверьте правильность выполнения задания (образец на доске)

    Работа в парах. Сравнивают произношение и написание слов с непроизносимыми согласными (первая группа слов); находят проверочные слова (из второй группы) и записывают слова-родственники парами.

    Выводят самостоятельно правило проверки слов с непроизносимыми согласными

    Сравнивают свои предположения с текстом учебника

    Проговаривают в громкой речи, активизируют словарный запас, вводят новые слова в активный словарь

    Самостоятельно подбирают проверочные слова к словам опас.ный, вкус.ный

    Записывают слова с комментариями

    Записывают проверочные слова и для слов с непроизносимыми согласными, и для слов, где непроизносимых согласных нет

    Находят слова в рубрике «Твой словарик»

    Работают с Толковым словарем

    записывают в словарики, выделяют зеленым цветом непроизносимые согласные

    Проверяют работу в паре друг у друга

    Составляют предложения с изученными словами

    Упражняются в делении слов с непроизносимыми согласными для переноса

    Проверяют работу по образцу

    Регулятивные:

    развитие мотивов учебной деятельности

    Коммуникативные:

    умение выражать свои мысли

    Познавательные: 

    умение сравнивать и группировать объекты по нескольким основаниям; находить закономерности

    Коммуникативные: 

    умение выражать мысли, сотрудничество, разрешение конфликтов

    Регулятивные:

    контроль, оценка, коррекция

    Познавательные: 

    умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

    Метапредметные: 

    умение находить ответ на заданный вопрос в материалах учебника

    Коммуникативные: 

    умение выражать мысли

    Регулятивные: прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция

    Познавательные: общеучебные, логические, постановка и решение проблем

    Познавательные: 

    умение находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях

    Коммуникативные:

    сотрудничество

    Регулятивные:

    Контроль, оценка и коррекция

    Коммуникативные:

    умение выражать мысли, строить свое высказывание

    Познавательные:

    умение применить полученные знания

    Регулятивные:

    контроль и оценка

    Итог урока

    -Как вы объясните, почему изученная на уроке орфограмма называется «Непроизносимые согласные»?

    Аргументируют свое мнение

    Комуникативные: 

    умение выражать свои мысли

    Домашнее задание

    РТ  упр.107

    или подобрать 4 слова с непроизносимыми согласными и записать с ними предложения

    Выбирают  понравившееся задание для домашней работы

    Личностные:

    умение осуществлять выбор

    Рефлексия деятельности

    Проводится с опорой на слайды:

    Сегодня на уроке:

     я научился…

     я понял…

     было интересно…

     было трудно…

    Используют метод незаконченных предложений

    Регулятивные: 

    оценка


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Непроизносимые согласные Русский язык 2 класс УМК «Перспектива» Учитель Тарасёнок С.М. МОУ «СОШ №35 с УИОП» г. Воркуты

    Слайд 2

    МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ рдц стн лнц здн вст ств Сердце, лестница, солнце, праздник.

    Слайд 3

    НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ Иногда согласные Играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке.

    Слайд 4

    АЛГОРИТМ 1. ЕСТЬ ЛИ [ СН ] , [ ЗН ] В СЛОВЕ? 2. ЕСЛИ НЕТ – В СЛОВЕ НЕТ НЕПРОИЗНОСИМОГО СОГЛАСНОГО, ПРОВЕРЯТЬ НЕЧЕГО. ЕСЛИ ЕСТЬ- ПОДОБРАТЬ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ПОСЛЕ [ С ] ИЛИ [ З ] СТОИТ ГЛАСНЫЙ ИЛИ ЭТИ ЗВУКИ СТОЯТ В КОНЦЕ СЛОВА И СЛЫШАТСЯ ОТЧЁТЛИВО. 3. СРАВНИТЬ ПРОВЕРЯЕМОЕ И ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВА. СДЕЛАТЬ ВЫВОД. НАПИСАТЬ ПРАВИЛЬНО. ПРОВЕРИТЬ НАПИСАННОЕ. ЧЕС Т НЫЙ - ЧЕС Т Ь, МЕС Т НЫЙ - МЕС Т О

    Слайд 5

    «ЛОЖНЫЕ СОЧЕТАНИЯ» ОПА СН ЫЙ – (КАКОВ?) ОПА С ЕН, ВКУ СН ЫЙ – (КАКОВ?) ВКУ С ЕН

    Слайд 6

    «ТВОЙ СЛОВАРИК» ЗДРА В СТВУЙ ПРАЗ Д НИК ЛЕС Т НИЦА

    Слайд 7

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ СО ЛН -ЦЕ СЕР Д -ЦЕ ЗДРА В -СТВУЙ МЕС Т -НОСТЬ ПРАЗ Д -НИК ГРУС Т -НЫЙ ЧЕС Т -НЫЙ

    Слайд 8

    СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ПОНЯЛ… Я НАУЧИЛСЯ… БЫЛО ИНТЕРЕСНО… БЫЛО ТРУДНО…

    Слайд 9

    УСПЕХОВ ВАМ И УДАЧ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Анализ работы МО учителей начальных классов МБОУ СОШ №88 с УИОП г.Воронеж

    Аналитические материалы работы методического объединения учителей начальных классов...

    Выступление по теме:"Мониторинг качества образования в условиях реализации ФГОС НОО" учителя начальных классов МОУ "СОШ №2 г. Ртищево" Дьяковой Светланы Александровны"

    Данное выступление  освещает вопрос мониторинга качества образования в условиях реализации ФГОС НОО, раскрывает его важнейшую роль  в эффективности управления учебным заведением....

    Интегрированный урок с презентацией по русскому языку и литературному чтению во 2 классе.Тема: Пословицы и поговорки"Закрепление изученного в 1 классе.Составила урок учитель начальных классов МОУ сош №9 г.Надыма Кульбашева Ольга Николаевна.

    Интегрированный урок по русскому языку и литературному чтению рекомендуется проводить во 2 классе в начале учебного года.Цель урока: формирование ключевых компетенций у учащихся.На уроке закрепляются ...

    УМК «Перспектива» Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения» учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

    Тема«Как изучают окружающий мир»ЦельПознакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира;- побудить учащихся к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, изм...

    УМК "Школа России" Технологическая карта фрагмента урока русского языка в 1 классе "Правила переноса слов" учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

    Тема: Правила переноса слов. УМК Школа России. 1 класс.Цель: знакомство с правилами переноса слов.Задачи:Научить способам переноса слов.Формировать навык переноса слов.Формировать личностные, метапред...