Технологическая карта урока математики "Задача. Составление задач на сложение и вычитание по рисунку" (УМК "Школа России", 1 класс)
план-конспект урока по математике (1 класс)

Гилязова Марьяна Марселевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование навыка учащихся по составлению задач на сложение и вычитание по рисунку.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

  1. Научить составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку.
  2. Знать структуру текстовой задачи.
  3. Научить выполнять анализ задачи.

Развивающие:

  1. Развивать моторику рук, мышление и связную речь с использованием математических терминов.
  2. Развивать внимание при помощи устного счета.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебным принадлежностям.
  2. Воспитывать аккуратность, организованность, усидчивость.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 23.11.2021

Школа: МБОУ №152

Класс: 1 «д»

Урок: 1

Время: 8:00-8:40         Кабинет: 210

Студент: Гилязова Марьяна

Группа: 45

Учитель: Кошкина Ирина Ивановна

Методист: Андреева Татьяна Сергеевна

Тема урока «Задача. Составление задач на сложение и вычитание по рисунку»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование навыка учащихся по составлению задач на сложение и вычитание по рисунку.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Научить составлять задачи на сложение и вычитание по рисунку.
  2. Знать структуру текстовой задачи.
  3. Научить выполнять анализ задачи.

Развивающие:

  1. Развивать моторику рук, мышление и связную речь с использованием математических терминов.
  2. Развивать внимание при помощи устного счета.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебным принадлежностям.
  2. Воспитывать аккуратность, организованность, усидчивость.

Этап

Образовательная цель этапа урока

   
 Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне



Словесный: беседа.
Форма организации: фронтальная.

 

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марьяна Марселевна и сегодня я проведу у вас урок математики. Проверьте свою готовность к уроку: есть ли у вас на столах учебник, рабочая тетрадь, пенал? Садитесь.

- Беритесь, ребята,

Скорей за работу -

Учитесь считать,

Чтоб не сбиться со счёту!

1. Показывают готовность к уроку.

Метапредметные: Р:самостоятельно организовывать свое рабочее место



Актуализация знаний и мотивация

(5-7 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа. Практический: упражнение.
Форма организации: индивидуальная, фронтальная.

1. Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.

-Начнём мы наш урок с логической разминки.

  • Какое однозначное число самое маленькое? (1)
  • Какое однозначное число самое большое? (9)
  • Назовите самое маленькое двузначное число. (10)
  • Первое слагаемое 3, второе слагаемое 5. Чему равна сумма? (8)

-Сколько на рисунке треугольников? (8)

-Какие выражения подходят к рисунку? Объясните, что они означают.

-Какое число при счете идет перед числом 4, 7, 9, 10?
-Какое число при счете идет после числа 3, 1, 6, 2?
-Назовите соседей чисел 1, 9, 5.

-Отлично, ребята, вы справились с этим заданием!

1.Воспроизведение учащимися умений и навыков.

Предметные: знать термины «слагаемое», «сумма»;

уметь определять числа;

уметь устно считать.

Метапредметные:

Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П:осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Л: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающие социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Рисунок

2021-11-19_05-53-01.png

2021-11-19_05-51-09.png

  Постановка учебной задачи
(2-3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа.
Форма работы: фронтальная.

1. Умение использовать имеющиеся знания и умения.

 

-Дети, посмотрите на доску. Кто это?

-Ёжику дали задание составить задачу. Вот что он составил:

На одной ветке висело 3 шишки, а на другой 2 шишки.

- Скажите, ребята, это задача?

- А почему вы так решили?

- Давайте вспомним компоненты задачи.

- Молодцы, помогли ежику.

  • -Внимательно рассмотрите рисунок. Попробуйте составить по этому рисунку задачу. (Маша нашла 2 маленьких гриба и 3 больших. Сколько всего грибов нашла Маша?)
  • Повторите условие задачи.
  • -Как зовут девочку? (Маша)
  • -Что она нашла? (Грибы)
  • -Что известно в задаче? (Маша нашла 2 маленьких гриба и 3 больших)
  • -Как называется часть, в которой говорится, что известно? (Условие)
  • -Как решить задачу? (2 + 3)
  • -Назовите ответ. (5)

-Итак, ребята, как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

-Тема: «Задача. Составление задач на сложение и вычитание по рисунку».

-Исходя из нашей темы, попробуем поставить себе цель на урок. Чему мы должны будем научиться в течении урока?

-Отлично, тогда скорее продолжим нашу работу.

1.Выполняют задания.

-Ёжик.

-Нет.

-В задаче нет вопроса.

-Условие, вопрос, решение, ответ.

-Мы должны будем научиться составлять задачи на сложение и вычитание и решать их.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

На доске структурные компоненты задачи.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный: анализ.
Форма организации: фронтальная, парная .

1.Изучение нового материала.

2. Использование приёмов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.

-Откройте учебник на странице 90, задание 1. 

-Обсудим, что изображено на рисунке? 

 -Составьте задачу, в решении которой будет знак +. 

-Назовите решение задачи. (4 + 2 = 6 (ц.).)

-Ответьте на вопрос задачи. (У кормушки 6 цыплят.)
-Составьте задачу, в решении которой будет знак  -. 

-Назовите решение задачи. (6 — 4 = 2 (ц.).)

-Ответьте на вопрос задачи.  (К кормушке бегут 2 цыпленка.)
-Посмотрите на второй рисунок. О ком будем составлять задачи? (Об утятах.)
-Составьте устно задачу, в решении которой будет знак +. Теперь задачу, в решении которой будет знак -.

-Отлично, а теперь откройте ваши тетради. Сядьте прямо, спина должна быть прямая, обе ноги на полу, тетрадь под наклоном. Отступите 4 клетки от последней записи вниз, 10 клеток слева и на 11 клетке запишите сегодняшнее число. Сейчас вы поработаете в парах. Обсудите с вашим соседом, что изображено на рисунках 3 и 4 и составьте задачи, в решении которых будут знаки сложения и вычитания.

-Проверим.

Физминутка

1.Формулирование правила.

-4 цыпленка у кормушки клюют зерна, и 2 бегут к ним.

-У кормушки было 4 цыпленка. К ним прибежали еще 2 цыпленка. Сколько цыплят у кормушки?
-Во дворе 6 цыплят. У кормушки 4 цыпленка. Сколько цыплят еще бежит к кормушке?

Предметные: знать составляющие задачи;

уметь составлять задачи;

уметь работать в парах.

Метапредметные:

Р:учитывать выделение учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К:договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практический: упражнение.
Форма: индвидуальная.

1.Применение нового алгоритма решения.

-Выполним устно задание 3  – нужно прибавлять по два к нашим яблокам.

-Перейдем к следующему заданию – теперь нужно вычитать по 2.

-Теперь самостоятельно в тетради выполните задание №5. Нужно по рисунку закончить записи и составить новые на прибавление числа 1 и 2.

-Проверим, кто хочет прочитать нам своё решение этого задания?

1.Выполняют задания по новому алгоритму.

2. Выполняют самопроверку.

Предметные: уметь считать устно.

Метапредметные:

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

П:использовать знаково-символические средства;

К:формулировать собственное мнение и позицию;

Л:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная
рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: упражнение.
Форма: индивидуальная

1.Выполнение задания.

-Откройте рабочие тетради на странице 34 и самостоятельно выполните первое задание: по каждой схеме составьте задачу и решите её.

-А теперь выполните второе задание: дополните условие задачи и решите ее.

-Проверим.

1.Выполняют задание.

Предметные:

Метапредметные:

Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

П:ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученног


Форма: фронтальная.

1.Повторение изученного материала.

2.Выполнение задания.

-Поработаем над заданием, которое находится в учебнике на странице 91, под рисунком с кроликами.

-Задача первая, что мы видим в условии, что изображено в учебнике?

-Хорошо, что еще мы знаем в задаче.

-Как мы можем поставить вопрос, зная, что у Васи было 4 марки, а у Вики 2? Сколько всего….?

-Верно! И сколько же было марок? Как вы это нашли?

-Хорошо, теперь вторая задача. Что мы знаем из условия задачи?

-Что нам нужно найти?

-Как мы это найдём?

1.Выполняют задание.

-Мы видим, что у Васи было 4 марки.

-Что у Вики было 2 марки.

-Сколько всего было марок у ребят.

-6. 4+2=6

-Что у Милы было 4 шарика, но один шарик лопнул.

-Сколько шариков осталось у Милы.

- 4-1=3. 3 шарика осталось у Милы.

Предметные: уметь читать условия задач;

уметь решать задачи.

Метапредметные:

П:ориентироваться на разнообразие способов решения задач

К: формулировать собственное мнение и позицию

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения,
границ применения нового знания

Словесный: беседа.  
Форма: фронтальная.

1.Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности.

-Итак, наш урок подходит к концу, подведем итоги: о чем мы сегодня говорили на уроке?

 

-Какова была цель нашего урока?

-Как вы считаете, достигли ли мы этой цели, поднимите руку, кто так считает?

-Кто считает, что он хорошо поработал на уроке, поднимите руку?

-Вы молодцы! Вы решили все задания, и мы открыли с вами новое знание в математике!

-Спасибо за урок. До свидания!

1. Оценка учащимися своей деятельности на уроке.

-О задачах, о том, как их составлять по рисункам  и о том, как их решать.

-Научиться составлять и решать задачи на сложение и вычитание по рисунку.

Предметные:

уметь анализировать собственную деятельность.

Метапредметные:

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме

К:учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций

Л:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и технологическая карта урока по математике "Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел". 3 класс "Перспектива"

Конспект и технологическая карта урока по математике "Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел". 3 класс "Перспектива"...

Технологическая карта урока математики «Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость» (УМК «Школа России» 2 класс)

Тип урока: урок открытия нового знания.Цель урока: формирование умения решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость; установление связи между этими понятиями.Задачи урокаДидактические:Форми...

Технологическая карта урока математики - Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз (2 класс, УМК "Перспектива")

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИТема урока “Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз”Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формировать умен...

Технологическая карта урока математики по теме "Название компонентов действия вычитания. Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с названиями компонентов и результата действия вычитания, с чтением примеров, используя термины; формирован...