Сантиметр
план-конспект урока по математике (1 класс)

Ожигина Ольга Александровна
Формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем
сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными
универсальными мерками, т.е. единицами длины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл santimetr_otkrytyy_urok.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сантиметр.

Тип урока: урок «открытия» нового                            

Цель: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере, путем сравнения различных мерок в одинаковых отрезках и установления правила пользования едиными универсальными мерками, т.е. единицами длины.

Задачи: знакомим с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром; обучение пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины); показываем необходимость изучения данной темы для дальнейшего применения единиц длины в жизненных ситуациях;

развиваем математическую речь, наблюдательность, логическое мышление, повышаем внимание к изучаемому вопросу, самостоятельность в учебной деятельности, формируем навыки учебного труда;

воспитываем аккуратность, прививаем умение работать совместно;

     Планируемые результаты:

предметные: обучающиеся будут учиться измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков; анализировать, сравнивать, делать выводы.

метапредметные:

познавательные: будут учиться использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с моделями; преобразовывать модели;

регулятивные: будут учиться следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь;

коммуникативные: получат возможность научиться сотрудничать, договариваться работая в паре, малой группе; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;

личностные: могут быть сформированы адекватная самооценка;

личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.

Методы обучения: частично - поисковый, проблемный. 

Формы: парная, фронтальная, самостоятельная (индивидуальная)

Средства обучения: полоски бумаги одинаковые по форме, размеру; линейка; учебник. Образец полосок большего размера, большая линейка с делениями, компьютер, презентация (слайды).

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их.

 Начинаем урок математики.

 Сели ровно, спина прямая, плечи расправили. + эмоциональный настрой?

Девиз урока:

Внимательно слушайте и всё услышите!

Внимательно смотрите – и всё увидите!

Думайте – и всё обязательно поймёте! Удачи!

Подготовка к восприятию нового материала.

  1. Просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев»                

 - Сегодня мы начнём наш урок с просмотра отрывка из мультфильма «38 попугаев» СЛАЙД№1

 -  Чём измеряли героя мультфильма удава? (попугаем, мартышкой, слонёнком)

-  Чему равна его длина?  (38 попугаев, 5 мартышек, 2 слонёнка)

 - Почему измеряли одного и того же удава, а ответы получились разные?

 - В чём здесь ПРОБЛЕМА?

Сейчас мы с вами в этом разберёмся и раскроем этот секрет.

 2.) У вас на парте лежит рабочая тетрадь. Положите её перед собой.

 - Возьмите в руки синюю полоску.

- Это ваша мерка.

- Измерьте этой меркой ширину тетради

 -Работать будете в парах, поэтому не забывайте о сотрудничестве,

 Договоритесь (один прикладывает мерку к тетради, а другой считает, сколько раз  она уложится в ширине тетради)

-Какие результаты у вас получились?

- Как же так получилось, тетрадь одна и та же, а результаты разные.

- В чём ПРОБЛЕМА?

Давайте сравним полоски-мерки с соседними рядами.

(тихонечко подойдите к соседнему ряду и сравните полоски)

- Что вы заметили? (полоски разной длины)

Какой вывод:

(Чтобы измерить длину этой тетради, нужно выбрать одинаковые мерки)

3.) Я вам приготовила одинаковые мерки.  

 - Возьмите в руки красную полоску и измерьте теперь этой меркой ширину тетради.

 -  Работаем опять в парах  Договоритесь (один прикладывает мерку к тетради, а другой считает).

-Какие результаты у вас получились?    (ОДИНАКОВЫЕ)

- Какой ВЫВОД сделаем

 (Чтобы измерить ширину этой тетради, надо выбрать одинаковую мерку,

тогда результаты будут одинаковые)

2. Знакомство с единицами длины.

  -А кто знает, как (или какими мерками) сейчас измеряют длину? (ответы детей)

  - С одной из этих мерок мы с вами сегодня познакомимся.

 - Откройте свои учебники на стр. 66.

 - Прочитайте тему урока. (Сантиметр).                                            СЛАЙД №2.

 - В математике принято слово сантиметр сокращать «см», а читаем и произносим    «сантиметр»        

  - Давайте прочитаем

  -  Чему мы будем учится на уроке?

       1 задача Будем учиться измерять отрезки в сантиметрах

       2 задача Чертить отрезки заданной длины

  - Посмотрите на страницу учебника и  найдите мерку длиной 1 см.

  -  Рассмотрите её внимательно,

  -  Что можете сказать?  Сколько клеток в 1 см?       (в 1см-2клетки).

  - Возьмите красную мерку и приложите к отрезку в 1 см

  - Что заметили?  (они ОДИНАКОВЫЕ)

   - Значит, чему равна длина красной мерки? (1 см)

   - А теперь найдите красный отрезок. Подсчитайте, сколько он сантиметров?

   - Теперь найдите длину зеленого отрезка. Сколько см получилось?

   - Дети, мы с вами меряли длину тетради, сколько мерок получилось?   - Догадайтесь. А сколько это сантиметров?  (16см)

  3. Знакомство с линейкой.

    - Удобно ли вам было измерять длину такой маленькой меркой?

    -  Каким инструментом удобно пользоваться?    (линейкой)

    - Правильно. Будем учиться измерять отрезки при помощи линейки.

    -  Возьмите в руки линейку, рассмотрите её у себя и на слайде, сравните. СЛАЙД

    -  Что увидели?  

    -  Вы видите знакомый нам числовой ряд и деления.

    -  Расстояние от одного деления, обозначенного цифрой, до другого составляет 1 см

      - Рассмотрите следующий рисунок в учебнике.

     -  Какой длины синий отрезок? А синий карандаш? Что длиннее?

     - Посмотрите внимательно на слайд.                                    СЛАЙД №

     - Девочки измеряли отрезки

     - Почему у девочек получились разные ответы?   (ответы детей)_

       Основное правило точного измерения:                           СЛАЙД  №

  1. Прикладываю линейку к отрезку.
  2. Совмещаю цифру 0 на линейке с началом отрезка.
  3. Определяю число, соответствующее концу отреза. Это длина отрезка.
  4. Записываю результат.

3. Упражнение в измерении длины предметов.

    - А теперь, пользуясь этим правилом, измерим длину отвертки.

    - Сколько см получилось?        

    - Теперь измерим длину шурупа?                                            

    - Давайте проверим.  Посмотрите на слайд                         СЛАЙД №

     - Молодцы!

       (вспоминаем, чему должны научиться на уроке)

4.Упражнение в начертании отрезков

     - Мы научились измерять отрезки.?

    - Сейчас мы будем учиться их чертить.

   -  Откройте, пожалуйста, рабочие тетради, приготовьте карандаш и линейку.

    - Посмотрите, на отрезок красного цвета.

    - Как узнать, сколько см этот отрезок?   (ИЗМЕРИТЬ)

    - Как будете действовать? Вспомните правило измерения

     (Приложить линейку к отрезку,

    - совместить начало отрезка с цифрой ноль.

    - определить длину)

     - Какова длина красного отрезка

 Ваша задача начертить отрезок длиной 4 см. Как будем чертить? С чего начнём?

  1. Поставьте точку в тетради,
  2.  Приложите линейку, совместите точку с числом 0,
  3. Найдите длину заданного отрезка. Это число 4,
  4.  Поставьте тоску над числом 4
  5. Соедините точки по линейке.

 Всё понятно? Выполняйте.

(Если есть время, измеряем и чертим отрезок зелёного цвета по аналогии)

 Итог урока. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?

- С какой единицей длины мы познакомились?

 -Чему учились на уроке?

- Чему научились?

- Что больше всего понравилось? В чём были трудности? Почему?

- Оцените свою работу на уроке.

                                               

Давайте оценим свою работу.   СЛАЙД № 

Если всё поняли и вы легко справились с заданием ставим весёлый смайлик,  если возникли небольшие трудности грустный, а если было очень сложно и непонятно то .

Оцените свою работу.

 Урок закончен. Всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сантиметр. Закрепление.

Урок закрепления темы "Сантиметр" в 1 классе...

Сантиметр. Ломаная

Конспект урока по математике в 1 классе...

Урок математики для 1 класса по теме "Сантиметр"

Развитие эвристического мышления , воспитание  сознательной  дисциплины  на уроке, чувство товарищества при выполнении заданий в группе,. ознакомление с использованием сантиметра для из...

«Площадь фигуры. Квадратный сантиметр».

Я  проводила откытый урок по математике для 3 класса по этой теме. Хочу сказать, что урок был высшем уровне. Я савила такие цели: •    Познакомить с единицей измерения площади – к...

Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах

Сантиметр. Измерение отрезков в сантиметрах...