Рабочая программа по алгебре 7 класс 2021-2022 учебный год
рабочая программа по математике

Марина Леонидовна Тупицына

Содержание курса развивается “по спирали”, что позволяет:

  • неоднократно возвращаться к знакомому материалу на новом уровне;
  • формировать системные знания;
  • последовательно реализовать принцип “разделения трудностей”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_algebre_7_klass.docx68.56 КБ

Предварительный просмотр:

Коммунаровская средняя общеобразовательная школа филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Шороховской средней

общеобразовательной школы Исетского района Тюменской области

РАССМОТРЕНО

на заседании КМО

протокол №1 от

30 августа 2021 г

СОГЛАСОВАНО подпись МРР

заведующий филиала

 _______ Р.Р.Мещеров

30 августа 2021 г

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора школы № 208

от 31 августа 2021 г

Рабочая программа

по алгебре

7 класс

2021-2022 учебный год

(основное общее образование)

                                                                               Составитель: Тупицына М.Л.

                                                                учитель математики

                                                                                             первой квалификационной категории

п. Коммунар

2021 г.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Изучение алгебры дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

 Личностные:

  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные:

  • представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • сформированность учебной  и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные:

  • сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
  • сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
  • владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
  • владение стандартными приёмами решения линейных и рациональных уравнений; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений;
  • сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей;
  • умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин.

Обучающийся научится:

Знать/понимать:

  • математический язык;
  • свойства степени с натуральным показателем;
  • определение одночлена и многочлена, операции над одночленами и многочленами; формулы сокращенного умножения; способы разложения на множители;
  • линейную функцию её свойства и график;
  • квадратичную функцию и её график;
  • способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными;

должны уметь:

  • составлять математическую модель при решении задач;
  • выполнять действия над степенями с натуральными показателями показателем не равным нулю, используя свойства степеней;
  • выполнять арифметические операции над одночленами и многочленами, раскладывать многочлены на множители, используя метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения;
  • строить графики линейной и квадратичной функции;
  • решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
  • владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;
  • работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других;
  • извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
  • пользоваться предметным указателем, энциклопедией и справочником для нахождения информации;
  • самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем.

  1. Содержание учебного предмета.

Содержание курса развивается “по спирали”, что позволяет:

  • неоднократно возвращаться к знакомому материалу на новом уровне;
  • формировать системные знания;
  • последовательно реализовать принцип “разделения трудностей”.

1. Дроби и проценты

      Обыкновенные и десятичные дроби, вычисления с рациональными числами. Степень с натуральным показателем. Решение задач на проценты. Статистические характеристики: среднее арифметическое, мода, размах.

      Основная цель – систематизировать и обобщить сведения об обыкновенных и  десятичных дробях, обеспечить на этой основе дальнейшее развитие вычислительных навыков, умение решать задачи на проценты; сформировать первоначальные умения статистического анализа числовых данных.

       В соответствии с идеологией курса данная тема представляет собой блок арифметических вопросов. Основное внимание уделяется дальнейшему развитию вычислительной культуры: отрабатываются умения находить десятичные эквиваленты или десятичные приближения обыкновенных дробей, выполнять действия с числами, в том числе с использованием калькулятора. Продолжается начатая в 6 классе работа по вычислению числовых значений буквенных выражений. Вычислительные навыки учащихся получают дальнейшее развитие при изучении степени с натуральным показателем; учащиеся должны научиться находить значения выражений, содержащих действия возведения в степень, а также записывать большие и малые числа с использованием степеней числа 10. Продолжается решение задач на проценты. Однако в этой теме рассматриваются более сложные по сравнению с предыдущим годом задачи.

       Основное содержание последнего блока темы – знакомство с некоторыми статистическими характеристиками. Учащиеся должны научиться в несложных случаях находить среднее арифметическое, моду и размах числового ряда.

2. Прямая и обратная пропорциональности

      Представление зависимости между величинами с помощью формул. Прямо пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости. Пропорции, решение задачи с помощью пропорций.

      Основная цель – сформировать представления о прямой и обратной пропорциональностях величин; ввести понятие пропорции и научить учащихся использовать пропорции при решении задач.

      Изучение темя начинается с обобщения и систематизации знаний учащихся о формулах, описывающих зависимости между величинами. Вводится понятие переменной, которое с этого момента должно активно использоваться в речи учащихся. В результате изучения материала учащиеся должны уметь осуществлять перевод задач на язык формул, выполнять числовые подстановки в формулы, выражать переменные из формул. Особое внимание уделяется формированию представлений о прямой и обратной пропорциональной зависимостях и формулам, выражающим такие зависимости между величинами. Формируется представление о пропорции и решении задач с помощью пропорций.

3. Введение в алгебру

     Буквенные выражения, числовые подстановки в буквенное выражение. Преобразование буквенных выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.

     Основная цель – сформировать у учащихся первоначальные представления о языке алгебры, о буквенном исчислении; научить выполнять элементарные базовые преобразования буквенных выражений.

        В 7 классе начинается систематическое изучение алгебраического материала и данная тема представляет собой первый проход соответствующего блока вопросов.

       Введение буквенных равенств мотивируется опытом работы с числами, осознанием и обобщением приемов вычислений. На этом этапе раскрывается смысл свойств арифметический действий как законов преобразований буквенных выражений, формируются умения упрощать несложные произведения, раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые.  

4. Уравнения

     Уравнения. Корни уравнения. Линейное уравнение. Решение текстовых задач методом составления уравнения.

      Основная цель – познакомить учащихся с понятиями уравнения и корня уравнения, с некоторыми свойствами уравнения; сформировать умения решать несложные линейные уравнения с одной переменной; начать обучение решению текстовых задач   алгебраическим способом.

        Целесообразно, чтобы уравнение в курсе появилось как способ перевода фабульных ситуаций на математический язык. Такому переводу должно быть уделено достаточное внимание. Следует рассмотреть некоторые приемы составления уравнения по условию задачи, возможность составления разных уравнений по одному и тому же условию, сформировать умение выбирать наиболее предпочтительный для конкретной задачи вариант уравнения. Переход к алгебраическому методу решения задач одновременно служит мотивом для обучения способу решения уравнений. Основное внимание в этой теме уделяется решению линейных уравнений с одной переменной, показываются некоторые технические приемы решения.

5. Координаты и графики

     Числовые промежутки. Расстояние между точками на координатной прямой. Множества точек на координатной плоскости. Графики зависимостей у = х, у = х2, у = х3, у = .  Графики реальных зависимостей.

    Основная цель – развить умения, связанные с работой на координатной прямой и на координатной плоскости; познакомить с графиками зависимостей у = х, у = - х,  у = х2, у = х3, у = ; сформировать первоначальные навыки интерпретации графиков  реальных зависимостей.  

      При изучении курса математики в 5-6 классах учащиеся познакомились с идеей координат. В этой теме делается следующий шаг: рассматриваются различные множества точек на координатной прямой и на координатной плоскости, при этом формируется умение переходить от алгебраического описания множества точек к геометрическому изображению и наоборот. Рассматривается формула расстояния между точками координатной прямой.

       При изучения темы учащиеся знакомятся с графиками таких зависимостей, как у = х,

у = - х,  у = х2, у = х3, у = . В результате учащиеся должны уметь  достаточно быстро строить каждый из перечисленных графиков, указывая его характерные точки. Сформированные умения могут стать основой для выполнения заданий на построения графиков кусочно-заданных зависимостей.

      Специальное внимание в данной теме уделяется работе с графиками реальных зависимостей – температуры, движения и пр., причем акцент должен быть сделан на считывание с графика нужной информации. Важно, чтобы учащиеся получили представление об использование графиков в самых различных областях человеческой деятельности.

6. Свойства степени с натуральным показателем

    Произведение и частное степеней с натуральными показателями. Степень степени, произведения и дроби. Решение комбинаторных задач, формула перестановок.

Основная цель – выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями; научить применять правило умножения при решении комбинаторных задач.

Учащимся уже знакомо определение степени с натуральным показателем,  и у них есть некоторый опыт преобразований выражений, содержащих степени, на основе определения. Основное содержание данной темы состоит в  рассмотрении свойств степени и выполнении действий со степенями. Сформированные умения могут найти применение при  выполнении заданий на сокращение дробей, числители и знаменатели которых – произведения, содержащие степени.

В этой же теме продолжается обучение решению комбинаторных задач, в частности задач, решаемых на основе комбинаторного правила умножения. Дается специальное название одному из видов комбинаций – перестановки и рассматривается формула для вычисления числа перестановок. Это первая комбинаторная формула, сообщаемая учащимся.

7. Многочлены

       Одночлены и многочлены. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Формулы сокращенного умножения: квадрат суммы и квадрат разности, куб суммы и куб разности.

         Основная цель – выработать умения выполнять действия с многочленами, применять формулы  квадрата суммы и квадрата разности, куба суммы и куба разности для преобразования квадрата и куба двучлена в многочлен.

         Изучение данной темы опирается на знания, полученные при изучения темы «Введение в алгебру». Используются свойства алгебраических сумм и произведений, правила раскрытия скобок   и приведения подобных слагаемых. Терминами «одночлен» и «многочлен» называются такие алгебраические выражения, с которыми учащиеся, по сути, уже имели дело.

       Основное внимание в данной теме уделяется рассмотрению алгоритмов выполнения действий над многочленами – сложения, вычитания, умножения, при этом подчеркивается следующий теоретический факт: сумму, разность и произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. В ходе практической деятельности учащиеся должны выполнять задания комплексного характера, предусматривающие выполнение нескольких действий. Однако следует иметь в виду, что на этом этапе основным результатом является овладение собственно алгоритмами действий над многочленами, а преобразованием целых выражений будет уделено внимание еще в 8 классе. Овладение действиями с многочленами сопровождается развитием умений решать  линейные уравнения и применять алгебраический метод решения текстовых задач.

8. Разложение многочленов на множители

        Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формула разности квадратов, формула суммы кубов и разности кубов. Решение уравнений с помощью разложения на множители.

       Основная цель – Выработать умение выполнять разложение на множители с помощью вынесения общего множителя за скобки и способом группировки, а также с применением формул сокращенного умножения.

      Вопрос о разложении многочлена на множители дается в виде отдельной темы, в которую отнесено также знакомство с формулами разности квадратов, разности и суммы кубов. Рассматриваются некоторые специальные приемы преобразования многочленов, после которых становится возможным применение способа группировки: разбиение какого-то члена многочлена на два слагаемых и более, а также прием «прибавить» - «вычесть».  

        Важно, чтобы формируемый аппарат нашел применение. Поэтому в ходе изучения темы целесообразно продолжить формирование умений сокращать дроби и рассмотреть приемы решения уравнений на основе равенства произведения нулю.

9. Частота и вероятность

       Частота случайного события. Оценка вероятности случайного события по его частоте. Сложение вероятностей.

        Основная цель – показать возможность оценивания вероятности случайного события по его частоте.

       Особенностью предлагаемой методики является статистический подход к понятию вероятности: вероятность случайного события оценивается по его частоте при проведении достаточно большой серии экспериментов. Такой подход требует реального проведения опытов в ходе учебного процесса. Так как для стабилизации частоты необходимо большое число экспериментов, то рекомендуется такая форма урока, как работа в малых группах. Процесс стабилизации частоты полезно иллюстрировать с помощью графика.

10. Повторение

  1. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

урока

Наименование разделов, тем

Количество часов

Дроби и проценты

12

1

Сравнение дробей.

1

2

Вычисления с рациональными числами.

1

3

Вычисления с рациональными числами

1

4

Степень с натуральным показателем.

1

5

Степень с натуральным показателем

1

6

Задачи на проценты.

1

7

Задачи на проценты.  ПВ. Решение задач на проценты.

1

8

Задачи на проценты

1

9

Задачи на проценты

1

10

Статистические характеристики.

1

11

Статистические характеристики

1

12

Контрольная работа №1 по теме «Дроби и проценты».

1

Прямая и обратная пропорциональности

10

13

Зависимости и формулы.

1

14

Зависимости и формулы.

1

15

Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.

1

16

Прямая пропорциональность. Обратная пропорциональность.

1

17

Пропорции. Решение задач с помощью пропорций.

1

18

Пропорции. Решение задач с помощью пропорций.

1

19

Пропорциональное деление.

1

20

Пропорциональное деление.

1

21

Пропорциональное деление.

1

22

Контрольная работа №2 по теме «Прямая и обратная пропорциональность».

1

Введение в алгебру

10

23

Буквенная запись свойств действий над числами.

1

24

Преобразование буквенных  выражений.

1

25

Преобразование буквенных  выражений.

1

26

Преобразование буквенных  выражений.

1

27

Раскрытие скобок.

1

28

Раскрытие скобок.

1

29

Приведение подобных слагаемых.

1

30

Приведение подобных слагаемых.

1

31

Приведение подобных слагаемых.

1

32

Контрольная работа №3 по теме «Введение в алгебру».

1

Уравнения

10

33

Алгебраический способ решения задач.

1

34

Корни уравнения.

1

35

Решение уравнений.

1

36

Решение уравнений.

1

37

Решение уравнений.

1

38

Решение задач с помощью уравнений.

1

39

Решение задач с помощью уравнений.

1

40

Решение задач с помощью уравнений.

1

41

Решение задач с помощью уравнений.

1

42

Контрольная работа № 4 по теме «Уравнения».

1

Координаты и графики

9

43

Множества точек на координатной прямой.

1

44

Расстояние между точками координатной прямой.

1

45

Множества точек на координатной плоскости.

1

46

Графики.

1

47

Графики.

1

48

Ещё несколько важных графиков

1

49

Ещё несколько важных графиков

1

50

Графики вокруг нас. ПВ. Составление и чтение графиков погоды на текущий месяц в «Коммунаре»

1

51

Контрольная работа №5 по теме «Координаты и графики».

1

Свойство степени с натуральным показателем

9

52

Произведение и частное степеней

1

53

Произведение и частное степеней

1

54

Произведение и частное степеней

1

55

Степень степени, произведения и дроби

1

56

Степень степени, произведения и дроби

1

57

Решение комбинаторных задач.  ПВ. Использование комбинаторных задач при решении вопросов повседневной жизни.

1

58

Решение комбинаторных задач

1

59

Перестановки.  ПВ. Решение задач хозяйственного назначения способом перестановки.

1

60

Контрольная работа№6 по теме «Свойства степени с натуральным показателем»

1

Многочлены

15

61

Одночлены и многочлены.

1

62

Сложение и вычитание многочленов.

1

63

Сложение и вычитание многочленов.

1

64

Умножение одночлена на многочлен.

1

65

Умножение одночлена на многочлен.

1

66

Умножение многочлена на многочлен.

1

67

Умножение многочлена на многочлен.

1

68

Формулы квадрата суммы и квадрата разности.

1

69

Формулы квадрата суммы и квадрата разности.

1

70

Формулы квадрата суммы и квадрата разности.

1

71

Решение задач с помощью уравнений.

1

72

Решение задач с помощью уравнений

1

73

Решение задач с помощью уравнений

1

74

Решение задач с помощью уравнений

1

75

Контрольная работа №8 по теме «Многочлены».

1

Разложение многочленов на множители

15

76

Вынесение общего множителя за скобки.

1

77

Вынесение общего множителя за скобки.

1

78

Способ группировки.

1

79

Способ группировки.

1

80

Способ группировки.

1

81

Формула разности квадратов.

1

82

Формула разности квадратов

1

83

Формулы разности и суммы кубов.

1

84

Формулы разности и суммы кубов.

1

85

Разложение на множители с применением нескольких способов.

1

86

Разложение на множители с применением нескольких способов.

1

87

Разложение на множители с применением нескольких способов.

1

88

Решение уравнений с помощью разложения на множители.

1

89

Решение уравнений с помощью разложения на множители.

1

90

Контрольная работа по теме «Разложение многочлена на множители»

1

Частота и вероятность

6

91

Относительная частота случайного события.

1

92

Относительная частота случайного события.

1

93

Вероятность случайного события.

1

94

Вероятность случайного события.

1

95

Вероятность случайного события.

1

96

Контрольная работа №10 по теме «Частота и вероятность».

1

Повторение

6

97

Вероятность случайного события

1

98

Контрольная работа по№10 теме «Частота и вероятность»

1

99

Уравнения. Свойство степени с натуральным показателем и ее свойства

1

100

Формулы сокращенного умножения

1

101

Итоговая контрольная работа

1

102

Работа над ошибками

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справка по итогам проверки рабочих программ учителей начальных классов 2013-2014 учебный год

Справка по итогам проверки рабочих программ учителей начальных классов 2013-2014 учебный год...

Рабочая программа математика 1 класс 2017-2018 учебный год Школа России М. И. Моро

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения математики в 1 классе, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспеч...

Рабочая программа ИЗО 1 класс 2017-2018 учебный год Школа России Б. М. Неменский

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа музыка 1 класс 2017-2018 учебный год Школа России Е. Д. Критская

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа Математика 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России М. И. Моро

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа ИЗО 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России Б. М. Неменский

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...

Рабочая программа Технология 4 класс 2016-2017 учебный год Школа России Е. А. Лутцева

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты изучения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение...