открытый урок по математике
план-конспект урока по математике (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Единицы времени. Год, месяц
Тип урока: Урок изучения новой темы
Цели и задачи урока:
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с новыми единицами времени: год, месяц, неделя; научить пользоваться табель-календарем; закреплять вычислительные навыки; совершенствовать умение решать задачи.
- учить вести поиск информации фактов, закономерностей.
- прививать у детей стремление рационально использовать время; воспитывать бережное отношение ко времени;
- способствовать развитию интереса к математике; развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.
Методы: - словесные методы: объяснение, беседа, работа с учебником и
книгой;
- наглядные методы: наблюдение;
-практические методы: поисковый, практическая работа в парах.
Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре.
Ожидаемый результат:
- знать что такое (сутки, месяц, год); уметь измерять время, уметь пользоваться календарем;
- расширение знаний о времени;
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
- обогащение словарного запаса.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, календарь
Ход урока
1. Организационный момент
- Добрый день.Я рада видеть вас всех на уроке математики.
- Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку. Что вам сегодня понадобится для успешной работы? (Внимательные глаза, чуткие уши, сообразительные головы и конечно же, хорошее настроение). Желаю вам успехов на работе! Запишите число 22 декабря, в классе.
2. Устный счет
Вставь пропущенные числа
:9:10=10:5
12:6= :7
18:3= *2
72: +15=24
42: +7=13
3. Актуализация опорных знаний
7 м, 17см, 27кг, 3дм, 47ч. Что интересного в ряде чисел? (чмсла увеличиваются на 10, в разряде единиц у них цифра 7, все числа именованные.)
- Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел (нельзя сложить, т.к. это значения разных величин).
- единицы измерения каких величин здесь есть? (Длины, площади, массы, времени).
- Время – это величина? (Да, его можно измерить и результат выразить числом).
Если хотите узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадку: Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его? (Это время.) Что такое время?
- Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с единицами времени. Что же сегодня на уроке будем делать?
Будем мы сейчас читать,
и считать, и умножать,
Увлекательно учиться
«Время» будем изучать.
Что такое время? Этим вопросом задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, отправление автобуса из Закаменска в Дутулур, начало рабочего дня, занятий в школе, спортивных соревнований и передач по телевидению- все это происходит в точное назначенный час. Во многих европейских языках «время» - одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Какие знаете выражения?
Нет времени
Время летит
Тратить время
Убить время
Времени хоть отбавляй
Экономить время
Давайте не будем тратить время и послушаем сказку.
В. Даль «СТАРИК — ГОДОВИК»
Вышел старик — годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Что за 3 птицы вылетали? (Эта тройка-месяцы зимы)
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Стал снег таять, на полях показались цветы. Какую следующую тройку птиц выпустил старик годовик? (Эта тройка-месяцы весны)
Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. О каком времени идет речь? (о лете) Назовите летние месяцы
Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер. Посыпался частый дождь. Кто отгадал, о каком времени идет речь? (осень). Назовите осенние месяцы
А птицы были непростые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев.
Что это за птицы вылетали из рукава старика- годовика? (месяцы)
Какие это четыре крыла у каждой птицы? (неделя)
Какие семь перьев в каждом крыле? (день недели)
Почему старика волшебника годовиком называют? (4 времени года составляют год)
На экране появляется надпись:
- Старик – годовик - год
- Птица – месяц
- Крыло – неделя
- Перо - сутки
Это и есть тема сегодняшнего урока.
Откройте тетради, запишите тему урока «Единицы времени. Год, месяц.».
Вставьте пропущенные цифры:
Год - ? месяцев
Месяц - ? дней
Неделя -? дней, суток
Сутки - ? часа
Год содержит 365 суток, каждый четвертый год - високосный – 366 дней
Что же такое год? (Смена всех сезонов: зима, весна, лето, осень)
Какой предмет помогает определить дату? (календарь)
Раньше в старину люди делали зарубку, отмечая дни. Этот способ был очень неудобным, тогда был придуман и составлен календарь.
Календарь – это способ исчисления времени. Календарь служит для измерения очень больших промежутков времени - от суток до тысячелетий.
Египетский астроном предложил разделить год на 12 месяцев. Сделать их одинаковыми не получалось, поэтому в месяце 30 или 31 день, и лишь в феврале 28 дней. Какие бывают календари? Познакомимся с ними. (слайд)
Проверочная работа
Вставь пропущенные месяцы года, не глядя в календари. Подчеркни синим карандашом зимние месяцы.
Январь → | → | Март → | Апрель → | → | Июнь ↓ |
↑ декабрь | ← | ← октябрь | ← | ← | ← июль |
- Посмотрите на календарь и поставьте плюсы-минусы.
Физминутка
Сколько дней в неделе? (7)
Столько мы присядем.
Сколько месяцев в году? (12)
Столько руки подниму
сколько месяцев зимой? (3)
На левой прыгаем с тобой
Сколько месяцев весной? (3)
На правой прыгаем с тобой
Сколько летом отдыхаем? (3)
Какое сегодня число?
Найдите в календаре день недели.
Что обозначает слово «Неделя»? Прочитайте внимательно текст и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.
В неделе 7 дней. Это число не делится ни на 2, ни на 3, ни на 4 части без остатка. Оно делится только на единицу или на само себя. Вот его и назвали - неделя. А понедельник – это день, который идет после недели. Вторник- второй, среда- середина, третий день. Четверг – четвертый, пятница- пятый. А суббота? Как это слово понять? Суббота значит «шесть», на языке древних вавилонян (в древности было такое государство Вавилон). Народа и государства такого уже нет, а слово осталось. Название седьмого дня недели – воскресенья пришло из церковного словаря.
Вопросы:
- Какие дни недели названы по названию чисел?
- Откуда произошло название «среда»? А – суббота? Что узнали о воскресенье?
XI. Задания на развитие мышления
Замени числа словами по смыслу. (Слайд)
Обещанного три года ждут.
Делу время, а потехе час.
Неделя год кормит
(Обещанного 36 месяцев ждут.
Делу время, а потехе 60 минут.
7суток 12 месяцев кормит.)
Работа по учебнику стр. ???????
Игра «Да, нет»
Если вы согласны – хлопаете в ладоши, не согласны - тишина.
В году 12 месяцев?
Декабрь-первый месяц в году?
Воскресенье – последний день н6едели?
Осенью3 месяца?
В году 365 дней?
В неделе 5 суток?
В каждом месяце по 30 дней?
XI. Итог урока.
1)- О чём сегодня говорили на уроке? Что нового узнали?
- Какие единицы измерения времени вы знаете? (Сутки, час, минута, секунда, неделя, месяц, год)
Мы знаем, время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
Бывают у него застои.
А иногда оно течёт
Ненагруженное, пустое,
Часов и дней напрасный счёт.
Пусть равномерны промежутки,
Что разделяют ваши сутки.
Но, положив их на весы,
Находим долгие минутки,
И очень краткие часы.
- Как вы думаете, для чего я вам прочитала это стихотворение?
(Нужно бережно относиться ко времени. И меньше времени уделять пустякам.)
XII. Домашнее задание. Ответь на вопросы. (каждому дифференцированно – по уровню сложности- дается вопрос)
- Назови по другому: 10 мин девятого, половина второго, без пяти шесть.
- Сколько это месяцев: полгода, полтора года, два с половиной года.
- Сколько полных недель в каждом месяце года? Есть ли такой месяц, в котором 5 полных недель? Ровно 4 недели?
- Ученик готовил домашние задания и вел учет своих занятий: на чтение затратил 15 мин, на письмо – 20 мин, на математику 30 мин. Сколько времени затратил ученик на подготовку уроков? Сделай и ты учет времени, которое затрачивается на подготовку уроков?
- Назови зимние месяцы. Сколько в каждом из них дней? Сколько всего дней в зимних месяцах?
- Назови времена года.
- Назови летние месяцы. Сколько в каждом из них дней? Сколько всего дней в летних месяцах?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"
Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...
Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"
(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и ху...
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013
Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классеУМК «Начальная школа 21 века» ...
открытый урок по математике "Путешествие на мыс математики"
Урок проведен для закрепления таблицы умножения и деления на 2...
Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.
Урок изучения нового материала проведён по теме "Таблица умножения и деления с числом 9" ФГОС на муниципальном уровне по программе "Школа России"....