открытый урок по математике
план-конспект урока по математике (4 класс)

Сэрэгма

математика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok10.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:        Единицы времени. Год, месяц

Тип урока:                Урок изучения новой темы

Цели и задачи урока:  

   

 Цели и задачи:

  1. познакомить учащихся с новыми единицами времени: год, месяц, неделя; научить пользоваться табель-календарем; закреплять вычислительные навыки; совершенствовать умение решать задачи.
  2. учить вести поиск информации фактов, закономерностей.
  3. прививать у детей стремление рационально использовать время; воспитывать бережное отношение ко времени;
  4. способствовать развитию интереса к математике; развивать эмоционально-волевую сферу учащихся.

Методы: - словесные методы: объяснение, беседа, работа с учебником и

книгой;

 - наглядные методы: наблюдение;

 -практические методы: поисковый, практическая работа в парах.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная, работа в паре.

Ожидаемый результат:

- знать что такое (сутки, месяц, год); уметь измерять время, уметь пользоваться календарем;

- расширение знаний о времени;

- повышение активности учащихся  на уроках;

- улучшение результатов обучения;

- использование учащимися приобретённых знаний и  умений в практической деятельности и повседневной жизни.

- обогащение словарного запаса.

Оборудование:        компьютер, мультимедийный проектор, учебник, тетрадь, календарь

Ход урока

1. Организационный момент

- Добрый день.Я рада видеть вас всех на уроке математики.

 - Посмотрите, всё ли у вас  готово к уроку.  Что вам сегодня понадобится для успешной работы? (Внимательные глаза, чуткие уши, сообразительные головы и конечно же, хорошее настроение). Желаю вам успехов на работе! Запишите число 22 декабря, в классе.

2. Устный счет

Вставь пропущенные числа

        :9:10=10:5

12:6=                :7

18:3=             *2

72:        +15=24

42:        +7=13

3. Актуализация опорных знаний

7 м, 17см, 27кг, 3дм, 47ч. Что интересного в ряде чисел? (чмсла увеличиваются на 10, в разряде единиц у них цифра 7, все числа именованные.)

- Найдите сумму наибольшего и наименьшего чисел (нельзя сложить, т.к. это значения разных величин).

- единицы измерения каких величин здесь есть? (Длины, площади, массы, времени).

- Время – это величина? (Да, его можно измерить и результат выразить числом).

Если хотите узнать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадку:  Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его? (Это время.) Что такое время?

- Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с единицами времени. Что же сегодня на уроке будем делать?

Будем мы сейчас читать,

и считать, и умножать,

Увлекательно учиться

«Время» будем изучать.

Что такое время? Этим вопросом задавался каждый человек. В современном мире очень важно знать, что такое время. Отправление поездов, вылет самолетов, отправление автобуса из Закаменска в Дутулур, начало рабочего дня, занятий в школе, спортивных соревнований и передач по телевидению- все это происходит в точное назначенный час. Во многих европейских языках «время» - одно из самых употребительных имен существительных. В русском языке мы тоже можем найти немало выражений с этим словом. Какие знаете выражения?

Нет времени

Время летит

Тратить время

Убить время

Времени хоть отбавляй

Экономить время

Давайте не будем тратить время и послушаем сказку.

В. Даль «СТАРИК — ГОДОВИК»
Вышел старик — годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.  
Что за 3 птицы вылетали? (Эта тройка-месяцы зимы)
Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Стал снег таять, на полях показались цветы.
Какую следующую тройку птиц выпустил старик годовик? (Эта тройка-месяцы весны)
Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
О каком времени идет речь? (о лете) Назовите летние месяцы
Махнул старик-годовик четвёртый раз — и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер. Посыпался частый дождь.
Кто отгадал, о каком времени идет речь? (осень). Назовите осенние месяцы

А птицы были непростые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев.


Что это за птицы вылетали из рукава старика- годовика? (месяцы)
Какие это четыре крыла у каждой птицы? (неделя)
Какие семь перьев в каждом крыле? (день недели)
Почему старика волшебника годовиком называют? (4 времени года составляют год)

На экране появляется надпись:

  • Старик – годовик - год
  • Птица – месяц
  • Крыло – неделя
  • Перо - сутки

Это и есть тема сегодняшнего урока.

Откройте тетради, запишите тему урока «Единицы времени. Год, месяц.».

 

Вставьте пропущенные цифры:

Год - ? месяцев

Месяц - ? дней

Неделя -? дней, суток

Сутки - ? часа

Год содержит 365 суток, каждый четвертый год - високосный – 366 дней

Что же такое год? (Смена всех сезонов: зима, весна, лето, осень)

Какой предмет помогает определить дату? (календарь)

Раньше в старину люди делали зарубку, отмечая дни. Этот способ был очень неудобным, тогда был придуман и составлен календарь.

Календарь – это способ исчисления времени. Календарь служит для измерения очень больших промежутков времени - от суток до тысячелетий.

Египетский астроном предложил разделить год на 12 месяцев. Сделать их одинаковыми  не получалось, поэтому в месяце 30 или 31 день, и лишь в феврале 28 дней. Какие бывают календари? Познакомимся с ними. (слайд) 

Проверочная работа

Вставь пропущенные  месяцы  года, не глядя в календари. Подчеркни синим карандашом  зимние месяцы.

Январь →

               →

Март   →

Апрель →

              →

Июнь    ↓

↑  декабрь

←  октябрь

     ← июль

- Посмотрите на календарь и поставьте плюсы-минусы.

Физминутка

Сколько дней в неделе? (7)

Столько мы присядем.

Сколько месяцев в году? (12)

Столько руки подниму

сколько месяцев зимой? (3)

На левой прыгаем с тобой

Сколько месяцев весной? (3)

На правой прыгаем с тобой

Сколько летом отдыхаем? (3)

Какое сегодня число?

Найдите в календаре день недели.

Что обозначает слово «Неделя»? Прочитайте внимательно текст и приготовьтесь отвечать на мои вопросы.

В неделе 7 дней. Это число не делится ни на 2, ни на 3, ни на 4 части без остатка. Оно делится только на единицу или на само себя. Вот его и назвали - неделя. А понедельник – это день, который идет после недели. Вторник- второй, среда- середина, третий день. Четверг – четвертый, пятница- пятый.  А суббота? Как это слово понять? Суббота значит «шесть», на языке древних вавилонян (в древности было такое государство Вавилон). Народа и государства такого уже нет, а слово осталось. Название седьмого дня недели – воскресенья пришло из церковного словаря.

Вопросы:

- Какие дни недели названы   по названию чисел?

- Откуда  произошло название «среда»? А – суббота? Что узнали о воскресенье?  

XI. Задания на развитие мышления

 Замени числа словами по смыслу. (Слайд)

 Обещанного три года ждут.

Делу время, а потехе час.

Неделя год кормит

(Обещанного 36 месяцев  ждут.

Делу время, а потехе 60 минут.

 7суток 12 месяцев  кормит.)

Работа по учебнику стр. ???????

 Игра «Да, нет»

Если вы согласны – хлопаете в ладоши, не согласны - тишина.

В году 12 месяцев?

Декабрь-первый месяц в году?

Воскресенье – последний день н6едели?

Осенью3 месяца?

В году 365 дней?

В неделе 5 суток?

В каждом месяце по 30 дней?

XI. Итог урока.

1)-  О чём сегодня говорили на уроке? Что нового узнали?

- Какие единицы измерения времени вы знаете? (Сутки, час, минута, секунда, неделя, месяц, год)

Мы знаем, время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои.

А иногда оно течёт

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счёт.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют ваши сутки.

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки,

И очень краткие часы.

- Как вы думаете, для чего я вам прочитала это стихотворение?

(Нужно бережно относиться ко времени. И меньше времени уделять пустякам.)

XII. Домашнее задание. Ответь на вопросы. (каждому дифференцированно – по уровню сложности- дается вопрос)

  1. Назови по другому: 10 мин девятого, половина второго, без пяти шесть.
  2. Сколько это месяцев: полгода, полтора года, два с половиной года.
  3. Сколько полных недель в каждом месяце года? Есть ли такой месяц, в котором 5 полных недель? Ровно 4 недели?
  4. Ученик готовил домашние задания и вел учет своих занятий: на чтение затратил 15 мин, на письмо – 20 мин, на математику 30 мин. Сколько времени  затратил ученик на подготовку уроков? Сделай и ты учет времени, которое затрачивается на подготовку уроков?
  5. Назови зимние месяцы. Сколько в каждом из них дней? Сколько всего дней в зимних месяцах?
  6. Назови времена года.
  7. Назови летние месяцы. Сколько в каждом из них дней? Сколько всего дней в летних  месяцах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс"

Открытый урок по математике в 1 классе "Сравнение выражений" по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 1 класс". Фрагмент урока был дан на районном семинаре г. Химки Московской обл. "Новейшие ИКТ в начал...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Конспект открытого урока по математике во 2 «Б» классе УМК «Начальная школа 21 века Тема Полёт к звёздам. (интегрированный урок по математике и художественному труду) Учитель Гущина Т.И 2012-2013

Конспект  открытого   урока  по математике  во 2 «Б» классе УМК  «Начальная школа 21 века  Тема Полёт  к звёздам.  (интегрированный урок по математике и ху...

открытый урок по математике "Путешествие на мыс математики"

Урок проведен для закрепления таблицы умножения и деления на 2...

Открытый урок по математике по теме " Таблица умножения и деления с числом 9." ФГОС в 3 "б" классе 29.11.2017 года . Уровень муниципальный . Показан опыт работы на уроке математики учащегося с ОВЗ.

Урок изучения нового материала проведён по  теме "Таблица умножения и деления  с числом 9" ФГОС  на муниципальном уровне по программе "Школа России"....