Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов при отработке вычислительных навыков
статья по математике

Латинское слово «activus» переводится как «активный», «деятельный». Активизация обучения школьников означает, таким образом, усиление, оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_opyta_raboty_-_sarieva.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся начальных классов

при отработке вычислительных навыков

«Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упускать случая

сделать его немного занимательным».

Б. Паскаль

Латинское слово «activus» переводится как «активный», «деятельный». Активизация обучения школьников означает, таким образом, усиление, оживление их деятельности на всех этапах учебного процесса.

Цели активизации:

  • Эффективная и быстрая адаптация школьников к учебной деятельности.
  • Повышение интереса к предмету «Математика».
  • Развитие основных познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).
  • Развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективная социализация.

Методическая цель: Апробация конкретных методических приёмов, стимулирующих познавательную активность учащихся на уроках математики.

Одним из самых главных условий активизации познавательной деятельности ученика является интерес.

Работая, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность,
  • создание положительных эмоциональных ситуаций,
  • работа в парах,
  • работа в группах,
  • самостоятельная работа;
  • проблемное обучение

Для младших школьников наиболее эффективны игровые методы.

Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. У них развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра необходима и для сохранения преемственности между детским садом ишколой.
На уроках математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: "Собери букет", "Математическая рыбалка", "Кто быстрее?", "Молчанка", "Собери грибы", "Математический футбол".

Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой форме:

  • фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
  • задания с занимательными рамками и магическими квадратами;


Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.
Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.

Игровая форма подачи материала на уроках - один из самых действенных методов. Обучающие математические игры для школьников младших классов классифицируют в зависимости от требований игры и характера действий во время неё. Многие игры связаны с двигательной активностью. Например:

Игра "Отбей мяч". Учитель кидает мяч ребенку и называет выражение, ученик возвращает мяч с ответом. Если ответ правильный мяч кидается другому ученику, если нет - возвращается.

Кроме игр, существует много разнообразных способов активизации познавательной активности учащихся: занимательные задачи, в том числе рифмованные; ребусы, кроссворды и шарады. Трудно переоценить пользу  нестандартных задач, задачи – шутки, где возможно несколько вариантов решений.

Например: В сундучке у тети Полли есть пять катушек ниток: красного, белого, желтого, синего, зеленого цвета. Две из них Том взял с собой в поход. Какие нитки он мог взять? Перечисли все варианты.

Провоцирующие задачи обладают мощным развивающим потенциалом. Они воспитывают в детях внимательность и критический подход к информации, развивают способности к анализу и нестандартное мышление. Когда ученик успешно справляется со сложной, нестандартной задачей, это значительно повышает его самооценку и поддерживает интерес к предмету.

Например:

- Что легче: килограмм пуха или килограмм железа?

-Тройка лошадей проскакала 27км. Сколько км проскакала каждая лошадь?

Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче, побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь литературным героям. Вот некоторые из задач.
Дети очень любят «Веселый счет» - рифмованные задачки. Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить веселые стихотворения. Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам, стихотворениям о геометрических фигурах.
Поддерживать интерес детей к учебе мне помогают яркие наглядные пособия. Приглашаю на уроки героев детских сказок – веселых человечков. Это Буратино, Мальвина, Незнайка, Карлсон и др. Они задают детям хитрые вопросы, приносят письма с заданиями.

Очень полезны проводимые в школах "недели математики", во время которых ученики рисуют стенгазеты, придумывают кроссворды и ребусы,  на лучшего знатока таблицы умножения.

Работа с тренажерами

На уроках математики я часто использую работу с тренажерами. 

Повышение качества знаний учащихся немыслимо без хорошо отработанных навыков. Тренажер - это тренировочные однотипные упражнения, подобранные по одной теме, и направленные на отработку навыков доведённых до автоматизма. Работу с тренажерами можно включать на различных этапах урока:

во время устного счета (на уроках математики);

  • при закреплении нового материала;
  • при поведении самостоятельной, проверочной работы;
  • при игровых моментах соревновательного характера и т.д.

Отсроченная реакция

  • Учитель после заданного вопроса не торопится опрашивать учеников. Выдерживается определённая пауза. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.

  • Лови ошибку!
  • 1. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
  • Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда,  им можно даже подсказывать "опасные места" интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.
  • 2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками – пусть «поработает учителем». Тексты могут быть заранее приготовлены другими учениками.

Также на уроках использую информационно-коммуникативные технологии, которые исключают монотонность, привлекает внимание учащихся. Яркость, насыщенность слайдов, появление на слайдах фотографий с иллюстрациями вносит разнообразие в учебный процесс, активизирует внимание и познавательную деятельность учащихся, стимулирует мотивацию учащихся, повышает интерес к предмету.

Внедрение новых информационных технологий, использование мультимедиа значительно повышает качество образовательного процесса, а главное, эффективно влияет на познавательную мотивацию детей. Развитие информационных технологий дает широкую возможность для использования новых методов преподавания в математике.


Но есть методики, когда всё время урока посвящено игре или представлению. К так называемым нетрадиционным формам урока можно отнести

  • -- урок-сказку,
  • -- урок-КВН,
  • -- урок-путешествие,
  • -- урок-соревнование (например, эстафету), и т.д.

Подготовка нетрадиционных уроков требует много времени и усилий. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал?

На помощь пришёл компьютер и Интернет.

Древняя мудрость гласит:

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".

Мною разработаны уроки математики с использованием ИКТ (информационно-коммуникационные технологии, совместно с Черепановым).

Активизация познавательной деятельности на уроках математики с помощью ИКТ обеспечивает высокую степень эмоциональности учащихся,  позволяет разрядить высокую  напряженность и оживить учебный процесс, повышает мотивацию обучения, решает проблему дефицита подвижной наглядности.

Видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки, - что может быть лучше этого?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

концепция «Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы»

Именно на школу ложится главный и чрезвычайно сложный труд – подготовить учащихся к самостоятельным шагам в меняющемся обществе. Задача современного образования состоит в том, способствовать поя...

«Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

Обобщение опытом на тему:   «Использование интерактивных методов обучения с применением ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащи...

«Пути активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов при использовании дидактических игр на уроках изобразительного искусства»

Теоретические основы активизации познавательной  деятельности  учащихся  начальных классов при использовании  дидактических игр на уроках изобразительного искусства: ха...

Проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы

В настоящее время педагоги сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели. Чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сегодня наиболее персп...

Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Вот некоторые из игр, которые я использую в своей работе для активизации познавательной деятельности учащихся....

Обобщение опыта работы по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»

ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учениковПри умелом использовании , ИКТ помогают учителюне только  разнообразить урок, но и экономить вре...

Нетрадиционные формы урока с использованием ЭОР как способы активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы.

Нетрадиционные  формы урока  с  использованием современных  технологий  ползволяют  учителю  активизировать  деятельность учащихся на уроке......