Открытый урок математики в 1 классе. Тема: Сравнение длин отрезков.
план-конспект урока по математике (1 класс)

Слипченко Алена Ивановна

Цель и ожидаемый результат: путём наблюдения и сравнения познакомить детей с алгоритмом сравнения отрезков.

Задачи урока (деятельность учителя):

1. Создать проблемную ситуацию для открытия новых знаний.

2.Способствовать формированию умений измерять и чертить отрезки заданной длины, пользуясь линейкой;

3.Способствовать осознанному усвоению и применению новых знаний при измерении предметов.

4.Организовать самооценивание работы учащихся на уроке.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Слипченко Алена Ивановна

Класс: 1 «А»

Тема: Сравнение длин отрезков.

Тип урока: урок-путешествие в сказку.

Цель и ожидаемый результат: путём наблюдения и сравнения познакомить детей с алгоритмом сравнения отрезков.

Задачи урока (деятельность учителя):

1. Создать проблемную ситуацию для открытия новых знаний.

2.Способствовать формированию умений измерять и чертить отрезки заданной длины, пользуясь линейкой;

3.Способствовать осознанному усвоению и применению новых знаний при измерении предметов.

4.Организовать самооценивание работы учащихся на уроке.

Этапы урока, задачи и деятельность учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

Приветствие

Учитель: - Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Алена Ивановна, и сегодняшний урок математики проведу с Вами я.

- Ну-ка, проверяй, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

(учащиеся проверяют готовность к уроку)

-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.

Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем.

И вам ребята, я желаю  доброго дня и хорошего настроения.

Пусть это утро принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами. Нас приветствует солнышко

(Слайд 2 СОЛНЫШКО) и дарит нам свои волшебные лучики: добра, счастья, здоровья. Я дарю вам лучик добра. Хочу, чтоб вы были добры друг к другу и добро поможет вам.

Давайте повернёмся друг к другу и скажем (Соприкасаются пальчиками с соседом по парте и говорят):

 - Желаю (большой)

 - Успеха (указательный)

 - Большого (средний)

 - Во всём (безымянный)

 - И везде (мизинец)

 - Здравствуй! (вся ладошка)

  • Ребята, а сейчас закройте глаза. Повторяйте слова за мной: "Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Я готов к этому."

(Слайд 3) Девиз урока:

«Пусть математика сложна,

Ее до края не познать,

Откроет двери всем она,

В них только надо постучать»

-Как вы думаете, Какие качества мы должны взять с собой на урок? ( Сообразительность, смекалку, внимание, память, дружбу, старание и т.д.)

Учитель: - Я желаю вам интересного урока, активности и бодрости.  И тогда у вас всё получится.

Дети поворачиваются к гостям и  улыбаются, приветствуют их

Коммуникативные

2. Актуализация знаний

Учитель: Прежде чем мы начнем изучать новую тему, давайте немножко поработаем устно. Я буду читать Вам задачи, а Вы должны назвать мне только ответ. Все готовы? Тогда начинаем.

  1. Во время игры на переменке Егор сказал 7 добрых слов, а Максим на 2 слова больше. Сколько всего добрых слов сказал Максим во время игры? 

  1. Сколько раз утром Оля говорит «доброе утро», если в её семье 7 человек?

  1. Три яблока из сада ёжик притащил,

            Самое румяное белке подарил.

            С радостью подарок получила белка.

    Сосчитайте яблоки у ёжика в тарелке. (3-1=2)

  1. 5 щенят в футбол играли.

           Одного домой позвали.

           Он в окно глядит, считает,

           Сколько их теперь играет? (5-1=4)

  1. Белка с рынка возвращалась
    И с лисою повстречалась.
    - Что ты, белочка, несёшь?-
    Задала лиса вопрос
    - Я несу своим детишкам
    Два ореха и три шишки.
    Ты, лиса, мне подскажи:
    Сколько будет два плюс три?
    Лиса быстро сосчитала,
    Ровно 10 насчитала.
    Ах ты, рыжая плутовка,
    Обманула белку ловко!
    Вы, ребята, ей не верьте
    И ответ её проверьте.

  1.  Я рисую кошкин дом:

Три окошка, дверь с крыльцом.

Наверху еще окно,

Чтобы не было темно.

Посчитай окошки

В домике у кошки.

  1. Три ромашки – желтоглазки,
    Два весёлых василька
    Подарили маме дети.
    Сколько же цветов в букете?

Учитель: Отлично, все справились с заданием.

А теперь я предлагаю Вам вспомнить состав чисел. Для этого у Вас на столах лежат «карточки». Вам нужно «заселить домики». Задание понятно? Тогда,  выполняйте.

Слайд 4

Учитель: А теперь, поменяйтесь, пожалуйста, карточками и давайте проверим, все ли справились с заданием. Молодцы, ребята, все цифры заселены в свои домики.

Но урок у нас сегодня не простой: урок- путешествие в сказку. Ребята, к нашему путешествию хотят присоединиться парашютисты. Возьмём их с собой? (ответы детей).

Они нам помогут узнать, с каким сказочным героем мы будем путешествовать. Для этого вам  нужно найти значение выражений, записанных на их парашютах. Нужно  решить пример и выбрать правильный ответ, записанный на карточке.

Затем расположим карточки в порядке возрастания и перевернём.  Если Вы всё правильно сделали, то у нас должно появиться имя нашего главного героя.

И так, с кем мы сегодня путешествуем?

(С обратной стороны на карточках записано слово «Печкин»).

Слайд 5

Далеко-далеко отсюда, в селе Простоквашино работал почтальон Печкин. Однажды жители села попросили его доставить письмо Деду Морозу. Слайд 6

Делать нечего, отправился он в путь. А дорога шла через лес…(Встали, немножко пошагали, присели, наклонились).

Вдруг ему навстречу ему вышел заяц. 

Слайд 7

 Печкин рассказал ему, что не знает, где живет Дед Мороз, и попросил о помощи. –

Я помогу тебе, почтальон Печкин, если ты решишь мою задачу.

- Ребята! Почтальон Печкин уже старенький, и уже позабыл, как решаются задачи. Даже, что такое задача, и то не помнит. Давайте поможем Печкину!

Для начала давайте вспомним,  из чего она состоит задача.

(Слайд 8)

Попробуем составить задачу по рисунку и решить ее.

(Слайд 9)

- Обрадовался Зайчик, поблагодарил Печкина и показал ему дорогу к Деду Морозу.

Идет Печкин, песенки поет, а навстречу ему Серый Волк. (Слайд 10)

Печкин был любопытным и захотел познакомиться с Волком.

  Ребята, можно ли в лесу знакомиться с чужими? Чем это опасно?  Правильно, знакомиться с чужими нельзя.  Я съем тебя, Печкин! – сказал Волк.- Но, если ты правильно сравнишь выражения, я отпущу тебя.

(Слайд 11)

Дети устно решают задачи

Работа в парах

Составление задач по рисунку и их решение

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

2 Целеполагание.

Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи

Отлично, с этим заданием вы тоже справились очень быстро. Отпустил Волк Печкина. От страха Печкин забыл дорогу к Деду Морозу. Но тут навстречу ему вышел Медведь. (Слайд 12)

Печкин уже понял, что «не всякий встречный – друг сердечный», поэтому насторожился.

–Помоги мне, почтальон Печкин! Я учусь в лесной школе, в 1 классе и не могу выполнить домашнее задание.  Ребята, давайте поможем Печкину.

Вам нужно будет похлопать такое число, которое необходимо вставить, чтобы получилось число 7.

(Слайд 13)

Поблагодарил Медведь Печкина и дал ему карту, сказал, что к деду морозу ведет та  из двух дорог, которая длиннее.

(Слайд 14)

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. В виде чего изображена дорога? На какую фигуру она похожа?

А что же такое отрезки? (Это часть прямой, ограниченная двумя точками).

Посмотрел Печкин на карту и задумался, а какая же из этих дорог длиннее. Поможем ему, ребята?

Что будем делать? (Сравнивать их длины).

Кто догадался, что сегодня на уроке мы с вами будем изучать?

(Слайд 15).

Сегодня на уроке мы с Вами научимся сравнивать отрезки разными способами.

ИТАК, СРАВНИМ НАШИ ДВЕ ДОРОГИ. КАКАЯ ИЗ НИХ ДЛИННЕЕ?

КАК ОПРЕДЕЛИЛИ? (НА ГЛАЗ)

Ребята, посмотрите, пожалуйста. У меня в руках две полоски. Скажите, как я могу понять, какая из них длиннее?

Практическая работа

Ребята, у Вас на партах два отрезка: жёлтый — 10 см и синий — 7 см.)

Как вы думаете, какой отрезок длиннее? (Жёлтый.)

— Почему так решили? (Это видно на глаз.)

— Как проверить, не ошиблись ли мы? (Измерить длины отрезков.)

— Измерьте длины отрезков. Какой отрезок длиннее и на сколько сантиметров? (жёлтый отрезок на 3 см длиннее, так как 10 см — 7 см = 3 см.)

— Каким способом можно еще сравнить длины отрезков? (Наложением.)

— Как правильно наложить отрезки? (Совместить начала отрезков.)

— Какой отрезок длиннее и на сколько? (жёлтый, на незакрытую часть.)

— Отогните ее.

— Какой отрезок короче? (синий, короче на отогнутую часть.)

— Как думаете, чему равна длина отогнутого отрезка? (3 см.)

— Измерьте длину отогнутого отрезка. (3 см.)

Молодцы, с этой работой вы справились.

Отрезки.

Это прямая,  имеющая и начало, и конец.

Синий

Это видно на глаз

Измерить длины отрезков.

Наложением

Совместить начало отрезков

Синий, короче на незакрытую часть

3 см

Познавательные (осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий)

Коммуникативные

(высказывания детей)

Познавательные (информационные) поиск и извлечение информации)

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

Физминутка.

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуться, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть..

3. Открытие новых знаний

Научиться выполнять сложение однозначных чисел с числом 10.

Развивать умения обобщать наблюдения, делать выводы.

А теперь, откройте свои учебники на стр. 108.Посмотрите задание №1. Каким инструментом вы можете измерить длину отрезков? (Слайд 16, учебник).

 В древности, когда еще не была изобретена линейка, люди использовали для измерения длин те измерительные приборы, которые всегда были при себе. Одной из самых распространенных единиц длины ЛОКОТЬ (расстояние от локтя до конца среднего пальца) Посмотрите, ребята, какие еще существовали старинные меры длины.

  (Слайд 17).

Измерим отрезки и начертим такой же длины в ваших тетрадках. Выполняют задание №2 на стр. 108.

На стр. 109 на полях изображены отрезки, измерьте их и определите, насколько красный отрезок короче синего.

Длину можно измерить линейкой.

Познавательные (информационные)

Познавательные

(логические наблюдения, сравнения, умозаключения)

Личностные

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе

Коммуникативные (монологические высказывания детей)

Обрадовался Печкин, что вы помогли ему вспомнить и направился дальше по тропинке.

Идет Печкин дальше, а навстречу ему Лисичка.

(Слайд 18)

Выхватила она из рук почтальона письмо. - Отдай! Это – письмо Деду Морозу. - Если решишь тест, который я приготовила, тогда отдам. - Поможем Печкину?

Внимательно прочитайте задания. Под ними записаны несколько ответов, один из них – правильный. Вы должны выбрать правильные ответы, отметить их цветным карандашом. Не забудьте на бланке записать имя.

- Лисичка забрала бланки ответов, отдала письмо почтальону Печкину и убежала.  Интересно, как вы справились с тестированием? Давайте проверим

ПРОВЕРКА (Тест слайд 19)

Подведение итогов

Добрался Печкин до Севера, а тут и Дед Мороз – ёлку наряжает. (Слайд 20)

Передал почтальон Печкин письмо Деду Морозу от жителей Простоквашино, и с чувством выполненного долга отправился домой.

 С кем почтальон Печкин встретился, пока шел к Деду Морозу? (Дети перечисляют.)

  Как одним словом можно их назвать? (Животные.)  Какие это животные? (Дикие животные.)

 Что мы сегодня делали на уроке?

Какие способы сравнения отрезков вы знаете?

 Кто научился измерять и сравнивать отрезка поднимите зеленый цвет, кому не понятно поднимите красный сигнал.

Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

Желтый: знаю алгоритм измерения отрезка, умею чертить отрезок разной длины.

Зеленый: затрудняюсь.

Кто расскажет, как себя оценил?

Продолжите мои предложения:

(Слайд 21)

-Я понял, что…

-Было интересно…

-Было трудно…

-Мне захотелось…

-У меня получилось…

Спасибо за работу! (Слайд 22)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс тема сравнение чисел

Урок учит сравнивать числа, выражая результат сравнения словами «больше», «меньше»; понимать, что любое число больше 0, а 0 меньше любого другого числа. Урок игровой, на основе мультфильма "Маша...

Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"

Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...

Презентация к уроку математики 1 класс. Тема "Измеряем длину в дм"

Презентация к уроку математики в 1 классе по теме "Измеряем длину в дм".  Программа "Начальная школа 21 века"....

Конспект урока математики (4 класс). Тема: «Сравнение многозначных чисел». УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: обучение сравнивать числа, состоящие из единиц I и II классов; совершенствование устных и письменных вычислительных навыков; развитие логического мышления.Планируемые резуль...

Методическая разработка для урока математики 3 класс, тема: "Сравнение трехзначных чисел"

В данной методической разработке представлен весь материал для полноценного использования на уроках математики 3 классов.Тема: Сравнение трехзначных чисел.Тип урока: урок-обучение....

Урок математики 2 класс Тема: откладываем равные отрезки

Цель: познакомить с алгоритмом решения уравнений....