РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ РАССУЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
статья по математике (4 класс)

Математика формирует у обучающихся способность логически рассуждать, планировать свою деятельность и моделировать реальный мир, что является необходимыми элементами общей культуры. Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач. У обучающихся наибольшие трудности возникают именно при решении жизненных задач, решаемых средствами математики. Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления. Формировать математическую грамотность значит учить ребёнка принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность. Появление приближенных к жизни заданий направлено на развитие математической грамотности. Это не типичные учебные задачи, они сформулированы в виде контекстной проблемной ситуации, которая разрешается средствами математики. Нужно суметь математически формулировать ситуацию, а затем интерпретировать математические данные. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shakirova_g.f._2022g.doc506 КБ

Предварительный просмотр:

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ОСНОВЕ РАССУЖДЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Шакирова Гульнара Фаритовна,

 учитель начальных классов высшей квалификационной категории,

МБОУ «Гимназия № 179- центр образования», г. Казани

 Республика Татарстан, gulnara8575@mail.ru

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, решение учебных задач.

Аннотация: Математика формирует у обучающихся способность логически рассуждать, планировать свою деятельность и моделировать реальный мир, что является необходимыми элементами общей культуры. Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач. У обучающихся наибольшие трудности возникают именно при решении жизненных задач, решаемых средствами математики. Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления. Формировать математическую грамотность значит учить ребёнка принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность. Появление приближенных к жизни заданий направлено на развитие математической грамотности. Это не типичные учебные задачи, они сформулированы в виде контекстной проблемной ситуации, которая разрешается средствами математики. Нужно суметь математически формулировать ситуацию, а затем интерпретировать математические данные. 

ВВЕДЕНИЕ

       Математика формирует у обучающихся способность логически рассуждать, планировать свою деятельность и моделировать реальный мир, что является необходимыми элементами общей культуры. Одним из критериев является показатель функциональной грамотности. Основным элементом, отражающим данный термин, является способность обучающегося действовать в современном обществе, а именно, решать различные задачи, используя уже имеющиеся знания, умения и навыки. Другими критериями, показывающими качество образования, являются уровни развития математической, читательской и естественнонаучной грамотностей.

      Необходимость формирования математической грамотности представлена в официальных документах, например, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, которые должны отображать использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений, а также приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач.

Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. В основе формирования УУД лежит умение учиться, которое способствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

     Цель данного исследования: рассмотреть систему задач как средство формирования математической грамотности.

       Исходя из этого были поставлены следующие задачи:

  • изучить понятие математическая грамотность;
  • научить решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;
  • выявить проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,
  • обосновывать принятые решения путем математических суждений,

        Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач. У обучающихся наибольшие трудности возникают именно при решении жизненных задач, решаемых средствами математики. Но задачи такого типа направлены на формирование математической грамотности, а значит мы не можем сводить их решение к минимуму, напротив, решение задач такого типа должно носить непрерывный характер и присутствовать на любом уроке математики и при изучении любой темы. Это значит, что любой учебно-методический комплекс должен предусматривать решение данных задач.

       Решение проблем, близких к реальности, с использованием математики, важно для понимания обучающимися ее роли в повседневной жизни. Математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Понятие математическая грамотность

       По высказыванию А.А. Леонтьева: Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

       Под математической грамотностью понимается способность ребенка использовать математические знания в разных контекстах, на основе математических данных описывать, объяснять, предсказывать явления. Формировать математическую грамотность значит учить ребёнка принимать взвешенные решения, формулировать объективное мнение, анализировать окружающую действительность.

       Раскроем более полно структуру математической грамотности.

  • Во-первых, любая деятельность содержательна. Поэтому математическая грамотность определяется и тем знаниевым компонентом, который отражен во ФГОС для каждой ступени обучения. Она предполагает владение обучающимися определенным уровнем информации, а именно знанием фактов, алгоритмов, определений понятий, теорем.
  • Во -вторых, деятельность предполагает владение различными способами, методами, действиями. А это значит, что у обучающихся необходимо формировать умения оперировать знаниями, о которых говорилось выше, например, пользоваться математическими понятиями, теоремами, алгоритмами.
  • В-третьих, математическая грамотность должна формироваться в контексте формирования функциональной грамотности. А именно, у обучающихся необходимо формировать опыт по применению математических знаний в решении реальных и близких к ним проблем.

       Проблема нашего исследования заключается в том, что обучающиеся не умеют применять математические знания в жизни и уровень их математической грамотности низкий, что показывают результаты международного исследования PISA. Так, например, в 2013 году Россия была на 23 месте по количеству баллов, а в 2018 на 30, что показывает ухудшение ситуации.

       Краснянская К.А. и Денищева Л.О. формулируют следующее определение: «Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:

  • 1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
  • 2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;
  • 3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения».

       Результаты диагностической работы показали, что у обучающихся

наибольшие трудности возникают именно при решении жизненных задач, решаемых средствами математики. Но задачи такого типа направлены на формирование математической грамотности, а значит мы не можем сводить их решение к минимуму, напротив, решение задач такого типа должно носить непрерывный характер и присутствовать на любом уроке математики и при изучении любой темы. Это значит, что любой учебно-методический комплекс должен предусматривать решение данных задач.

        Решение проблем, близких к реальности, с использованием математики, важно для понимания обучающимися ее роли в повседневной жизни. Математическая грамотность является необходимым элементом культуры, социальной, личной и профессиональной компетентности.

Глава 2. Решение учебных задач и задач, связанные с повседневной жизнью

         Как нам уже известно, Всероссийские проверочные работы по математике проводятся, чтобы оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяет осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями. Результаты могут быть использованы для оценки личностных результатов обучающихся. Сегодня мы рассмотрим, как научить решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью. Данное пособие полностью соответствует федеральному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.

Почему же далеко не каждого ребенка удается научить решать математические задачи. Наблюдая за действиями обучающихся, видишь, что многие из них, прочитав задачу, не анализируют ее, а сразу приступают к решению, не обосновывают выбор арифметического действия. Необходимо научить ребенка сначала приступать к анализу задачи, далее составлять план решения и только потом ее решать.

Прочитав задачу, необходимо добиваться, чтобы каждый обучаемый понял смысл прочитанного, умел пересказать содержание, сумел увидеть, какие события произошли в задаче: что было, что изменилось, что обозначает каждое число в задаче, в чем суть тех или других математических выражений, исключил второстепенное, выявил лишние данные (если такие имеются).

       Часто ребенок не понимает, как можно применить умение решать обычные учебные задачи в реальной жизни. Появление приближенных к жизни заданий направлено на развитие математической грамотности. Это не типичные учебные задачи, они сформулированы в виде контекстной проблемной ситуации, которая разрешается средствами математики. Нужно суметь математически формулировать ситуацию, а затем интерпретировать математические данные. 

Математическая  грамотность младшего школьника

  • Понимание учеником необходимости математических знаний для решения учебных и жизненных задач, оценка разнообразных учебных ситуаций, которые требуют применения математических знаний, умений.
  • Способность устанавливать математические отношения и зависимости, работать с математической информацией: применять умственные операции,  математические методы.
  • Владение математическими фактами, математическим языком для решения учебных задач, построения математических суждений

Рассмотрим некоторые виды задач:

Выявленные проблемы

Рекомендуемые пути решения

Затрудняются устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий

  • Включение в уроки математики задания на работу с источниками информации, представленной в разных формах;
  • Разработка и использование индивидуальных домашних заданий в соответствии с уровнем и характером затруднений обучающихся;
  • выполнение диагностических заданий, приближенных к ВПР.

       Задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково одним и тем же типом задания, с другой стороны, для того, чтобы совершенствовать знания и умения, поскольку одна из целей обучения – научить применять знания в разных ситуациях, а выполнение разных по типу заданий как раз этому способствует.

Предлагаю вашему вниманию различные формы работы над задачей:

Глава 3. Цифровые образовательные ресурсы в помощь детям и родителям

       Конечно, чтобы написать работу, надо повторять изученный материал, решать задачи. Родители детей начальной школы в этом помогают своим детям, так как знают изучаемые темы, консультируются у учителя. 

В помощь детям и родителям, в сети Интернет есть интересные сайты «Решу ВПР», где ребёнок не только найдёт тренировочные задания, но и получит оценку, найдёт пояснения заданий, разъяснение ошибочных ответов.

Также рекомендую Яндекс.Учебник – цифровой образовательный ресурс для начальной школы. Яндекс. Учебник — это сервис с занятиями для начальной и средней школы с автоматической проверкой ответов. Задания разработаны с учетом ФГОС.

Вывод: нужно не забывать, что успех подготовки к проверочной работе во многом зависит от психологического состояния педагога и учеников. Поэтому нужно сразу настроить себя и свой класс на хороший результат. Зная уровень знаний и познавательного развития своих учеников, они обязательно покажут хорошие результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Красоту математики можно увидеть глазами,

можно почувствовать сердцем,

 но объять ее можно только умом»

Шалва Александрович Амонашвили.

        Новое время потребовало от учителя освоить современные активные технологии и активно их применить на своих уроках. Современный ученик прекрасно владеет информационными технологиями, легко разбирается в технике. Поэтому нам всем нужны новые средства и подходы для обучения и развития умения размышлять, понимать, анализировать, т.е. для формирования практических навыков у учеников. Наша задача направить их знания и умения в нужном направлении, подсказать, как добыть те или иные знания, заинтересовать, добиться, чтобы их глаза зажглись интересом к познанию. «Поэтому обучающиеся должны учиться тому, как адаптировать свои знания к любой ситуации и иметь возможность решать любые сложные задачи, с которыми им возможно, придётся столкнуться в будущем».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Под ред. Н.В. Гончарова.- М.: Просвещение, 2016. - 29 с.
  2. Басюк В. С., Ковалева Г. С. Инновационный проект Министерства просвещения «Мониторинг формирования функциональной грамотности»: основные направления и первые результаты // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 13–33.
  3. Евтыхова Н. М. К вопросу о функциональной математической грамотности будущего учителя начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 9. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95033.htm.
  4. Рослова Л. О., Краснянская К. А., Квитко Е. С. Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 58–79.
  5. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
  6. Петерсон Л. Г. Учебник Математика для 4 класса. Петерсон Л. Г.: в 3 ч. – М.: Ювента, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках математики

Представление опыта работы по теме: "Формирование математической грамотности младших школьников средствами использования практико-ориентированных заданий и проблемных ситуаций на уроках  мат...

Математические экскурсии как средство формирования функциональной грамотности младших школьников

Статья посвящена особенностям формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках-экскурсиях. В статье описана эффективность математической экскурсии как средства развития  функц...

Формирование математической грамотности средствами практических заданий и проблемных ситуаций

Развитие функциональной грамотности одна из приоритетных задач ФГОС нового поколения. Одним из направлений функциональной грамотности является математическая грамотность....

Урок математики Решение задач направленный на формирование математической грамотности

Урок математики в 3 классе по теме "Решение задач" направленный формирование математической грамотности....