Технологическая карта урока математики "Алгоритм вычитания трехзначных чисел" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по математике (3 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока «Алгоритм вычитания трехзначных чисел»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование навыка вычитания чисел в пределах 1000

Задачи урока

Дидактические:

  1. разработать алгоритм письменного вычитания в пределах 1000
  2. научить выполнять вычитания в пределах 1000 в столбик по алгоритму

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление при составлении алгоритма
  2. развивать познавательный интерес младших школьников
  3. развивать внимание, зрительную память учащихся;

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы
  2. воспитывать аккуратность
  3. воспитывать интерес к математике, культуре общения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Дата: 18.04.2022

Школа: МКОУ «Новобуринская СОШ»

Класс: 3

Урок: 2

Время: 9:15-9:55

Кабинет: 11

Студент: Баранова Александра

Группа: 45

Учитель: Колташева Н.А. _______________________

Методист: Андреева Т.С. _______________________

Тема урока «Алгоритм вычитания трехзначных чисел»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование навыка вычитания чисел в пределах 1000

Задачи урока

Дидактические:

  1. разработать алгоритм письменного вычитания в пределах 1000
  2. научить выполнять вычитания в пределах 1000 в столбик по алгоритму

Развивающие:

  1. развивать логическое мышление при составлении алгоритма
  2. развивать познавательный интерес младших школьников
  3. развивать внимание, зрительную память учащихся;

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе работы
  2. воспитывать аккуратность
  3. воспитывать интерес к математике, культуре общения

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

-Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Показывают готовность к уроку.

Предметные: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради

Метапредметные:

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмет.

Л: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Создаёт готовность учащихся к актуализации знаний при помощи разминки.

- А начнем мы урок с разминки. На экране показаны задания.

1) Назовите пропущенные числа:
196, 197, 198, 199, … , 201, … , 203.
903, 902, … , … , 899, 898.
2) Назовите числа: 7 сот., 4 сот. 2 дес. 3 ед., 6 сот. 9 ед.
3) Представьте числа в виде разрядных слагаемых: 160, 207, 345, 490.
4) Дополните до 100:
90, 70, 40, 10.

Показывают знания, полученные на уроке математики:

- 200, 202, 901, 900.

- 700, 400, 20, 3, 600, 9.

- 100+60, 200+7, 300+40+5, 400+90.

- 90+10, 70+30, 40+60, 10+90.

Предметные: 

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, целеполагание

К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Задает вопросы, подводящие к теме урока:

А теперь сравним следующие примеры: 356-232 = 124

-356

 232

 124

-Рассмотрите внимательно запись.

-Вы заметили, что в ней тоже записана разность чисел 356 и 232?

-Расскажите, как это сделано.

-Как расположены единицы?

-Как расположены десятки и сотни?

-Где стоит знак действия?

-Что в записи заменяет знак равенства?

-Как располагается значение разности?

Формулирует тему и цель урока:

Какую тему урока и цель мы можем с вами сформулировать?

Верно. Тема нашего урока – «Алгоритм вычитания трехзначных чисел»

и цель, которую мы должны достигнуть –  знать алгоритм вычитания трехзначных чисел   

Отвечают на вопросы:

- Да, заметили;

-Единицы расположены под единицами;

-Десятки под десятками, сотни под сотнями;

-Слева от слагаемых;

Черта;

-Под чертой; единицы записаны под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями;

Формулируют тему, цель урока:

-«Алгоритм вычитания трехзначных чисел»

- знать алгоритм вычитания трехзначных чисел

Предметные: знать выполнение вычитания в столбик

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, выполнение пробного учебного действия

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Наглядный метод: работа у доски, в тетрадях, упражнение

Объясняет новый материал:

Откройте учебник на странице 72. Посмотрите на алгоритм вычитания трехзначных чисел.

Надо вычислить разность 637 - 273.

Пишу: пример в столбик разность 637-273.

Вычитаю единицы: 7-3=4. 

Вычитаю десятки: 13-7= 6

Из 3 дес. нельзя вычесть 7 дес. Беру 1 сот. из 6 сот. (Чтобы не забыть об этом ,ставлю точку над цифрой 6.)

1сот.и 3 дес.- это 13 дес. Из 13 вычесть 7, получится 6. Т.к. занимали 1 сот., осталось 5 сот. Из 5 сот. вычитаем 2 сот.-это 3 сот.

Вычитаю сотни: 5-2=3

Читаю ответ: 364.

- А теперь посмотрите на задание 1.

- Объясните, как выполнено вычитание.

- Итак, на доске записан алгоритм сложения трехзначных чисел. Смотря на этот алгоритм, один ученик выйдет к доске и запишет первое уравнение по алгоритму с комментированием, а остальные записывают в тетради.

Физкультминутка.

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

Выполняют задания на сложение трехзначных чисел.

- Надо вычислить сумму 463-181

Пишу: пример в столбик разность 463-181

Вычитаю единицы: 3-1=2

Вычитаю десятки: 16-8=8

Из 6 дес. нельзя вычесть 8 дес. Беру 1 сот. из 4 сот. (Чтобы не забыть об этом ,ставлю точку над цифрой 4.)

1 сот.и 6 дес.- это 16 дес. Из 16 вычесть 8, получится 8. Т.к. занимали 1 сот., осталось 3 сот. Из 3 сот. вычитаем 1 сот. - это 2 сот.

Вычитаю сотни: 3-1=2

Читаю ответ: 282.

Предметные: уметь вычислять трехзначные числа

Метапредметные:

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Доска.

Учебник.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа

Практический: работа в тетрадях, упражнение

Решение заданий на закрепление первичных знаний:

- Итак, переходим к следующему заданию под номером 2.

- Первый пример решим вместе, с записью на доске и подробным объяснением, а остальные вы сделаете самостоятельно.

- Запишите в тетрадях номер 2.

- Надо вычислить разность 306-262

Пишу: пример в столбик разность 306-262

Вычитаю единицы: 6-2=4.

Вычитаю десятки: 10-6=4.

Из 0 дес. нельзя вычесть 6 дес. Беру 1 сот. из 3 сот. (Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 3.)

1 сот. и 0 дес.- это 10 дес. Из 10 вычесть 6, получится 4. Т.к. занимали 1 сот., осталось 2 сот. Из 2 сот. вычитаем 2 сот. - это 0 сот.

Вычитаю сотни: 2-2=0

Читаю ответ: 44.

Решение примеров:

Ученик читает задание.

Предметные:  знать алгоритм вычитания трёхзначных чисел

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Учебник.

Доска.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная, парная                  

Взаимопроверка

Практический метод: самостоятельная работа, упражнение

Проводит самостоятельную работу:

- Ребята, сейчас вы будете выполнять самостоятельную работу. Ее вы можете увидеть на слайде.

Игра «Числовая цепочка»

Ваша задача решить числовую цепочку и записать ответ.

Оценивает работу учащихся, которые активно работали на уроке с выставлением оценки.

Выполняют самостоятельную работу.

Предметные: уметь выполнять вычитание трехзначных чисел

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма: индивидуальная, фронтальная.

Словесный метод: беседа

Практический:работа в тетрадях, упражнение

Посмотрите на 6 номер в учебнике. Прочитайте эту задачу.

-Составим краткую запись .Выделите главные слова.

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Что для этого необходимо знать?

Знаем ли мы сколько книг выдали?

Что известно?

Как узнать ,сколько книг выдали?

Сможем ли мы после этого ответить на вопрос задачи?

Какое выполним действие?

Записываем решение и ответ задачи.

Читают задачу.

- Было,выдали,осталось.

Было 120к.

Выдали-?

Осталось - 56к. . на ?>

- Нет.

- Сколько книг выдали и сколько осталось.

- Нет.

- Было 120 книг и осталось 56.

- Вычитанием.

- Да.

- Вычитание.

- 120-56=64(к.)-выдали.

2)64-56=8(к)

Ответ: на 8 книг выдали больше, чем осталось.

Предметные: уметь выполнять вычитание, уметь анализировать задачи

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Доска.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: беседа

Осуществляет оценивание работы на уроке и самооценку:

Ребята, какая тема урока у нас была?

Что мы сегодня узнали?

Кто доволен своей работой поднимите руку.

Какое задание было самым интересным?

Кто научился вычитать трехзначные числа по алгоритму, поднимите руку.

Кто напомнит цель урока и скажет, достигли ли мы ее?

Озвучивает домашнее задание.

Отвечают на вопросы:

-алгоритм вычитания трёхзначных чисел

- как выполнять вычитание трехзначных чисел по алгоритму

-поднимают руки

-задача, работа у доски

-поднимают руку

-  знать алгоритм вычитания трехзначных чисел

Записывают домашнее задание.

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, планирование учебного сотрудничества

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения