Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся 4 класса по учебному предмету «Математика»
учебно-методический материал по математике (4 класс)

Горина Александра Владимировна

Программа "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольно-измерительные материалы

для проведения промежуточной (итоговой) аттестации

обучающихся 4 класса

 по учебному предмету

«Математика»

2021-2022- учебный год

Спецификация

Назначение КИМ - оценить достижение обучающимися планируемых результатов предметных и метапредметных по учебному предмету математика в целях промежуточной (итоговой) аттестации обучающихся 4 класса.

1.Документы, определяющие содержание КИМ.

Содержание контрольно-измерительных материалов  определяется на основе:

1.1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

1.2.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №18 им. А.П. Ляпина станицы Урухской.

1.3. Рабочих программ по предметам УМК «Школа России»,учебник «Математика» М. И. Моро,  М.А. Бантова,  Г. В.  Бельтюкова.

КИМ разработаны с учётом положения о том, что результатом освоения учебной программы по учебному предмету является сформированность планируемых результатов, зафиксированных в блоке «Выпускник научится» ООП НОО.

  1. Характеристика структуры и содержание КИМ.

Итоговая контрольная работа по математике в4классе содержит типовое контрольное задание: контрольная работа в 2 вариантах

КОДИФИКАТОР

Планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по математике (для оценки индивидуальных достижений обучающихся)

Кодификатор содержит планируемые результаты¸ которые характеризуют требования стандарта: «выпускник научится», согласно установкам ФГОС этот тип требований относится к содержанию обучения, подлежащему обязательному изучению и последующему контролю за его усвоением каждым учащимся.

Перечень элементов предметного содержания, проверяемых в контрольной работе

Перечень элементов содержания, проверяемых на промежуточной (годовой) аттестации по математике представлен в таблице 1.

Таблица 1

Код раздела

Код контролируемого элемента

содержания

Элементы содержания, проверяемые на промежуточной (годовой) аттестации.

1.                                    РАЗДЕЛ «ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ»

1.1

Читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), переходить от одних единиц измерения к другим, используя следующие основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм–грамм; час–минута, минута– секунда; километр–метр, метр–дециметр, дециметр–сантиметр, метр–сантиметр, сантиметр–миллиметр, квадратный метр– квадратный сантиметр, километр в час– метр вчас);

1.2

Классифицировать числа (фигуры) по заданному или самостоятельно установленному основанию.

1.3

Классифицировать числа (другие объекты) по нескольким основаниям, объяснять свои действия;

1.4

Выбирать единицу для измерения данной величины (длины,      массы, площади, времени), объяснять свои действия.

2.        РАЗДЕЛ«АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

2.1

Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах10000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);

2.2.

Выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах ста (в том числе с нулем и числом1);

2.3.

 Находить неизвестный компонент арифметического действия;

2.4.

Читать, записывать числовые выражения, комментировать ход выполнения арифметических        действий        с        использованием математической терминологии (названия действий и их компонентов).

2.5.

Устанавливать порядок действий в числовом выражении(со скобками и без скобок);

2.6.

Находить        значение        числового        выражения        (содержащего        2-4 арифметических действия со скобками и без скобок).

2.7.

Выполнять действия с величинами ( с переходом от одних единиц измерения к другим);

2.8.

Использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;

2.9.

Проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

3.        РАЗДЕЛ  «РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ»

3.1

Анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи,

Решать задачи арифметическим способом (в1-2действия),объяснять решение (ответ)

3.2.

Планировать ход решения задачи

3.3.

Решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть)

3.4

Решать задачи в3-4действия;

3.5.

Находить разные способы решения задачи

4.РАЗДЕЛ «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕФИГУРЫ»

4.1

Описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

4.2.

распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная,        прямой        угол,        многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг),

использовать свойства прямоугольника и квадрата при выполнении построений;

4.3.

выполнять        с        помощью        линейки,        угольника        построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок,                    квадрат, прямоугольник);

5.РАЗДЕЛ  «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕВЕЛИЧИНЫ»

5.1.

Измерять длину отрезка;

5.2.

Находить периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, находить площадь прямоугольника и квадрата;

5.3.

оценивать        размеры        геометрических        объектов,        расстояний приближенно («на глаз»).

5.4.

Вычислять периметр многоугольника

5.5.

Вычислять площадь геометрической фигуры, составленной из прямоугольников.

6.РАЗДЕЛ «РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ»

6.1.

читать, заполнять несложные готовые таблицы;

6.2.

распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблица, текст, рисунок, схема, диаграмма);

6.3.

Планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

6.4.

Интерпретировать  информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и обобщать данные, делать выводы и прогнозы.

Перечень умений,  характеризующих достижение планируемых результатов представлен в таблице 2

Таблица 2 

Код

Умения, виды деятельности                             (в соответствии с ФГОС)

Блоки ПООП НОО:                                         выпускник научится / получит возможность научиться

Уровень

Базовый уровень (выпускник научится)

Раздел «Числа и величины»

1.1

Умение сравнивать именованные числа

Читать, записывать и сравнивать величины, используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними

Б

Раздел «Арифметические действия»

2.1

Умение применять алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления

Выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление) с использованием таблиц сложения и умножения, алгоритмов письменных арифметических действий

Б

2.2

решать составные выражения, применяя правило о порядке действий

Выполнять устно умножение и деление; вычислять значение числового выражения  (содержащего 4 арифметических действия, со скобками и без скобок)

Б

2.3

умение решать уравнения на основе знания взаимосвязи результата и компонентов действий

Выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение

Б

Раздел «Работа с текстовыми задачами»

3.1

Умение решать текстовую задачу в 2-3 действия

- Устанавливать зависимость между величинами, представленными в задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;

- решать арифметическим способом (в 2 -3действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.

Б

3.2

Умение решать текстовую задачу в 2-3действия на умножение и  деление

Б

3.3

Умение проводить проверку правильности вычислений

Проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

П

Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»

4.1

Умение находить периметр и площадь прямоугольника; выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с заданными измерениями (прямоугольник)

Выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (прямоугольник) с помощью линейки и угольника

Б

Раздел «Геометрические величины»

5.1

Умение находить периметр и площадь прямоугольника

Вычислять периметр прямоугольника

Б

Раздел «Работа с информацией»

6.1

Умение распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблица, текст, рисунок, схема, диаграмма)

Читать несложные готовые таблицы

Б

 (Уровни сложности заданий: Б - базовый; П - повышенный;)

Распределение заданий промежуточной (итоговой) работы   по уровню сложности и метапредметным УУД

В таблице 3 представлена информация о распределении заданий  промежуточной (итоговой) работы по уровню сложности

Таблица 3

Уровень сложности

заданий

Количество заданий

Максимальный первичный бал

Максимальная оценка

Базовый

6

22

 5

Повышенный

1

3

Итого

7

25

100%

Распределение заданий варианта промежуточной (итоговой) работы по разделам,

проверяемым умениям и перечень элементов метапредметных УУД представлены в таблице 4

Таблица 4

№ задание

Раздел

Проверяемое умение

Проверяемые метапредметные результаты

1задание.

Арифметические действия

(Письменные вычисления столбиком)

Знание и умение применять алгоритмы письменного сложения и вычитания; умножения и деления;                                                                  

Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля; самостоятельное составление плана действий

Познавательные УУД: умение пользоваться алгоритмами письменных вычислений,

2 задание

Арифметические действия

(решение числовых выражений со скобками и без скобок

Знание и умение применять алгоритм решения составных выражений, применяя правило о порядке действий;

Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля; самостоятельное составление плана действий

Познавательные УУД: умение пользоваться алгоритмами письменных вычислений, правилом о порядке действий;

3 задание

Работа с текстовыми задачами.

Умение решать текстовую задачу в два действия

Регулятивные УУД: самостоятельное составление плана действий

Познавательные УУД: умение решать текстовую задачу в два действия

4 задание

Арифметические действия

(нахождение неизвестного компонента арифметического действия)

Умение решать уравнения на основе знания взаимосвязи результата и компонентов действий

Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля; самостоятельное составление плана действий

Познавательные УУД: умение применять правила нахождения неизвестного компонента действия

5 задание

Геометрические величины. Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

Умение находить периметр и площадь прямоугольника; выполнять с помощью линейки, угольника построение геометрических фигур с заданными измерениями (прямоугольник);

Регулятивные УУД: самостоятельное составление плана действий

Познавательные УУД: умение работать с информацией, применять формулы нахождения периметра прямоугольника

6 задание

Сравнение величин

Умение сравнивать величины, выраженные в разных единицах

Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля

Познавательные УУД: умение сравнивать величины, выполняя преобразование именованных чисел

7 задание

Арифметические действия Решение нестандартной задачи

 Умение проводить проверку правильности вычислений

Регулятивные УУД: Осуществление самоконтроля; составление плана действий

Познавательные УУД: умение проводить проверку правильности вычислений (с помощью обратного действия, прикидки и оценки результата действия).

  1. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Проверка работ проводится с помощью приложенных к работе  верных ответов и ключей оценивания.

Таблица 5

КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ

Система оценивания контрольной работы   1 вариант

При оценивании ответов, допущенные обучающимися орфографические

ошибки не учитываются.

задания

ВАРИАНТ 1

ВАРИАНТ 2

1.

72 304 + 9658 =  81962                             30 745 – 21 839 = 8906

906 ∙ 58 = 52548                                         59 472 : 236 = 252

82 139 + 7 951 =  90090                            4б

40 253 – 31 349 = 8904

702  ∙ 49 = 34398                                        38368 : 176 = 218

2.

1. 11520 : 288=40

2. 1879 ∙ 79  =148441

3.800010-40=799970

4. 799970+148441=948411

1. 123321:303=407        4б

2. 2458 ∙26 =63908

3.600200-407=599793

4. 599793+63908=663701

3

  1. 3+6=9км/ч-скорость сближения.
  2. 18:9 = 2 ч

Ответ: через 2 часа.

1.6+8=14км/ч скорость сближения        5б

2. 28:14=2 ч

Ответ: через 2 часа.

4.

703-Х=137∙4

703-Х=548

Х=703-548

Х=155

703-155=137∙4

548=548

Ответ: Х=155        

604-Х=124∙3        2б

   604-Х=372

   Х=604-372

   Х=232

   604-232=124∙3

    372=372

 Ответ: Х=232

5.

В=18-6=12(м)

Р = ( 18+12) ∙ 2 = 60(м)

S =  18 ∙ 12= 216 (м2)

Ответ: Р= 60м,S= 216 м2.

В=16-4=12(м)

Р = (16 + 12) ∙ 2 = 56(м)        3б

S = 16 ∙ 12 = 192 (м2)

Ответ: Р= 56м, S= 192 м2.

6.

6 м 02см  > 52дм      

1ч 20 мин = 80 мин

2 т 070кг  <  2700 кг                  

2 км 300м  <  3 км 030м

4 м 05см  <  48дм                                4б

 1ч 40 мин  = 100 мин

 3 т 020кг  <  3200 кг            

 3км 400м  <  4 км 040м

7.

1,3

1,3        3б

Итого

25 б

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

               Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

При проверке письменных работ по математике следует различать грубые, негрубые ошибки и недочёты.

К грубым ошибкам относятся:

  • вычислительные ошибки в примерах и задачах;
  • ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
  • неправильный ход решения задачи (пропуск действий, неправильный выбор действий, лишние действия);
  • недоведение до конца решения задачи или примера;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным параметрам;
  • невыполненное  до конца задание.

К негрубым ошибкам относятся:

  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа;
  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);

Недочетами являются:

  • нерациональный метод решения задачи;
  • нерациональные приемы вычислений;
  • орфографические ошибки.

Отметка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий

Отметка "4" ставится за 80- 99% правильно выполненных заданий

Отметка "3" ставится за 50%-79 правильно выполненных заданий

Отметка "2" ставится, если правильно выполнено менее 50% заданий

Критерии оценивания контрольной работы

Вид работы

Отметка

«5»

«4»

«3»

«2»

Комбинированная работа

работа выполнена без ошибок

-допущены 1-2 грубые ошибки, при этом грубой ошибки не должно быть в задаче;

-допущены 1 грубая ошибка и 1—2 негрубые ошибки, при этом грубой ошибки не должно быть в задаче;

- допущены 1 грубая вычислительная ошибка в решении задачи и 2-3 грубые ошибки в других заданиях;

- допущена 1 грубая ошибка в ходе решения задачи и 1-2 грубые ошибки других заданиях;

- допущены 3-4 грубые ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задачи;

- допущены 3 грубые ошибки при отсутствии ошибок в ходе решения задачи и 1-3 негрубые ошибки;

-допущена грубая ошибка в ходе решения задачи и 3-5 грубые ошибки в других заданиях;

-при решении задачи и примеров допущено более 5 грубых ошибок;

Примечание:

  • 2 негрубые ошибки приравниваются к 1 грубой ошибке;
  • за грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается;
  • за неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике  не снижается;
  •  за нерациональный метод решения задачи и нерациональные приемы вычислений оценка не снижается; 

Рекомендуемая шкала пересчёта первичного балла за выполнение промежуточной (итоговой) работы в отметку по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

<15

  1. – 18

19– 21

22– 25

  1. Продолжительность промежуточной аттестации по математике

Общая продолжительность выполнения работы составляет 45 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

− для каждого задания базового уровня сложности –5-6 минут;

− для задания повышенного уровня сложности– 7-10 минут.

  1. Дополнительные материалы и оборудование 

Простой карандаш

Линейка.

Вариант 1

1.Вычислить, записывая числа столбиком.

     72 304 + 9658 =                               30 745 – 21 839 =

     906 ∙ 58 =                                        59 472 : 236 =

2.        Найди значение выражения:

800010 – 11520 : 288 + 1879 ∙ 79  

3. Решить задачу.

Из двух посёлков одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода. Расстояние между посёлками 18 км. Первый пешеход шёл со скоростью 3 км/ч, а второй – со скоростью 6 км/ч. Через, сколько часов они встретились?  

4.Реши уравнение:

     703-Х=137∙4

5.Геометрическая задача.

Длинна участка 18м, ширина на 6 м меньше. Найди периметр и площадь участка.

6.Сравнить:

6 м 02см … 52дм                         1ч 20мин … 80мин

          2 т 070кг  ...  2700кг                   2 км 300м … 3 км 030м

        

. Чему может быть равен Х в неравенстве 60 000 ×  Х< 240 000

1) 1

3) 5

2) 3

4) 7

Вариант 2

1.Вычислить, записывая числа столбиком.

     82 139 + 7 951 =                               40 253 – 31 349 =

       702  ∙ 49 =                                         38368 : 176 =

2.        Найди значение выражения:

  600200 – 123321 : 303 + 2458 ∙ 26

    3.Решить задачу.

Из двух сёл навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Расстояние между сёлами 28 км. Первый велосипедист ехал со скоростью 6 км/ч, а второй велосипедист со скоростью 8 км/ч. Через, сколько часов они встретились?  

4. Реши уравнение.

604-Х=124∙3

      5.   Геометрическая задача.

Длина спортивного зала 16 м, а ширина на 4 м меньше. Найди периметр и площадь зала.

6. Сравнить:

4 м 05см … 48дм                         1ч 40 мин … 90 мин

          3 т 020кг  ...  3200 кг                   3км 400м … 4 км 040м

.Чему может быть равен Х в неравенстве 90 000 × Х < 360 000

1) 1

3) 5

2) 3

4) 7

Анализ

Промежуточной (итоговой) аттестации по математике в 4 «А» классе

Учитель __Горина Александра Владимировна__________________________

Дата проведения работы_______________________________________________________

Итоговая аттестация по математике________________в 4 «А» классе

проводилась в форме контрольной работы _____________________________________________________________________

Из ______обучающихся работу выполняли ____обучающихся.

Отсутствовали на уроке:______________________________________________________

Оценку «5»  получили:________________________________________________

 «2»: ________________________________________________________________________

«4»: _________________________________________________________________________

«3»: _________________________________________________________________________

Качество составило______%, успеваемость _____%.

Анализ допущенных (основных) ошибок в контрольной работе

Вид ошибки

Количество ошибок

1.

Арифметические действия

(Письменные вычисления столбиком)

2.

Арифметические действия

(решение числовых выражений со скобками и без скобок

3.

Работа с текстовыми задачами.

4.

Арифметические действия

(нахождение неизвестного компонента арифметического действия)

5.

Геометрические величины. Пространственные отношения. Геометрические фигуры.

6.

Сравнение величин

7.

Арифметические действия Решение нестандартной задачи

Предполагаемые причины допущенных ошибок:

 - недостаточное время уделяется повторению сложных для усвоения тем;______

- неумение умножать и делить многозначные числа;___

- неумение самостоятельно использовать изученные правила;_________________

- кратковременная и ослабленная память у некоторых детей;__________________

- низкий уровень знаний отдельных учащихся.______________________________

Возможно ли предотвратить аналогичные ошибки в будущем, каким образом:

1. Продолжить  тренировку письменных вычислений  на умножение и деление многозначных чисел. Тренировать табличные случаи вычислений на скорость.

2. Включать в уроки задания на отработку  алгоритма нахождения площади и периметра.

3.Продолжить работу  с именованными числами.

4. Включать в уроки задания на внимание и отработку умений работы с текстом математических заданий.

5.Продолжить работу по самопроверке работ.

Дата______________                                        Подпись____________________        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно – измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации за курс 2 класса по математике

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по математике за курс 2 класса составлены в соответствии с требованиями ФГОС НОО, примерной основной образовательной программ...

контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной (годовой)аттестации по музыке 4 класс (школа 2100)

контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной (годовой)аттестации по музыке 4 класс (школа 2100) содержит пояснительную записку,спецификацию,кодификатор и контрольно-измерительный мат...

контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной (годовой)аттестации по окружающему миру 4 класс (школа 2100)

контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной (годовой)аттестации по окружающему миру  4 класс (школа 2100) включает в себя пояснительную записку,спецификацию и кодификатор,контр...

контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной (годовой)аттестации по изобразительному искусству 4 класс (школа 2100)

контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной (годовой)аттестации по изобразительному искусству 4 класс (школа 2100) содержит пояснительную записку.спецификацию,кодификатор и контроль...

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточной аттестации по учебному предмету "Музыка" 3кл.

Музыкальная викторина, тестирование Музыка программа Е.Д. Кридская, Г.П. Сргеева. 2019 год.Полный анализ представлен в прекрепленном документе.Пожалуйста смотрите, пользуйтесь....

Контрольно измерительные материалы для проведения промежуточной (итоговой) аттестации во 2 классе (Школа России).

Папка содержит материалы по промежуточной (итоговой)  аттестации во 2 классе ("Школа России") по русскому языку, математике, окружающему миру. Назначение контрольно-измерительных матери...

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ для проведения промежуточной аттестации в 2022/2023 учебном году по литературному чтению учащихся 4 класса УМК «Перспектива»

Назначение КИМ для проведения промежуточной аттестации (Тест Работа с текстом): на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 26.12.2012г. ст. № 58 (в д...