Технологическая карта урока по математике в 3 классе "Деление с остатком"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Монгуш Арина Владимировна

Урок - путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта31.55 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока математики

           

Класс: 3 б

Тема учебного занятия: «Деление  с остатком»

Продолжительность учебного занятия: 45 мин

Тип учебного занятия: урок «открытия»  новых знаний

Форма проведения урока:  урок – путешествие

Цель: Обучение алгоритму выполнения деления числа с остатком для расширения представления детей об операции деления

Задачи урока:

1.Образовательные:

- Познакомить обучающихся с  делением числа с остатком;

- Формировать практические навыки деления числа с остатком;

2.Развивающие:

- Развивать логического мышления, внимания, памяти, пространственного воображения; культуры речи и эмоций учащихся;

3.Воспитательные:

-   Содействовать воспитанию гуманности и коллективизма, наблюдательности и любознательности, развитию познавательной активности, формированию навыков работы в группах; воспитывать  уважение к  тувинским  обычаям

Планируемый результат:

Предметные умения

- Сформировать практические навыки деления числа с остатком,  

- Вывести алгоритм деления числа с остатком

- Закреплять навыки владения приёмами табличного и  внетабличного  умножения и деления.

Познавательные УУД:

- Развивать умение анализировать, сравнивать объекты;

- Учиться определять свои границы знания / незнания

Регулятивные УУД:

- Создавать возможность планирования совместно с учителем своих действий;

- Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

- Осуществлять самоконтроль.

- Учиться формулировать цель деятельности на уроке

  Коммуникативные УУД:

- Создавать условия для успешного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

- Отвечать на вопросы учителя

Личностные УУД:

- Формировать положительную мотивационную основу учебной деятельности;

- Способствовать развитию самооценки;

-  Формировать уважительное отношение к мнению другого человека;

-  Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Технологии: 

- технология  деятельностного  подхода

- ИКТ

- Здоровьесберегающие

- Игровые

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Оборудование : презентация, ноутбук, телевизор, карточки, рабочие листы, кажык ( кости)

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация, раздаточный материал,  кажык,  карточки для индивидуальной работы

Технологическая карта

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

I.

   Организационный этап.  Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность

1) Знакомство с учащимися.

–  Здравствуйте!  Меня зовут Арина Владимировна Монгуш.  Я работаю учителем начальных классов в Хор-Тайгинской средней школе. Хочу    поздравить  вас с наступающим  праздником  Шагаа. Удачи вам во всем.

2) Приветствие.

- Давайте поздороваемся по тувинскому  обычаю  « Чолукшулга».  Амыр – амыр!

  Приветствуют гостей, учителя.

- Амыр, амыр!

II.

Этап  самоопределения к деятельности

1) – Испокон веков тувинцы жили группами, аймаками и в день Шагаа ходили в гости  в соседние аалы. Сегодня я   приглашаю вас   в свою зимнюю стоянку. Группы будут аалами: 1 группа – алдыы  аал, 2 группа – ортаа  аал, 3 группа – устуу аал. У каждого аала будет глава – аал баштыны.

2) – Наш кыштаг находится на горе Оргу  в местечке «Белдиреш»,   вблизи села Ишкин. Сколько километров до зимней стоянки узнаем, если решим задачу.

      Расстояние от центра кожууна Суг-Аксы до села Ишкин 48 километров, а от села Ишкин до кыштага в 3 раза меньше. Сколько километров  от села  Суг-Аксы до кыштага «Белдиреш».

- О чем говорится в задаче? ( в задаче говорится о расстоянии )

- Что известно ? ( от села Суг-Аксы до села Ишкин 48 км)

- Еще что  известно? ( от села Ишкин до кыштага в 3 раза меньше)

-Что неизвестно? Что мы должны найти? ( сколько км от села Суг-Аксы до кыштага «Белдиреш»?

- Сколько неизвестных  в задаче? ( 2 )

- Значит задача решается сколькими действиями? ( двумя)

-Сначала найдем что? ( расстояние от Суг-АКсы до села Ишкин)

- Первое действие решается каким действием? ( делением).

- Что мы нашли? ( расстояние  от Ишкин до кыштаг)

- А теперь можем найти расстояние от Суг-АКсы до кыштага? ( да)

- Каким действием? ( сложением)

Решение: 1) 48: 3 = 16 (км), 2) 48+16= 64 (км). Ответ: от села Суг-Аксы до кыштага «Белдиреш» 64 км.

-  Молодцы! Вот и  мы в зимней стоянке.

Выбирают главного в группе.

Смотрят  на экран ( презентация, слайды)

1 ученик читает задачу.

Внимательно смотрят на схематический рисунок задачи

Отвечают на вопросы, решают задачу.

III.

Этап актуализации знаний.

- Шагаа начинается с обряда «Сан салыр».        Сан салыры проводится на рассвете. На костре возжигают артыш и бросают в огонь «дээжи» - белую пищу. Основные компоненты «дээжи» мы узнаем, если справимся со следующим заданием.

 60 : 3 = 20

63 : 9 = 7

26 : 2 = 13

56 : 7 = 8

49 : 7 = 7

48 : 4 = 12

90 : 30 = 3

17 : 3 = ?

-  Почему мы не смогли решить этот пример.  Мы  знаем этот вид деления? ( Нет)

- Мы встречались раньше с таким случаем деления? (нет)

-Вы хотите научиться решать такие выражения? ( Да)

-Сколько раз по 3 содержится в 17 ? ( 5 раз, еще остается 2).

- Сформулируем тему нашего урока. Мы изучаем сегодня деление с чем? ( Деление с остатком)

- Что мы должны узнать на этом уроке? Чему научиться? ( научиться выполнять деление с остатком)

Слайд

Решая примеры, узнают основных компонентов «дээжи» - белой пищи.

Топленое масло (саржаг), молоко, мука из поджаренного пшена (тыва далган),  чинге-тараа  ( поджаренное масло), сушеные пенки (ореме), сыр (быштак), сухой творог (ааржы), пресные лепешки ( боова-боорзак).

      Во время этого обряда люди молятся восходящему солнцу с приветствиями. После обряда начинаются  тувинские нацинальные игры.  

Определяют тему урока.

Поставят цель урока

Коммуникативные УУД:

-умение оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

- формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия;

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению математики

IV.

Этап открытия новых знаний.

-1) После обряда «Сан салыр»  и дети, и взрослые  играют  в тувинские национальные игры. У каждого аала мешок  с костями. Аал баштыны  должен раздать 22 кажык 5 участникам игры поровну. Аал баштыны ортаа  аала раздает 16 кажык 5 участникам поровну. Устуу аал раздает 14 кажык 5 участникам поровну.

Алдыы аал: 22:5=4(2).    

 Ортаа  аал:16:5=3(1)

Устуу аал: 14: 5= 2 (  4).

На основе практической работы разделим кружочки  на 5 и  составьте выражение. Найдем частное и остаток.

 

 

 Каждый аал баштыны раздает кажык участникам игры. Опираясь на практическую работу составляют  выражения и решают их.  

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

V.

Физминутка

Тувинская народная песня «Бистин Тыва»

VI.

Исследовательская работа

- Сейчас проведем исследовательскую работу. Выпишите остаток и делитель и сравните. Какой вывод можно сделать: при делении остаток всегда меньше делителя.

         - Ребята, а можно  ли выполнить деление с остатком, не используя рисунок каждый раз?. Конечно можно, но для этого надо выполнять определённое правило или алгоритм.  

- Давайте играя составим алгоритм деления с остатком. Какой аал много знает пословиц. Я буду прочитать начало, а вы угадывать конец пословицы.  

1) Аът болуру кулунундан, кижи болуру чажындан

1. Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить  на делитель без остатка

2)Эртинени черден казар, эртемнерни номдан тывар

2. Данное число делим на делитель. Это частное.

3) Чааскаан чорба эштиг чору, чалгаа чорба, кежээ чору.

3.Вычитаем  из делимого набольшее число. Это остаток.

Давайте вернемся к выражению.

17 : 3 = 5 ( 2)

   

Выписывают остаток и делитель и сравнивают, делают вывод. Прочитают правило и запоминают.

Ответы детей

Коллективное составление алгоритма деления с остатком.

VIII.

Первичное закрепление

Парная работа. Работа с карточками . Найди ошибки и выполни вычисления.

9: 4 = 1 (ост.5)

12:5=1 ( ост. 5)

Работают в паре. Взаимопроверка

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Регулятивные УУД:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

IX.

Первичное закрепление. Самостоятельная работа

Делитель

Делимое

Частное

Остаток

23

5

4

?

30

7

4

?

19

6

?

?

3

2

1

м

О

н

Работают самостоятельно.  

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

X.

Связь изучаемого материала с жизнью.

Задача: Цена одной тетради 7 рублей. Сколько тетрадей можно купить за 25 рублей? Сколько  рублей остается.

Коллективная работа

XI.

Рефлексия

- Вот мы  и вернулись из путешествия. Что вы узнали, празднуя Шагаа в кыштаге?

- Какое открытие вы сделали на уроке? (Научились выполнять деление с остатком)

- Каким должен быть остаток при делении?  (остаток при делении должен быть меньше делителя)

-   Если вы научились выполнять деление с остатком  поднимаем смайлики.

-  Если вы считаете, что научились выполнять деление с остатком, но иногда вам нужна помощь.( поднимают нужный смайлик)

Оценивает работу в группах , выставляет оценки.

Учащиеся отвечают.

Регулятивные УУД:

- оценка, самооценка собственной деятельности на уроке

XII.

Домашнее задание

  1. Базовый уровень: №5 страница 26
  2. Сложный уровень: придумать 6 примеров на деление с остатком.

Записывают дневник.

Учащиеся выбирают домашнее задание с учетом индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по математике УМК "Школа России" Тема "Деление с остатком на 10, 100,1000

Технологическая карта урока по математике УМК "Школа России" Тема "Деление с остатком на 10, 100,1000...

Технологическая карта урока/ Предмет: математика Тема: «Деление с остатком»

    ФИО учителя:   Лашина Анна НиколаевнаКласс: 4      УМК  «Гармония»Предмет: математикаТема: «Деление с остатком»Тип урока: урок открытия нов...

Технологическая карта урока по математике - Деление с остатком(3 класс)УМК "Школа России"

Цель урока: знакомство обучающихся с приемом деления с остатком и научить применять на практике.Задачи урокаДидактическиепознакомить учащихся с алгоритмом деления числа с оста...

Технологическая карта урока по математике 3 класс Тема: "Деление с остатком"

Цель: Обучить алгоритм выполнения деления с остатком и научить применять полученные знания на практике....