Организация внеклассной работы по математике
классный час по математике (3 класс)

Астафурова Анастасия Александровна

Задача учителя современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать познавательные действия и операции, научиться думать, рассуждать, догадываться, анализировать, создавать программы рационального решения той или иной учебной проблемы. Грамотно построенная внеклассная работа по предмету является важным ресурсом повышения эффективности и качества образования учащихся при выполнении задач ФГОС. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_informatika_2.docx47.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж города Тамбова»

 

  РЕФЕРАТ

на тему:

«ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ»

 

По дисциплине: теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания

 

 

Выполнила: Астафурова А. А.

Группа: ПНК-22

Проверяющий: Емельянова М. С.

Тамбов 2022


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        3

§1. ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ        5

1.1 Требования к внеклассной работе        6

1.2 Основные организационные формы внеклассной работы и их характеристика.        9

§2. ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАЧ        17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ        23


ВВЕДЕНИЕ

Задача учителя современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать познавательные действия и операции, научиться думать, рассуждать, догадываться, анализировать, создавать программы рационального решения той или иной учебной проблемы. Грамотно построенная внеклассная работа по предмету является важным ресурсом повышения эффективности и качества образования учащихся при выполнении задач ФГОС. 

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение школьников, углубление и расширение их знаний и навыков. Учащиеся начальных классов наиболее нуждаются в том, чтобы их первоначальное и последующее знакомство с математическими истинами носило не сухой характер, а порождало бы интерес и любовь к предмету, развивало бы в учащихся способность к правильному мышлению, острый ум и смекалку и тем самым вносило бы оживление в преподавания предмета.

Основными целями внеклассной работы должны стать развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе.

Активно содействует математическому развитию и внеучебные средства (сюда можно отнести массовые популярные математические журналы, сборники математических развлечений, игр и занимательных задач, математические олимпиады), основным из которых является внеклассная работа по математике в школе. Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, представлений, внимания, памяти, мышления, речи, воображения. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях групповых игр.

Внеклассная работа содействует воспитанию товарищества и взаимопомощи. В результате такой работы происходит воспитание культуры чувств, а так же развитие и таких интеллектуальных чувств, как справедливости, чести, долга, ответственности.

 

 

Внеурочная деятельность может влиять на качество знаний непосредственно через содержание заданий, в частности, в результате поддержания интереса к предмету.

Внеурочная деятельность по математике создает дополнительные возможности учителям начальных классов по осуществлению дифференцированного подхода к «средним» и «слабым» учащимся для достижения планируемых результатов обучения. В этом случае она может способствовать совершенствованию математических знаний и умений.

Внеурочная деятельность в начальных классах должна быть связана с урочной. Добиваясь единства урочной и внеурочной деятельности в начальных классах, учителя совершенствуют математические знания учащихся, развивают их познавательный интерес, расширяют кругозор.


§1. ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ

 

Для успешного развития учебного материала одной плановой классной работы не всегда бывает достаточно. Для того чтобы учащиеся легко воспринимали и полностью понимали ту или иную тему необходима качественная и систематическая внеклассная работа по предметам.

Внеклассная работа существенно отличается от классно-урочной формы организации учебного процесса, и в начальной школе она имеет свои особенности:

1.     Некоторая произвольность выбора тематики занятий, они не регламентированы по содержанию, но материал, предъявляемый детям, должен соответствовать их знаниям, умениям и навыкам.

2.     Разнообразие форм и видов работы с учащимися.

3.     Особый занимательный материал, широкое использование игровых форм и элементов соревнования.

4.     Занятия не регламентированы по времени.

5.     Занятия проводятся в группах учеников, количество в которых не регламентировано, так же как и их возраст

При проведении внеклассных занятий по математике, как и при классно-урочной работе, необходимо соблюдать основные дидактические принципы: научности, сознательности, активности учащихся, наглядности. При подборе содержания работы следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

У детей младшего школьного возраста еще недостаточно сформировался устойчивый интерес к тому или иному учебному предмету, поэтому на занятия целесообразно приглашать всех учащихся, не дожидаясь пробуждения у них собственной инициативы, т.е. внеклассная работа в начальных классах должна носить массовый характер.

При работе необходимо учитывать и то, что младшие школьники с удовольствием выполняют посильные индивидуальные поручения, их увлекает соревновательный дух, ученики любят сказки и различные интересные веселые истории.

Внеклассная работа преследует следующие задачи:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике.

2. Расширение и углубление знаний по математике.

3. Развивать логическое мышление, смекалку, математическую зоркость.              

4. Выявлять наиболее одаренных детей, способствовать их дальнейшему

развитию.

5. Развитие творческой самостоятельности, эстетического, нравственного

воспитания школьников.

6. Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать

индивидуальную работу с коллективной.

7. Вовлекать детей в занимательные задания, а этим укреплять дисциплину, воспитывать настойчивость, любовь к труду, организованность и коллективизм.

 

1.1 Требования к внеклассной работе

Внеклассная работа по математике ведется параллельно с классными занятиями. При организации необходимо учитывать добровольность участия детей, охват всех учащихся определенным видом деятельности, независимо от уровня успеваемости.

Добровольность обеспечивается тем, что ученики сами выбирают ту форму занятий, которая их интересует, это относится к факультативным занятиям, кружкам и другим формам внеклассной работы. Соблюдая принцип добровольности, вместе с тем надо следить за тем, чтобы ученики не были перегружены внеклассной работой.

Внеклассная работа должна проводиться  систематично и последовательно.

Внеклассная работа позволяет сочетать разные виды деятельности

младшего школьника: учебную, трудовую, игровую. При этом надо учитывать, что дети легко забывают то, что они услышали, что они сказали, и то, что они слышали. Но они никогда не забывают того, что они сделали, Т.е., точнее и правильно использовать познавательные возрастные возможности детей.

Широко развернуть внеклассную и внешкольную работу по математике может только образованный учитель, умеющий смотреть на свой предмет с точки зрения современной математики, знакомый с выходами в смежные дисциплины, знающий историю развития своей науки, психологию.

Великий ученый Д.И. Менделеев писал: «Только тот учитель будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает, ее любит».

Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять  над тем или иным математическим заданием, вопросом, задачей, когда эти задания не обязательны для него?

Основным источником побуждения младшего школьника к умственному труду на внеклассных занятиях может послужить интерес. Поэтому учитель должен искать и находить средства и способы возбуждения интереса детей к тем математическим, логическим заданиям, которые он предлагает в процессе внеклассной работы. 

Чтобы возбудить интерес к внеклассной работе, надо постараться не только привлечь внимание детей к каким-то её элементам, но и вызвать у ребят удивление. У детей удивление возникает тогда, когда они видят что сложившаяся ситуация не совпадает с ожидаемой.

Удивление в сочетании с любопытством поможет возбудить активную мыслительную деятельность учащихся.

   Привлечь первоначальное внимание детей к внеклассному занятию по математике, например, можно разными способами, разными средствами: особым красочным оформлением классного помещения, в котором отражалось бы удивительное сочетание знакомого детям мира сказок и рассказов. Математика и сказки! Математика и любимые герои! Разве это не привлечёт внимание детей и не вызовет радостного удивления? Удивление и интерес вызывают у детей занимательно сформулированные вопросы, задачи, загадки, шарады, ребусы…

   Интерес, как и другой вид эмоционального состояния, имеет явное внешнее выражение на лицах детей, в их поведении, в словесных откликах. По этим внешним признакам учитель всегда сможет судить о том, вызван ли у детей интерес к данному внеклассному виду работы или нет.

  Поддерживая интерес различными приёмами, надо его постепенно воспитывать: сначала как интерес к своей непосредственной деятельности во время внеклассных занятий, затем чтобы он перерастал в интерес к математике как науке, в интерес к процессу самой мыслительной деятельности, к новым занятиям в области математики. Этот процесс сложный и длительный, и его результаты зависят главным образом от педагогического мастерства учителя. 

При организации внеклассной работы надо добиваться максимальной деятельности каждого ученика – организаторской, трудовой, особенно мыслительной для выполнения всевозможных заданий.

  Материал преподносимый учителем, должен быть понятен каждому ученику, иначе он не вызовет интереса, так как будет лишён для них смысла. Для поддержания интереса во всяком новом должны быть определённые элементы  старого, известного детям. Только при усвоении и установлении связи нового со старым возможны проявления сообразительности и догадки.

Устойчивый интерес к внеклассной работе по математике поддерживается тем, что эта работа проводится систематически, а не от случая к случаю. 

 

1.2 Основные организационные формы внеклассной работы и их характеристика.

К основным формам внеклассной работы относятся:

        групповые занятия после уроков;

        кружковые занятия;

        вечера;

        математические олимпиады;

        математические игры;

        написание математических сказок и сочинений;

        математические уголки;

        математические стенгазеты;

        математические выставки;

        экскурсии и прочее.

 

Групповые занятия после уроков.

Групповые занятия после уроков чаще всего называют внеклассными занятиями. Они проводятся после уроков со всеми учащимися класса. Эти занятия могут длиться от 15 минут до 1 часа. Их отличительная особенность в том, что они имеют наибольшее сходство с обычным школьным уроком, так как материал, используемый на занятиях - материал школьной программы. Последовательное усложнение содержания занятий проводится исходя из накопленных у учащихся знаний по математике и умений решать занимательные задачи.

Цель таких занятий — закрепление пройденного программного материала, расширение и углубление. Занятия, как правило, проходят в игровой атмосфере, это занятия-путешествия, соревнования.

Для возбуждения и поддержания интереса к заданиям, используемым на групповых занятиях, последние должны удовлетворять следующим условиям:

быть непохожими на обычные математические задания, предлагаемые на уроках; смысл заданий должен быть понятен детям; выполнение задания должно быть доступно каждому ученику; ответы должны находиться быстро; если необходимы вычисления, то они выполняются только устно.

Содержание внеклассных занятий может быть и отличным от учебной программы. Например, занятия, в основу которых положены исторические сведения. Тематика таких внеклассных занятий должна соответствовать порядку ознакомления школьников с различными математическими фактами и понятиями в школьном курсе. Так, после изучения темы «Меры длины» на внеклассном занятии целесообразно познакомить учеников со старинными мерами длины и выполнить практические задания по измерению длины при помощи этих мер. При этом не следует требовать от детей запоминания исторических сведений. Важно, чтобы ученики поняли, что математика связана с жизнью, а понятия, которыми мы оперируем, являются отражением предметов и явлений реального мира.

Групповые занятия проводятся эпизодически. Они могут быть спланированы учителем в связи с поставленной целью, например, возбудить интерес у школьников к организации математического кружка, к выпуску газеты и т.д.

Кружковые занятия.

Проведение кружковых занятий в значительной степени близко к урокам. Сходство классных и внеклассных занятий определяется организационной формой коллективной учебной работы. Но основной отличительной особенностью кружковой работы является принцип добровольности вовлечения в работу.

На кружковых занятиях школьников обязательно надо учить ориентироваться в новых ситуациях и областях, решать задачи с незнакомой фабулой, с непривычным математическим содержанием. Темп проведения кружковых занятий должен постепенно возрастать. Нецелесообразно на занятиях кружка проводить систематическое повторение ранее пройденных вопросов, так как основная задача кружковой работы - развитие творческого подхода, повышение уровня математической подготовки, но не сообщение учащимся определенных математических фактов, подлежащих обязательному усвоению. Учитель на занятиях не должен стеснять инициативы и находчивости учащихся в поисках решения задачи, облегчения вычислений.

Учитель должен обдумывать план каждого занятия кружка, включать в него беседы, рассказы, выступления учащихся с короткими сообщениями по истории математической теории, биографии ученых, интересными решениями задач, сообщения об исследовательских проектах и т.д.

Работу математического кружка следует проводить не чаще одного раза в две недели, так как каждое занятие требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и учащихся.

 

Математические вечера.

На математических вечерах присутствуют не только те учащиеся, которые проявили свои способности в математике, но и школьники, которые такого интереса к математике еще не имеют, а их успехи по этому предмету весьма скромны. Степень их участия в математическом вечере зачастую ограничивается лишь таким видом деятельности, который прямо не связан с предметом: подготовкой, оформлением вечера, выпуском газеты, исполнением ролей в инсценировках, подготовкой билетов и премий, декламацией стихотворений, раздачей материала для игры и так далее.

Организация математического вечера для школьников младшего возраста имеет своей целью:

  • заинтересовать предметом;
  • представить серьезные математические идеи в занимательной форме;
  • вызвать стремление самому сформулировать и решить задачу.

Ценность математических вечеров не только и не столько в их математическом содержании, сколько в характере деятельности на этих вечерах. Это вечер, на котором дети фантазируют, учатся рассуждать, правильно мыслить и говорить. Таким образом, время, проведенное на математическом вечере, для учащихся работает не только на математику, а имеет общекультурную ценность и воспитательное значение.

Формы математических вечеров:

  • викторины;
  • КВН;
  • соревнования;
  • утренники.

Тематика и методика проведения математических вечеров весьма разнообразны. Содержание вечеров может группироваться вокруг исторической темы, примеров приложения математики в различных областях науки и промышленности.

Примером такого вечера может служить викторина, посвященная жизни какого-нибудь великого математика.

Математические вечера нецелесообразно проводить часто. Их подготовка занимает немало времени, в нее вовлечены многие учащиеся, поэтому таких вечеров должно быть один-два в год. Целесообразно включать их в общешкольный план работы.

Можно устраивать вечера для всех классов параллели. В этом случае вечер можно провести в виде соревнования команд от каждого класса. Ученики, не занявшие место в команде, организуют группу поддержки, придумывают «кричалки».

Весь порядок проведения вечера должен быть подробно спланирован и расписан: материал и задания учащимся должны быть заранее даны. Необходим четкий контроль за выполнением заданий. Здесь в помощь следует привлекать учащихся старших классов, учителей смежных классов. В поручениях необходимо учесть: оформление зала, приглашение гостей, проведение отдельных фрагментов вечера, выставки работ учащихся.

Одним из разделов вечера может быть оглашение результатов работы кружковцев, результатов проводимого математического конкурса, а в конце года - объявление результатов проведенного зачета.

Математические олимпиады.

Олимпиады в начальных классах способствуют:

  • знакомству учащихся с новой увлекательной формой внеклассного обучения;
  • расширению математических знаний учащихся;
  • знакомству с интересными задачами и неожиданными методами их решения.

Возможна следующая организация олимпиады: на первый тур приглашаются все желающие, среди них отбирают наиболее сильных учеников, второй тур проводится уже среди этих учеников. Победители школьной олимпиады участвуют в районном туре. На участие младших школьников в районном или городском туре олимпиады должно быть получено письменное разрешение родителей ребенка.

Участникам состязания предлагают определенное количество задач, на решение которых отведено ограниченное время. Подбор задач осуществляют таким образом: первая задача - общедоступна по своему решению и оригинальна по формулировке, основанной на жизненных наблюдениях учащихся; последующие должны сочетать математические факты и термины из различных разделов курса; кроме того представлены и логические задачи. Задания олимпиады должны быть сложными, рассчитанными на нестандартный прием мышления. Учитель продумывает подготовку учеников к выполнению задач олимпиады, предусмотрев систему развивающих внеклассных занятий. Часы и минуты занимательной математики

Эта форма внеклассной работы может проводиться даже во время самого урока, в этом случае речь идет о занимательных минутах; к занимательным же часам можно отнести различные внеклассные занятия, викторины, конкурсы. Такие занятия требуют соблюдения определенных требований.

Во время проведения занятия необходимо осуществлять дифференцированный подход.

Оформление помещения должно быть увлекательным и ярким, так же как и демонстрационный материал.

Большое место в системе занятий следует отводить числовым загадкам, задачам в стихах, задачам-шуткам и т.п.

Длительность занятий определяется их целевой установкой. Лучше проводить такие занятия чаще, но меньшей продолжительности (10-15 минут).

Учитель должен знакомить детей с различными математическими играми, чтобы они могли играть в них самостоятельно.

Можно включать элементы занимательности и в сам урок. К таким элементам относятся задачи в стихах, шарады, ребусы, логические задачи, загадки. Они легко вплетутся в общую канву урока, снимут напряжение и внесут в урок эмоциональный настрой.

Другие формы внеклассной работы.

Существуют такие формы внеклассной работы, которые предполагают не столько работу учителя при подготовке к ним, сколько деятельность учеников. Учитель при этом выступает в роли организатора ученической деятельности, направляющего ее. Основная же роль при проведении такой работы отводится самим ученикам. К внеклассной работе подобного рода относятся создание математических уголков, выпуск математической газеты, проведение математических выставок, сочинение математических сказок и написание сочинений на математическую тему. Эти формы внеклассной работы не только развивают математические способности, интерес к предмету, как другие формы внеклассной работы, но и активно содействуют развитию творческой активности учащихся, их самостоятельности.

Математические уголки создаются в классе и имеют своей основной целью привлечь учеников к занятиям математикой. Здесь выставляются лучшие работы учеников класса: тетради, контрольные работы, творческие работы, здесь же помещаются задания и для дополнительных занятий, новости из математической жизни класса.

Над выпуском стенной математической газеты можно работать не всем классом, а по рядам. Преимущества такой организации работы состоят в следующем:

  • каждый ученик класса может приобщиться к выпуску газеты;
  • при работе над выпуском каждый ученик может проявить свои способности;
  • выпуск газеты носит соревновательный характер, что усиливает стремление каждого выполнить свою работу как можно лучше;
  • ученики учатся работать в «команде», что имеет воспитательное значение.

На выпуск газеты ученикам отводится определенное время (2-3 недели). За это время дети должны придумать название своей газете, совместно с учителем распределить обязанности между всеми участниками группы, при этом должны учитываться как возможности ученика, так и его пожелания. После этого дети готовят материалы дома или после уроков, имея возможность проконсультироваться с учителем. При подготовке к выпуску математической газеты ученикам можно дать задания:

  • найди интересные математические задачи;
  • составь задачи сам;
  • выбери из предложенных задач самые интересные;
  • придумай задачу по рисунку;
  • нарисуй рисунок к задаче;
  • подбери числовые данные из жизни животного мира;
  • подбери числовые данные из мира растений;
  • подбери числовые данные из жизни города;
  • придумай, как оформить газету.

Когда учащиеся подготовят весь материал, назначается день сбора редакционной коллегии. В это время все ученики ряда приносят свои наработки и оформляют газету. Газета вывешивается в начале недели; на первом уроке в этот день ученики, принимавшие участие в работе над газетой, должны прорекламировать ее.

Можно запланировать выпуск газеты раз в четверть. В конце учебного года определяется лучшая редакционная коллегия.

Организация выставок на математическую тему предполагает выставку книг - математических развлечений. В день открытия выставки проходит ее «презентация», т.е. учитель рассказывает детям о представленных на выставке работах, знакомит с наиболее интересными заданиями, советует обратиться к тому или иному источнику. Эту работу необходимо провести так, чтобы детям действительно захотелось не только разглядеть книги, представленные на выставке, но и изучить их более внимательно, взяв тот или иной задачник в библиотеке. Учитель может объявить конкурс, например, на «Самого умного» - того кто решит больше других заданий, представленных в предложенных на выставке книгах, или на «Самого любознательного» - того кто найдет дома или в библиотеке и принесет в класс подобные книги, или «Лучшего художника» -того кто нарисует самый интересный рисунок к задаче. Можно объявить конкурс и на «Лучшего составителя математической книги», в которую войдут самые интересные, по мнению ребят, математические задачи и задания.

Детям можно предложить составить математическую сказку или написать сочинение. Тема сочинения может быть такой: "Можно ли прожить без математики?" и другие. Темы сказок: «Путешествие квадрата по стране Геометрии», «Один день из жизни треугольника», «Приключения плюсика и минусика» и т.п. Работы можно оформлять как книжки-малютки, книжки-раскладушки.


§2. ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАЧ

Внеучебные математические задачи.

Внеучебные математические задачи бывают двух видов:

        одни для тех, кто увлекается математикой;

        другие же для тех учеников, которым требуется помощь в развитии сообразительности, творческой активности.

Первую группу задач можно отнести к курсу математики, но повышенной трудности, вторая же группа - математические развлечения. К математическим развлечениям следует относить задачи-смекалки, эвристические и логические задачи, математические игры, математические фокусы и другие. Среди математических развлечений имеются и такие задачи, которые допускают очень большое, а иногда бесконечное множество решений. Смысл таких задач в поиске оригинальных, красочных приемов и решений.

Задания для внеклассной работы должны быть конкретными, индуктивными и доступными, способствовать возбуждению интереса к предмету, делать процесс решения интересным, иметь занимательную форму.

Например: Ваня и Петя сидели на берегу реки и ловили рыбу. Петя то и дело подсекал и выбрасывал на берег серебристых уклеек. У Вани же рыба почему-то клевала плохо.

В это время к ребятам подошла сестра Вани и с обычной усмешкой спросила у брата: «Ну, как клев, рыболов? Много ли с Петей рыбы наловили?»

И Ваня с наигранной веселостью ответил сестре: «А ты угадай сама. У нас вместе на 15 рыбок больше, чем у меня, а у одного из нас на 12 рыбок меньше, чем у другого». Но сестра быстро угадала, сколько рыбок у брата. Сколько же рыбок поймал каждый из ребят?

Существует набор упражнений для применения индуктивного метода, для развития наблюдательности и умения осуществлять обобщения. Таковы темы «переправ», «перемещений».

Например: Как расставить б стульев у четырех стен комнаты, чтобы у каждой стены стояло по два стула?

Задачи для внеучебной работы, как правило, занимательны. К элементам занимательности относятся: легкий юмор фабулы, неожиданность ситуаций или развязки, стройность геометрической формы, изящество решения.

Например: Один господин встретил во время прогулки знакомую семью, состоящую из деда, отца и сына. Поздоровавшись со всеми, он спросил их в шутку, сколько им лет. «Нам всем вместе 100 лет» - ответил за всех дед и важно зашагал вперед. Тогда господин, продолжая интересоваться их возрастом, спросил отца, «Ну скажите оке, сколько вам лет?» - «Мне вместе с сыном 45 лет», - отвечал отец, - «а сын на 25 лет моложе меня». Так любопытному господину и не пришлось узнать, сколько лет каждому из них. Не сообразите ли вы?

Одним из видов занимательности является поэтическая форма математической информации, предназначенная для получения эффекта как художественного, так и педагогического.

Например:

Без конца, без края - линия прямая.

Хоть сто лет по ней иди,

Не найдешь конца пути.

Большое значение для самых юных математиков имеют задачи в стихах. Такие задачи интересны и доступны детям.

Например:

Котик с мышкою дружил, мышке тапочки купил.

И на все четыре лапки натянула мышка тапки.

Побежала по тропинке, да споткнулась о травинку.

С лапки тапочка упала и куда-то запропала.

Тапку мышка не нашла и без тапочки пошла.

Сколько тапочек осталось у мышки?

Логические упражнения.

В процессе логических заданий ученики учатся сравнивать математические объекты, выполнять анализ и синтез, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Проводя анализ, ученик в математических объектах выделяет существенные признаки.

Например: Три богатыря - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, защищая от нашествия родную землю, срубили Змею Горынычу все 13 голов. Больше всех срубил Илья Муромец, а меньше всех - Алеша Попович. Сколько голов мог отрубить каждый из них?

При обучении младших школьников решению логических задач следует соблюдать принцип постепенного нарастания сложности таких заданий.

Шарады.

В шараде требуется отгадать определенное слово. Каждое слово отгадывается не все сразу, а по частям.

Например: Предлог и малое число, За ними букву скажем. А в целом — ты найдешь его Почти под домом каждым.

Возьмите наименьшее трехзначное число, И букву назовите рядом с ним одновременно. И вы получите то слово, Которым называют кучу сена

Метаграммы.

В метаграмме зашифровано определенное слово; в расшифрованном слове одну из указанных букв заменяют другой буквой, и значение слова изменяется.

Например: Я приношу с собою боль, В лице большое искажение, А «Ф» на «П» заменишь, То превращусь я в знак сложения.

Логогрифы.

В логогрифе надо догадаться, о каком слове говорится вначале. Затем в расшифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово.

Например:

Математический я знак,

В задачнике меня найдешь во многих строчках,

Лишь «О» ты вставишь, зная как.

И я - географическая точка.

Число я - меньше десяти.

Тебе меня легко найти.

Но, если букве «Я» прикажешь рядом встать.

Я все - отец, и ты, и бабушка, и мать.

Ребусы.

Ребус — это загадка, состоящая в том, что вместо слов в нем поставлены знаки, фигуры, нарисованы предметы, название которых надо отгадать.

При отгадывании ребусов надо знать некоторые условности. Иногда перед знаком или после стоит одна или две кавычки. Это значит, что в слове, которое вы назовете, надо отбросить одну или две буквы. В отдельных случаях в ребусе показано, какую букву надо отбросить или заменить ее другой. Если предмет нарисован в перевернутом виде, то слово надо читать с конца.

Магические квадраты.

Магические квадраты являются примером веры в могущество чисел. В таких квадратах сумма чисел по любому направлению остается одинаковой. Подобные квадраты издавна привлекали людей. Считалось, что магический квадрат приносит его владельцу счастье и удачу. 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Внеурочная деятельность по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубление и расширение их знаний и навыков математики.

Значение внеурочной деятельности по математике с младшими школьниками состоит в следующем:

1.Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, представлений, памяти, мышления, речи, воображения.

2. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях соответствующих игр.

3. Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни.

4.Внеурочная деятельность по математике содействует воспитанию коллективизма и товарищества, накоплению наблюдений за трудом и отношением к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.

5. Различные виды внеурочной деятельности способствуют воспитанию у детей культуры чувств, т. к. дети в своих поступках обычно руководствуются прежде всего не логическими рассуждениями, а чувствами. При этом речь, главным образом, идет о воспитании таких чувств, многие из которых связаны с умственной деятельностью - так называемых интеллектуальных чувств (чувства справедливости, чести, долга, ответственности).

Внеурочная деятельность при всей своей мощи и гибкости помогает и учителям, и ученикам, как можно быстрее, находить общий язык и решить проблемы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

1.[эл.ресурс] https://www.metod kopilka.ru/organizaciya_vneurochnoy_deyatelnosti_po_matematike___v_nachalnoy_shkole.-27898.htm

2.[эл.ресурс] https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vneklassnaya_rabota_po_matematike_v_nachalnoj_shkole_092345.html

3. эл.ресурс]  http://lektsia.com/9x4909.html

4. С.В.Савинова: [текст] Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторины, турниры, путешествия) / авт.-сост. С.В.Савинова, Е.Е.Гугучкина. – Волгоград: Учитель, 2007.-85с.

5. И.В.Персидская: Классные часы в 1-4 классах [текст]/ авт.-сост. И.В.Персидская и др. – Волгоград: Учитель, 2009.- 204с.

6. Т.Н.Бровкина/ [текст] В школу – с радостью. 1-4 классы: инсценированные сказки, праздники/ сост. Т.Н.Бровкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 121с.

7. Шклярова Т.В./ [текст] Справочник для начальных классов/ Т.В.Шклярова. – 48-е изд., стер. – М.: Грамотей, 2016. – 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы на основе программы внеурочной деятельности "Культура домашнего праздника"

Данная работа знакомит с одной из программ внеурочной деятельности учащихся начальной школы "Культура домашнего праздника" и показывает возможности рационального использования рабочего времени классно...

Организация внеклассной работы по кубановедению на основе модульной технологии

Целью проекта является привитие любви, интереса  к своей малой родине Кубани, к своему народу, православным традициям и  обычаям...

Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы

В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности  ребёнка через внеклассную работу...

Организация внеклассной работ по русскому языку

Внеклассная работа по русскому языку...

Здоровьесбережение обучающихся как одно из направлений организации внеклассной работы в рамках реализации ФГОС нового поколения

В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации здоровье- сберегающего обучения....

Организация внеклассной работы в школе. Самореализация через органы самоуправления

Организация внеклассной работы в школе. Самореализация через органы самоуправления...

План организации внеклассной работы

СодержаниеI.Цель и задачи работы классного руководителя.II.Анализ воспитательной работы за предшествующий период.III. Сведения об обучающихся.IV. Характеристика классного коллектива.V. План воспитател...