Тема: «Метод подбора. Деление двузначного числа на двузначное»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Осипова Елена Владимировна

Урок по математике в 3 классе УМК " Перспектива" по теме " Метод подбора. Деление двузначного числа на двузначное".  Урок " открытия новых знаний".  Научить учащихся делить двузначное число на двузначное используя метод подбора, совершенствовать вычислительные навыки, прогнозировать результат вычисления, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок математике во 3 классе

Тема: «Метод подбора. Деление двузначного числа на двузначное»

Цель урока

Создать условия для  формирования умений деление двузначного числа на двузначное.

Задачи урока

1. Обучающие: формировать умение делить двузначное число на двузначное;

 2. Развивающие: развивать освоение способов решения проблемы поискового характера и умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, формировать умение работать в паре, группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения, общения.

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Научить   делению двузначного числа на двузначное, используя метод подбора, совершенствовать вычислительные навыки, прогнозировать результат вычисления, использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений

Метапредметные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Понимать и принимать учебную задачу, решать учебные задачи, связанные с повседневной жизнью.

Личностные: Способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения; проявлять способность к самоорганизованности; высказывать собственные суждения и давать им обоснование

 Методы обучения

Системно-деятельностный, частично-поисковый, проблемный.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, парная,

Средства обучения (для учителя, для учащихся)

Учебники, тетради, карточки, компьютер, проектор, круги-самооценивания.

                                                                                Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы

совзаимо

действия

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

5

6

Самоопределение к деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Здравствуйте.  Сядьте удобно.

Потрите свои ладошки. Вы почувствовали тепло. Я думаю, что так же тепло и уютно будет и на нашем  на уроке.

- К какому уроку вы приготовились?

- Чем мы занимаемся на этих уроках?

- Посмотрите на доску. Верно ли я приготовилась у уроку математики?

-Откроем тетради, запишем число, классная работа.

- К математике

- мы решаем, считаем, сравниваем

На доске числа, карточки с примерами, геометрические фигуры.

Запись числа и вида работы в тетрадь

Фронтально

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его? Правильно идентифицируют себя с позицией школьника

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений

Устный счёт

Определение границ знания и незнания.

2.

  Математика пришла, занимай свои места.
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать! 

  Как вы понимаете значение выражения « голову ломать» ( ответы детей).

 

Что вы можете сказать про эти выражения?

Чем они  похожи ?

А теперь давайте вспомним:

Как называются числа при делении?

Как найти неизвестное делимое?

Ну, а сейчас гимнастика для ума: давайте распутаем клубок и вместо фигур, поставим цифры, чтобы получились верные числовые выражения. Кто догадался с какого выражения надо начать?

Итак, продолжаем ломать голову на сегодняшнем уроке и сейчас вам нужно провести исследование выполнив следующее задание.

Почему не смогли решить последний пример?

- На деление

- использована таблица умножения.

- решают примеры на слайде 6

- решают примеры на слайде 7.

Фронтальная работа

Познавательные: перерабатывают полученные знания, делают выводы на основе пробных действий; определяют границы собственных знаний и незнания.

Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своих знания, своего опыта

 

III. Постановка темы урока и задач  . Построение проекта выхода из затруднения

Постановка темы

Определение путей решения поставленной проблемы

-Cформулируйте тему урока.

Давайте откроем учебник с.38 и проверим правы ли вы были определив тему урока.

- Какие задачи поставите перед собой?

Кто знает как разделить двузначное число на двузначное? А есть ли другие предположения? При делении таких чисел мы будем использовать метод подбора.

Метод подбора в математике  похож на примерку  платья или туфель в магазине. Только в математике ищут не одежду, а числа или фигуры.  Давайте решим этот пример:

72: 24= 3

24*2= 48

24*3=72

Будем подбирать частное. Попробуем умножать число 24  на 2, 3, 4, 5, …пока не получим наше делимое.

А теперь давайте составим алгоритм деления двузначного числа на двузначное методом подбора?

- Тема урока « Метод подбора. Деление двузначного числа на двузначное»

 Формулируют задачи урока:

1. Научится делить двузначное число на двузначное.

2. Применить  полученные знания в решении практических задач

Ответы детей

В учебнике

Называют опорные знания:

- связь умножения и деления

- проверка деления умножением

-

(на слайде)

- называют по порядку
затем

Слайд 11.

Фронтально

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения;  Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной речи с учётом своих знания, своего опыта

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Используя метод подбора деления двузначного числа на двузначное решим примеры,

Работу проведём в парах.

 примеры получают на карточках. 42:14=3;  60:15=4; 32:16=3; 45:15=3;90:45=2; 96:24=4.

Проверяем:

1 пара – первый пример, 2 пара – 2, и т.д.

Остальные оценивают работу (поднимают круги).

ФИЗМИНУТКА ( ДЛЯ ГЛАЗ)

Крепко зажмурить глаза и считать до 3, открыть их посмотреть вдаль, считать до 5. (повторить 4-5 раз)

Пары по очереди называют ответы.

Называют ответы.

Фронтально

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: закрепляют метода подбора деления двузначного числа на двузначное.

Регулятивные: ориентируются в работе с интерактивной доской

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1. Работа с учебником: стр. 39 № 3

           

Самооценка

А теперь , откроем учебник на с.39 №3.

- Используя метод подбора деления двузначного числа на двузначное  решите примеры.

Проверим по эталону ( ответы на слайде).

Кто не допустил ни одной ошибки на полях нарисует- зеленый кружок, кто допустил одну ошибку – желтый, две и более – красный.

Ребята поднимите и  покажите какой кружок вы нарисовали на полях.

ФИЗМИНУТКА .

 А сейчас все вместе отдохнем:

Стали мы учениками,

Соблюдаем режим сами:

Утром мы, когда проснулись,

Улыбнулись, потянулись,

Для здоровья, настроенья

Делаем мы упражненья:

Руки вверх и руки вниз,

На носочки поднялись.

То присели, то нагнулись

И опять же улыбнулись.

А потом мы умывались,

Аккуратно одевались.

Завтракали не торопясь,

             В школу, к знаниям,        стремясь.

- отработка изученного правила

- Применить знания.

Самостоятельно выполняют задание в рабочих тетрадях

Самопроверка и самооценка самостоятельной работы в рабочей тетради.

Индивидуальная

Познавательные: самостоятельно осуществляет учебное действие, поиск необходимой информации (из материала деление двузначного числа на двузначное)

Регулятивные:

Ориентируется в учебнике и рабочей тетради

VII. Включение в систему знаний и повторение

Решение текстовой задачи.

 Я прочитаю вам текст скажите является ли он задачей.

В кружке танцев занимаются 12 мальчиков, а девочек на 24 больше.

 Почему?

А какие вопросы можно поставить?

Сколько занимается девочек?

Во сколько раз больше занимается танцами девочек, чем мальчиков?

Сколько занимается  девочек?

(один учащийся выполняет)

Во сколько раз больше занимается танцами девочек, чем мальчиков? ( выполняет у доски другой учащийся)

К доске пойдет….

Записывает краткую запись решение и ответ.

О чем говорится в нашей задаче?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

В каком из вопросов задачи мы применяем  изученный  метод подбора деления двузначное число на двузначное?

Что мы находили?

- Нет

Нет вопроса

Работают в тетрадях, 1 ученик у доски.

Слушают объяснение товарища, относятся к его ответу, предлагают свои варианты решения

Фронтально, групповая работа

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний:  моделируют задачу,  сообща определяют вариант решения поставленной задачи.

Регулятивные:  Проявляют способность оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос.  Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремяться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют  собственное мнение и позицию; договариваются и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

VIII. Итоги

урока. Рефлексия

Обобщить полученные на уроке знания

-Чему мы учились на уроке?

- Все ли мы учебные задачи выполнили которые ставили в начале урока?

Что у нас получилось в результате совместной работы?

Попробуйте  сделать  вывод: как разделить двузначное число на  двузначное? Какой метод деления

 мы использовали? Как  мы подбирали число?

Вы хорошо поработали на уроке.

Вспомните, какую цель ставили для себя?

А помогут нам  узнать остались  довольны ли вы своей работой  круги самооценивания

 Зеленый – легко и понятно,

Желтый – испытывал затруднения,

Красный – было трудно на уроке.

-  деления двузначного числа на двузначное

- научились делить двузначное число на двузначное  и

 полученные знания применяли при решении примеров и задач.

 

Оценивают себя с помощью кругов. СЛАЙД.

Проанализировать, правильно оценить, поставить оценки!!

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее задание

Итак,  ну и дома вы продолжите искать для головы полезное занятие.  Вам нужно  самостоятельно на карточках составить и решить 5 примеров  применяя метод подбора  деления двузначного числа на двузначное, на следующем уроке вы обменяетесь ими и оцените работу товарища. Урок окончен. Большое всем спасибо за работу.

Записывают задание в дневник

Индивидуальная

Список литературы:

1. Математика: 3 класс : методическое пособие/ И.Ф.Яценко – Москва  Вако, 2021

2. Кузнецова М.И. 5000 задач по математике. – М.: «Экзамен», 2012


Длина прямоугольника 7 см, а ширина на 6 см меньше.

(49-48)*1=         (12-4) *1=           49:7*1=          73*1=

 

34*1=                 (40-39)*1=            9*1=             81:9*1=    

     

 (49-48)*1=         (12-4) *1=           49:7*1=          73*1=

 

  34*1=                 (40-39)*1=            9*1=             81:9*1=    

(49-48)*1=         (12-4) *1=           49:7*1=          73*1=

 

34*1=                 (40-39)*1=            9*1=             81:9*1=    

(49-48)*1=         (12-4) *1=           49:7*1=          73*1=

 

34*1=                 (40-39)*1=            9*1=             81:9*1=    

(49-48)*1=         (12-4) *1=           49:7*1=          73*1=

 

34*1=                 (40-39)*1=            9*1=             81:9*1=    

(49-48)*1=         (12-4) *1=           49:7*1=          73*1=

 

 34*1=                 (40-39)*1=            9*1=             81:9*1=    

       (49-48)*1=         (12-4) *1=           49:7*1=          73*1=

 

   34*1=                 (40-39)*1=            9*1=             81:9*1=    

(49-48)*1=         (12-4) *1=           49:7*1=          73*1=

 

34*1=                 (40-39)*1=            9*1=             81:9*1=    

IV. Построение проекта выхода из затруднения

1. Самостоятельная работа по составлению таблицы умножения числа 5

2. Получение продукта деятельности. Составление общей таблицы

3.Самооценка деятельности

- Опираясь на свои знания, составьте самостоятельно таблицу умножения числа 5. Работать будете в группе.

 Поэтому прошу вас распределиться по группам

- Давайте вспомним правила работы в группе.

Группа, которая закончила первой получает карточку с № 1, вторая - № 2, и т. д.

Отвечает группа № 1

-С  какого примера начинается таблица?

-Как получили?

 Группы, оцените ответы с помощью сигнальных кругов

Продолжает группа №2

-  5 х 2? Как получили?

- Группы, оцените  ответ.

Отвечает группа №3.

(решение третьего и четвёртого примера) и далее аналогично.

А где мы можем проверить правильно ли составлена таблица?

Что заметили в таблице?

-

1. Думаю сам.

2. Слушаю мнения своих товарищей.

3. Уважаю мнение своего товарища.

4.  Не боюсь высказывать собственное мнение …

-5*1=

- Применили правило умножение на 1.

Согласны – зелёный круг, не согласны – красный круг)

Вспомнили таблицу умножения на 2.

(Аналогично)

Согласны – зелёный круг, не согласны – красный круг)

.

(Аналогично)

- в учебнике.

-Ответы заканчиваются на 5 или 0.

- каждый ответ увеличивается на 5.

Объясняют свой путь решения, спорят, отстаивают свою точку зрения

Выбирают один из параметров

Групповая работа

Регулятивные: работают по плану, сверяют свои действия с целью  и при необходимости исправляют ошибки с помощью учителя: определяют степень успешности выполнения свой работы , исходя из имеющихся критериев.

Познавательные: отбирают необходимые для решения учебной задачи опорные знания, применяют их для получения результата.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания: доносят свою позицию до других; уважают чужое мнение

5 • 3 =

5 • 4 =

5 • 5 =

5 • 6 =

5 • 7 =

5 • 8 =

5 • 9 =

     5 • 6

6 • 5

5 + 5 + 5 + 5+ 5 + 5

6 + 6 + 6 + 6 + 6

5 + 6

1. Составить таблицу умножения числа 5.

2.Применить полученные знания в решении практических задач

-смысл действия умножения

-закон о перестановке множителей в произведении

- знания табличных случае умножения на 2, 3, 4

- особые случаи умножения:

а х 1 = а

0 х а = 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. Тема: Деление двузначного числа на двузначное число .

Урок "открытия" новых знаний, обучающиеся знакомятся с новым приёмом внетабличного деления двзначного числа на двузначное....

Технологическая карта темы. Письменное деление многозначного числа на двузначное число 4 класс

Презентация рассказывает о создании Технологической карты темы по математике для 4 класса УМК "Школа России". Материал будет полезен учителям, которые занимаются разработкой технологических карт и их ...

Технологическая карта урока "Алгоритм письменное деление многозначного числа на двузначное число"

Цели деятельности учителя: закрепление алгоритма деления многозначного числа на двузначноеПланируемые результаты:Предметные:Закрепить навык деления многозначного числа на двузначное;Знать алгоритм пис...

Конспект урока по математике на тему: "Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства учащихся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число и совершенствования нав...

Конспект урока математики. Тема: "Алгоритм письменного деления многозначного числа на двузначное число", 4 класс, УМК Школа России

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ Цели деятельности учителя: формирование знаний об алгоритме деления многозначного числа на двузначное число....