«Приемы работы с текстом на уроках математики»
методическая разработка по математике

Татьяна Геннадьевна Кошкарева

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т. к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

 Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Если дети не умеют читать, значит, не могут работать с информацией, где есть не только информация справочного характера, но и рассуждения, логика, доказательства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_raboty_s_tekstom_na_urokah_matematiki_.docx113.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Приемы работы с текстом на уроках математики»

Кто не умеет читать,

Тот не умеет мыслить.

                                                                                       Сухомлинский В.А.

Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т. к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

 Сегодня чтение, наряду с письмом и владением компьютером, относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Если дети не умеют читать, значит, не могут работать с информацией, где есть не только информация справочного характера, но и рассуждения, логика, доказательства.

Ежегодно наблюдаю и отмечаю, что дети приходят в школу с небольшим запасом знаний и представлений об окружающей действительности, что мешает усвоению школьной программы.

Особенно заметным является недостаток элементарных математических умений. Обучение математике, как и другим учебным предметам, опирается на знания и представления, которые дети получают в дошкольный период своей жизни. Процесс мышления развивается на базе накопленного опыта. Именно практические действия помогают проверить правильность или ошибочность знаний, которые потом становятся востребованными для развития мыслительной деятельности.

Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимают в этой системе текстовые задачи. Они необходимы для того, чтобы сформировать у учащихся важные для обыденной жизни знания, а на их базе - умения и навыки, связанные с решением постоянно возникающих проблемных ситуаций.

Существенные проблемы возникают у учащихся с задержкой психического развития при решении арифметических задач. Дети, читая задачу самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задачи, испытывают  затрудняются в составлении задач по кратким схемам или таблицам.

Стратегии смыслового чтения хорошо прослеживаются в этапах работы над решением текстовых задач на уроках математики в начальной школе.  Структура математического текста отличается от структуры текста художественного, поэтому свободного переноса читательских умений не происходит. И надо с текстами математического характера работать тщательно.

Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Этапы решения текстовых задач и их связь со стратегиями смыслового чтения:

  1. анализ содержания задачи;
  2. поиск пути решения задачи;
  3. составление плана ее решения;
  4. поиск информации и понимание прочитанного;
  5. осуществление плана решения задачи;
  6. проверка решения задачи;
  7. преобразование и оценка информации.

Работая над задачей, учу детей выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети.

При работе с текстом задач с детьми ОВЗ, выделила ключевые направления:

  • выделение главного в тексте;
  • умение составить план прочитанного;
  • умение пользоваться образцами решения задач;
  • запоминание определений, формул;
  • работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
  • использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях.

Алгоритм при решении задач:

  1. чтение задачи детьми (про себя);
  2. выделение числовых данных;
  3. выделение важных слов-помощников;
  4. обсуждение всей найденной информации;
  5. соотнесение текста задачи с рисунком или готовой схемой;
  6. рассказывание задачи по рисунку или схеме;
  7. оставление плана решения через наглядную опору или пиктограмму.

Исследуя разные методы на своих уроках, я выделила наиболее эффективные приёмы  работы с текстом:

  1. Прием: «Составления краткой записи задачи» - один из основных приёмов смыслового чтения, которые используются на уроках математики. Первые навыки этого приёма ученики получают уже в начальной школе при решении текстовых задач, в средней школе появляются новые схемы краткой записи.

Было -          

Добавили - 

Стало - ?

         

     +  =      (     )

Ответ:

Было -          

Убрали - 

Осталось - ?

         

     -    =   (     )

Ответ:

Было -          

Ушли - ?

Осталось 

    -  =   (     )

Ответ:

Было - ?          

Решил - 

Осталось - 

       

   +  =     (     )

Ответ:

Было -           

Добавили - ?

Стало -  

         

      +    =    (     )

Ответ:

 | - 

                        ?

 || - 

    +  =      (     )

Ответ:

 | -

             ||| - ?

 || - 

         

    +   =       (     )

Ответ:

 | - 

   

 || - ? , на   б.

    +  =       (  )

Ответ:

 | - 

   

 || - ? , на  м.

   

      -  =     (   )

Ответ:

 | - 

                   

 || - ?

       

      -  =   (  )

Ответ:

 | - , что на   м.

 || - ?

    +  =     (   )

Ответ:

 | - , что на  б.

 || - ? 

        -  =    (  )

Ответ:

| -             на ? б.

          

|| -          

       

          -  = (  )

Ответ:

  1. Прием: «Тонкие и толстые вопросы»

Тонкие вопросы- вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы- вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.

Цель: научить детей формулировать разные типы вопросов  к тексту, стимулирующих развитие критического мышления.

Приём  «Тонкие и Толстые вопросы» может  быть использован на любой из трёх  стадий урока:

  • вызов (вопрос до изучения темы);
  • осмысление (способ активной фиксации вопросов  по ходу чтения, слушания);
  • рефлексия (демонстрация пройденного).
  1. Прием «Верите ли вы?»

Одним из наиболее часто используемых мною приёмов смыслового чтения является приём «Верные и неверные утверждения». Этот приём предполагает умение учащимися проводить доказательные  рассуждения при решении задач, оценивать правильность рассуждений, распознавать ошибочные заключения. Он позволяет быстро и в интересной для учащихся форме проверить знание основных определений и утверждений.

  1. Прием «Лови ошибку»

Например. На берёзе росло 8 яблок, 3 яблока упало. Сколько яблок осталось на берёзе.

     5. Прием «Найди схему к задаче»

     6. Приём «Составления вопросов к задаче»

     7. Приём «Кластер»

     8. Приём «Синквейн»

 Пример:

Задача. «Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается?» 

    Пример решения задачи с помощью написания синквейна.

https://idfedorov.ru/images/_user/images2/Sinkvein.jpg

Масса

Тяжелая

Легкая

Измерять.

Решать.

            Вспоминать

Знаю единицы измерения массы

1т = 1ц           1т = 1000кг               1ц =100кг      

Предлагаю учащимся в качестве домашней творческой работы или на этапе рефлексии написание синквейна по изучаемой теме. Некоторые школьники с удовольствием приняли эту форму. Данный приём безусловно носит метапредметный характер, так как позволяет развить не только математические способности, но и проявить себя в гуманитарной области. Создание синквейнов, на мой взгляд, демонстрирует, насколько ученик понял какое-либо утверждение или понятие, то есть постиг его смысл.

 Прием моделирования  активно и широко применяться на уроках математики. При составлении краткой записи условия задачи возможно использование графических моделей: рисунков, схем, чертежей, схематических чертежей, таблиц.

В вазе лежали 3 груши, потом положили еще 2.  Закрась красным цветом груши, которые доложили.  

     

В волейбольной команде были 2 девочки и 5 мальчиков. Закрась столько квадратиков, сколько участников в команде.

Таблицы

Цена

Кол-во

Стоимость

Расход   ткани на 1….

Кол-во   …..

Общий расход ткани

Масса 1пакета

Кол-во пакетов

Общая масса

Норма выдачи за 1 день

Кол– во дней

Общая норма выдачи

Кол-во……

в 1….

Кол–во

………

Общее кол–во

     ……

Выработка  за 1…..

Кол-во

     ……

Общая выработка

Большинство специалистов считают, что в условиях коррекционного обучения у детей с задержкой психического развития можно устранить пробелы в усвоении начальных математических знаний и представлений. Они обладают большими потенциальными возможностями, хорошо используют помощь учителя на уроках. Изучение математики должно предусматривать разнообразные виды деятельности самих учащихся. Значительную роль самостоятельности мышления и его творческой стороне отводили в своей теории развивающего обучения В. В. Давыдов и Д. Б. Эльконин. Основным принципом их системы развивающего обучения является организация учебной деятельности учащихся в форме поисково-исследовательской работы.

На основе этого  учу решать задачу различными способами. Это позволяет убедиться в правильности решения задачи и даёт возможность глубже раскрыть зависимости между величинами, рассмотренными в задаче, научиться отыскивать наиболее рациональные решения, а также составлять условия задач к имеющимся вопросам, придумывать вопросы к имеющимся данным, составлять задачи, решаемые в одно или несколько действий, придумывать задачи с избыточными или недостающими данными, сравнивать разные задачи, к одному и тому же условию ставить несколько разных вопросов.

Решение текстовых задач с использованием приёмов смыслового чтения, вовлечение учащихся в процесс активной деятельности на уроках поможет детям не бояться, что решая задачу, что-то не получится, а наоборот, поможет им оценить в себе по достоинству смелость и трудолюбие, доставит им истинное удовольствие от самого процесса работы над задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методы и приемы работы с текстом на уроках окружающего мира"

В статье показаны методы и приемы работы на уроках окружающего мира, направленные на осознанное, внимательное восптиятие текстового материала научной статьи учебника....

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Курс литературного чтения закладывает фундамент всего последующего образования, в котором чтение является важным элементом всех учебных действий, носит универсальный метапредметный характер. Уроки лит...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения

Выступление на МО начальных классов на тему Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения....

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

«Приемы работы с текстом на уроках математики »

В статье рассмотрены основные приёмы развития смыслового чтения, выделены те приёмы, которые наиболее эффективны на уроках математики.Процессы информатизации современного общества требуют, чтобы челов...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...