Рабочая программа учебного предмета для 1 класса «Математические представления»
рабочая программа по математике (1 класс)

Энгельман Ирина Федоровна

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matematicheskie_predstavleniya_1_klass.docx30.96 КБ

Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета для 1 класса « Математические представления» разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» и с учётом примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15), адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  КОУ «Излучинская школа-интернат» (протокол ПС № 1 от 27.08.2020 г)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями развития нередко попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. Так, накрывая на стол на трёх человек, нужно поставить три тарелки, три столовых прибора и др.

У большинства обычно развивающихся детей основы математических представлений формируются в естественных ситуациях. Дети с выраженным нарушением интеллекта не могут овладеть элементарными математическими представлениями без специально организованного обучения. Создание ситуаций, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики, является основным подходом в обучении. В конечном итоге важно, чтобы ребенок научился применять математические представления в повседневной жизни: определять время по часам, узнавать номер автобуса, на котором он сможет доехать домой, расплатиться в магазине за покупку, взять необходимое количество продуктов для приготовления блюда и т.п. Знания, умения, навыки, приобретаемые ребенком в ходе освоения программного материала по математике, необходимы ему для ориентировки в окружающей действительности, т.е. во временных, количественных, пространственных отношениях, решении повседневных задач.

Задачи и направления

-Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине;

- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;

- Умение различать, сравнивать и прообразовывать множества один- много;

- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Физические характеристики персональной идентификации:

- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);

- определяет состояние своего здоровья;

Гендерная идентичность

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);

Возрастная идентификация

- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);

- проявляет уважение к людям старшего возраста.

«Уверенность в себе»

- осознает, что может, а что ему пока не удается;

«Чувства, желания, взгляды»

- понимает эмоциональные состояния других людей;

- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);

- проявляет собственные чувства;

«Социальные навыки»

- умеет устанавливать и поддерживать контакты;

- умеет кооперироваться и сотрудничать;

- избегает конфликтных ситуаций;

- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;

- использует элементарные формы речевого этикета;

- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;

- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);

Мотивационно – личностный блок

- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)

- стремится помогать окружающим

Биологический уровень

- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)

Осознает себя в следующих социальных ролях:

- семейно – бытовых;

Развитие мотивов учебной деятельности:

- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);

Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь

- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;

Ответственность за собственные вещи

- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;

Экологическая ответственность

- не мусорит на улице;

- не ломает деревья;

Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:

- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- принимает участие в коллективных делах и играх;

- принимать и оказывать помощь.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Перечень и название тем предмета

Кол-во часов

1

Формирование временных представлений

11        

2

Формирование количественных представлений

10

3

Формирование представлений о величине

11

4

Формирование представлений о форме. Числовой ряд 1-2.

12

5

Формирование пространственных представлений. Числовой ряд 1-5.

19

6

Закрепление

3

Итого за год: 66 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 четверть

№ уро-ка

Дата проведения

Тема урока

план

факт

Формирование временных представлений (11ч)

1

01.09.

Части суток. Утро

1

2

07.09.

Части суток. День

1

3

08.09.

Части суток. Вечер

1

4

14.09.

Части суток. Ночь

1

5

15.09.

Режим дня.

1

6

21.09.

Режим дня.

1

7

22.09.

Режим дня.

1

8

28.09.

Ночной режим.

1

9

29.09.

Ночной режим.

1

10

05.10.

Покажи, что ты делал днем, вечером.

1

11

06.10.

Покажи, что ты делал ночью.

1

Формирование количественных представлений (10ч)

12

12.10.

Один и много.

1

13

13.10.

Знакомство с цифрой 1.

1

14

19.10.

Один-много.

1

15

20.10.

Цифра 1.

1

16

26.10.

Много.

1

17

27.10.

Выполнение различных действий: один — много хлопков.

1

2 четверть

№ уро-ка

Дата проведения

Тема урока

План

Факт

18

09.11.

Мои игрушки.

1

19

10.11.

Мои игрушки

1

20

16.11.

В гостях  у Лесовичка в лесу.

1

21

17.11.

Посчитаем сколько шишек и найдем цифру 1.

1

Формирование представлений о величине (11ч)

22

23.11.

Большой-маленький.

1

23

24.11.

Длинный – короткий.

1

24

30.11.

Большие и маленькие игрушки.

1

25

01.12.

«Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине длинный-короткий, используя приемы наложения и приложения».

1

26

07.12.

Я большая, а ты маленький.

1

27

08.12.

Штриховка предметов различной величины длинная лента, короткая лента.

1

28

14.12.

Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы.

1

29

15.12.

Подбери одежду для большой куклы, для маленькой куклы.

1

30

21.12.

Постройка башни.

1

31

22.12.

Выделение «больших - маленьких» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности.

1

32

28.12.

Длинный мост, короткий мостик.

1

3 четверть

№ уро-ка

Дата проведения

Тема урока

план

факт

Формирование представлений о форме. Числовой ряд 1-2 (12ч)

33

11.01.

«Круг». Число и цифра 1.

1

34

12.01.

«Квадрат». Число и цифра 1.

1

35

18.01.

«Маленькие и большие квадраты»

1

36

19.01.

«Маленькие и большие квадраты»

1

37

25.01.

«Предметы похожие на круг, квадрат»

1

38

26.01.

«Предметы похожие на круг, квадрат»

1

39

01.02.

«Раскрашивание круга, квадрата»

1

40

02.02.

«Раскрашивание круга, квадрата»

1

41

08.02.

«Обведение квадрата по контуру». Число и цифра 2.

1

42

09.02.

«Обведение квадрата по контуру». Число и цифра 2.

1

43

15.02.

«Штриховка квадрата»

1

44

16.02.

«Штриховка квадрата»

1

Формирование пространственных представлений. Числовой ряд 1-5 (19ч)

45

01.03.

«Вверху-середина-внизу»

1

46

02.03.

«Вверху-середина-внизу»

1

47

09.03.

«Разложи игрушки по полкам». Число и цифра 3.

1

48

15.03.

«Разложи игрушки по полкам». Число и цифра 3.

1

49

16.03.

«Разложи одежду по полкам»

1

50

22.03.

«Разложи одежду по полкам»

1

51

23.03.

«Ориентация на листе бумаги». Число и цифра 4.

1

4 четверть

№ уро-ка

Дата проведения

Тема урока

План

Факт

52

05.04.

«Ориентация на листе бумаги». Число и цифра 4.

1

53

06.04.

«Ориентация на листе бумаги». Число и цифра 4.

1

54

12.04.

«Ориентация в классе»

1

55

13.04.

«Ориентация в классе»

1

56

19.04.

«Ориентация в классе»

1

57

20.04.

«Поровну- больше». Число и цифра 5.

1

58

26.04.

«Поровну- больше». Число и цифра 5.

1

59

27.04.

«Разложи игрушки»

1

60

04.05.

«Разложи игрушки»

1

61

11.05.

«Пространственные понятия: поровну- больше ближе, к, от»

1

62

17.05.

«Пространственные понятия: поровну- больше ближе, к, от»

1

63

18.05.

«Пространственные понятия: поровну- больше ближе, к, от»

1

Закрепление (3ч)

64

24.05.

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».

1

65

25.05.

«Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела».

1

66

31.05.

Закрепление «Короткий-длинный»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

Рабочая программа по предмету «Развитие элементарных математических представлений» по курсу предшкольной подготовки

Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. «Русский язык 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Аргинской И.И., Ивановской Е.И., Кормишиной С.Н. «Математика 1 класс», «Система Л.В.Занкова»,  Самара: Издательство «Учебная...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. Ю. Свиридовой, Н. А. Чураковой «Литературное чтение 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1 КЛАСС, НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Срок реализации программы 2013-2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н. «Окружающий мир 1 класс», «Система Л.В.Занкова», Самара: Издательство «Учебная литература»: Издате...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Математические представления» для освоения начального общего образования срок освоения программы 5 лет ( дополнительный первый класс ― 1I) 1-4 классы

Адаптированная  рабочая программа  учебного предмета «Математические представления»для  освоения начального общего образованиясрок освоения программы 5 лет( дополнительный п...