Классификация простых задач (образцы)
методическая разработка по математике

Геворгян Ангелина Сергеевна
Классификация простых задач 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassifikatsia_prostykh_zadach.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация простых задач

    В современной школе методику обучения младших школьников решению задач рассматривают с точки зрения двух принципиально отличающихся друг от друга подходов.

Один подход нацелен на формирование у учащихся умения решать задачи определённых видов. Другой ставит цель – научить детей выполнять семантический и математический анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических и символических моделей.

Простые задачи можно разделить на 3 группы в зависимости от понятий, которые формируются при их решении:

I. На конкретный смысл каждого из арифметических действий.

  1. Нахождение суммы двух чисел.
  2. Нахождение остатка.
  3. Нахождение суммы одинаковых слагаемых.
  4. Деление на равные части.
  5. Деление по содержанию.

II. На установление связи между компонентами и результатом арифметических действий.

  1. Нахождение I слагаемого по известной сумме и II слагаемому.
  2. Нахождение II слагаемого по известной сумме и I слагаемому.
  3. Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
  4. Нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности.
  5. Нахождение I множителя по произведению и II множителю.
  6. Нахождение II множителя по произведению и I множителю.
  7. Нахождение делителя по известным делимому и частному.
  8. Нахождение делимого по известным делителю и частному.

III. На разностное отношение.

  1. Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (I вид – больше).
  2. Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел(II вид – меньше).
  3. Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).
  4. Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).
  5. Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).
  6. Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).

IV. На кратное отношение.

По программе «Гармония» (автор математики – Истомина Н.Б.) и Занкова Л.В. (автор – Аргинская И.И.) задачи вводятся со 2 класса.

В 1 классе проводится подготовительная работа по формированию математических понятий и отношений, которые дети будут использовать при решении текстовых задач. Таким образом, готовность школьников к знакомству с текстовой задачей предполагает сформированность:

  1. навыков чтения;
  2. представлений о смысле действий сложения и вычитания, их взаимосвязи, понятий «увеличить (уменьшить) на», разностного сравнения;
  3. основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения;
  4. умения описывать предметные ситуации и переводить их на язык схем и математических символов;
  5. умения чертить, складывать и вычитать отрезки;
  6. умения переводить текстовые ситуации в предметные и схематические модели.

По программе Виноградовой  простые текстовые задачи начинаем вводить в первой четверти. Дети составляют задачи под руководством учителя по иллюстрации, причём сразу на все четыре арифметические действия. Решают практическим методом – с помощью фишек. На этом этапе мало внимания уделяется краткой записи условия задачи. Приветствуется составление различных условий по одной иллюстрации или по одному решению.

Простые задачи на сложение и вычитание

№ пп

Вид задачи

Схема краткой записи

Пример задачи

1.

На конкретный смысл сложения.

                ?

В одной вазе 5 яблок, в другой – 2 яблока. Сколько яблок в двух вазах.

2.

На конкретный смысл вычитания.

Было  -

_____ -

Осталось - ?

Мальчик поймал 6 рыбок, 1 рыбку он отдал коту. Сколько рыбок у него осталось?

3.

На увеличение на несколько единиц в прямой форме:

а) на одном   множестве;

б) на двух множествах.

   ?, на б.

а) Дети должны прополоть 6 грядок, но они пропололи на 3 грядки больше. Сколько грядок пропололи дети?

б) Мальчик прополол 6 грядок, а мама на 3 грядки больше. Сколько грядок прополола мама?

4.

На уменьшение на несколько единиц в прямой форме:

а) на одном множестве;

б) на двух множествах.

   ?, на м.

а) На ветке сидели 6 птичек, а потом их стало на 2 птички меньше. Сколько птичек стало на ветке?

б) У Коли 7 марок, а у Саши на 2 марки меньше. Сколько марок у Саши?

5.

На нахождение слагаемого:

а) сюжетная задача;

б) с отвлечёнными числами.

а)

       ?

б)         + х =

а) В две бочки налили 17 вёдер воды. В одну бочку налили 10 вёдер. Сколько вёдер воды налили во вторую бочку?

б) К 157 прибавили неизвестное число и получили 278. Найти неизвестное число.

6.

На разностное сравнение.

           на ? б. (м.)

В одном ящике 20 кг яблок, а в другом – 17 кг. На сколько кг яблок больше в первом ящике, чем во втором?

7.

На нахождение уменьшаемого:

а) сюжетная задача;

б) с отвлечёнными числами.

а) Было  -     ?

    _____ -

    Осталось -  

б) х -         =

а) В детский сад привезли несколько литров молока. Когда за обедом израсходовали 32 л, то осталось 15 л. Сколько литров  молока привезли в детский сад?

б) Из неизвестного числа вычли 238 и получили 123. Найти неизвестное число.

8.

На нахождение вычитаемого:

а) сюжетная задача;

б) с отвлечёнными числами.

а) Было  -    

    _____ -    ?

    Осталось -  

б)         - х =

а) На крыше сидело 15 голубей. Несколько голубей улетело, после этого осталось 8 голубей. Сколько голубей улетело?

б) Из 248 вычли неизвестное число и получили 120. Найти неизвестное число.

9.

На увеличение на несколько единиц в косвенной форме.

       , на           м. 

   

   ?

Миша съел 5 яблок, это на 1 яблоко меньше, чем Катя? Сколько яблок съела Катя?

10.

На уменьшение на несколько единиц в косвенной форме.

       , на            б. 

   

   ?

В классе 17 девочек, это на 3 больше, чем мальчиков. Сколько мальчиков в классе?

Простые задачи на умножение и деление

№ пп

Вид задачи

Схема краткой записи

Пример задачи

1.

На конкретный смысл умножения.

Нет краткой записи, иллюстрируем рисунком.

В парке посадили 4 ряда берёзок по 5 штук в каждом ряду. Сколько всего берёзок посадили?

2.

На конкретный смысл деления по содержанию.

Нет краткой записи, иллюстрируем рисунком.

Для поливки огорода папа принёс 16 вёдер воды, причём каждый раз он приносил по 2 ведра. Сколько раз ходил папа за водой?

3.

На конкретный смысл деления на равные части

Нет краткой записи, иллюстрируем рисунком.

На 2 стройки отправили 12 подъёмных кранов, поровну на каждую. Сколько кранов отправили на каждую стройку?

4.

На увеличение в несколько раз в прямой форме.

   ?, в          раз б.

У Зои было 9 значков, а у Коли в 2 раза больше, чем у Зои. Сколько значков было у Коли?

5.

На уменьшение в несколько раз в прямой форме.

   ?, в          раз м.

У Коли 12 кроликов, а у Володи в 4 раза меньше, чем у Коли. Сколько кроликов у Володи?

6.

На кратное сравнение.

                        б.

           во ? раз  

                        м.

В столовой израсходовали 80 кг картофеля и 8 кг моркови. Во сколько раз больше израсходовали картофеля чем моркови?(Во сколько раз меньше израсходовали моркови, чем картофеля?)

7.

На увеличение в несколько раз в косвенной форме.

     , в         раз м.

     

?

Ласточка может прожить 9 лет, что в 3 раза меньше, чем сорока. Сколько лет может прожить сорока?

8.

На уменьшение в несколько раз в косвенной форме.

     , в         раз б. 

   

  ?

Масса тыквы 12 кг, что в 3 раза больше массы арбуза. Какова масса арбуза?

9.

На нахождение неизвестного множителя

        х =        

или

х          =

Когда неизвестное число увеличили в 7 раз, то получили 56. Найти неизвестное число.

10.

На нахождение неизвестного делимого.

х :         =

Если задуманное число уменьшить в 9 раз, то получится 27. Найти неизвестное число.

11

На нахождение неизвестного делителя

     

        : х =        

 

Если 51 уменьшить в задуманное число раз, то получим 17. Найти задуманное число.

Использование схематической модели при решении текстовых задач

Задачи на нахождение целого по известным частям

1) задачи на нахождение суммы

2) задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

3) задачи на увеличение на несколько единиц

                     о                          о

?

                              ?

             о                         о

               о

                                  о

                        ?

Задачи на нахождение неизвестной части по известному целому и другой части

1) задачи на нахождение остатка

2) задачи на нахождение

неизвестного слагаемого

3) задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

                             о

             о                         ?

                    о

                                                               

           о                   о         ?

         ?               о            о

                        ?                     о

4) задачи на уменьшение на несколько единиц

5) задачи на разностное сравнение

                  о                                

                       о                      ?

№ пп

Схематический чертёж

Пример задачи

1

                                              7                                            

                                                              

                                                       5                      ?

                                                                       

У Кати на полке 7 книг, а в портфеле на 5 книг меньше. Сколько всего книг у Кати?

2

                                      7                                            

                                                              

                                                                3             ?

                                                                       

На ёлку повесили 7 красных шаров, а синих на 3 больше. Сколько всего шаров повесили на ёлку?

3

                                                               

                           4                          6

                                    8                      ?

Саша принёс 6 морковок , а Оля 4 морковки. 8 морковок она отдала кроликам. Сколько морковок осталось?

4

            9                 3             2                

                                              ?

На школьном дворе убирали снег 9 школьников, к ним на помощь подошли ещё 3 мальчика, а потом ещё 2 девочки. Сколько всего ребят стали убирать снег?

5

15                                

                              5           4              ?

В куске было 15 м ткани. Одному покупателю продали 5 м, а другому 4 м. Сколько м ткани осталось в куске?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики по теме: «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на группы, составление выражений».

Урок математики был проведён в 1  классе по образовательной системе «Школа 2000». Данный урок является уроком повторения по теме «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на групп...

Презентация к уроку математики в 1 классе по теме «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на группы, составление выражений».

Презентация к уроку математики в 1 классе по теме «Решение простых задач на разностное сравнение, разбиение на группы, составление выражений»....

Проверочная работа по математике для учащихся 2 класса. Тема: "Простые задачи на умножение и деление".

Проверочная работа  по математике  по теме :  " Простые задачи на  умножение и деление" для учащихся 2 класса.  УМК   " Начальная школа XXI века".    ...

Обучение детей с ЗПР решению некоторых видов простых задач и задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

В данном сообщении представлен методический материал по обучению детей с ЗПР решению задач в 1-2 классах....

Практикум по математике. Задачи на нахождение остатка. Простые задачи.

Конспект урока по формированию умения решать задачи на нахождение остатка....

Игра-тренажёр по теме «Решение простых задач» 1 класс «Решаем задачи с весёлыми миньонами».

Данный тренажёр способствует повышению эффективности изучения предмета математики,формирует умение решать простые задачи, повышает интерес к предмету. Данный ресурс можно использовать в индивидуальной...

Преобразование простых задач в составную задачу по математике

Преобразование простых задач в составную задачу по математике...