"Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное"
план-конспект занятия по математике (3 класс)

Конспект урока "Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_matematike_.docx32.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема урока: «Деление трёхзначного числа на однозначное».

Тип урока: открытие новых знаний

Класс: 3

Цель урока: Познакомить с приёмом письменного деления трёхзначного числа на однозначное; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов. Воспитывать внимание, аккуратность, интерес к изучению математики.

Задачи урока.

Образовательные:

-освоение алгоритма деления трёхзначного числа на однозначное; умение 
вычислять частное; совершенствование вычислительных навыков, навыков устного счёта; совершенствование умения работать в группе, в 
паре и самостоятельно.

Развивающие:

- развитие наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления.

Воспитательные:

- воспитание умения слушать, общаться, стремление сознательно соблюдать дисциплину, воспитание ответственности и добросовестного отношения к 
работе, уважительных и доброжелательных отношений к одноклассникам, пропаганда здорового образа жизни.

Характеристика деятельности :

На уроке обучающийся сможет

-принимать и сохранять цель и учебную задачу;

-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

-оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Планируемые результаты:

Личностные результаты: 

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом; определять общие для всех правила поведения; уметь осознанно и внимательно читать задания; выражать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: 
- работать по предложенному плану, инструкции; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД: 
- раскрывать значение понятия «частное», «произведение», «сумма», «разность» и использовать их в активном словаре;

- определять условия письменного деления трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд и обосновывать свое мнение;

- -определять порядок письменного деления трехзначного числа на однозначное и обосновывать свое мнение;

Коммуникативные УУД: 
- формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога;

- согласовывать позиции и находить общее решение.

Ход урока

 1.Мотивирование к учебной деятельности – организационный момент. (1-2мин).

- Послушайте, и скажите о какой науке говорится в стихотворении?

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

Ма-те-ма-ти-ка!

Издавна люди  называли математику  царицей наук. Почему?

  ( Математика применяется в различных областях знаний)

 В каких областях знаний применяется математика?

Технология « Ассоциативный куст»

На доске - слово « математика» ( спорт, медицина,  строительство, наука,  торговля, семья)    

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4-5 мин).

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

- На следующей строчке запишите номер нашей школы - 5

- В следующей клетке запишите цифру, показывающую последнюю цифру сегодняшнего числа  - 2

-Рядом запишите  цифру 9.

- Какое число у вас получилось? 529

- Что вы о нём можете сказать?

-Оно натуральное, некруглое, стоит на 529 месте в ряду натуральных чисел, ему предшествует число 528 за ним стоит число 530. Сумма цифр этого числа 16. Оно трехзначное. В нем 5 сотен, 2 десятка, 9 единиц.

Запишите самостоятельно другие трехзначные числа, используя эти цифры. Цифры в записи числа не должны повторяться. 

- Какие числа у вас получились? взаимопроверка

925  952  925  592  295  259 - доска

- Что означает цифра 9 в подчеркнутых числах?

529  952  925  592  295  259


  - В числе  529– сотни, 
  -в числе  9
52– десятки,
  -в числе  295– единицы.

 - Отчего это зависит?

- От места, которое цифра занимает в записи числа

- Чем похожи все эти числа?

-Они трехзначные.

- Какие задания вы можете предложить для выполнения с трехзначными числами?

- Назвать числа в порядке убывания и возрастания, назвать последующие и предыдущие числа, сравнить, сложить, вычесть, представить в виде суммы разрядных слагаемых.

-Запишите в порядке возрастания

259  295  529  592  925  952

Запишите 259 в виде суммы разрядных слагаемых

259 =200+50+9

Взаимопроверка

3.Постановка цели и задач урока.

 Расшифруйте слово

а

400

250

180

450

150

400

300

b

20

50

90

90

5

8

60

a:b

20

5

2

5

30

50

5

2 (л) 20 (д)  30 (н) 50 (и) 5 (е)

                                                

20

5

2

5

30

50

5

д

е

л

е

н

и

е

-Какое слово у вас получилось?

- Кто догадался, чему будем учиться сегодня на уроке? Давайте сформулируем тему урока. (Деление трёхзначного числа на однозначное)

- Сформулируйте учебную задачу (Будем учиться делить трёхзначные числа на однозначные).

- Итак, прежде чем узнать новое нужно… (Составить план наших действий)

Учащимися составляется план:

1. Подумать, какие знания, изученные на предыдущих уроках, нам помогут?

 2.Создать алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное.

 3. Научиться решать по новому алгоритму

4. Построение проекта выхода из затруднения. (7-8 мин)

Доска

56:7   64:2    878:2

-На какие две группы можно разбить данные выражения?

(табличное и внетабличное деление)

64:2=32    

878:2=439

 - Есть ли предложения, как найти значение последних выражений?

- Посовещайтесь в парах, попробуйте вспомнить прием деления. (Если учащиеся затрудняются, предлагаю вспомнить тему «Правило деления суммы на число»)

Запишите выражение

64 : 2 = (60 + 4) : 2 = 60 : 2 + 4 : 2 =

- Каким способом деления суммы на число воспользовались?

(Каждое слагаемое разложили на разрядные слагаемые, разделили каждое слагаемое на число и результаты сложили)

Вывод: Для того, чтобы разделить число 64 что нам пришлось с ним сделать?

(Заменить суммой разрядных слагаемых)

- А затем? (разделить каждое слагаемое на 2)

- Потом? (результаты сложить)

 Опираясь на проделанную работу, составим способ (план) деления трёхзначного числа на однозначное.

- Предлагайте! Помните, что необходимо опираться на уже имеющиеся знания.

Ученики формулируют способ деления:

1. Представляем делимое в виде разрядных слагаемых

2. Каждое слагаемое делим на число.

3. Получаем результат.

Б)  Нахождение значения по такому же плану не получается. Как быть?

- Как же быть?

- Предлагайте! Помните, что необходимо опираться на уже имеющиеся знания. 

Давайте рассмотрим и закончим решение примеров и разработаем способ деления трёхзначного числа на однозначное.

- Предлагайте! ( Надо разложить 878 на сумму слагаемых)

- Каких? Сколько их должно быть? (Три слагаемых, чтобы каждое делилось на 2)

- Для чего? (Чтобы воспользоваться свойством деления суммы на число)

- На какие слагаемые оказалось удобным разбить делимое? Ответ учащихся: - Заменяли делимое суммой удобных слагаемых.

в) Групповая работа.

- Давайте составим план наших действий.

- Что мы делали сначала?

- Затем?

- А потом?

Заменили число суммой разрядных или удобных слагаемых

Разделили каждое слагаемое на однозначное число.

 

Ученики формулируют способ деления:

1. Представляем делимое в виде суммы двух разрядных (удобных) слагаемых.

2. Каждое слагаемое делим на число.

3. Полученные результаты складываем.

Вывод:  В первом случае заменили суммой разрядных слагаемых, а во втором – суммой удобных слагаемых.

5. Физкультминутка.

Предлагаю игру на внимание.

Я называю единицы измерения разных величин.

Если слышите:

- единицы измерения времени – вы поднимаете обе руки вверх;

- единицы измерения массы – вы разводите руки в разные стороны;

- единицы измерения длины – вы приседаете

14 см, 8кг, 5 суток, 3 тонны, 25дм, 200 г, 2 мин.

- Выполняя движения, что мы с вами сделали? (отдохнули)

- Я наблюдала за вами, и мне очень приятно, что вы очень внимательны. Готовы работать дальше?

6. Реализация построенного проекта.

Открываем учебник на стр. 93 и прочитаем алгоритм решения примера 748 и 2 столбиком.

Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное

  1. Выделяем первое неполное делимое.
  2. Определяем количество цифр в значении частного.
  3. Подбираем первую цифру в значении частного.
  4. Умножаем число, записанное этой цифрой, на делитель.
  5. Вычитаем полученный результат из неполного делимого и находим остаток.
  6. Убеждаемся, что остаток меньше делителя.
  7. Записываем цифру следующего разряда делимого рядом с остатком.
  8. Повторяем пункты 3, 4, 5, 6, 7.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Используя алгоритм, решим примеры, записав действия столбиком.

696:3=232    

864:2=432    

-А сейчас решаем примеры у доски

8. Самостоятельная работа с самопроверкой  (4-5 мин)

1) А теперь решим примеры  на деление трёхзначных чисел, используя известный алгоритм

575:5=113

847:7=121

-Проверили результаты примеров на доске.

Тренировка по теме Деление трёхзначного числа на однозначное число 

9. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин )
- Где нам может пригодиться умение делить трёхзначное число на однозначное?

1) Послушайте задачу.

За сезон одна пальма дала 128 литров кокосового сока, а вторая – в 2 раза меньше. Сколько всего литров сока собрали с двух пальм?

- О чем говорится в задаче?

- Прочитайте задачу еще раз, чтобы составить краткое условие.

- Что известно?

- Что запишем в краткое условие?

- Прочитай вопрос задачи.

- Можно ли сразу ответить на главный вопрос? Почему?

- А можно узнать? Как?

I п.- 128 л - ? л

II п. - ? л в 2 р. м.

- Сколько всего литров сока собрали с двух пальм?

- Нет. Мы не знаем, сколько литров сока дала вторая пальма.

1) 128 : 2 = 64 (л) – со II пальмы

2) 128 + 64 = 291 (л)

Ответ: 291 л сока собрали с двух пальм.

Обсудите в паре решение и запишите в тетрадь.

2) Решение уравнения 
124 : а = 4


Проверьте решение по образцу

124 : а =4
а = 124:4
а =  31

124 :31=4

31=31
Ответ: а = 31

10. Рефлексия деятельности (2-3 мин)

- Чему сегодня научились? 

– Что у вас получилось лучше всего?

– Что было интересного на уроке?

– Какое задание понравилось больше?

– Понравилось ли вам работать в группе?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

11. Домашнее задание.

Стр. 93 № 2, 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.

Урок математики 3 класс по теме "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа  на однозначное"....

Презентация к уроку математики 3 класс. "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное".

Презентация к уроку математики 3 класс. Можно использовать при изучении нового материала....

Урок математики в 3 классе для дистанционного обучения Тема: Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.

Тема: Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.Перспективная цель: формирование представлений об алгоритме письменного умножения трехзначного на однозначное.Актуальная цель: сф...

Конспект урока по математике : «Алгоритм письменного деления трехзначных чисел на однозначное».

Конспект урока по математике : «Алгоритм письменного деления трехзначных чисел на однозначное»....

Конспект урока математики "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное" (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с алгоритмом письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд; развитие устных и письменных вычислительных навыков, умения решать ...