Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Ведрова Маргарита Вячеславовна

Урок математики 3 класс по теме "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа  на однозначное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vedrovoy_m.v.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок

№ 148

Предмет

Математика

Класс

3 А класс  МБОУ «Октябрьская СОШ»

Учитель

Ведрова М.В.

УМК

Образовательная система «Школа России», «Математика», автор Моро М.И.

Тема урока

Алгоритм письменного умножения трехзначного числа  на однозначное.

Цели

Познакомить с письменным приемом умножения трехзначного числа на однозначное

Задачи

В совместной деятельности с учащимися «открыть» алгоритм  умножения трехзначного числа на однозначное число; способствовать развитию мыслительных операций (синтеза, анализа, обобщения); на примере пчелы расширить представления детей о мире насекомых, о взаимосвязях в природе; воспитывать уважение к окружающему нас животному миру.

Планируемые результаты

Предметные: знают: алгоритм умножения в столбик, табличные случаи умножения; умеют: применять алгоритм умножения трехзначного числа в столбик          

Метапредметные(критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: отличают верно выполненное задание от неверного, проговаривают последовательность действий на уроке.

Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: вступают в речевое общение, допускают существование различных точек зрения, строят монологическое высказывание.

Личностные УУД: уважают мысли и настроения других людей, проявляют доброжелательное отношение к одноклассникам, помогают им при необходимости.

Основные понятия

Алгоритм , выражение, множители, произведение

Ресурсы

- основные: учебник, тетрадь, карточки- помощницы

-дополнительные: презентация по теме «Умножение трехзначного числа на однозначное в столбик», физминутка, электронное приложение  учебнику.

Технологии

Элементы технологии развития критического мышления; ИКТ;  здоровьесберегающие.

Организация пространства

Учебный кабинет

Формы работы

Фронтальная, работа в парах, групповая работа ,  самостоятельная, составление алгоритма.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Цель:

 1.Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

2.Определить содержательные рамки урока.

Слайд 1

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок

А с чего мы начинаем каждый урок?

Создадим друг другу хорошее настроение:

 улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов в освоении нового. Крепко обнимите себя и скажите:
«У меня сегодня всё получится!». 

 Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок.

-Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.  

(Садитесь девочки, затем мальчики)

Оценивают свою готовность и настрой на работу.

Личностные:

положительное отношение к урокам математики.


Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи слушать и понимать речь других

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

Цель:

1.Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала: повторить понятие …

2.Организовать затруднение в учебной деятельности.

3.Зафиксировать необходимость введения  нового знания.

Великая радость – работа.
В полях, за станком, за столом!
Работай до жаркого пота,
Работай без лишнего счёта-
Всё счастье земли – за трудом!

– Я не случайно начала наш сегодняшний урок стихотворением Валерия Яковлевича Брюсова. Сегодня нас ждет большая работа. Справиться с ней смогут внимательные, любознательные, трудолюбивые и дружные ребята.

Мы такие? Вот  сейчас и проверим.

- С чего бы вы хотели начать наш урок?
- Я поддержу вас, и мы начнем урок с устного счета. От чего зависит успех на этом этапе урока. Как вы думаете? ( от внимательности, быстроты реакции, наличия знаний) 

II. Устный счет.

– Образцом трудолюбия, взаимовыручки нам будет служить маленькое существо, которое является одним из величайших тружеников во всем мире. А кто это, вы узнаете, разгадав русскую народную загадку “Лежит кучка поросят, кто ни тронет –   завизжат”. Сомневаетесь в ответе? А если вы решите устно примеры, а затем запишите ответы в порядке возрастания и соотнесете их с буквами, записанными около каждого примера, то получите ответ на загадку.

Слайд 2

Ы 4 х 8 – 27 : 3
Е 6 х (89 – 83) + 8
П 6 х 7 + 28
Ч 100 – 6х 9
Л 90 – (3х6 +30)
70, 46, 44, 42, 23 /пчёлы/

– Да, ребята, это пчелы – неутомимые труженики. Сегодня одна из них будет сопровождать нас на уроке.– Пчелу почитали во все времена. Мед считали пищей богов. На Руси в день Св.Зосимы отмечали праздник пчелы. А когда отмечали этот праздник? Не знаете? А узнать хотите? Но тогда задачку устно  вы решите.

Учащийся читает стихотворение наизусть

-Урок начнем с устного счета.

Устно находят значения выражений, открывают буквы, располагают числа в порядке убывания, читают слово (пчелы)

Познавательные :

учатся осуществлять актуализацию изученного материала.

Предметные: учатся устно находить значение числовых выражений, применяя правила порядка действий

Регулятивные :

учатся слушать поставленные вопросы и отвечать на них.

Коммуникативные :

учатся строить ответы на вопросы, слушать собеседников.

Выявление места и причины затруднения

Цель:

1.Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения нового знания.

2. Согласовать цель урока.

Слайд 3

Одна семья пчел за лето производит 198 кг меда Сколько кг меда произведут 4 семьи?

В чем проблема? (не можем быстро посчитать устно 198.4) Что нужно сделать? (ввести алгоритм письменного умножения ) А мы же на прошлом уроке учились умножать трехзначные числа ? (а здесь с переходом через разряд) Сформулируйте тему урока. Что у нас будет  за урок ?

Слайд 4С чего начнем?

Что может быть источником информации для решения этой проблемы?

Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. Урок открытия новых знаний. Выясни , что знаем   и что нужно узнать.

-свой опыт

-учитель

-учебник


Коммуникативные: активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке.

Личностные: вносить свой вклад для достижения общих результатов

Построение проекта выхода из затруднения.

1.Организовать коммуникативное взаимодействие для выведения  алгоритма умножения трехзначного числа на однозначное.

2.Согласовать тему урока.

3.Организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания и зафиксировать его в знаковой и вербальной форме.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Попробуйте использовать свой опыт. Посовещайтесь в группах, попробуйте вывести алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд.

Но сначала давайте вспомним правила работы в группах.

Уважать позицию товарища

Не обижать и не обижаться

Слушать и слышать друг друга

Участвовать всем

Быть внимательным

Соблюдать тишину

-Желаю вам успешной работы.

Открывают тетради и записывают число, классная работа

Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже

 известного .Предметные: правильно употреблять в речи математические понятия, - выполнять учебное задание, используя известные способы, алгоритм.
Коммуникативные: ясно формулировать ответы на вопросы педагога.
Регулятивные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Личностные: не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Реализация построенного проекта

Учащиеся работают в группах, затем один представитель от каждой группы доказывает выдвинутую гипотезу.

Сколько килограммов  меда можно взять у 4 семей?

Наши дальнейшие  действия  (проверить наши предположения)

(Объяснение в учебнике.)

(открывается запись.День пчелы празднуют 30 апреля.)

Слайд 5

Алгоритм  умножения

  1. Пишу…
  2. Умножаю единицы…
  3. Умножаю десятки…
  4. Умножаю сотни…
  5. Читаю ответ…

Учащиеся работают в группах, затем один представитель от каждой группы доказывает выдвинутую гипотезу.


Познавательные :
 Ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя и самостоятельно.


Коммуникативные: ясно формулировать ответы на вопросы педагога.
Регулятивные: учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Личностные: не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Первичное закрепление во внешней речи.

Цель:

1.Зафиксировать знание алгоритма умножения трехзначного числа на однозначное во внешней речи.

– Дорога пчелы начинается от улья. На каждом улье есть леток- вход в улей. Около него всегда толпится много пчёл. Но пчёлы прекрасно знают  алгоритм и никогда не нарушают его. Те, кто прилетел с работы входят по нижней части летка, те, кто улетает - по верхней.

И мы сейчас ,соблюдая алгоритм, решим №1 в учебнике с объяснением

Решают  №1 с объяснением у доски

Предметные: правильно употреблять в речи математические понятия, - выполнять учебное задание, используя известные способы, алгоритм

Динамическая пауза

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 6

Ульям на пасеке обычно присваивают номера. Есть они и у нас. Что нужно сделать, чтобы их открыть? (выполнить самостоятельную работу)

(индивидуальное задание, карточка, для слабоуспевающих памятка-алгоритм)

317. 3    89.5    234.4   349.2

Самостоятельно находят значения выражений, записывая в столбик.

Личностные: умение признавать собственные ошибки; формирование математической компетенции; быть толерантным к другому мнению.
Предметные:  умножать трехзначное число на однозначное письменно.
Регулятивные: проверять результаты вычислений; адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.
Коммуникативные: высказывать своё мнение при обсуждении задания.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1.Выявить границы применимости нового знания;

2.Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения непрерывности.

За всю свою недолгую жизнь протяженностью в 2 месяца пчела собирает несколько грамм нектара. А сколько – вы узнаете ,поработав в парах(150г)

Слайд 7

Найти ошибки, выполни вычисления правильно.

 Молодцы, ребята, вам всего по 9 – 10 лет, а вы уже многое знаете и умеете. Как вы думаете, в каком возрасте пчела начинает заниматься сбором нектара и пыльцы? Решив уравнения, вы узнаете еще одну тайну пчелы. ( На доске работают по одному представителю от каждого ряда.)

Х:3=138     х:2=194         х:6=0

Найти разность значений уравнений

Слайд 8.

От рождения до 6 дней – пчела убирает в улье.
От 6 до 12 – дней кормит личинок и матку.
От 12 до 19 дней – строит из воска соты.
От 19 до 26 дней – охраняет улей, принимает нектар и пыльцу.
В возрасте 26 дней пчела вылетает на сбор нектара и пыльцы.
В почтенном пенсионном возрасте, около 40 дней, пчела приносит в улей воду. Далеко от улья она уже не улетает.

Работа в парах.

Познавательные:  формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по применению алгоритма умножения  трехзначного числа на однозначное; сопоставлять информацию, полученную на уроке, с жизненными ситуациями.
Коммуникативные :

учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности, учатся владеть диалогической формой речи.

Учатся формулировать собственное высказывание.

Личностные :

Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.

Регулятивные :

учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре.

Учатся принимать и сохранять учебную задачу.

Рефлексия учебной деятельности

Цель:

1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

2. Оценить результаты учебной деятельности.

– Наш необычный урок подходит к концу. Мы смогли заглянуть лишь одним глазком в жизнь этого удивительного насекомого, которое всю жизнь работает на благо других ничего не прося в замен. Ведь без опыления растений не будет ни семян, ни плодов. Чем больше пчел вылетит на работу, тем больше урожай мы соберем. Тем краше будет наша Земля от благоухающих цветов. И если вы, увидев весной пчелу, остановитесь и не будете в ужасе бежать от нее или убивать , боясь ее укусов, а восхититесь этой неутомимой работницей, я буду считать, что наш сегодняшний урок прошёл не зря. Запомните: даже укус пчелы, который для нее является смертельным, человеку полезен. Ничего кроме пользы мы от пчелы не получаем. Помните об этом и уважайте ее.

Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.) Какую задачу ставили на урок?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Где можно применить новые знания?

Слайд 9

Дополните фразы:

  • Я узнал…
  • В ходе работы удалось научиться…
  • Порадовался тому, что…

Определите,  какое у вас настроение после нашего урока. Оцените свою работу.

Регулятивные :

учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.

Информация о домашнем задании.

Чтобы закрепить новое знание я предлагаю вам выполнить задание внизу на стр.89 учебника и любые номера по выбору на этой странице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики 3 класс. "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное".

Презентация к уроку математики 3 класс. Можно использовать при изучении нового материала....

Урок математики в 3 классе для дистанционного обучения Тема: Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.

Тема: Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.Перспективная цель: формирование представлений об алгоритме письменного умножения трехзначного на однозначное.Актуальная цель: сф...

Конспект урока математики "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное" (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с алгоритмом письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд; развитие устных и письменных вычислительных навыков, умения решать ...

Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное 4 класс

Конспект урока "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное"...