Конспект урока математики в 3 классе "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное"
план-конспект урока по математике (3 класс)

Потоцкая Анна Александровна

Конспект урока математики в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 3

Образовательная система: Школа России 

Учебный предмет: Математика

Тема:  Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное

Тип урока: открытия нового знания

Цели:

Содержательная: введение алгоритма письменного умножения трехзначного числа на однозначное

                  Деятельностная: создание условий для формирования умения применять алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд.

Задачи:

Образовательные:

  1. Создать условия для формирования навыка  применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное через разряд
  2. Развивать устные и письменные вычислительные навыки
  3. Совершенствовать умение решать задачи изученных видов

Воспитательные:

1. Формировать навык самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев ее успешности;

2. Создать условия для формирования интереса к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способам познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики.

Развивающие:

  1. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  2. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения..
  3. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  4. Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  5. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Умение применять алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное через разряд
  2. Умение применять  устные и письменные вычислительные навыки
  3. Умение решать задачи изученных видов

Личностные:

1.Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

2.В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

2.Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Регулятивные УУД:

1.Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

2.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

1.Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

2.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Оборудование: Презентация, карточки.

План урока:

  1. Этап мотивации
  1. Приветствие
  2. Проверка готовности
  1. Этап актуализации и пробного учебного действия
  1. Устный счет
  2. Повторение разложения чисел на разряды
  1. Этап выявления места и причины затруднения
  2. Этап построения проекта выхода из затруднения

            Формулирование темы урока, цели

  1. Этап реализации построенного проекта

         

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Работа по учебнику

6.2. Физкультминутка

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
  2. Этап включения в систему знаний и повторения

           

  1. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у- ся в деят-ть на личностно- значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновени я у обучающихся внутренней потребности включения в УД

1.1        Приветствие

- Здравствуйте, ребята.

- Меня зовут Анна Александровна и сегодняшний урок математики у вас проведу я.

- Сядьте ровненько, спинки прямые.

-

1.2        Проверка готовности

-  А сейчас проверьте свою готовность к уроку.

- На столах должны лежать: тетрадь, учебник, пенал, дневник, карточки.

- Проверяют всё ли на месте.

Фронтальная

 

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация

 2.1        Устный счет

- Урок начнём с устного счёта.

Устный счёт: «Математический диктант»

- Постарайтесь выполнить задание правильно.

Запишите только ответы в строчку через запятую.

- Число 6 увеличьте в 7 раз.

- Первый множитель 2, второй множитель 6. Найдите произведение.

- Число 9 увеличить в 4 раза.

- Число 7 увеличить в 4 раза.

- Первый множитель 3, второй множитель 3. Найдите произведение.

- Число 7 увеличить в 3 раза.

- Первый множитель 8, второй множитель 7. Найдите произведение.

- Первый множитель 8, второй множитель 9. Найдите произведение.

- Сверьте свои ответы с ответами на слайде.

Кто все верно выполнил поднимите руки. Молодцы!

2.2  Подготовительная работа к изучению нового материала.

 Следующее задание.

-Запишите число в котором 3дес. 2 ед.

- Разложите его на разрядные слагаемые

- Запишите число в котором 2дес. 3 ед.

- Разложите его на разрядные слагаемые

- Запишите число в котором 4с. 2 дес. 3 ед. - Разложите его на разрядные слагаемые.

Записывают ответы через запятую, осуществляют взаимопроверку по эталону.

Фронтальная

Индивидуальная

 

Пр4.

 

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Обратите внимание на слайд.

- Вычислите выражения, работайте в парах.

32*3

23*2

303*2

-Назовите ответ в первом выражении?

-Во втором?

-Сколько получилось в третьем выражении?

(спросить каждую пару)

- Почему в третьем выражении разный ответ? - В чём трудность?

(Если одинаковые ответы)

-Чем отличается это выражение от других?

-Кто запишет выражение на доске, раскладывая на разрядные слагаемые?

-Какой ещё способ вычислений и записи существует?

-Чтобы записать это выражение в столбик нам потребуется поэтапное выполнение действий?

-Как называются одним словом поэтапно выполняемые действия?

96

46

606

- Умножали трехзначное число

- В двух примерах умножали двухзначное, а это трехзначное.

Представлю первый множитель 303 в виде суммы разрядных слагаемых (300+3). Затем умножу каждое число на 2 и полученные результаты сложу

(300*2)+(3*2)=600+6=606

_Запись в столбик.

Алгоритм.

Фронтальная

Л1;Л2;

Пр1, 3

К1;К2;

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Сформулируйте тему урока.

- Какова цель нашего урока? Молодцы! 

Алгоритм письменного умножения трехзначных чисел на однозначное

Познакомиться с алгоритмом письменного умножения трехзначных чисел.

Фронтальная

К1;К2; Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

 5.1 Формулирование алгоритма умножения

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Используя свой опыт, посовещайтесь в группах, попробуйте вывести алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное с переходом через разряд.

Но сначала давайте вспомним правила работы в группах.

- Желаю вам успешной работы.

 (Учащиеся работают в группах, затем один представитель от каждой группы доказывает выдвинутую гипотезу, предлагает свой алгоритм письменного умножения.)

 - Теперь предлагаю проверить, правильно ли вы рассуждали и прочитать, какой алгоритм нам предлагает учебник. Откройте стр. 89 и прочитайте.

- Какой сделаем вывод?

Алгоритм умножения

1. Пишу…

2. Умножаю единицы…

3. Умножаю десятки…

4. Умножаю сотни…

5. Читаю ответ

- Я буду объяснять все смотрят на доску и ничего не записываем.

Пишу первый множитель 174, под единицами записываю второй множитель 4.

Буду умножать единицы. 4*4=16, это 1 десяток и 6 единиц. Пишу 6 под единицами, 1 десяток запоминаю. (1 написать над десятком)

- Умножаю десятки. 4*7=28, прибавляю еще 1 десяток, это получается 29.Пишу 9 под десятками, а 2 запоминаю.

Умножаем сотни. 4*1=4, к 4 прибавляем 2 сотню, это 6 сотен пишем 6 под сотнями

Читаю ответ 696

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

- Давайте запишем этот пример в тетрадь.

- И мы сейчас, соблюдая алгоритм, решим примеры № 1 на странице 89 с подробным комментированием

1) - Пишу первый множитель 446, под единицами записываю второй множитель 2.

Буду умножать единицы. 6*2=12, это 1 десяток и 2 единицы. Пишу 2 под единицами, 1 десяток запоминаю. (1 написать над десятком)

- Умножаю десятки. 4*2=8, прибавляю еще 1 десяток, это получается 9 .Пишу 9 под десятками.

Умножаем сотни. 4*2=8, пишем 8 под сотнями

Читаю ответ 892

2) - Пишу первый множитель 283, под единицами записываю второй множитель 3.

Буду умножать единицы.  3*3= 9 пишу 9 под единицами.

- Умножаю десятки. 8*3=24, прибавляю еще 1 десяток, это получается 24.Пишу 4 под десятками, а 2 запоминаю.

Умножаем сотни. 2*3 =6, к 6 прибавляем 2 сотню, это 8сотен, пишем 8 под сотнями

Читаю ответ  849

3) - Пишу первый множитель 151, под единицами записываю второй множитель 7.

Буду умножать единицы. 7*1=7 , Пишу 7 под единицами.

- Умножаю десятки. 5*7=35, Пишу 5 под десятками, а 3 запоминаю.

Умножаем сотни. 1*7=7, к 7 прибавляем 3 сотню, это 10 сотен пишем 10 под сотнями

Читаю ответ 1057

4) - Пишу первый множитель 79, под единицами записываю второй множитель 3.

Буду умножать единицы. 9*3=27, это 2 десяток и 7единиц. Пишу  7 под единицами, 2 десятка запоминаю. (2 написать над десятком)

- Умножаю десятки. 7*3=21, прибавляю еще 2 десяток, это получается 23. .Пишу  под десятками, Читаю ответ 237

5) - Пишу первый множитель 92, под единицами записываю второй множитель 6.

Буду умножать единицы. 2*6=12, это 1 десяток и 2 единиц. Пишу 2 под единицами, 1 десяток запоминаю. (1 написать над десятком)

- Умножаю десятки. 9*6=54, прибавляю еще 1 десяток, это получается 55..Пишу  под десятками.

Читаю ответ 552

Уважать позицию товарища

Не обижать и не обижаться

Слушать и слышать друг друга

Участвовать всем

Быть внимательным

Соблюдать тишину

         

Решают № 1 с объяснение у доски

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

 

Пр 1, 3,4

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

 

-Найди ошибки и выполни вычисления правильно.

На доске

148*5=720

211*4= 844

321*3 = 952

416*2= 712

(Примеры записаны в столбик)

- Как вы думаете, что станет вашим верным помощником при выполнении данного задания?

- Что нужно сделать для того, чтобы понять, правильно ли решены примеры?

- Решите эти примеры, запишите их, можете совещаться со своим соседом по парте.

Алгоритм письменного умножения, потому что он поможет нам определить, в каком шаге допущена ошибка.

Решить самим.

Учащиеся в парах выполняют задание.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальна

Пр 2

Пр1,3,4

П2

П1,2

Пр1,3

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

 - Для проверки того, как вы усвоили новую тему предлагаю вам выполнить упр. 3 на стр. 89. Выполняем задание по вариантам. 1 вариант -1 строка. 2 вариант – 2 строка.

- Сверьте свои ответы с ответами на слайде.

Выполняют работу.

Пр1,3

8. Этап включения в систему знаний и повторения

Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

- Прочитайте задачу. Что в ней не так?

- Как мы дополним вопрос?

- Давайте решим задачу.

- О чем говориться в задаче?

- Что известно?

- Какой вопрос задачи?

- Сможем ли мы сразу на него ответить?

- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос?

- Что нам неизвестно?

- как мы найдем, сколько всего учеников в трех маленьких автобусах?

- Какое первое действие?

- Запишите.

- Теперь мы знаем достаточно, чтобы ответить на вопрос задачи?

- Как найдем сколько учеников в одном маленьком автобусе?

- Это второе действие.

- Запишите решение и ответ задачи.

 - Вопрос поставлен не до конца.- Маленьком автобусе.

Об учениках в автобусах

- Сколько всего учеников, сколько в большом автобусе, и что в трех маленьких поровну оставшиеся.

- Сколько учеников в одном маленьком автобусе.

- Нет.

- Сколько всего учеников, сколько учеников в большом автобусе, сколько учеников в трех маленьких автобусах.

- Сколько всего учеников в трех маленьких автобусах.

.

Индивидуальная

К1; Р2;П2

9. Этап рефлексии учебной деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,

 -Наш урок подходит к концу.

 - Какая была тема урока?

 - Какую цель ставили перед собой?

 - Как вы думаете, достигли ли мы цели?

- Кто сегодня на уроке справился со всеми заданиями?

- Кто сомневается в своих умениях?

- Над чем надо поработать дома?

 -Я предлагаю оценить вашу работу на уроке, дополнив любые из фраз:

-Я закрепил умения…

 -Мне понравился урок тем…

 -Я ошибался, но буду…

 -Я научился…

 -Спасибо за работу на уроке.

 - Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 3 классе "Умножение двузначного числа на однозначное" Школа России

Файл содержит подробный конспект урока для использования в 3 классе.Урок содержит интересный игровой материал для активизации мышления и развития вычислительных навыков у детей....

Конспект урока математики в 3 классе "Умножение двузначного числа на однозначное. Закрепление"

Тип урока: закрепление.Цели: закреплять правила умножения двузначного числа на однозначное, умение решать задачи и уравнения изученных видов; ввести алгоритм умножения двузначного числа на однозначное...

Урок математики в 3 классе "Умножение трехзначного числа на однозначное"

Урок разработан по УМК "Школа 21 века". Урок открытия новых знаний....

Презентация к уроку математики 3 класс. "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное".

Презентация к уроку математики 3 класс. Можно использовать при изучении нового материала....

Урок математики в 3 классе для дистанционного обучения Тема: Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.

Тема: Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное.Перспективная цель: формирование представлений об алгоритме письменного умножения трехзначного на однозначное.Актуальная цель: сф...

Конспект урока математики "Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное" (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с алгоритмом письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд; развитие устных и письменных вычислительных навыков, умения решать ...